ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.
методическая разработка

Герасимов Михаил Юрьевич

Статья вошла в сборник по итогам повышения квалификации "Методическое обеспечение реализации програм СПО: предметно-цикловая комиссия как ресурс развития методической компетентности преподавателя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья из сборника20.3 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМИССИИ.

Герасимов М.Ю.,

преподаватель, председатель методической комиссии

ГБПОУ НСО  «Венгеровский центр профессионального обучения»

     На сегодняшний день деятельность в области педагогики определяется наличием общих и профессиональных компетенций. Систематическое повышение квалификации преподавателем является неотъемлемым условием профессионального роста. Предметно-цикловые комиссии обеспечивают совершенствование методического обеспечения образовательного процесса. На ведущую позицию выходит уровень взаимодействия преподавателей, способность к устойчивой коммуникации внутри коллектива.  Постоянный поиск новых идей, направленных на повышение эффективности проведения учебных занятий, позволяет находиться в фарватере передовых технологий обучения. Опираясь на системно-деятельностный подход, направленный на достижение результатов обучения и воспитания, формирование универсальных учебных действий, наш коллектив прилагает максимум усилий для достижения цели. С 2020 года члены методической комиссии (МК) ГБПОУ НСО  «Венгеровский центр профессионального обучения» работают над методической темой: «Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) участниками педагогического процесса как условие повышения уровня профессионализма». Особенности условий нашего образовательного учреждения, заключающиеся в отдалённом расположении от областного центра, а также небольшого штата педагогических работников, определяют острую необходимость использования информационно-коммуникационных технологий. На протяжении двадцати лет численность методической комиссии варьировалась от 7 до 16 человек. Уровень владения ИКТ  всех педагогов можно градуировать от «новичка» до «мастера». В таких условиях приходится ставить задачи с учётом индивидуальных способностей.

       Главной задачей председателя МК, на мой взгляд, является своевременная и необходимая помощь педагогам в организации методического обеспечения, в том числе в выборе наиболее подходящих технологий обучения. Особенно важен этот момент в работе с молодым специалистом в качестве наставника. Преемственность  - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Тот опыт, который я получил в своё время от своих старших товарищей, спустя годы передаю молодым коллегам. Цифровые образовательные ресурсы применятся на каждом этапе работы МК. Одним из основных является планирование работы МК на учебный год. Современные технологии позволяют перед началом планирования изучить опыт коллег. На это уходит ни один день, прежде чем удастся собрать по крупицам то, что наиболее востребовано в данных конкретных условиях. На втором этапе происходит анализ и систематизация всего материала. В качестве дополнительных источников используются сайты педагогических сообществ, где публикуются довольно интересные статьи, позволяющие лучше осмыслить изученные шаблоны планов. Третий этап заключается в выработке алгоритма, который станет приемлемым для проведения заседаний МК, а также реализации мероприятий запланированных на учебный год. Все педагоги должны быть заранее предупреждены и иметь полное представление о том, что в учебном году они должны сделать в рамках МК. Для реализации этой задачи используются такие средства как группа «коллеги» в мессенджере, а также электронная почта и облачное хранилище. Постепенно стараемся минимизировать использование USB-флешек, так как они менее безопасны. На четвёртом этапе непосредственно реализовывается то, что было спланировано, включая проведение открытых уроков, педагогических чтений, заслушивание докладов и т.д. На этом этапе остановлюсь подробнее. ФГОС требует разрабатывать рабочие программы учебных дисциплин, календарно-тематические планы, контрольно-оценочные средства и многие другие документы. Для правильного оформления всего перечня необходимо обладать соответствующими компетенциями. Если в 2000 году, когда я начинал деятельность преподавателя, все планы писались от руки в тетрадке, то теперь педагог, не обладающий ИКТ-грамотностью, является профессионально непригодным. В связи с этим систематическое повышение квалификации составляет неотъемлемую часть педагогической жизни. В процессе прохождения курсов каждый преподаватель начинает вспоминать, что такое быть студентом. Проходя дистанционное обучение, практически все члены методической комиссии, приобрели опыт использования ИКТ. Особенно обучение на  курсах помогает в создании контрольно-оценочных средств, в плане совершенствования тестовых заданий на различных платформах. Умение создавать презентации, видеоролики и другой  контент, позволяет повысить качество проведения учебных занятий.

        Non est terminus ad perfectionem что в переводе с латыни звучит как: «Совершенству нет предела». Слова, приписываемые Сократу, как нельзя лучше формулируют суть  изучения ИКТ педагогом. Информационный мир всё больше входит в жизнь человека XXI века. Учитель уже не является тем источником знаний, каким он оставался на протяжении многих столетий. Технократический путь развития одно из возможных направлений будущего. Современному педагогу требуется постоянно идти в ногу со временем, а значит развивать информационно-коммуникационные технологии, опираясь на свой опыт и инновационные методы. Обилие всевозможной информации в сети «Интернет», с одной стороны позволяет найти быстро то, что требуется, а с другой стороны вызывает потребность в критическом мышлении. «Не всё то золото, что блестит» - пословица, которая очень хорошо подчёркивает необходимость отделять правду от вымысла. Роль педагога заключается в умении направить обучающихся на поиск правильных решений. Выбор методов обучения может быть разнообразен: игровое обучение, метод проектов, технология развития критического мышления, включающая приёмы синквейн и кластер. Однако, все технологии и методы обучения достигнут наибольшего эффекта, если они сочетаются с использованием информационно-коммуникационных технологий. Иван Александрович Стебут – выдающийся русский учёный, агроном и деятель профессионального образования сказал: «…Профессиональная деятельность человека заключает всегда три элемента: элемент науки, искусства и элемент ремесла. Наука, как я понимаю, даёт идею, план, искусство осуществляет их при помощи ремесла, которое доставляет к тому средства, орудия». [1].  К цитате позволю себе добавить, что все элементы современной деятельности в большой степени основываются на информационно-коммуникационных технологиях. Это уникальный инструмент, который позволяет расширить возможности человека, как в плане обучения, так и в профессиональной деятельности.

         Ещё одним важным фактором в качестве председателя МК считаю  методическое сопровождение педагога в получении квалификационной категории. В  системе https://att.edu54.ru/  являюсь курирующим методистом организации. Электронная система позволяет получить квалификационную категорию, не собирая кипу бумаг, для заседания аттестационной комиссии. Разъясняя коллективу преимущества данной системы, вижу в глазах коллег понимание и благодарность за оказанную помощь. Просмотры вебинаров, в которых обсуждалась правильность оформления работ на первую и высшую квалификационные категории, были бы невозможны без обладания ИКТ. Само устройство системы доступно для педагогических работников с минимумом знаний ИКТ, что позволяет всем желающим повысить свою квалификационную категорию.

       На заключительном этапе работы МК подводятся итоги. Достигнутый результат определяет правильность постановки целей. Лев Николаевич Толстой в своём стихотворении, которое он написал во время Крымской войны (август 1855 г.), очень ёмко заметил: «Чисто писано в бумаге, да забыли про овраги, как по ним ходить».   На мой взгляд, педагогические традиции играют ключевую роль в обеспечении гармоничного развития личности. Бездумное копирование зарубежных технологий обучения, без учёта многовековой практики отечественных педагогов, таких как К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, не принесёт необходимых результатов. Планирование, как правило, не может предусмотреть все нюансы, особенности момента. Результат позволяет внести коррективы на следующий год, исправить ошибки, которые всё-таки допускаются в процессе работы. В 2021 году ГБПОУ НСО  «Венгеровский центр профессионального обучения» успешно прошёл аккредитацию по двум профессиям, а также проверку лицензионного отдела. Два преподавателя получили в 2022 году высшую квалификационную категорию через электронную систему. Обучающиеся активно участвуют в различных конкурсах и предметных олимпиадах.

      Подводя краткий итог своей работы, пришёл к выводу - только совместными усилиями всего коллектива можно добиться повышения эффективности обучения. Инструменты нового столетия, опираясь на ИКТ, позволяют реализовывать самые смелые идеи на каждом этапе.

Список использованных источников

  1. Антология педагогической мысли, том 2 «Русские педагоги и деятели народного образования о трудовом воспитании и профессиональном образовании»; (составитель Н.Н.Кузьмин); М. «Высшая школа», 1989 г. [1] (стр. 316)
  2. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ Инфра-М, 2013. - 336 c.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку...

"Особенности применения современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществоведения".

Обмен опытом по применению современных информационных и коммуникативных технологий на уроках истории и обществознания....

Применение информационно - коммуникационных технологий при организации проектной деятельности на уроках физики, математики и во внеурочной деятельности.

Организация проектной деятельности с применение ИКТ  - это наглядно, красочно, информативно. «Визуализируйте работу! Одна картинка стоит тысячи слов». Использование новых информационных технологи...

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку

Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку...

Тема. «Роль современных информационных коммуникационных технологий в организации учебного процесса на уроках физики»

Обучение, воспитание и развитие нового поколения осуществляется в условиях информационно насыщенной среды. Информационные технологии диктуют новые требования к профессионально-педагогическим качествам...