«Роль работы над звукоизвлечением в классе аккордеона»
методическая разработка

Резниченко Людмила Владимировна

         Организация игрового аппарата учащихся по классу аккордеона на начальном этапе обучения является одним из самых сложных элементов в процессе обучения.

Впервые годы в программу начинающих аккордеонистов входит большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Важно на первых этапах обучения использовать детскую предрасположенность к движению, формируя на этой основе необходимые для данного инструмента навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_zvukom.docx22.01 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

МБУ ДО «ГДМШ»

Доклад

«Роль работы над звукоизвлечением в классе аккордеона»

 

 

 

Подготовила:

Преподаватель по классу аккордеона

Резниченко Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Организация игрового аппарата учащихся по классу аккордеона на начальном этапе обучения является одним из самых сложных элементов в процессе обучения.

Впервые годы в программу начинающих аккордеонистов входит большое количество разнообразных по жанрам и музыкальному характеру произведений. Важно на первых этапах обучения использовать детскую предрасположенность к движению, формируя на этой основе необходимые для данного инструмента навыки.

Наша задача,- исследуя инструментальное движение, научить ребенка определенным приемам звукоизвлечения.

Прежде чем перейти к рассмотрению специфики игрового движения, остановимся на физиолого-психологическом  механизме, который обеспечивает движение как таковое. Начнем с того, что двигательный аппарат человека включает суставы, мышцы, двигательные нервные пути, а также отделы двигательной нервной системы. В целом все это можно разделить на две независимые сферы, управление которыми осуществляется различно. Это движения непроизвольные и произвольные. Они не всегда находятся под контролем сознания. Если непроизвольные движения имеют рефлекторное сокращение мышц, то произвольные подчинены сознанию. Таким образом, фиксируя внимание ребенка на обычных игровых движениях, мы должны исходить из определенной технической цели.

Останавливаясь непосредственно на приемах звукоизвлечения, преподаватель, прежде всего, исходит из « естественности  движений». Игровые движения в данном случае соединяют воедино произвольные и непроизвольные виды движения. Грамотно используя возможности исполнительской техники, основанной на знании физиологических особенностей игрового аппарата, преподаватель, прежде всего в основу своей работы с учащимися ставит работу над звукоизвлечением.

Опыт музыкантов других специальностей возможен для использования, хотя природа звукоизвлечения на аккордеоне совершенно иная. Мы используем весь арсенал исполнительской практики для расширения звуковыразительных средств.

Основываясь на собственном многолетнем  педагогическом опыте работы с учащимися-аккордеонистами, делаю вывод: только комплексное использование всех исполнительских средств дает положительный результат. Однако чтобы его достичь, нужно знать и умело применять все игровые навыки.

Известно, какую роль в музыке играет звук. По выражению Г. Нейгауза «Звук есть сама материя музыки, её первооснова». Без звука нет музыки, поэтому усилия должны быть направлены на формирование звука. Уже на первых уроках у ребёнка можно пробудить интерес к музыке или же уничтожить его навсегда. Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук.

Звук аккордеона – это производное от колебания металлической пластинки «голоса» под давлением воздушной струи, подающейся в результате открытия клапана и соответствующего движения меха.

Начнем с элементарного приема образования звука на аккордеоне: приведение  в действие клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее - рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец,  мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания.

Процесс звукообразования связан с движением меха, поэтому целесообразно начинать формирование двигательных навыков именно с меховедения, начинать с постановки левой руки. Мех – это душа аккордеона. Он играет первостепенную роль. Работе мехом нужно постоянно уделять пристальное внимание на всех стадиях обучения. С движением меха связаны важнейшие особенности звукообразования: певучесть, динамическая гибкость, раздельная артикуляция. Различные приемы туше, а также способы ведения меха должны быть в арсенале юного музыканта. Преподаватель учит нажиму, толчку, удару. Способы ведения меха,- ровное, либо с ускорением или замедлением,- также дает возможность получать множество разнохарактерных звучаний.

 Преподаватель должен знать специфические возможности своего инструмента. Современный аккордеон обладает красивым «многослойным» тембром. Именно за эту особенность, данную только ему, его любят как исполнители, так и слушатели. Благодаря таким звуковым достоинствам инструмента надо в полной мере  использовать его музыкально-художественную выразительность.

К выше названным приемам звукоизвлечения добавим освоение динамических градаций звука - от тонкого «р» до сочного «f». Для сравнения: инструмент фортепиано, например во многом « проигрывает». Подобного влияния на звук после момента его возникновения он не имеет. Извлекаемый из инструмента звук проходит три этапа: атака, процесс ведения и окончания звука. Чтобы в полной мере показать  художественные достоинства музыкального произведения, обязательно использование всех трех приемов звукоизвлечения. Наиболее употребима пальцевая артикуляция, поскольку мех находится в движении во время исполнения. Далее: туше. Это слово происходит от французского, в переводе звучит, как трогать, прикасаться. И здесь очень важно с первых шагов учить юного музыканта сознательно применять основные его виды: нажим, толчок, удар и скольжение. Ничто не должно выполняться механически!  Только с определенным смыслом и точной целью.

При нажиме учить ребенка слушать плавность перехода с одной клавиши на другую, чтобы  legato было полным и сочным. Вводя  штрих non legato, нужно заботиться о фиксации определенного ощущения кончика пальцев, « не связно», но и не staccato. При приеме «толчок» не нужен замах пальца: достаточно погружение в клавишу до упора. Удар, как пальцевой, так и кистевой, должен быть естественным, выполнен с одновременной работой кисти и пальцев. Учащиеся младших классов должны освоить штрихи: legato, non legato, staccato. Далее идет знакомство с портаменто, деташе, а также тремоло или вибрато. Умелое применение туше на аккордеоне помогает раскрыть художественные особенности музыкального  произведения.

 Работа над сменой меха включает в себя основные приемы - это разжим и сжим. Основное правило преподавателя - научить ребенка не менять мех во время «высказывания» музыкальной мысли. На начальным этапе уместно сравнивать эту работу с речью человека, когда «обрыв» на полуслове невозможен. Маленьким детям даже возможна подсказка в виде «речевой заставки» инструментальной мелодии. Просто придумать словесный текст: лучше, конечно, стихотворный. И стараться не нарушать данное правило даже в самых простых мелодических оборотах. Исходя, из собственной практики знаю, что в будущей работе над сложными произведениями начальные  «установки» станут необходимыми в работе.

Возвращаясь к работе над мехом, допустимо иногда «отойти от правил». Это возможно, когда ученик не смог рассчитать запас меха. Преподаватель должен заранее «просчитать» подобные ошибки и научить возможности малозаметно сменить мех.

Аккордеон, как было написано выше - это инструмент с богатой звуковой палитрой. Поэтому работа над качеством звука, над различными приемами звукоизвлечения, штрихами обязательна. Сочетание различных приемов туше, разных способов ведения меха дает возможность получение разных звуковых эффектов.

 Использование в полной мере тембровой палитры инструмента нельзя не остановиться на работе над регистрами. Именно они « отвечают» за светлые, яркие краски звучания, либо придают матовый, «глухой» эффект. Необходимо с учащимися непосредственно в работе над произведением сравнивать возможное то или иное качество звука, найти более подходящий для данной пьесы.

Аккордеон,- инструмент, способный показать разные варианты динамики. Вместе с учеником важно услышать зарождение звука, его « выход» в полный голос. Ощущение грани, когда появится реальный звук, очень ценно для воспитания чуткости восприятия слухового контроля. Усиливая натяжение меха, получаем нарастание звучности, и наоборот, ослабление динамики.

Красивое, насыщенное звучание инструмента возможно при полном слиянии исполнителя со своим инструментом. В противном случае возможно безликое, чисто механическое, исполнение. При этом наставление преподавателя типа «плохой звук», либо «хороший звук» звучат впустую, если не подкреплены классной работой.

 Часто преподаватели по классу аккордеона используют в  своей методике труды выдающихся пианистов, например Г.Г. Нейгауза. Этот корифей музыкальной педагогики основал целую школу фортепианной игры, имел много достойных учеников. Поэтому использование его точных и метких высказываний, определений в работе с учениками поможет общей задачи. Так, о звуке Г.Г. Нейгауз говорил: «Музыка- это искусство звука.»  (лучше не скажешь!). Далее: «Звук должен быть закутан в тишину, звук должен покоиться в тишине, как драгоценный камень в бархатной шкатулке». И еще: «Звук есть сама материя музыки, её первооснова». Важно, чтобы ученик не просто знал эти определения, а прочувствовал их, понял самую суть.

Заключение:

 Задачей каждого преподавателя- аккордеониста является научить ребенка определенным приемам звукоизвлечения. Специфика игрового движения основывается на физиолого-психологическом механизме. Преподаватель должен исходить из естественности движений, включающих воедино их произвольные и непроизвольные виды.

       Основываясь на многолетнем педагогическом опыте работы с учащимися-аккордеонистами, прихожу к выводу: только комплексное использование всех исполнительских приемов даст положительный результат.

 

Список литературы:

 

1.     Гвоздев, П.. Принципы образования звука на баяне и его извлечения

 [ Текст]: сборник статей, вып.1/ П. Гвоздев.-М.:, 1970

2.     Крупин, А.В.. Романов ,А.Н.. Новое в теории и практике звукоизвлечения на баяне      [ Текст]: учебное издание,  / А.В Крупин, А.Н. Романов.- Новосибирск: Классика, 2002.-56 с.

3.     Липс, Ф.Р.. искусство игры на баяне [ Текст]: методическое пособие для педагогов ДМШ, учащихся ССМШ, музучилищ, вузов/ Ф.Р. Лист. - М.:, Музыка, 2004.-142 с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над звукоизвлечением.

Методическая работа...

Открытый урок «Работа над звукоизвлечением на виолончели. Первоначальный этап обучения»

Специфика начального периода обучения игре на виолончели заключается в том, что для исполнения даже самых простейших  песенок и мелодий на этом инструменте требуется  гораздо более длительны...

Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»

С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании....

Открытый урок в классе аккордеона на тему: "Работа над штрихами в 1 классе ДШИ"

Формирование представлений обучающегося об основных видах штрихов.Знакомство с творчеством композитора Д. Б. Кабалевского, выдающимся педагогом, основателем системы изучения уроков музыки в общеобразо...

«Работа над техникой в классе аккордеона»

Целью начального обучения игре на инструменте является постепенное введение ребенка в более узкий круг профессиональных навыков,  сохраняя при этом его эмо...