Работа над звукоизвлечением.
методическая разработка по музыке по теме

Уймёнова Валентина Михайловна

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.soobshchenie_rabota_nad_zvukoizv.odt18.52 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

   

                         МЕТОДИЧЕСКОЕ  СООБЩЕНИЕ

          преподавателя по специальному предмету

                                    АККОРДЕОН

                 Уймёновой Валентины Михайловны

        на тему: « Роль работы  над звукоизвлечением          

        с начинающими и знакомство с выразительными

                                  средствами музыки                        

                                  в классе аккордеона».

                                                                       14.11.2013год.

                           

                             ДШИ, гор. Приозерск.

        «Роль работы над звукоизвлечением с начинающими

          и знакомство с выразительными средствами  

          музыки  в классе аккордеона».

                                                                    Г.Г. Нейгауз

                   «Музыка — искусство звука — и проблемы

                     звукоизвлечения являются центральными

                     в деятельности музыканта любой специальности.

                     И без овладения специфики звукоизвлечения на

                     инструменте -

                                           НЕЛЬЗЯ добиться выразительного

                                                            исполнения и правильной

                                                            передачи художественного

                     содержания музыкального произведения».

 Хочу отметить, что именно на первых уроках у ребёнка можно пробудить интерес к музыке или же уничтожить его навсегда.

Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки,  в частности постановочные моменты, технологические приёмы и другие. Начнём с элементарного приёма образования звука на аккордеоне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания.  Известно, что при обучении игре на аккордеоне, важнейшие особенности звукоизвлечения связаны с движением меха, поэтому целесообразнее начинать формирование двигательных навыков именно с меховедения. От выше перечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика.

 Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук.

Организация игрового  аппарата учащихся по классу аккордеона,  особенно на начальном этапе, является одним из самых сложных элементов в процессе обучения. Важно  на первых этапах обучения, чтобы ученик понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счёт различного ведения меха.

   Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учениками навыки с владения мехом. В преподавательской практике можно использовать  целый ряд упражнений, помогающих формированию двигательных навыков. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. В этой связи можно предложить ряд упражнений и заданий, например таких как: «Ветер», которое научит ученика ровному и достаточно  продолжительному меховедению, которое позволит целиком сосредоточить внимание на правильности движения меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, так как в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость — те компаненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, потому что в дальнейшем с физиологическим  изменением ребёнка (окостенение, жёсткость связок), делать это будет труднее. В следующих упражнениях: «Ниточка» и «Верёвочка» следует дифференцировать силу звука, наиболее тихий с «Ниточкой», а громкий с «Верёвочкой». Эти упражнения призваны закрепить в сознании ребёнка  следующее: сила звука зависит от  степени натяжения меха. Упражнения  могут исполняться как на уже освоенных басах, так и на любых клавишах правой клавиатуры. Очень важно добиться от ученика ровного и плавного ведения меха, чтобы «ниточки» и «верёвочки получались длинными, ровными, «без узелков» и не рвались, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал клавишу каждым пальцем до упора. При нажиме клавиш нужно приучить ребёнка слушать плавность перехода с одной клавиши на другую, чтобы legato  было полным и сочным. А вводя штрих  non legato заботиться о фиксации определённого ощущения кончика пальцев, не связно, но и не staccato.  И ещё: осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, так как при этом учащиеся в погоне за скоростью не смогут контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.   Чем одарённее ребёнок, чем больше он подвинут в своём развитии, тем лучше он справится с решением этих задач.

 Останавливаясь непосредственно на приёмах звукоизвлечения, педагог прежде всего исходит из «естественности движений». Работа над сменой меха включает в себя основные приёмы это- разжим и сжим, надо всегда помнить основное правило  преподавателя: научить ребёнка не менять мех во время «высказывания» музыкальной мысли  сравнивая эту работу с речью человека, когда «обрыв» на полуслове- невозможен! Либо просто придумать словесный текст и лучше, конечно, стихотворный, а также стараться не нарушать данное правило даже в самых простых мелодических оборотах. В будущей работе над более сложными пьесами начальные «установки»  станут необходимыми  и значимы. Различные приёмы туше, а это:

 а) удар, б) толчок, в) кистевой удар, глиссандо и другие способы ведения меха, должны быть в арсенале юного музыканта.

 В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от удара, сама по себе заставляя  при ровном звуке  работать все пальцы одинаково, аккордеон прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость от этого не изменяется. Но в дальнейшем, при исполнении каких-то пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши  вскользь, не ощущать нажатие — пострадает артикуляция, не будет чёткости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности  будет различным. Аккордеон- это инструмент с богатой  звуковой палитрой, поэтому работа над качеством звука, над различными приёмами звукоизвлечения- обязательна!

Грамотно используя возможности исполнительской техники, основанной на знании физиологических особенностей игрового аппарата, преподаватель  должен знать и специфические возможности своего инструмента. Современный аккордеон обладает красивым, «многослойным» тембром и именно за эту особенность, данную только ему, его любят как исполнители, так и слушатели. Благодаря таким звуковым достоинствам инструмента надо в полной мере использовать его музыкально-художественную выразительность. Аккордеон — инструмент, способный показать и разные варианты динамики.  К уже названным приёмам игры на аккордеоне добавим освоение динамических градаций звука: от тонкого piano до сочного forte, для сравнения опять же  возьмём инструмент  фортепиано, который во многом «проигрывает», так как подобного влияния на звук он не имеет. Вместе с учеником важно услышать зарождение звука, его «выход» в полный голос. Ощущение грани, когда появиться реальный звук, очень ценно для воспитания чуткости восприятия слухового контроля. Усиливая натяжение меха,используя постепенное (крещендо) — получаем нарастание звучности, и наоборот, ( диминуэндо) — ослабление динамики. Чтобы занятия упражнениями не были скучны и малоинтересны, хорошо бы придумать к каждому упражнению либо слова, либо возбудить какие-либо образные ассоциации, например: играя уже  упражнение в пределах квинты можно сравнить восходящее движение с ожиданием чего-то радостного, а нисходящее наоборот, например:

                Что такое май?               Что же в декабре?

                Это  хорошо!                  Это холода!

                Там цветут цветы           Снег уже везде

                 И уже тепло.                  Будто навсегда.                                                                                   Опираясь на многолетний педагогический опыт работы с учащимися- аккордеонистами, уверена, что только комплексное использование всех исполнительских средств даёт положительный результат. Но, чтобы его достичь,нужно знать и умело применять все игровые навыки. Правда иногда допустимо «отойти от правил», например, в работе над мехом, это, когда ученик не смог рассчитать запас меха, но преподаватель должен  предвидеть подобные ошибки и научить возможности незаметно сменить его.

 Современный уровень искусства игры на аккордеоне основан на широком использовании различных приёмов меха, но без специальной подготовки учащихся может произойти мышечное зажатие, что в конечном итоге приводит к потере художественной выразительности произведений, поэтому педагог, помогая ученику добиваться намеченной цели, постоянно должен быть на чеку. И если преподаватель не уделяет должного внимания этой проблеме, значит он ещё не воспитал и в себе высокий критерий требовательности при  работе над звукообразованием.

 Красивое, насыщенное звучание инструмента возможно при полном слиянии исполнителя со своим инструментом,  в противном случае возможно безликое, чисто механическое, исполнение. Сочетание различных приёмов туше, разных способов ведения меха даёт возможность получения разных звуковых эффектов. При этом нельзя не остановиться на работе над регистрами: именно они «отвечают» за светлые, яркие краски звучания, либо придают матовый, «глухой» эффект. Музыкальные тембры регистров нередко сравнивают с  красками в живописи. Подобно краскам, выражающим цветовое богатство окружающего мира создающим колорит произведения искусства и его настроение. Музыкальные тембры также передают многоликость мира, его образы  и эмоциональные состояния. Музыка вообще неотделима от тембра, в котором она звучит: поёт ли человеческий голос или пастушья свирель, слышится напев скрипки или переливы арфы — любое из этих звучаний входит в многоцветную палитру тембровых воплощений музыки. Музыка как раз и состоит из разнообразия таких воплощений, и в каждом из них угадывается его собственная душа, неповторимый облик и характер. Поэтому , разучивая то или иное  произведение с ребёнком (в последствии) преподаватель вместе с учащимся должны  выбрать регистр, соответствующий  исполняемой учеником музыки. Несколько слов  о динамике — одной из самых ярких выразительных средств музыки. Можно сказать, что это важнейший носитель  музыкальности  вообще в чём  бы она себя не проявляла: в поэзии, прозе, в интонациях человеческой речи. Динамика в переводе означает «сила». Это сила, подразумевающая громкость звучания- выразительность музыкального движения в музыкальном произведении. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука. Позже, работая с учеником уже над мелодией  в целом, обязательно нужно пояснить, что мелодия-это язык, который близок и понятен всем людям, жившим  в различные времена, говорящим на разных языках, детям и  взрослым. Ведь для любого человека одинаково выражается радость и печаль человеческая везде одинакова, и ласковые интонации никогда не спутаешь с грубыми и повелительными, на каком бы языке они не звучали. И если мы носим в себе дорогие нам образы и надежды, то в минуты, когда звучит волнующая нас та или иная мелодия, они становятся более яркими, живыми.   В работе с учеником наша задача: только определённый смысл урока и точная цель!

Этой работой я пытаюсь показать, какие возникают вопросы со звукоизвлечением при работе с начинающими и с какими проблемами приходится сталкиваться.

 Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом, это помогает более глубоко раскрыть у учащихся стороны трудолюбия, характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно. От этого будут зависеть дальнейшие результаты.

 Своё сообщение хочется закончить точными и меткими  высказываниями корифея музыкальной педагогики, выдающегося пианиста о музыке и звуке:

                        «Музыка- это искусство звука».

                           (лучше не скажешь)

                                      или

                         «Звук должен быть закутан в тишину,

                           звук должен покоиться, как драгоценный

                           камень в бархатной шкатулке».

 Список литературы:

 Л. Заложнова «Доремишка»- Изд. «Окарина» 2009 год

 А. Крупин, А.Романов- Новое в теории и практике

                                         звукоизвлечения на баяне (текст) 2002

 П.Гвоздев- Принципы образования звука на баяне

                     его извлечения. Сборник статей, вып.1; М: 1970

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МУЗЫКАЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ БАЯНА И АККОРДЕОНА, ЗВУКОИЗВЛЕЧЕНИЕ И ШТРИХИ»

Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне и аккордеоне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, ...

Методическая разработка "Звукоизвлечение на домре"

В работе освещены методы работы с детьми на первоначальном этапе обучения в классе домры....

Практические рекомендации для педагогов детских театральных кружков, студий в работе над голосом, дыханием, звукоизвлечением из опыта работы педагогов по вокалу.

Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Мышцы, необходимые для правильного звукоизвлечения бездействуют, на помощь им приходят другие, для этого не предназначе...

Открытый урок «Работа над звукоизвлечением на виолончели. Первоначальный этап обучения»

Специфика начального периода обучения игре на виолончели заключается в том, что для исполнения даже самых простейших  песенок и мелодий на этом инструменте требуется  гораздо более длительны...

Методическое сообщение "О фортепианном звуке и способах звукоизвлечения"

Материалы  из методических сборников таких значимых фигур  фортепианного анализа как  Нейгауз Г. Г., Натансон В. А.. Голубовская Н. И., Шмидт-Шкловская А. А....

Конспект Открытого урока по теме «Работа над качеством звукоизвлечения в классе фортепиано»

С первых уроков для меня важно научить ребёнка любить самый обычный фортепианный звук полный, мягкий, сочный, и привить потребность в таком звучании....