Методический семинар на тему "Инновационная педагогическая деятельность в школе"
методическая разработка
доклад на тему "Инновационная педагоческая деятельность в школе"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.89 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд
Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги!
Меня зовут Атрохова Елена Михайловна. Я работаю в МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка учителем начальных классов с 1 сентября 2015 года.
Что такое инновационная педагогическая деятельность в школе в контексте ФГОС НОО?
В ходе своей практической деятельности я стала задумываться о том, кто я в образовательном процессе, педагог-новатор или педагог-инноватор?
2 слайд
На основе «Словаря русского языка» Ожегова С. И. данные понятия имеют следующее лексические значения:
Нововведения, или новации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Новации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей или целых коллективов.
Человек становится инноватором при соблюдении как минимум двух условий:
- После приобретения новшества.
- При определенной работе с нововведением.
Осознав свою нужду в новшестве, но, не имея достаточного опыта, для придумывания и внедрения новаций, я пошла по пути педагога-инноватора.
Итак, я ПЕДАГОГ – ИННОВАТОР. Моя цель: выбрать инновационную стратегию, адаптироваться к ней и использовать в своей педагогической практике.
3 слайд
Просматривая различные материалы и пособия об инновационных технологиях обучения, я остановилась на методическом пособии Е. Ю. Сухаревской «Современный урок в начальной школе. Проблемы и пути решения». Данное пособие оказалось для меня наиболее приемлемым, понятным, лаконичным, а главное практичным, так как отвечает на все вопросы по реализации ФГОС НОО.
Я поняла, что сейчас учитель выступает в роли «сопровождающего» на пути к новым знаниям. То есть задачи учителя – не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать.
4 слайд
В связи с этим, я рассмотрела инновационные технологии обучения и воспитания, реализующие деятельностный подход.
Интегрированные уроки
Важно оптимально структурировать части интегрированного содержания так, что бы части содержания становились логически необходимым звеном урока и получали окончательное завершение.
От учителя требуется тщательный выбор методов и средств обучения, а так же определение оптимальной нагрузки различными видами деятельности учащихся на уроке.
5 слайд
Выделяют следующие формы интеграции содержания:
- Пластообразная форма – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественных, художественно эстетических, игровых, коммуникативных и т. п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания.
Например, образ природы (весны) раскрывается в изобразительном искусстве в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается по средствам света, цвета, композиции, в литературе - через художественные средства выразительности в тексте, в музыке – через звуки природы, песни и т.д.
6 слайд
- Спиралевидная форма – осуществляется от частного (детали) к общему (целому) или от общего к частному.
Например, познать и оценить красоту пейзажа можно на основе восприятия красоты одного времени года и прийти к пониманию красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
7 слайд
- Контрастная форма – особенностью является построение содержания на принципе контрастности. Интеграция содержания такого плана создает условия для возникновения диалога культуры, искусств, диалога личностей; стимулирует общение, обмен знаниями между обучающимися и педагогом, поиск способов деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке.
Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», «Цветик - семицветик». Цель занятия – раскрыть ценность дружбы в жизни человека, которую дети будут познавать в сравнении с ненавистью, враждой.
8 слайд
- Дифференцированная форма – строится на основе одного вида деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие виды: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др.
Например, урок-путешествие по теме «В стране Геометрии», по которому предполагается путешествие, театрализация. Учитель должен умело переключать детей с одного вида деятельности на другой.
9 слайд
Урок проектной деятельности
Организация проектной деятельности обучающихся стала очень популярной в современной образовательной практике.
В начальной школе можно выделить несколько типов и видов проектов
- Познавательный или информационный (мини-сообщение, стенгазета, фотоальбом, выставка рисунков и т.д.)
- Исследовательский проект (научный доклад с обязательной структурой исследовательской деятельности: проблемного вопроса, плана исследования, изложения информации и маленьким открытием
- Конструкторский или технический проект (изготовление поздравительных открыток, книжных закладок, игрушек, сувениров, предметов школьного обихода и т. д.)
- Социальный проект (театральные постановки, концерты, конкретная помощь, например пожилым людям)
10 слайд
Наличие проблемы, над которой ребенок будет работать, как правило, вытекает из темы урока. Например, по теме «Охрана природы» я познакомила детей с Красной книгой родного края. В ходе знакомства обучающиеся получили информацию о строении Красной книги (каждая страница имеет свой цвет: черный, красный, желтый, зеленый). Я предложила детям создать Красную книгу своего края своими силами. Так создалась проблемная ситуация, которую должны решить дети. Как должна выглядеть книга? Где взять данные для ее страниц?...
11 слайд
В своей педагогической деятельности я использую элементы технологии творческих мастерских. Это необычная система обучения, предоставляющая каждому обучающемуся, опираясь на его способности и опыт, возможность реализовать себя в познании.
Действие, происходящее в ходе мастерской, непосредственно связано с рождением и последовательностью образов, их возникновением и исчезновением после исполнения своей роли. При этом новые гипотезы, новый опыт как индивидуальный, так и групповой вызывают появление иных, необычных, неожиданных образов.
Как и любой педагогический процесс, технология педагогических мастерских проводится в несколько определенных этапов
1. «Индукция» («наведение). Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников.
12 слайд
2. Цепочка заданий, продуманная педагогом так, чтобы постоянно углублять знания обучающихся об исследуемом явлении. Каждое задание в этой цепи выполняется учащимися в 3 этапа: деконструкция, реконструкция, самоконструкция.
13 слайд
3. «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. Создание творческого продукта обычно основано на деконструкции и реконструкции.
4. «Социоконструкция» — объединение гипотез, взаимная оценка индивидуально созданных проектов, позволяет обучающемуся сопоставить свои знания с опытом товарища, скорректировать их с учетом полученной в процессе взаимодействия информации, таким образом, происходит взаимообогащение субъективного опыта партнеров.
5. «Социализация» — обсуждение проблемы осуществляется на основе принципов толерантного отношения к мнению товарища, отсутствия доминирующей позиции и мнения кого-то из детей.
14 слайд
6. «Афиширование» — результаты работы групп предлагаются для рассмотрения всем участникам мастерской, организуется афиширование работ учеников и Мастера, «презентация» различных точек зрения на проблему в форме текстов, стихотворений, рисунков, схем, проектов… Основная задача этапа – обеспечить, в некотором смысле, «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
7. «Разрыв» — на этом этапе каждый участник мастерской должен осознать разнообразие вариантов решения проблемы, необходимость получения дополнительной информации, которая позволит лучше вникнуть в суть вопроса, адекватно оценить разнообразие ответов на него, разобраться в калейдоскопе мнений, идей, точек зрения, упорядочить полученный опыт, дополнить его.
15 слайд
8. «Рефлексия» — не стоит забывать, что одна из задач мастерской вызвать у обучающегося положительные эмоциональные переживания, чувство удовлетворения проведенной работой и полученными результатами, ощущение совершенного открытия, поэтому обязательно наличие этапа – рефлексии.
16 слайд
В поисках инновационных технологий обучения я наткнулась на сравнительно новую технологию «Лепбук», пришедшую к нам из Америки. Дословный перевод «книга на коленях». Представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
17 слайд
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает обучающемуся по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала.
18 слайд
В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому, что позволяет задействовать всех обучающихся в ходе образовательного процесса.
19 слайд
В ходе такой работы, не возникает проблемы мотивации детей к обучению. Ребята, с удовольствием занимаются поиском необходимой информации, созданием собственных лепбуков.
20 слайд
Спасибо за внимание!
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1
сл. Большая Мартыновка
Инновационная педагогическая деятельность
в школе в контексте ФГОС НОО
УМК «Гармония»
Учитель: Атрохова Е. М.
2018 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к методическому семинару Возможности интегративного обучения в современной школе Дискуссия
Интеграционные процессы в образовании - явление достаточно сложное, комплексное и многостороннее по разновидностям своего проявления, требующее анализа психологической и педагогической позиции.О...
Научно-методический семинар «Проектная и исследовательская деятельность»
Научно-методический семинар «Проектная и исследовательская деятельность» был проведен 7 октября 2004 года ОМЦ СОУО. С моей точки зрения, это востребованный материал, максимально полно освещающий...

Методический семинар: «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках физики с применением технологии развития критического мышления»
Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию...

Методический семинар "Описание передового педагогического опыта П.А.Гусевой"
Учитель русского языка и литературы МБОУ Виткуловская СШ П.А.Гусева делится своим педагогческим опытом об использовании современных технологий на уроках....

Методический семинар на тему "Мотивация деятельности учащихся на уроках географии и биологии"
Данный материал содержит учебно-методический семинар: презентация и пояснительная записка...

Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы
Учитель года 2018 Конкурсное испытание "Методический семинар" Презентация описания педагогического опыта работы...
Методический семинар «Формирование познавательной учебной деятельности на уроках математики с применением технологии интегрированного обучения»
В рамках методического семинара хочу представить вашему вниманию обобщенный опыт моей педагогической деятельности....
