Молодой педагог в школе: победа без проигравших.
статья

Педагог  - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия типа «человек - человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагогические работники. Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_molodoy_pedagog.docx15.86 КБ

Предварительный просмотр:

Николаева Ангелина Николаевна ( Angelina N. Nikolaeva)

МБОУ «Сунтарская СОШ №3», Россия, РС(Я),с. Сунтар, ул. Владимира Павлова,5

Молодой педагог в школе: победа без проигравших.

Педагог  - профессия особая, поскольку рядом с ним всегда находится коллектив людей: учащиеся, родители, коллеги по работе. Это профессия типа «человек - человек», к которой относятся политические деятели, работники сферы социального обслуживания, менеджеры, педагогические работники.        Это те люди, которые всегда на виду, поэтому безупречное владение своим ремеслом – это только первая ступень профессионализма.

Для начала давайте посмотрим: Кто же такой «молодой учитель»? Это бывший студент, отучившийся в ВУЗе 4–6 лет и изучавший множество научных дисциплин, методик, прошедший педагогическую практику в школе.  На первый взгляд может показаться, что  ВУЗы выпустили первоклассного специалиста, но любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление же учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует сразу успех начинающему учителю. Чтобы стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний. А. Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями» .

Вот приходит молодой учитель в школу. На помощь ему приходят представители управления образования, руководство школы, наставник, коллеги, профком. И если устанавливается успешное взаимодействие с этими факторами, то это поможет найти дорогу к детским сердцам, завоевать их доверие, найти себя в такой трудной, но такой благородной профессии  УЧИТЕЛЯ.        Перед молодыми педагогами, пришедшими на работу в школу, стоит много нелегких задач. Новое время диктует все новые требования к учителю. Нужно не только вырабатывать профессиональные качества, профессиональную компетентность. учитель должен быть готов строить нормальные партнерские отношения с учащимися, уметь сотрудничать с родителями, это может быть еще и неустроенность быта, и недовольство нагрузкой, классным руководством.  Казалось бы, знаний, которые получают выпускники педагогических ВУЗов  достаточно. Но молодым учителям не хватает педагогического опыта, который приходит с практикой, а современной школе нужен профессионально компетентный, творчески работающий педагог, оперативно включающийся в инновационные процессы. Руководители школ и само время предъявляют к педагогам самые высокие требования. Но прежде, чем спрашивать с молодого педагога, необходимо проявить о нем заботу, помочь, поддержать,  создать условия для его профессионального роста. «Школа молодого педагога» призвана оказать практическую помощь молодым специалистам.

Цель работы школы  – помощь молодому педагогу в продуктивной организации своей профессиональной деятельности. Предотвратить отток специалистов, помочь им адаптироваться в профессии учителя – вот наша главная задача.

За каждым молодым специалистом закрепляется опытный учитель - наставник. Педагог - наставник разрабатывает план работы с молодым специалистом. В плане указываются: основные профессиональные трудности, которые испытывает молодой специалист, цель и задачи профессионального взаимодействия, этапы работы, основные направления, формы, методы и средства профессиональной поддержки.         Как и в других школах, организовано наставничество. наставники посещают уроки, анализируют их, исправляют ошибки, дают конкретные советы по совершенствованию урока, усилению практической направленности преподавания.

Практикуются различные формы работы: открытые уроки, Неделя молодого учителя, Неделя наставника, помощь в работе со школьной документацией, педагогические ликбезы, консультации, участие в различных мероприятиях, конкурсах итд. Педагогический ликбез проводится в течение года по четвертям. Курсы лекций и практических занятий проводят опытные учителя, заместители директора по учебной и воспитательной работе. Очень часто проблемы молодых педагогов возникают касаемо поведенческого аспекта. Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений:  учитель – ученик, учитель – родители и др. Здесь педагогу - наставнику важно помимо своих рекомендаций сориентировать молодого специалиста на обращение к школьному психологу. Психолог помогает снять эмоциональное напряжение у участников конфликта, перевести обсуждение в конструктивное русло и затем помогает оппонентам найти приемлемые способы решения противоречивой ситуации.

В последние годы методическое объединение учителей предметов гуманитарного цикла проводит «Методический семинар для молодых педагогов» в рамках месячника МО, где им в доступной форме рассказывают о нововведениях, как правильно составить рабочую программу, технологическую карту урока, заполнении СГО, загрузке КТП и др.

Итогом работы данной школы является то, что молодые учителя чувствуют поддержку в трудный период адаптации в лице наставника, коллег, руководства школы, создаются условия для профессионального  роста. Через постоянную, систематическую профессиональную  учебу формируется мастерство учителя. Проведенные в рамках программы «Школы» мероприятия знакомят и сближают учителей, добавляет уверенности в своих знаниях и способностях, а также существенно сокращают текучесть кадров и обеспечивают школу молодыми  учителями.  

        Молодой педагог - как росток, он - как нежное, хрупкое деревце, которое тянется к солнцу, свету. Если за ним правильно ухаживать, вовремя поддержать, то в скором будущем он превратится в чудное дерево с могучими корнями. И то как скоро  и успешно  превратится в такое дерево, зависит от всех нас и в наших с вами в руках обеспечить школы молодыми прогрессивными педагогами.  

Литература

1. Барыбина И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справ. педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.

2. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.

3. Зарина Г.Д. Адаптация молодого специалиста / Г.Д. Зарина // Директор шк. – 2009. – №2. – 84c.

Интернет ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/587752/ 7. Справочник заместителя директора школы" №11, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа «Новая школа глазами молодого педагога»

Учитель - это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем его труд. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного проф...

Диплом победителя 1 областного конкурса" Молодой педагог Тамбовской области" (очерки о молодых педагогах)

Диплом победителя первого областного конкурса очерки о молодых педагогах - продолжателях. Писала о своей бывшей ученице, а затем продолжателе нашего учительского дела. Статья была размещена в областно...

Новая школа глазами молодого педагога

У каждого ребенка есть право на счастье. Будут ли счастливыми и успешными ребята, зависит от взрослых, в первую очередь от  нас, педагогов.Какой должна быть современная школа?...

Новая школа глазами молодого педагога

Творческая работа к конкурсу "Педагогический дебют"...

тренинг для педагогов (школа молодого педагога)

Цель тренинга для молодых педагогов: знакомство и сплочение,  снятие эмоционального напряжения,  укрепление психологического здоровья....

Проект повышения профессионального роста молодых учителей «Школа молодого педагога «Путь к мастерству»

Проект  повышения профессионального роста в целом является планированием деятельности педагогов на определенный период. Педагоги определяют, в каком направлении им двигаться, какие профессиональн...