Методические материалы
учебно-методический материал

Я опытный и целеустремленный педагог-художник с 9-летним стажем успешной работы в сфере художественного образования. Обладаю подтвержденной высшей квалификационной категорией, что является признанием экспертного уровня преподавания. 

Присвоение высшей квалификационной категории — это результат системной работы, демонстрации выдающихся педагогических результатов и активной методической деятельности.

Практико-ориентированный подход:

  • В основе преподавания — не только теория, но и формирование твердых практических навыков, развитие художественного вкуса и авторского стиля у учащихся.

  • Мои ученики регулярно становятся победителями и призерами конкурсов, успешно поступают в профильные учебные заведения.

Моя миссия — через глубокое владение предметом и современными педагогическими технологиями раскрывать творческий потенциал каждого студента, воспитывая не просто исполнителей, а вдумчивых и грамотных художников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 Детская школа искусств с. Возжаевка

ДОКЛАД

Тема: «Стилизация портрета в цвете на уроках в Детской школе искусств у учащихся среднего школьного возраста»

Разработчик: Знаменщикова Юлия Викторовна

Возжаевка 2021

Актуальность данной темы состоит в том, что стилизация тесно связана с декоративно-прикладным искусством и является средством развития творческих способностей учащихся. Поэтому проблема эффективности обучения навыкам стилизации в процессе создания декоративной сюжетной композиции стоит достаточно остро.

В обучении по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись», по дисциплине «Композиция станковая» важное место должно уделяться не только академической живописи и умению писать натурные постановки, но и умению творчески переосмыслять натуру, творчески ее преобразовывать, т.е. формированию многовариантного мышления будущего художника.

В докладе чётко выделена разница между реалистической академической живописью и стилизацией в живописи. Разобраны основные приемы и способы создания цельной живописной композиции.

Цель: создание выразительного композиционного портрета человека в цвете на уроках композиции станковой в ДШИ.

Все задания по стилизации в программе, начиная с первых упражнений, направлены на развитие в учениках образного мышления, спланированы по степени сложности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Основное время уделяется нескольким темам: стилизация природных объектов (растения, цветы, фрукты, птицы, животные, рыбы), стилизация в натюрморте, стилизация фигуры человека.

Задача преподавателя помочь ученикам развить плоскостно-орнаментальное видение натуры и образно-ассоциативное мышление. Ученик должен уметь анализировать конструкцию предмета, чтобы затем трансформировать, видоизменить его и создать авторское решение.

В 1 классе учащиеся получают первичные навыки стилизации. Выполняют этапы преобразования простейших растительных форм (листики, грибы) в декоративное изображение.

Далее следует задание на стилизацию зооморфных форм (примерная тема «В мире животных» «Наши меньшие друзья»). Задача - создать стилизованный образ животного для использования его в следующей работе.

В колористическом задании «Петухи» закрепляются понятия «целостность композиции», «образ», «виды и формы ритма», «доминанта» и «акцент», «виды контрастов». Происходит последовательное развитие фантазии и образного мышления учащихся, навыков стилизации растительных и зооморфных форм.

В 3 классе задание «Стилизация и трансформация предметов быта». Наращиваются навыки трансформации форм в декоративное изображение. 

В 4-5 классе продолжаем знакомиться с приёмами стилизации на примере фигуры и портрета человека. Задание «Графические приемы стилизации фигуры и портрета человека». На этом задании остановлюсь немного подробнее.

Цель задания: сформировать навыки стилизации фигуры и портрета человека и применение их в сюжетной композиции.

В теоретической части задания даётся исторический обзор, рассматриваются примеры стилизации фигуры человека в изобразительном искусстве разных эпох. Раскрывается суть метода художественной стилизации.

Основные приёмы стилизации, которые использовались на уроке:

  • гиперболизация формы (т.е. преувеличение, выделение какого-то одного, но индивидуального качества объекта) или отдельных частей;
  • обобщение и упрощение формы с изменением силуэта;
  • выявление характера пластики фигуры, отказ от второстепенных, маловыразительных деталей;
  • усложнение - добавление деталей, отсутствующих в натуре;
  • акцент на декоративное решение.

Практическая работа учащихся делится на несколько этапов:

1 этап - зарисовки с натуры

Выполнение серии зарисовок портрета человека в реалистичной манере. Необходимо выбрать наиболее удачный ракурс, для выявления характерных пластических свойств фигуры. На этом этапе основной задачей является передача объема, пропорций, пластики движения, анатомических особенностей фигуры человека в различных ракурсах. 

2 этап графические зарисовки с использованием приёмов стилизации

На этом этапе начинается работа над стилизацией портрета. Чтобы стилизовать портрет человека, нужно видоизменить натуру, используя основные приемы стилизации. Минимальными графическими средствами выявить главное, суть формы. Трансформация происходит за счет выявления и усиления индивидуальных особенностей лица человека. Необходимо отобрать основные, характерные черты изображаемой натуры, убрать второстепенные детали. Характерная черта стилизованного рисунка упрощенность и лаконизм.

Важное значение для придания выразительности художественному образу имеют пропорции. Изменение формы в необходимую сторону: округление, вытягивание, увеличение или уменьшение в размере отдельных частей, подчеркивание угловатости и т. д. Таким способом можно акцентировать внимание на индивидуальных особенностях конкретного человека.

Перед обучающимися ставится задача: используя ассоциативное мышление, приёмы стилизации, создать образ, передать характер модели. Иными словами, рисуя фигуру или портрет человека, утрировать пропорции, превратить реального человека в какого-либо персонажа, основываясь на его самых интересных чертах внешности, типичных позах, жестах и эмоциях.

3 этап работы - цветовое решение

Усилить эмоциональное воздействие, декоративные качества можно за счёт цвета и орнамента, добавления деталей, отсутствующих в натуре. Для декоративной стилизации характерны локальные, контрастные цвета. Допускается использование несвойственных оттенков цвета. С помощью условных живописных приемов - цвет, пятно, силуэт, и линейной обводка контура. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер работы.

В результате выполнения задания мы получаем эскиз сюжетной композиции, в которой есть персонаж - образ и среда - место действия. Формируются:

- навыки стилизации фигуры и портрета человека;

- навыки применения метода стилизации в сюжетной композиции;

- навыки поэтапной работы с эскизами.

Подводя итоги по данной теме, хочется отметить, что стилизация в декоративно прикладном искусстве — это способ создания нового художественного образа, имеющего повышенную выразительность и декоративность.

Работая над декоративной композицией, ученики создают авторские произведения, разрабатывают оригинальные образы при помощи стилизации природных форм, включая различные декоративные элементы; продумывают цветовое решение; применяют композиционные приёмы; используют различные техники для решения композиции.

Работа над стилизацией помогает развить образно-ассоциативное мышление, художественный вкус и творческие способности учащихся, результативно участвовать в конкурсно-выставочной деятельности.

Литература:

  1. Амбруш В. Как изображать фигуру человека.  - София : Альянс, 1997.
  2. Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004.
  3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. Учебное пособие для вузов. М: «Владос», 2008.
  4. Робертсон Б. Интенсивный курс рисования: Портрет.- Мн.: Попурри, 2000.
  5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Композиция, Обнинск. Издательство «Титул», 1996.
  6. Эймис Л. Рисуем человека в одежде вместе с Ли Эймисом.- Мн.: Попурри, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник методических материалов: работы победителей и дипломантов Фестиваля методических идей молодых педагогов в Самарской области - 2016/ Составители: А.П. Бережнова, М.В.Мальцева – Нефтегорск, 2017. – 103 с.

Статья Батуевой Е.И.зам. директора ГБОУ СОШ «ЦО» пос.Варламово, «Интеграция основного и дополнительного образования как основа формирования одарённой личности»...

Методическая разработка с учебно-методическими материалами по теме «Личные качества военнослужащего»

Урок предназначен для изучения нового материала, отработки полученных знаний и закрепления пройденного...

Методические материалы Материалы к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме: «Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя кружка ЮИД по обучению детей основам безопасности на дороге в современных у

Методические материалы  к образовательной программе курсов повышения квалификации по теме:«Организация работы педагога дополнительного образования, руководителя  кружка ЮИД  по об...

Методические рекомендации по подготовке материалов для участия в конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методические рекомендации представляют собой специально структурированную информацию, определенный порядок и логику подготовки материала для участия в конкурсе методических материалов по профилактике ...