Методическая разработка для библиотекаря: «Школьная библиотека как центр сохранения локального культурного наследия»
методическая разработка

Бузенкова Оксана Петровна

 

 Утрата связи молодого поколения с малой родиной, забвение местных традиций, утрата семейной памяти, "размывание" локальной идентичности в глобальном информационном пространстве.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dlya_bibliotekarya.docx13.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка для библиотекаря: «Школьная библиотека как центр сохранения локального культурного наследия»

1. Актуальность и обоснование

Проблема: Утрата связи молодого поколения с малой родиной, забвение местных традиций, утрата семейной памяти, "размывание" локальной идентичности в глобальном информационном пространстве.

Роль библиотеки: Школьная библиотека — это не только хранилище учебников, но и естественный культурно-информационный узел. Она обладает уникальными возможностями для сбора, систематизации, популяризации и цифрового сохранения культурного наследия своей территории (села, района, города).

Целевая аудитория: Учащиеся, педагоги, родители, жители местного сообщества.

2. Цель и задачи

Цель: Сформировать у школьников ценностное отношение к культурному наследию родного края через создание на базе библиотеки активной краеведческой среды и цифрового архива локальной памяти.

Задачи:

    1.  Создать/актуализировать фонд краеведческих материалов (документы, книги, периодика, медиаресурсы).

    2.  Организовать системную работу по сбору и фиксации элементов нематериального наследия (воспоминания, устные истории, диалекты, рецепты, легенды).

    3.  Разработать и внедрить цикл просветительских мероприятий (выставки, встречи, квесты, мастер-классы).

    4.  Освоить и применить простые методы оцифровки и публикации материалов для создания открытого доступа к наследию.

    5.  Вовлечь в проектную деятельность учащихся, учителей-предметников (история, литература, ИЗО, музыка), родителей и общественность.

3. Основные направления и методы работы

Направление 1: Комплектование и организация фонда

  Методы:

  Ведение системного тематического каталога/картотеки «Наше наследие».

 Выделение постоянной экспозиционной зоны «Краеведческий уголок».

 Создание тематических коллекций: «История улиц», «Ветераны-земляки», «Писатели и поэты нашего края», «Предприятия и их история», «Архитектурные памятники».

Организация акций по сбору материалов: «Подари библиотеке семейную реликвию» (сканы фотографий, писем, документов).

Направление 2: Сбор и фиксация нематериального наследия (проектно-исследовательская деятельность)

Методы (формы работы с детьми):

   Устная история»: Школьники берут интервью у старожилов, ветеранов, представителей старшего поколения своей семьи. Библиотекарь дает инструктаж: как составить вопросы, как вести запись (аудио/видео), как получить согласие.

  «Народный календарь»: Проект по сбору местных названий праздников, примет, обрядов (например, связанных с harvest, свадьбой и т.д.).

  «Рецепт моей бабушки»: Сбор уникальных семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.

Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...

Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...

Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «Портреты великих… Д.И.Менделеев»

Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации Ф...

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения

Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...

Методическая разработка занятия "Знакомство с библиотекой"

Методическая разработка  "Знакомство с библиотекой" можно использовать при проведении  занятия для учащихся 1 классов. В ходе данного мероприятия предусмотен показ слайдов презента...

Свидетельство об участии в научно- методической конференции по теме: "Классное руководство и важность сохранения богатейшего культурного и духовного наследия отечества"

Свидетельство об участии  в научно- методической конференции  по теме:  "Классное руководство и важность сохранения  богатейшего культурного и духовного наследия  о...