Методическая разработка для библиотекаря: «Школьная библиотека как центр сохранения локального культурного наследия»
методическая разработка
Утрата связи молодого поколения с малой родиной, забвение местных традиций, утрата семейной памяти, "размывание" локальной идентичности в глобальном информационном пространстве.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 13.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для библиотекаря: «Школьная библиотека как центр сохранения локального культурного наследия»
1. Актуальность и обоснование
Проблема: Утрата связи молодого поколения с малой родиной, забвение местных традиций, утрата семейной памяти, "размывание" локальной идентичности в глобальном информационном пространстве.
Роль библиотеки: Школьная библиотека — это не только хранилище учебников, но и естественный культурно-информационный узел. Она обладает уникальными возможностями для сбора, систематизации, популяризации и цифрового сохранения культурного наследия своей территории (села, района, города).
Целевая аудитория: Учащиеся, педагоги, родители, жители местного сообщества.
2. Цель и задачи
Цель: Сформировать у школьников ценностное отношение к культурному наследию родного края через создание на базе библиотеки активной краеведческой среды и цифрового архива локальной памяти.
Задачи:
1. Создать/актуализировать фонд краеведческих материалов (документы, книги, периодика, медиаресурсы).
2. Организовать системную работу по сбору и фиксации элементов нематериального наследия (воспоминания, устные истории, диалекты, рецепты, легенды).
3. Разработать и внедрить цикл просветительских мероприятий (выставки, встречи, квесты, мастер-классы).
4. Освоить и применить простые методы оцифровки и публикации материалов для создания открытого доступа к наследию.
5. Вовлечь в проектную деятельность учащихся, учителей-предметников (история, литература, ИЗО, музыка), родителей и общественность.
3. Основные направления и методы работы
Направление 1: Комплектование и организация фонда
Методы:
Ведение системного тематического каталога/картотеки «Наше наследие».
Выделение постоянной экспозиционной зоны «Краеведческий уголок».
Создание тематических коллекций: «История улиц», «Ветераны-земляки», «Писатели и поэты нашего края», «Предприятия и их история», «Архитектурные памятники».
Организация акций по сбору материалов: «Подари библиотеке семейную реликвию» (сканы фотографий, писем, документов).
Направление 2: Сбор и фиксация нематериального наследия (проектно-исследовательская деятельность)
Методы (формы работы с детьми):
Устная история»: Школьники берут интервью у старожилов, ветеранов, представителей старшего поколения своей семьи. Библиотекарь дает инструктаж: как составить вопросы, как вести запись (аудио/видео), как получить согласие.
«Народный календарь»: Проект по сбору местных названий праздников, примет, обрядов (например, связанных с harvest, свадьбой и т.д.).
«Рецепт моей бабушки»: Сбор уникальных семей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный проект "Читаем сами-читаем с мамой".Школьная библиотека как центр возрождения традиций семейного чтения.
Возрождение традиций семейного чтения – это актуальная проблема сегодняшнего дня. И оно должно быть вдвойне актуальнее, ведь родители и дети перестали слушать и слышать друг друга. Только читая с мамо...
Разработка урока по географии на тему"Памятники всемирного и культурного наследия России"
Методическая разработка урока по географии для 8класса...

Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРА...

Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «Портреты великих… Д.И.Менделеев»
Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации Ф...

Развитие мотивации учащихся к изучению проблемы сохранения историко-культурного наследия Санкт-Петербурга на уроках краеведения
Статья посвящена особенностям мотивации учащихся на уроках истории и культуры Санкт-Петербуга в целом, и к изучениб проблемы сохранения историко-культурного наследия в частности. Предлагается мет...

Методическая разработка занятия "Знакомство с библиотекой"
Методическая разработка "Знакомство с библиотекой" можно использовать при проведении занятия для учащихся 1 классов. В ходе данного мероприятия предусмотен показ слайдов презента...

Свидетельство об участии в научно- методической конференции по теме: "Классное руководство и важность сохранения богатейшего культурного и духовного наследия отечества"
Свидетельство об участии в научно- методической конференции по теме: "Классное руководство и важность сохранения богатейшего культурного и духовного наследия о...
