Обзор методической литературы «Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»
материал на тему

Шкутова Ольга Михайловна

Предлагаемый Вашему вниманию обзор методической литературы был проведён в рамках городской конференции руководителей детского чтения «ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В БИБЛИОТЕКАХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ». В ходе конференции рассматривались вопросы реализации принципов формирования информационной культуры личности в практике обучения и воспитания детей и подростков (принципы доступности, индивидуализации, развития, учет возрастных особенностей, системности и т.д.). Обзор литературы был сделан на секции "Библиотека как центр формирования информационной культуры личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_konferentsii.docx20.72 КБ

Предварительный просмотр:

«Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности»

 (обзор методической литературы)

Формирование информационной культуры личности – одни из основных вопросов работы школьных библиотек на современном этапе. Начать своё выступление я хочу с обзора одного из номеров нашего профессионального журнала

Школьная библиотека – 2014. - № 9-10. – 160 с.

Этот спецвыпуск посвящён знаменательному событию в жизни школьных библиотек и всей Российской школьной библиотечной ассоциации – Всемирному форуму Международной ассоциации школьных библиотек ИАСЛ – 2014, который проходил в Москве 25 – 30 августа 2014 г. в журнале помешены выступления представителей ИАСЛ из разных стран, и все они посвящены одной теме – воспитанию информационной культуры личности. Как отметила в своём выступлении Н.И. Гендина, можно насчитать «…86 видов грамотности, это не совсем нормальное явление. Глубоко убеждена, что кризис мировой системы образования связан с информационной природой, с тем, что те потоки информации, которые преподавателям нужно транслировать, а учащимся осваивать, становятся столь большими, что мы с ними не справляемся…. Русской ментальности ближе не примитивный навык, грамотность, понимаемая как примитивное умение читать и писать, а более сложное явление – культура». Поэтому библиотеки всех уровней и призваны воспитывать и развивать целостную современную информационную картину, а не делить её на отдельные сектора.

        Информация и научное мировоззрение: сб. статей. – М.: РШБА, 2013. – 432 с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 2 – 3).

В этом сборнике содержатся статьи, посвящённые формированию современного научного мировоззрения, что рассматривается в тесной взаимосвязи с информационной и педагогической деятельностью школьных библиотек, которые призваны выполнить свою новую гуманитарную и когнитивную миссию – стать проводниками и трансляторами научных знаний в российские школы. В статье Гендиной Н.И. Информационная культура личности: творчество и креативность // Информация и научное мировоззрение: сб. статей. – М.: РШБА, 2013. –с.  229 – 247 автор говорит о том, что сейчас очень много рассуждают о креативности, о креативной личности. Что это такое, и чем креативность отличается от творчества? Автор даёт различные определения этих терминов и показывает их различия в таблице 2 на с. 239.

        Иванова Г.А. Библиотечно-информационное обслуживание детей и юношества за рубежом: учебное пособие / Г.А. Иванова, В.П. Чудинова. – М.: РШБА, 2012. – 376 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 1 – 2).

В пособии рассматриваются  как теоретические, так и практические аспекты библиотечно-информационного обслуживания подрастающего поколения. Преодоление функциональной неграмотности населения; повышение «семейной грамотности»; формирование у юных читателей информационной культуры; использование Интернета и т.д. – все эти проблемы, технологии и пути их решения нашли своё отражение в книге. Большое внимание также уделено «Положению о школьных библиотеках» и раскрытию функции школьной библиотеки.

        Гендина Н.И. Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, Г.А. Стародубова, Ю.В. Уленко. – М.: РШБА, 2008. – 352 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 11 – 12).

В данном издании рассматривается миссия школьной библиотеки в информационном обществе и обществе знаний и излагается концепция формирования информационной культуры личности, предлагается типовая модель содержания учебной дисциплины и комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1 – 11-х классов. Здесь указывается, что особая роль школьного библиотекаря в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения определяется двумя основными факторами:

  1. наличием соответствующих информационных ресурсов, включая ресурсы на разных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); магнитном (фонд аудио- и видеокассет); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные и иные сети) и иных носителях;
  2. профессиональной готовностью школьного библиотекаря к формированию информационной культуры учащихся.

Гендина Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-метод. пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор, Г.А. Стародубцева – М.: Школьная библиотека, 2003. – 296 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 1 – 2).

Это пособие даёт теоретические основы формирования информационной культуры личности и программы учебных курсов, как для учащихся, так и для учителей. Здесь также предлагается система тестов для контроля усвоения основ информационной культуры, которые можно использовать для вводного контроля уровня информационной культуры, а также для итогового контроля после окончания курса.

        Гендина Н.И. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 1 – 2 классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 208 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 5).

Гендина Н.И. «Основы информационной культуры школьника»: учебно-методический комплекс для учащихся 3 – 4 классов общеобразовательных учебных организаций / Н.И. Гендина, Е.В. Косолапова. – М.: РШБА, 2014. – 344 с. - (Приложение к журналу «Школьная библиотека». Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. Вып. 6).

Целью этих двух пособий является содействие развитию универсальных учебных действий школьников, включая, прежде всего, умения поиска, анализа, преобразования информации с использованием ИКТ-технологий, обеспечение информационной безопасности личности, развитие критического мышления учащихся. В учебные комплексы входят также CD-диски с презентациями к урокам. Надо отметить, что все занятия разработаны с учётом психофизиологических особенностей младших школьников. Материал даётся концентрически: хотя названия учебных тем повторяются в каждом классе, на каждом последующем этапе тема разрабатывается на более высоком уровне, с добавлениями и уточнениями.

На наш взгляд все представленные методические материалы могут оказать неоценимую услугу школьным библиотекарям в работе по воспитанию информационной культуры читателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование «информационной» культуры личности на уроках МХК

В статье говорится о том, что интенсивное развитие вычислительной техники обусловило формирование информационного пространства.  Современные информационные технологии сделали возможным доступ каж...

Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки

Информатизация как интеллектуально-гуманистическая перестройка всей жизнедеятельностичеловека и общества на основе все более полного использования информации резко повысилазначимость формирования инфо...

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся

Методические рекомендации учителям. Работа с учебной литературой как способ формирования информационной культуры обучающихся...

"От рукописной книги к книгопечатанию: Появление книгопечатания на Руси": методическая разработка к библиотечному уроку по формированию информационной культуры учащихся 4-5 классов

Эта работа поможет вам провести библиотечный урок по информационной культуре для 4-5 классов на тему "Книгопечатание на Руси. Иван Федоров". Работа открывается в программе PowerPoint....

Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки

Формирование информационной культуры школьников как основная педагогическая задача школьной библиотеки...

«ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ СЕМЕЙНОГО ЦЕНТРА КАК ФАКТОР ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Перед нашим центром стоит важная задача в создании условий для приобщения воспитанников к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание нравственных потребностей у детей. Для возникновения нравст...