«Работа школьного библиотекаря с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
методическая разработка

Бузенкова Оксана Петровна

Современное образование ориентировано на принципы инклюзии, предполагающие создание равных возможностей для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Школьная библиотека, являясь важнейшим ресурсным и образовательным центром, играет ключевую роль в реализации этих принципов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_shkolnogo_bibliotekarya_s_detmi_s_ovz.docx15.96 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа школьного библиотекаря с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Современное образование ориентировано на принципы инклюзии, предполагающие создание равных возможностей для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Школьная библиотека, являясь важнейшим ресурсным и образовательным центром, играет ключевую роль в реализации этих принципов. Работа библиотекаря с детьми с ОВЗ выходит за рамки традиционного книговыдачи и требует специальных знаний, чуткости, творческого подхода и адаптации пространства, ресурсов и методов деятельности.

Особенности контингента и основные задачи

Дети с ОВЗ – разнородная группа, включающая учащихся с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития, расстройствами аутистического спектра (РАС) и другими ментальными особенностями. Это определяет ключевую задачу библиотекаря – индивидуализацию подхода.

Основные задачи работы школьного библиотекаря с детьми с ОВЗ:

Обеспечение доступности библиотеки: архитектурной, информационной, коммуникационной.

Формирование и адаптация фонда: подбор специальных и универсальных материалов.

Создание комфортной и безопасной среды: как физической, так и психологической.

Содействие образовательному процессу: обеспечение учебной и дополнительной литературой.

Развитие читательского интереса и информационной культуры.

Социализация и развитие личности ребенка через книгу и библиотечные мероприятия.

Консультирование педагогов и родителей по вопросам детского чтения и ресурсов.

Направления и формы работы

а) Адаптация библиотечного пространства (для маломобильных пользователей):

   Обеспечение беспрепятственного доступа в библиотеку (пандусы, широкие проходы).

   Организация удобных рабочих зон с регулируемой мебелью.

   Размещение фонда в доступной зоне.

б) Комплектование и использование специального фонда:

   «Говорящие» книги* (аудиокниги) для слабовидящих и незрячих детей, а также для детей с дислексией.

  Книги с крупным шрифтом.

 Тактильные (рукодельные) книги для детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта.

 Книги с пиктограммами, визуальными поддержками (PECS), адаптированные тексты для детей с РАС, нарушениями речи и интеллектуального развития.

Книги-картинки, книжки-игрушки для развития речи, внимания, эмоциональной сферы.

Рельефно-графические пособия и книги со шрифтом Брайля (при наличии возможности).

Цифровые ресурсы и образовательные платформы, доступные для различных нозологий.

в) Специальное оборудование и технологии:

   Увеличивающие устройства (лупы).

  Компьютеры со специальным программным обеспечением (экранный доступ, синтезаторы речи).

  Адаптированные клавиатуры и манипуляторы.

г) Адаптация библиотечных мероприятий:

Индивидуальные и малогрупповые формы работы (вместо массовых мероприятий).

Чтение с остановками, обсуждение по иллюстрациям, драматизация отрывков.

Библиотерапия и сказкотерапия: подбор произведений, помогающих проживать эмоции, понимать себя и других.

Сенсорные игры, тактильные мастер-классы (лепка, аппликация по мотивам книг).

Использование визуального расписания, четких и коротких инструкций для детей с РАС.

Сотрудничество со специалистами: педагогом-психологом, дефектологом, логопедом для разработки интегративных занятий.

Принципы коммуникации и создания комфортной среды

Безусловное принятие и доброжелательность.

Соблюдение этикета общения с людьми с инвалидность (обращаться непосредственно к ребенку, а не к сопровождающему; использовать корректную терминологию).

Гибкость и терпение: дать ребенку время на ответ, на выполнение действия.

Опора на сохранные анализаторы и способности (зрение, слух, тактильные ощущения).

Создание «тихого угла» или зоны релаксации для детей, которые быстро устают от шума и общения.

Работа с родителями и педагогическим коллективом

   Информирование о возможностях и ресурсах библиотеки.

  Совместное планирование и проведение мероприятий.

  Рекомендательные беседы по подбору домашнего чтения.

  Создание клубов или встреч для родителей, обмен опытом.

Проблемы и перспективы

Проблемы:

  Недостаточное финансирование для приобретения специального оборудования и дорогостоящих адаптированных изданий.

   Дефицит времени и профессиональной подготовки библиотекарей для работы с особыми категориями пользователей.

  Отсутствие безбарьерной среды в старых школьных зданиях.

  Сложности в подборе фонда для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Перспективы:

   Развитие межбиблиотечного сотрудничества и ресурсного обмена (в т.ч. с библиотеками для слепых).

  Активное использование бесплатных цифровых адаптивных ресурсов.

   Повышение квалификации библиотекарей через курсы, вебинары, методические объединения.

  Привлечение волонтеров для помощи в проведении мероприятий.

   Участие в грантовых проектах для оснащения библиотеки.

И в заключении хочется сказать: работа школьного библиотекаря с детьми с ОВЗ – это важная, сложная, но чрезвычайно значимая миссия. Она направлена не только на предоставление информации, но и на включение ребенка в культурную и социальную жизнь школы, развитие его потенциала, формирование положительного читательского опыта. Успех этой работы зависит от готовности библиотекаря к постоянному обучению, творческому поиску и, самое главное, от человеческого отношения, в основе которого лежат уважение, понимание и вера в возможности каждого ребенка. Инклюзивная библиотека становится для ребенка с ОВЗ не просто хранилищем книг, а безопасной гаванью, дверью в мир знаний и пространством для личностного роста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья."

Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия педагогов, медиков,...

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основные направления работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

План работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья

План разработан с целью создания в техникуме условий, предоставляющих равные возможности получения профессионального образования детям-инвалидам и обучающимся с ограниченными возможностями здоровья...

Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...

«Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Здоровьесберегающие технологии в работе учителя – дефектолога с детьми  с ограниченными возможностями здоровья»...

Особенности работы молодого логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы

Статья посвящена особенностям работы молодого логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья в коррекционной школе. Рассмотрены роль логопеда, трудности адаптации молодого специалиста, метод...