Педагогика успеха: теоретические подходы и практика реализации
план-конспект на тему

Свалова Наталья  Михайловна

Материал определяет суть педагогики успеха для различных возрастных категорий учащихся, способы достижения ситуации успеха и основные качества личности, способстующие достижению успешности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogika_uspeha.doc54 КБ
Office presentation icon tehnologiya_uspeha.ppt1.77 МБ

Предварительный просмотр:

10.11.10   ШППМ

Доклад «Педагогика  успеха: теоретические подходы и практика реализации»

В технологии  системно – ориентационным подхода  Е.И. Казаковой, одним из ведущих постулатов выступает ориентация на успех: (достижения) как доминирующий компонент ориентационного поля развития ребенка. И как ключевое положение выступает« педагогики успеха».

Смысл воспитания в этом случае видится в том, чтобы, опираясь на интерес ребенка, создать условия для его самореализации, самоопределения

Основы педагогики успеха в отечественной педагогике заложены К.Д. Ушинским, который писал о том, что «умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается».

И далее – «только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание и интерес учиться»

Педагогика успеха во многом связана с идеями гуманистической психологии. Теоретиками личностного подхода являются известные психологи

Б.Г. Ананьев,А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и другие.

В психологической практике понятие успеха разрабатывается в рамках социальной психологии. Так, А.А. Андреева пишет о том, что успех – это один из факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и взрослыми; это процесс, который помогает ребенку поверить в себя и свои способности; помогает ребенку избежать ошибок; поддерживает ребенка при неудачах. Автор утверждает, что для того, чтобы ребенок был успешен, педагогам и родителям придется изменить привычный стиль общения и взаимодействия с ним. Важно не просто обращать внимание на ошибки и плохое поведение ребенка, взрослому придется сосредоточиться на позитивной стороне его поступков и поощрении того, что он делает.

При рассмотрении концептуальных  основ педагогики успеха, в центре внимания оказалисьидеи гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков,В.А. Сухомлинский, М.И. Шилова, И.С. Якиманская и другие), признающей уникальность человеческой личности, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.

Большое внимание созданию ситуаций успеха уделяет А.С. Белкин. Он убежден,

если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на его «светлое будущее». Одно неос-

торожное слово, один непродуманный шаг учителя могут надломить ребенка так, что по-

том не помогут никакие воспитательные меры.

Таким образом, основные концептуальные позиции педагогики успеха связаны с

гуманистической педагогикой и психологией, предполагающей использование личностно– ориентированного, индивидуального подхода во взаимодействии с ребенком.

В чем особенность идей педагогики успеха?

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание и как хорошие

результаты в работе, учебе.

Многие из нас ставят во главу угла цель воспитательной работы:

 Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей, творческого потенциала, самореализации в социальной среде, труде, учебе

Основным механизмом в решении этой задачи становится ситуация успеха.

 Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс

условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, кото-

рые  сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями.

Проживая ситуацию успеха, ребенок приобретает чувство собственного достоинства, успех приводит школьника к осознанию собственной компетентности.

На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности,

меняются уровни самооценки, самоуважения. В том случае, когда успех делается устой-

чивым, постоянным, может начаться (по мнению А.С. Белкина) своего рода реакция, вы-

свобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

В основе ожидания успеха, как правило,

у младших школьников лежит стремление заслужить одобрение старших,

у подростков – реакция одноклассников, стремление утвердить свое «Я»,

у старшеклассников – «сделать заявку» на будущее, самоопределение.

Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить состояние ребенка, изменить ритм и стиль его жизнедеятельности, взаимоотношений с окружающими. Безусловно,  большое внимание при этом уделяется этической, нравственной стороне успеха (своим успехом я обязан окружающим, мой успех – это результат упорного труда, мой успех не является препятствием для других и т.д.)

Таким образом, состоявшийся успех предусматривает оптимальное соотношение

между ожиданиями окружающих, личности и результатами ее деятельности.

В этом случае ситуация успеха является своеобразным «пусковым механизмом»

дальнейшего развития личности ребенка.

Следовательно, необходимым условием развития личности, ее защищенности,

психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного школьного

коллектива, создание доброжелательной атмосферы в классе.

 Самореализация личности педагога является условием для самореализации личности учащегося, и наоборот, успешный личностный рост ученика – стимул для развития личности педагога.

Ведущим принципом педагогики успеха является гуманистическая направленность

образовательного процесса. Этот принцип предполагает создание условий, направленных

на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Направленность основывается на уважении и вере в ребенка и предусматривает:

полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний. По силе переживаний детские чувства не уступают чувствам взрослого, кроме того, в силу возрастных особенностей – импульсивности, недостатка личного опыта, слабой воли, преобладания чувств над разумом – переживания ребенка приобретают особую остроту и оказывают большое влияние на его дальнейшую судьбу. Поэтому педагогу важно показать, что он понимает и принимает ребенка. Это вовсе не означает, что педагог разделяет поступки и действия подростка, понять – не значит согласиться;

свобода выбора. Педагог не должен всеми правдами и неправдами добиваться

определенного результата. Нельзя принуждать ребенка, заставлять признаться в чем-либо.

Всякое давление исключается, ребенок имеет полное право на собственное решение, даже

если с точки зрения педагога оно неудачное. Задача – не заставить ребенка принять пред

лагаемое учителем решение, а создать условия для адекватного выбора. Педагог, думаю-

щий в первую очередь об установлении контакта с ребенком, желающий понять его, до-

пускающий, что у ребенка есть право на самостоятельное решение, имеет гораздо больше

шансов на успех, чем тот учитель, который обеспокоен лишь сиюминутным результатом и

внешним благополучием;

– понимание внутреннего состояния ребенка, требующее от педагога умения читать невербальную информацию, способности не приписывать ребенку тех отрицательных

качеств, которые взрослому хочется видеть в нем.

– умение не только слышать, но и слушать. Это требует от человека волевых усилий, связанных с пониманием сути происходящего. От понимающего слушателя требует-

ся: своим видом демонстрировать, что он внимательно слушает и пытается понять; не пе-

ребивать репликами и рассказами о себе; не давать оценок; оценочные суждения заменять

невербальным и вербальным отражением чувств рассказчика; не давать советов, если в

них не нуждаются.

Несоблюдение данных условий приводит к возникновению психологических барьеров в общении педагога и ребенка.

Таким образом, другой принцип педагогики успеха – принцип сотрудничества, это необходимое условие для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач – помочь осознать свои возможности и поверить в себя, свои силы.

Принцип положительного воспитательного влияния особенно важен в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, по-

скольку позволяет снять агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.

 Вместе с тем, учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой – когда благо-

получный и в общем-то успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован преды-

дущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подоб-

ном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного

слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается

начинка (ситуация неуспеха). По мнению А.С. Белкина, радость успеха не должна порож-

дать чрезмерное благодушие, а страх возможного поражения не парализовать волю.

Педагог не должен подыгрывать ребенку, полностью подстраиваться под его инте-

ресы и настроения. Следует отмечать только реальные достижения, выделяя какие-то наи-

более удавшиеся элементы. Необходимо способствовать успеху, организуя деятельность и

инструктируя детей в наиболее оптимальных способах ее выполнения («Попробуй на-

чать...», «Возможно, получится лучше, если придерживаться следующего плана...» и т.п.)

Исходя из этого, обозначим следующий принцип –

 сочетания ситуаций успеха и неуспеха. Этот принцип предполагает, что успех не может быть бесконечным, существует  (или должен существовать) неуспех, он неизбежен, без него успех теряет свою радостную сущность. В этом смысле ситуация неуспеха – это субъектное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассматриваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Например, если ученик не находился на пьедестале своих личных индивидуальных побед, если его жизнь безрадостна и монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.

Трудно переоценить стимулирующую роль неуспеха в целом ряде ситуаций. Успех

может разложить личность, неуспех – формировать его лучшие качества. Одно без друго-

го не существует, точнее, не должно существовать.

Как считает А.С. Белкин, неуспех (собственный, разумеется) любить нельзя, ра-

дость он не приносит, но уважать его следует.

Качества личности, способствующие достижению успеха:

Качества личности, способствующие достижению успеха

Интернальность – Высокая ответственность за жизненные ситуации, рассмотрение себя,

своих действий источником и причиной успехов и неудач

Средний или высокий уровень потребностив достижениях

Умеренная личностная тревожность

Адекватная самооценка

Сформирование общечеловеческие ценности – доброта, гуманизм, справедливость,

сострадание по отношению к ближним

Высокий уровень физического и психологического здоровья.

Высокий или средний уровень коммуникативных умений

Сформированные умения самостоятельной

оценочной и рефлексивной деятельностиучащихся

ИТОГ: Интегрированное качество – социальный оптимизм, стремление к достижению ус-

пеха

Качества личности, препятствующие

достижению успеха

Экстернальность – процесс и результат рассмотрения внешних факторов в качестве

причин и источников собственных успехов и неудач

Низкий уровень потребности в достижениях

Низкая или высокая личностная тревожность

Завышенная или заниженная самооценка

Эгоизм, подозрительность, закрытость, ориентация на собственное «Я»

Низкий уровень физического и психологического здоровья

Низкий уровень коммуникативных умений

Низкий уровень рефлексивных и оценочных умений

ИТОГ: Интегрированное качество – социальный пессимизм

Между тем, по данным  тестирования, проведенного  среди учащихся средних классов ряда школ г.Волгограда ( всего было обследовано 200 подростков), большинство учащихся неуспех при решении различного рода задач связывают с внешними причинами — отсутствием способностей, трудностью задачи, отсутствием везения и т. д. Многие подростки

- предпочитают ситуации, в которых они могут выбрать позицию пассивного подчинения, -ставят перед собой очень легкие либо очень трудные цели;

-при решении проблемы склонны надеяться на помощь или искать возможность отказаться от деятельности, обосновывая свой отказ нереальными обстоятельствами;

-в случае неудачи быстро меняют тактику деятельности, выбирая тривиальные и малоэффективные ходы;

-в ситуации успеха стараются поставить более легкую цель;

-не стремятся получить объективную оценку своей деятельности, на критику реагируют неадекватно,

-имеют либо завышенную, либо заниженную, либо неустойчивую самооценку,

- успех воспринимают как стечение обстоятельств,

-неудачу — как подтверждение закономерности,

-свое будущее планируют либо очень узко, либо нереалистически глобально.

Это свидетельствует о том, что увеличивается число учащихся с Низким уровнем мотивации достижения, что Р. Де Чармс называет «синдромом выученной беспомощности».

Актуальность   создания ситуации успеха у школьников обусловлена социальным заказом на высокомотивированную на достижения личность.  По словам  психолога  У. Глассера  можно быть уверенными, что: если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательная технология успеха Теоретические подходы и практика реализации Свалова Н.М.

Слайд 2

«Умственный труд ученика, успехи и неудачи в учении – это его духовная жизнь, внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Ребенок не только узнает что-то, усваивает материал, но и переживает свой труд, выражает личное отношение к тому, что ему удается и не удается». К.Д. Ушинский

Слайд 3

В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «успех» рассматривается в трех значениях: как удача в достижении чего-нибудь; как общественное признание ; как хорошие результаты в работе, учебе.

Слайд 4

Ситуация успеха – это целенаправленный, специально организованный комплекс педагогических условий, позволяющий достичь значительных результатов в деятельности ребенка, которые сопровождаются позитивными эмоциональными, психологическими переживаниями.

Слайд 5

Ведущие принципы педагогики успеха: Полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний Свобода выбора Понимание внутреннего состояния ребенка Принцип сотрудничества Положительное воспитательное влияние Сочетание ситуаций успеха и неуспеха

Слайд 6

Качества личности, препятствующие достижению успеха Экстернальность Низкий уровень потребности в достижениях Низкая или высокая личностная тревожность Завышенная или заниженная самооценка Эгоизм, подозрительность, закрытость, ориентация на собственное «Я» Низкий уровень физического и психологического здоровья Низкий уровень коммуникативных умений Низкий уровень рефлексивных и оценочных умений

Слайд 7

Качества личности, способствующие достижению успеха Интернальность Средний или высокий уровень потребности в достижениях Умеренная личностная тревожность Адекватная самооценка Сформированные общечеловеческие ценности – доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним Высокий уровень физического и психологического здоровья Высокий или средний уровень коммуникативных умений Сформированные умения самостоятельной оценочной и рефлексивной деятельности учащихся

Слайд 8

Приемы управления успехом на уроке Любой человек стремится к успеху. С. Френе.

Слайд 9

1. Если после урока у ученика не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, то это значит, что урок, возможно, и был полезным, но оставил детей равнодушными. 2. Необоснованная похвала, случайные оценки также создают ощущение успеха. Нужно видеть реальные успехи ребенка, реальные сдвиги, сколь малы они бы не были. 3 .Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства являются залогом успеха учащихся.

Слайд 10

4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание различных методов – это важные компоненты успеха на уроке. 5. Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль в уроке. 6. Учитель должен любить детей . Но нельзя высказывать чувство восторга общения с одними детьми, заставляя страдать других. 7. Учитель должен знать и весь класс, и каждого ученика в отдельности, чтобы в нужную минуту помочь им.

Слайд 11

8. Начало урока выступает как момент, от которого зависит успех всего урока. 9. 80% успеха детей зависит от того, как учитель дает домашнее задание. Оно должно быть красивым, интересным, творческим, оригинальным, доступным, разноуровневым, учитывающим способности и особенности детей. 10. Наряду с цифровой развернутая текстовая оценка играет исключительную роль в стимулировании учебной деятельности ребенка.

Слайд 12

11.Степень увлеченности учеников предметом выражается в их желании и готовности заниматься после уроков. 12. Учитель должен уметь вовлекать учащихся в активную познавательную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов

Авторская статья : "Компетентностный подход как теоретическая основа разработки и реализации новых образовательных стандартов"...

Реализация деятельностного подхода в практике преподавания биологии в 5 классе в условиях реализации ФГОС

Обмен опытом работы по реализации деятельностного подхода в преподавании биологии по ФГОС в 5 классе; основные формы и методы, использование ИКТ, максимальное использование оборудования кабинета биоло...

Внедрение современных педагогических технологий, применение системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия реализации ФГОС второго поколения.

Цель: показать значимость внедрения современных педагогических технологий и применения системно-деятельностного подхода в практику основной школы с целью формирования ключевых компетенций как условия ...

Реализация личностно-ориентированного подхода в практике преподавания биологии

Использование личностно-ориентированного подхода при изучении биологии...

УРОВНИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА. СПОСОБЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Реализация принципа метапредметности в рамках системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры....

НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ Р.ФАХРЕДДИНА

Дәресләрдә Р.Фахреддин хезмәтләрен куллану...

Педагогика удивления, теоретическая часть

Система методов и приемов обучения, основанных на когнитивной эмоции удивления....