Образ Александра Невского в различных произведениях искусства.
методическая разработка (5 класс) по теме

Сироткина Мария Николаевна

 

Конспект урока

Звать через прошлое к настоящему.

«Образ Александра Невского в различных произведениях искусства».

                                                                                                                                     Подготовили: 

учитель музыки I категории Сироткина М.Н.

учитель истори I категории Рыдлевская О.А.

ГОУ СОШ № 263 Адм. р-на

г. Санкт-Петербург

 

Цель урока:продолжить знакомство учащихся с кантатой «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева на основе литературных и исторических  источников, сопоставление героико-эпических образов музыки с образами изобразительного искусства.

Задачи урока:

Обучающая:                                                                                                                           

  • Создать условия для расширения кругозора в понимании той или иной исторической эпохи у учащихся.

Воспитательно-нравственная:                                                                                                  

  • Вызвать интерес подростков к миру искусства, культуры.

Развивающая:

  •  Создать условия для развития художественного вкуса и творческих способностей.

Воспитательно-музыкальная:

  • Развивать у учащихся умение давать собственную оценку различным произведениям искусства, одновременно воспитывая толерантное отношение к мнению сверстников.

Тип урока:урок закрепления знаний по теме «Мир образов вокальной музыки» используя новые примеры.

Вид урока:интегрированный урок музыка, история, литература, изобразительное искусство с использованием презентации «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский » в программе MicrosoftPowerPoint. 

Программное обеспечение:видеопроектор, компьютер, экран, аудиоаппаратура.

 

Дидактические материалы:

  • презентация «Звать через прошлое к настоящему. Александр Невский» в программе MicrosoftPowerPoint,
  • С.С.Прокофьев кантата «Александр Невский» (фрагменты);
  • величание святому преподобному Александру Невскому;
  •  кинофильм «Александр Невский» режиссер С.  Эйзенштейна 1938г. Фрагмент «Ледового побоища» (фрагмент);
    • А. Н. Кирпичников. Две великих битвы Александра Невского
  • «Повесть о житии Александра Невского».История русской литературы X — XVII вв.: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по специальности  «Русский язык и литература» / Л. А. Дмитриев, Д. С. Лихачев, Я. С. Лурье и др.; Под ред. Д. С. Лихачева.

План урока:

№  п/п

Содержание деятельности

Время

  •  

Организационный момент. Погружение в атмосферу урока.

Игра «Знаете ли вы?»

 

  •  

Повторение пройденного материала на прошлых уроках.

 Термин – кантата, построение частей кантаты «Александр Невский».

 

  •  

Краткийрассказ об Александре Невском, как государственном деятеле и полководце средневековой Руси (Миша Кулешов).

 

4

Анализ триптиха В.А. Корина «Александр Невский».

Термин – триптих.

 

5

 «Русь в 13 веке» - самостоятельная  работа в группах с текстом: подготовка ответа на вопрос учителя.

 

 

6

Слушание и анализ I части кантаты.

 

7

Рассказ учителя - первая битва А. Невского на Неве-реке.

Составление вопросов учащимися.

 

8

Слушание и анализ IIчасти кантаты «А. Невский»

 

9

Просмотр и анализ фрагмента из кинофильма С.  Эйзенштейна 1938г. «Ледовое побоище»

 

10

Знакомство с житием святого Александра Невского.

Канонизация.

Рассказ - беседа

 

11

Слушание и анализ VIIчасти кантаты «Въезд Александра Невского во Псков».

 

12

Увековечивание памяти Александра Невского в скульптуре  и архитектуре нашего города.

 

 

13

Игра «Верите ли вы» (подведение итогов деятельности на уроке).

Оценки личности и результатов правления.

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Урок 1.

Слайд № 1

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Сегодня 19 февраля и мы продолжаем разговор об образе Александра Невского в различных видах искусства. Поможет мне это сделать Ольга Анатольевна, потому что личность Александра Невского занимает очень важное место в истории Русской земли!

Давайте вспомним материал прошлого урока. Перед вами листок с вопросами, дайте на них  ответы.

(во время работы учащихся с вопросами звучит уже знакомый ребятам фрагмент из кантаты)

Слайд № 2

«Знаете ли вы?»

Вопросы на карточках:

  1. За всю жизнь Александр Невский не проиграл не одной битвы?
  2. Что огромная копия картины П.Корина «Александр Невский» во время Великой Отечественной Войны было установлена при въезде в разрушенный Новгород?
  3. Кантата – это многочастное музыкальное произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, торжественного или лирико-эпического характера.
  4. Что Александр Невский был официально причислен к лику святых русской православной церковью?
  5. Что Александр Невский был единственным православным правителем, который не пошел на уступки католической церкови ради сохранения власти?
  6. Кантата С.Прокофьева «Александр Невский» состоит из 7 частей и была написана накануне Великой Отечественной Войны?
  7. В память об Александре Невском в Санкт-Петербурге построен целый храм?

 

  • Ребята, кто из вас узнал музыку, которая сейчас звучала?
  • Как называется это произведение? («Вставайте, люди русские» С.Прокофьев - фрагмент).

Слайд № 3    (С.С. Прокофьев, определение «кантата»)

  • Что такое кантата?

Кантата(от итал. cantare — петь) — произведение для певцов-солистов, хора и оркестра, торжественного или лирико-эпического характера. К. могут быть хоровыми (без солистов), камерными (без хора), с сопровождением или без него; одночастными или состоять из нескольких законченных номеров.

 

  • О ком эта музыка?

Слайд № 4  (Александр Невский)

Краткий рассказ об Александре Невском, как государственном деятеле и полководце средневековой Руси. 

Слайд № 5

Святой благоверный князь Александр Невский

Александр родился в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого. Его дедом был Всеволод Большое Гнездо. В 1236 г. Александр был посажен на новгородское княжение, а в 1239 г. женился на полоцкой княжне Александре Брячиславне.

Всеобщую славу молодому князю принесла победа, одержанная им на берегу Невы, в устье Ижоры 15 июля 1240 г. над шведами.

Считается, что именно за эту победу князя стали называть Невским. Александр вернулся в Новгород с великой славой, но в том же году рассорился с новгородцами и уехал в Переславль-Залесский. А вскоре над городом нависла угроза с запада.

Утром 5 апреля 1242 г. началась знаменитая битва, известная в наших летописях под названием Ледовое побоище. Немецкие рыцари были разгромлены.

Укрепив западные границы, Александр был вынужден полностью погрузиться в «дела восточные».

В дальнейшем вся восточная политика Александра была направлена на то, чтобы обезопасить Русь от новых монгольских нашествий. Пойдя на уступки и наладив дипломатические отношения с Ордой, Александр спас ослабленную Русь от полного уничтожения. Для этого он несколько раз выезжал в Орду. Последний раз – в 1262 г., после волнений в суздальских городах, где были перебиты ханские баскаки и выгнаны татарские купцы. Чтобы умилостивить хана, Александр лично отправился с дарами в Орду. Хан удерживал князя подле себя всю зиму и лето. Только осенью Александр получил возможность вернуться во Владимир, но по дороге заболел и умер в Городце. 

 

Учитель: (совместно с ребятами делает обобщающие выводы)

Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств. Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский».

Слайд № 6    (триптих П.Корина «Александр Невский»)

 

Триптих– произведение искусства, состоящее из трех картин, объединенных общей идеей.

 

  • Какая идея лежит в основе этих картин?
  • Почему фигура Александра Невского занимает центральную часть?
  • Как связаны сюжеты правой и левой части триптиха с образом великого русского полководца?

 

Над центральным полотном триптиха Корин работал в 1942 году. Боковые полотна были закончены в 1943 году. Работая над этим произведением художник говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа».

 

Итак, давайте внимательней рассмотрим триптих.

 

Слайд № 7, 8   (центральная часть триптиха «Александр Невский»)

  • Во что одет Александр Невский?
  • Что у него в руках?
  • Где он стоит?
  • Куда устремлен взгляд князя?

 

На центральной репродукции триптиха А. Невский, сжимая рукоять меча, в латах, будто весь выкованный из стали, стоит на берегу Волхова, возвышаясь над старинным собором. За его спиной – верная дружина, а за плечами – чёрный стяг с изображением Спаса «Ярое Око». Взгляд князя, суровый,  сосредоточенный, устремлён в сторону врага. Кольчугу, латы и шлем художник писал с натуры в историческом музее. Описание великокняжеского стяга он нашёл в летописях. Хотя Александру Невскому в момент битвы с тевтонцами было всего 23 года, художник изобразил воина далеко не юным. В этом отступлении от исторической правды – высшая   художественная правда. Полотно приобретает значение  исторического символа, идеи стойкости, мужества, отваги.

Слайд № 9

 

  • Дайте (в тетради) словесную и музыкальную характеристику образа князя Александра Невского (мужественный, грозный, суровый, сосредоточенный, отважный, спокойный и т.д.).

 

Огромная копия картины в феврале 1944 года была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова:

«Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет».

Слайд № 10

Триптих Павла Корина «Александр Невский» невидимыми нитями связан с одноименной кантатой Сергея Прокофьева, которая состоит из 7 частей.  Каждая  из которых рассказывает слушателям о каком-то определенном событии.

 

 

Слайд № 11

1 часть кантаты посвящена историческим событиям, которые происходили на Руси в 13 веке.

 

Урок 2.

Слайд № 12   («Русь под татарским игом»). 

(самостоятельная работа учащихся с текстом в группах по 4 человека, ответ на: почему в XIII веке Русь не могла противостоять власти татаро - монгол?)

         Во время работы учащихся над текстом звучит 1 часть кантаты С.Прокофьева «Русь под игом монгольским»

 

В XIII веке Русь состояла из нескольких обособленных княжеств. Князья не ладили между собой, часто были столкновения между дружинами разных княжеств. Русь оказалась расколотой перед лицом страшного врага.

К тому времени монголы уже захватили Южную Сибирь, Среднюю Азию, Казахстан, часть Китая и Иран. Все покоренные народы присоединялись к ханствам и ходили с ними в походы, помогая оружием и людьми.

Нашествие татар было нежданным и негаданным. Оно сродни было эпидемии чумы. Они стали неведомой, страшной, разрушительной силой, обрушившейся на русские княжества. Все отмечали неожиданность появления неизвестного народа из неизвестной земли. «В то же лето явились племена, о которых никто точно не знает, кто они и откуда вышли, и каков язык их, и какого происхождения, какой веры; и зовут их татары, а иные говорят таумены…» (Лаврентьевская летопись).

И вполне объяснимо, что их восприняли как наступающий «конец света».

 

  • Ребята, кто из вас обратил внимание на звучащую музыку?
  • Какие музыкальные инструменты использовал композитор? Что он хотел показать с помощью этих инструментов?
  • Какой характер прозвучавшей музыки?
  • Совпадает ли ваше мнение, составленное по тексту, с музыкой кантаты?

Слайд № 13  

 (Рассказ учителя).

Битва на берегу Невы, в устье Ижоры над шведами состоялась 15 июля 1240 г. Побуждаемые папскими посланиями, шведы предприняли крестовый поход против Новгородской земли. По легенде, их командующий, будущий правитель Швеции Ярл Биргер, вошел на кораблях в Неву и отправил послание Александру: «Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю твою землю». 

Биргер хотел плыть в Ладожское озеро, занять Ладогу и отсюда по Волхову идти уже к Новгороду. Но Александр сам выступил навстречу шведам. Его войска скрытно приблизились к устью Ижоры, где остановились на отдых враги, внезапно напали на них и начали рубить топорами и мечами прежде чем шведы успели взять оружие. Александр лично участвовал в битве и ранил шведского воеводу в лицо: «…самому королю възложи печать на лице острымь своимь копиемь». Сражение 1240 г. предотвратило потерю Русью берегов Финского залива, остановило шведскую агрессию на новгородско-псковские земли. 

 

Слайд № 14    (былина «А и было дело на Неве-реке)

Вторая часть кантаты называется «А и было дело на Неве-реке», давайте послушаем ее.

 

 Слушание и анализ II части кантаты.

 

Слайд № 15

  • Какой литературный жанр использовал С.С. Прокофьев в этой части? (былина)
  • Как вы думаете, почему композитор взял за основу 2 части кантаты именно былину?

 

Слайд № 16

 Учитель:

После победы над шведами в 1240 году (Невская битва) народ прозвал князя Невским. А через два года произошло знаменитое сражение, Ледовое побоище, о котором повествует  III– VIчасти кантаты.

Слушание V части кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева (фрагмент).

 

Слайд № 17 («Ледовое побоище»)

  • Зримость музыки «Ледового побоища» напрямую связана прежде всего с кинематографом, так как в основу кантаты «Александр Невский» легла музыка к одноименному фильму С.Эйзенштейна.

 

Просмотр и анализ фрагмента из кинофильма С.  Эйзенштейна 1938г. «Ледовое побоище».

 

  • Музыка, характеризующая вражеские силы, какая по характеру?
  • Какие инструменты использует композитор, что бы изобразить неприятеля?
  • Почему С.Прокофьев написал музыку, которая «неприятна» для русского уха?
  • Давайте сравним словесную характеристику, которую вы дали на прошлом уроке образу князя Александра с музыкой, которую вы услышали в фрагменте из фильма.

 

Слайд № 18  (знакомство с житием святого Александра Невского, канонизация)      

Незадолго смерти римский папа Иннокентий IV предложил Александру принять католичество в обмен на свою помощь в борьбе против монголов. Александр в самой категоричной форме отверг это предложение. Он был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти. 

Почитание Александра Невского как святого началось задолго до того, как он был канонизирован Русской православной церковью в 1547 г. Там, где люди истово просили у него чуда, оно непременно случалось. Святой вставал из гробницы и ободрял соотечественников, например, накануне Куликовской битвы в 1380 г. 

Слайд № 19  (определение к слову «канонизировать»)

Канонизировать- причислить (причислять) к лику святых (церк.). Признать (признавать) что-нибудь (кого-нибудь) священным от лица церкви.

 

  • М.Н., а есть ли в кантате музыка, которая прославляет Александра Невского?
  • Конечно. Этому посвящена VII часть кантаты «Въезд Александра во Псков». Давайте послушаем и ее.

 

Слайд № 20

Слушание и анализ 7 части кантаты С.Прокофьева «Въезд Александра во Псков».

 

Учитель:

  • Какие места в нашем городе связаны с именем Александра Невского?

 

Слайд № 21   («Александро-Невская лавра» в Санкт-Петербурге).

В память о нем в Петербурге построили монастырь, Александро-Невскую лавру, куда в 1724 г. по указу Петра Великого были перевезены его мощи. Петр также постановил отмечать его память 30 августа, в день заключения победоносного мира со Швецией. В разные времена и в разных памятниках будут записаны многочисленные свидетельства чудес, явленных святым Александром Невским. Он являл чудеса во время самых тяжелых и решительных периодов в истории России. К нему обращались с молитвами об исцелении от болезней. В 1547 году был установлен общероссийский праздник в честь святого Александра Невского – 23 ноября, а в 1724 году установили и новый праздник – 30 августа, в честь перенесения мощей благоверного князя из Владимира в Санкт – Петербург. Мощи святого князя – воина, заступника Земли Русской, и по сей день хранятся в Александро–Невской Лавре.

 

Слайд № 22  (Примеры памятников Александру Невскому). 

Подведение итогов деятельности на уроке.

Оценки личности и результатов правления.

 

Слайд № 23 

 

         А теперь давайте вернемся к вопросам на которые вы отвечали в начале нашего разговора (игра «Знаете ли вы?»).

  • На все ли вопросы вы ответили положительно? Ответьте снова на эти вопросы. Изменились ли ваши знания об личности Александра Невского?
  • Какую роль в русской истории сыграл Александр невский?

 

Историки высказывают как положительные, так и отрицательные оценки деятельности Александра Невского. Согласно традиционной трактовке Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории, в драматический период, когда Русь подверглась удару с трёх сторон: католического Запада, монголо-татар и Литвы. Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, отразив нападение немцев и, подчинившись неизбежному владычеству Орды, предотвратил разорительные походы монголо-татар на Русь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Александра Невского в искусстве

Образ Александра Невского в произведениях литературы, музыки, кино- и изобразительном искусстве...

Урок "Образ Александра Невского в искусстве" 5 класс

Это интегрированный урок, с использованием кейс технологий....

«Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева»

Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям....

Выступление по теме "Образ Александра Невского - нравственный ориентир современной молодежи"

В данном докладе  освещены вопросы духовно-нравственного воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и ...

Преемственность образа Александра Невского в преподавании курса истории России в школе.

Статья посвященная формированию образа Александра Невского в ходе изучения Истории России в системе общего среднего образования....