«Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева»
материал по музыке

Миронова Екатерина Викторовна

Данный доклад был подготовлен к ежегодным Рождественским чтениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад на Рождественские чтения39.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальный этап XXIX Всероссийских Рождественских образовательных чтений    «Александр Невский: Запад и Восток, историческая память народа»

        

     Название номинации     «Православие и культура»

Тема доклада  «Музыкальное воплощение образа Александра Невского в музыке композитора С. Прокофьева».

Миронова Екатерина  Викторовна

                                                    учитель музыки

МОУ «Средняя                              

общеобразовательная                         школа №3»

г. Железногорск

2020

Русский народ счастлив на великих государственных деятелей, являвшихся одновременно прославленными святыми. Они строили свою жизнь на глубокой вере в Бога и действовали на пользу православной державы на духовной основе. Это и Владимир Красно Солнышко, и княгиня Ольга, и Сергий Радонежский, и князья Борис и Глеб, и князь Андрей Боголюбский. Но едва ли не первенствующее место, когда мы говорим о роли личности в российской государственности, занимает Святой князь Александр Невский. До сих пор наших современников привлекает эта историческая фигура, воплотившая в себе мудрость и заботливость правителя, храбрость воина и личное смирение, самоотвержение и христианское достоинство.

Очень точно сформулировал его роль и значение в истории Н.И. Костомаров: «Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может назваться истинным правителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский» [3].

Александр Ярославич родился в 1220 году в русском городе Переславле-Залесском. Александр был вторым сыном князя Ярослава Всеволодовича и Ростиславы – Феодосии, дочери Мстислава Мстиславовича Удалого. Дедом по отцовской линии был Всеволод Юрьевич Большое Гнездо[1].

Как гласят рукописи, «рано научившись грамоте, он много читал по-древнерусски и по-гречески о полководцах, сражениях». Наряду с учением княжича уделялось большое внимание и физическому воспитанию: верховой езде, стрельбе в цель, военным играм. Все это пригодилось, когда князь Александр вырос, и пришло его время править и защищать русскую землю от врагов. Он проявил свои лучшие качества, сев на новгородское  княжение.

                                                    2

Всеобщую славу молодому князю принесет победа, одержанная им на берегу Невы 15 июля 1240 г. над шведами. Именно за эту победу его стали называть Невским. А в 1242 г. состоялось знаменитое Ледовое побоище на Чудском озере, в результате которого Ливонский орден вынужден был заключить мир: крестоносцы отказывались от притязаний на русские земли. Не менее значимо, что своей гибкой дипломатической политикой во взаимоотношениях с Золотой Ордой Александр Невский заложил основы освобождения русской земли от татаро-монгольского владычества.

Таким образом, великий князь защитил святую Русь от порабощения и навязывания религиозных идей католичества с запада и язычества с востока.

Скончался святой Александр 14 ноября 1263 г. [8], возвращаясь из Орды на Русь, на пути домой в Городце на Волге. Великий князь был погребен во владимирском монастыре Рождества Богородицы. Уже тогда начинается его почитание как святого. В 1549 г. Александр Невский был официально причислен к лику святых, а в 1710 году, когда Петр 1, перенеся его мощи из Владимира в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, сделал Александра Невского ангелом-покровителем новой столицы, князь становится самым почитаемым из святых русских князей.

События на российской исторической арене, главным режиссером и героем которых был Святой князь Александр Невский, определили в тот момент политический и духовный суверенитет Руси, стали гордостью нашего народа на века. И это наследие Александра Невского приняли потомки до настоящего времени, и надо надеяться – на будущее. Наша задача – сделать так, чтобы эта патриотическая и духовная нить не прервалась, а светлый образ Александра Невского оставался примером навсегда.  

Вот почему так притягательна личность святого князя. Недаром события тех времен и подвиги великого князя отражены в искусстве.

Наиболее известным является художественный фильм «Александр

                                                    3

Невский», созданный крупнейшим советским кинорежиссером Сергеем Эйзенштейном в1938 году. Музыку к кинокартине он пригласил написать  также уже известного в стране и за рубежом композитора Сергея Прокофьева. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение» [5], — вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле.

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из подготовленного композитором музыкального материала. Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской (1901—1957).

Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке. «Назавтра он пришлет мне музыку, которая... звуковым контрапунктом будет пронизывать мою монтажную структуру, закон строения которой он уносит в той ритмической фигуре, которую отстукивали его пальцы», — говорил режиссер, вспоминая, как Прокофьев во время

                                                    4

отсмотра снятых эпизодов отстукивал пальцами какие-то сложные ритмические построения на ручке кресла» [5]. В итоге визуальный ряд, игра талантливых актеров и замечательная музыка наравне создали гармоническое целое фильма.

 «Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу вызвал настоящий фурор, всемирную славу завоевала великолепная музыка к фильму  [2]. Неудивительно, что композитор, добившись успеха в съемочной команде, глубоко погрузившись в исторический материал и находясь под обаянием личности Александра Невского, решил продолжить работу  по этой теме - уже целиком в музыкальной сфере и абсолютно самостоятельно.      

Сергей Прокофьев замыслил написать на материалах музыки к фильму кантату. Он видел ее необходимость еще и потому, что в воздухе уже витали предвоенные настроения. Именно героико-эпическое произведение (а таким в музыке является кантата) могло вызвать и усилить в народе патриотические чувства. В этом композитор убедился на успехе фильма. И свою кантату он также назвал «Александр Невский». В кантате «Александр Невский» зазвучали мотивы предчувствий грозной военной бури [6].

Зиму 1938—1939 года композитор посвятил этой работе. Задача оказалась очень непростой. «Иногда легче написать совершенно новую пьесу, чем придумывать спайки», — жаловался он близким. Нужно было полностью переоркестровать всю музыку, так как прежняя оркестровка была рассчитана на использование электронных средств, применяемых при записи киномузыки, различных эффектов. Кроме того, из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла [7].

В музыке кантаты реализовались лучшие черты творчества композитора – стилистическая универсальность, которая способна одинаково воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жёсткие образы захватчиков. Прокофьев сочетает живописно–изобразительные эпизоды с

                                                    5

песенно-хоровыми сценами, близкими оперно–ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов. Музыка кантаты поражает их яркостью.

Кантата состоит из семи частей, — первые три части рисуют и историческую обстановку, и противостоящие друг другу силы народа, и интервентов – это экспозиция[4].

I часть - «Русь под игом монгольским» - короткий симфонический пролог, вводящий в суровую атмосферу эпохи и событий, здесь господствуют диковатые «всхлипывающие» попевки.

 II часть - «Песня об Александре Невском» - мелодия повторяет особенности древнерусских былин, это рассказ о недавней победе русских воинов над шведами, главной является тема России, её непобедимости и величия («А и было дело на Неве реке»).

III часть - «Крестоносцы во Пскове» - здесь впервые сталкиваются две противоборствующие силы. В противовес жёсткому, резкому, грозно звучащему, суровому и воинственному хоралу противопоставляются скорбные напевы и трепетная эмоциональность, воплощающие народное горе.

Боевой удалью и отвагой дышит основная мелодия IV части из  знаменитого хора  «Вставайте, люди русские» - это героический призыв и  вместе с тем образ мужественных воинов, вставших на защиту родной земли. Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, в настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша придает музыке героический характер, за ней следует новая тема – певучая, привольная, светлая,  исполняемая хором на слова «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу».

V часть кантаты - «Ледовое побоище» - это динамическая кульминация, центральная часть, которая представляет собой грандиозную  

                                                       6

картину с участием хора. События быстро сменяют друг друга. симфоническую Живописное вступление рисует картину утра на берегах Чудского озера: сумрачный зимний пейзаж, рисующий застывшее озеро в морозной мгле, пустынное утро перед началом побоища. Издалека доносится звук тевтонского рога. Прокофьев долго искал подходящий тембр, который должен быть «неприятным для русского уха». В фильме эта роль отдана валторне, звук которой записан со специальным искажением, в кантате – английскому рожку и тромбону с сурдиной. Начинается знаменитый эпизод скачки крестоносцев, который принято называть «Скок свиньи». Постепенно нарастая и ускоряясь, неумолимо приближается страшная бесчеловечная сила. На упорно вдалбливаемом фоне звучит фанатичный католический хорал из третьей части, доходящий до исступления.

Им противопоставляются  молодецкая тема «Вставайте, люди русские», глумливые скоморошьи наигрыши  и стремительный ритм скачки русских всадников. Это началась русская атака. Музыкальные темы, как реальные противники в бою, сталкиваются друг с другом, постепенно вражеская тема слабеет, искажается. Батальный эпизод завершается почти зримой картиной катастрофы (крестоносцы проваливаются под лёд) [5]. Завершает эту часть тихая и светлая тема среднего раздела из четвёртой части «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» - на освобождённую русскую землю пришли мир и тишина.

VI часть -  «Мертвое поле» - воплощает чувство народной скорби [4]. Единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача – причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства[5]. Пожалуй, это одна из самых лирических и скорбных страниц творчества Сергея Прокофьева. Окончена ледовая битва. Безмолвно и неподвижно ледяное поле, женщины разыскивают воинов, не вернувшихся с битвы. «Я пойду по полю чистому…» - одиноко плывёт над простором низкий, глубокий женский голос. В мелодии, невыразимо печальной,

                                                        7

распетой широко, как протяжные крестьянские песни, - не бессильное отчаяние, а сдержанная скорбь. И в огромном, безмерном горе сохраняет величавое достоинство русская женщина – мать, жена, невеста. Поёт песню один голос. Образ символический – Родина оплакивает своих сыновей. Но этот одинокий голос звучит как скорбный реквием всего народа, как дань памяти о павших в злой ледовой сече. После мощной, яркой, многообразной музыкальной картины ледового побоища, после шума и грохота этот одинокий голос нисколько не нарушает, а даже ещё сильнее подчёркивает застывшую мёртвую тишину ледяного поля.

Интонации плача, идущие от русских народных причетов и от классических оперных «Плачей», слышатся в музыке Прокофьева. В скрипичном вступлении звучит горестная попевка, вокальная же мелодия глубоко печальна, но движение её ровно и строго

Заканчивается кантата торжественным, величественным победно-патриотическим финалом  – «Въезд Александра во Псков» - картина народного ликования, заставляющего забыть о трагической опустошённости, с такой силой переданной в музыке первой части. Эта часть отличается яркой праздничной оркестровкой, перезвоном колоколов, звучанием русских тем, появлявшихся ранее. В хоровом финале, прославляющем Русь – победительницу, соединены русские темы кантаты: песня об Александре Невском, тема средней части хора «Вставайте люди русские». Преображённые, они не потеряли своей силы. Величественное звучание хора «на Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» завершает кантату.

Все эпизоды связаны логикой драматургического построения: возвращение в финале к тематическому материалу первой части придаёт форме произведения цельность и стройность [4].

Эта музыка Прокофьева, ставшая главной участницей фильма о великой любви к Родине, о самоотверженной борьбе с захватчиками, о славной победе над врагом вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая

                                                        8

1939 года прошла премьера кантаты в Большом зале Московской консерватории[5]. Сегодня, музыка о святом князе, сойдя с киноэкрана, живёт полноценной самостоятельной жизнью.

Таким образом, музыкальный портрет Александра Невского, написанный Сергеем Прокофьевым, представляет нам образ героя-полководца, ведущего в бой русские дружины – величественного, могучего, справедливого, уверенного в победе.

Заключение

Практически восемь веков наш народ хранит память о национальном герое, заступнике – святом благоверном князе Александре Невском.

Музыка к фильму «Александр Невский» и одноимённая кантата имеют тесную взаимосвязь с традициями русской классики. Это и общая направленность всего сюжета, национальные темы, образы родной природы, которым отдана особая роль, ведь они обозначены буквально во всех сценах.

Кантату «Александр Невский» отличает чувство современности, поскольку все образы XIII века были проведены через призму событий конца 30-ых годов. Композитор очень чутко предрёк  Великую Отечественную войну и победу советского народа над фашистскими захватчиками. Он показал отвагу русского народа в жестокой и справедливой борьбе с врагами, сеющими ужас и страдания на родной земле. Это настоящая победа человечности над жестокостью.

Это произведение крайне актуально и в наше время, когда вопросы духовной и гражданской ответственности стоят очень остро.

Раскрывая образ Александра Невского, Сергей Прокофьев убеждает нас в том, что Благоверный князь Александр Невский был верным и преданным сыном земли Русской, защитником и опорой своему народу и вере православной. И этот образ великого князя должен стать негасимым светильником в воспитании  подрастающего поколения - мы обязаны использовать его как нравственный, духовный  и гражданский ориентир.

                                                        9

Список литературы:

1. Карпов А.Ю. Александр Невский. / А.Ю Карпов – М.: Молодая гвардия., 2010. – 355 с.

2. Комарова И. И. Музыка и композиторы. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2000. – 480с.

3. Костомаров, Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. / Н.И. Костомаров – М.: Книга, 1991. – 78 с.

4. Мартынов И. И. Сергей Прокофьев: жизнь и творчество. – Москва: Музыка, 1974. – 560 с: ил., нот. ил. (Классики мировой музыкальной культуры)..

5. Михеева Л. Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Belcanto.ru (12 января 2011).

6.Нестьев И. В. Прокофьев С. С. / И. В. Нестьев // Музыкальная энциклопедия.

7.С. Прокофьев кантата «Александр Невский»: [Электронный ресурс]

8. Сергей Прокофьев. Кантата «Александр Невский»: [Электронный ресурс].

                                                             10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ Александра Невского в различных произведениях искусства.

Конспект урокаЗвать через прошлое к настоящему. «Образ Александра Невского в различных произведениях искусства».                      ...

Образ Александра Невского в искусстве

Образ Александра Невского в произведениях литературы, музыки, кино- и изобразительном искусстве...

Урок "Образ Александра Невского в искусстве" 5 класс

Это интегрированный урок, с использованием кейс технологий....

Выступление по теме "Образ Александра Невского - нравственный ориентир современной молодежи"

В данном докладе  освещены вопросы духовно-нравственного воспитания школьников, которое направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и ...

Преемственность образа Александра Невского в преподавании курса истории России в школе.

Статья посвященная формированию образа Александра Невского в ходе изучения Истории России в системе общего среднего образования....