профильное обучение в общеобразовательной школе
статья на тему

Ларина Елена Аркадьевна

статья из опыта работы образовательного учреждения по предпрофильной подготовке учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности профильного обучения в общеобразовательной школе № 1080 «Экополис»

 (из выступления  на семинаре-совещании «Предпрофильное и профильное образование  школьников. Проблемы и пути их решения», в МосГУ, 2006 год)

   Ларина Е.А.-зам. директора ГОУ СОШ №1080 «Экополис»,

   Иванова Н.И. – зам. директора ГОУ СОШ №1080 «Экополис»

Программа «Столичное образование» и сама жизнь ставит перед нами задачу  построения системы непрерывного общего образования.

        Доступность, качество эффективность образования достигаются путем концентрации усилий всех участников образовательного процесса и использования оптимальных форм, методов и средств обучения.

        Немаловажную роль в этом играют индивидуализация и дифференциация обучения. Школа давно решает задачу образования учащихся путем выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка. Задача педагогов – максимально индивидуализировать его обучение и воспитание, используя его возможности, способности и темп продвижения в изучении отдельных предметов.

        Опытным путем коллектив школы № 1080 «Экополис» пришел к выводу, что оптимальной формой обучения учащихся в настоящий момент является профильное обучение. Нельзя рассматривать профильное обучение  как выделение из общего перечня учебных предметов одного или нескольких профилей, так как в этом случае ломается система работы учебного учреждения и часть учащихся вынуждена покинуть школу и искать учебное учреждение с нужными им профилями (к 15 годам еще не у всех учащихся сформирована правильная профессиональная ориентация). Поэтому мы считаем, что в будущем общеобразовательная школа – многопрофильная школа на основе индивидуальных учебных планов. Обучение в учреждении такого типа позволяет:

  1. удовлетворить потребности каждого ребенка в выборе необходимого набора учебных предметов, уровня их изучения в рамках регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ;
  2. продолжить обучение в своей школе, что обеспечивает комфортность обучения старшеклассников;
  3. сделать правильный выбор собственного профильного обучения и вовремя скорректировать его, если он оказался неправильным.

        Мы пришли к этому не сразу. До 2003 года образовательный процесс в третьей ступени строился на основе профильной дифференциации и предполагал комплектование классов двух типов:

- физико-математического с расширенным изучением математики, физики, информатики;

- гуманитарного с расширенным изучением русского языка, литературы и истории.

        Анализируя результаты поступления в ВУЗы наших учащихся на протяжении нескольких лет, мы увидели, что лишь 25% учащихся гуманитарного класса поступают в гуманитарные ВУЗы, а из физико-математического класса  лишь 50% поступают в технические ВУЗы, около 40% - в экономические (физика не является профилирующим предметом). Поэтому, изучая потребности учащихся и социальный заказ родителей, педагогический коллектив пришел к выводу, что несколько фиксированных профилей не обеспечивают необходимую подготовку всем обучающимся для продолжения образования в различных ВУЗах.  Поэтому в 2003 году мы в своей школе начали работу по организации профильного обучения в старшей школе по индивидуальным учебным планам, т.е. когда каждый ученик выбирает для себя изучение предметов на профильном или базовом уровне. Это прежде всего мотивированное обучение, т.к. учащийся выбирает для себя профильный уровень изучения тех предметов, которые ему нравятся, ему интересны, в которых он успешен, либо тех, которые нужны ему для продолжения образования в ВУЗе. Растет ответственность всех участников образовательного процесса за результат совместного труда. Составной частью профильного обучения является организация работы элективных курсов. Часть элективных курсов направлена на поддержку профильных курсов, часть – на расширенное изучение тех предметов, которые не стали профильными, но учащиеся имеют к ним большой интерес.         

Очень важно при организации профильного обучения психолого-педагогическое сопровождение, которое регулирует соотношение способностей, возможностей каждого ребенка с его внутренней мотивацией и ее реализацией.

        Наряду с разнообразными образовательными технологиями, используемыми в учебном процессе, особое место занимает в профильном обучении метод проектов, который помогает более глубокому и осмысленному изучению курсов, способствует овладению навыками работы с информацией.

        Групповое обучение в старшей ступени школы № 1080 «Экополис» осуществляется  по 6 предметам (русский язык, математика, физика, английский язык, ИВТ, история), остальные предметы изучаются без деления на специальные группы. Для наших детей групповое обучение не является чем-то новым, т.к. более десяти лет оно функционирует в основной школе

(5-9 классы) в рамках разноуровневых групп по математике, русскому языку, литературе, английскому языку. В основной школе дети могут попробовать свои силы в группах стандарта обучения («А»), «твердого» стандарта («В») и «повышенного» стандарта («С»). В процессе обучения в рамках расширенной программы по некоторым предметам, вопрос о выборе профильных курсов решается довольно легко, тем не менее для того, чтобы ввести профильное обучение в третьей ступени в 9-ых классах создана система предпрофильной подготовки. Целью предпрофильной подготовки является помощь учащимся в правильном выборе своей индивидуальной образовательной траектории. В нашей школе предпрофильная подготовка помимо формы обучения в разноуровневых группах включает в себя адресно-ориентированное содержание:

  1. обязательный  для изучения всеми учащимися курс «Профессиональное самоопределение»;
  2. психологический практикум «Человек и профессии»;
  3. профориентационную экскурсионную деятельность;
  4. ориентационные предметные курсы по выбору учащихся, которые помогают им попробовать свои силы в более глубоком творческо-исследовательском изучении различных предметов, способствуют правильному выбору учащимися профильного или базового уровней изучения предметов в старшей школе;
  5. проектную деятельность, в том числе создание различных практических социально значимых проектов.

Большую роль в организации предпрофильной подготовки имеют организация просветительской работы с родителями, мониторинг анкетирования учащихся и их родителей и создание специальной картотеки на учащихся, тестирования по предметам, позволяющие выявить уровень знаний учащихся, создание листа индивидуальных достижений учащихся (составной части «портфолио» ученика).

        Результатом большой кропотливой работы с учащимися 9-ых классов являются собеседования, проводимые в апреле-июне, на которых психолого-педагогический консилиум школы помогает оптимально правильно выбрать учащимся дальнейшую индивидуальную траекторию обучения и развития.

        Анализируя итоги работы по данному направлению, а по уровневой дифференциации наша школа работает 15 лет, а по ИУП – 3 года, приходим к выводу, что  такая организация образовательного процесса в школе для учащихся оптимальна, хотя и трудна для педагогического коллектива.

В работе возникают проблемы:

  1. недостаточность нормативно-правовой базы профильного обучения;
  2. спорные моменты при аттестации профильных и базовых групп, в том числе при введении ЕГЭ;
  3. технические проблемы с расписанием;
  4. соблюдение норм СанПина при составлении ИУП  отдельных учащихся, желающих превысить предельно-допустимую нагрузку;
  5. в обеспечении необходимыми научно-методическими комплектами профильных, базовых и элективных курсов.

Результатами работы школы № 1080 «Экополис» по профильному обучению являются:

1) 100% поступление выпускников школы в ВУЗы, колледжи;

2) 90% совпадение дальнейшего профильного образования;

3) отсутствие отсева, второгодников, учащихся, состоящих на учете в детской комнате милиции;

4) возможность каждого ребенка учиться по способностям в комфортной образовательной среде ведет к снижению уровня  заболеваемости;

5) качество знаний учащихся 11-ых классов составляет 72%;

6) высокая степень социализации личности и адаптации ее к социуму;

7) общий рост методического уровня педагогического коллектива;

8) устойчивый рейтинг школы в районе.

   

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профильное обучение в старшей школе

В данной статье рассказывается о формах и методах, используемые в профильном обучении для формирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению....

"Повышение эффективности профильного обучения в системе школо-колледж"- Методический доклад

Преиущества и проблемы прпофильного непрерывного обучения  школа-колледж-вуз рассматриваются на примере собственного учебного заведения....

Управление развитием профильного обучения в средней школе

В материале представлен опыт работы по профильному обучению в МБОУ "СОШ №4". Дан сравнительный анализ работы в профильных классах, представлены диаграммы, таблицы, схемы....

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. предусматривает создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ...

Разработка учебной программы элективного курса по математике для профильного обучения в старшей школе.

Презентация проекта по теме:«Разработка учебной программы элективного курса  по математике для профильного обучения в старшей школе.» ...

Реализация профессиональной ориентации учащихся с ограниченными возможностями здоровья через профильное обучение в коррекционной школе

Ежегодно в нашей стране проводится анализ состояния современного рынка труда. Рынок труда насыщен специалистами с вузовским дипломом, а вот потребность в квалифицированных рабочих растёт с каждым днём...

Инновационные подходы к профильному обучению в основной школе.

В выступлении рассматриваются основные подходы к профильному образованию в основной школе...