«Путешествие неблагонадежных»
статья на тему

Бадретдинова Лилия Нурылловна

Выпускник нашей школы, ныне студент исторического факультета Трифонов Николай в 10 классе (2008 г.) прочитав книгу Р.Ш.Хакимова "Депортация" , написал отзыв о ней.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trifonov_nikolay.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие неблагонадежных»

      Помимо того, что с началом войны стала проводиться политика депортации целых народов и ликвидация ряда национальных автономий, которая была вызвана активизацией национальных движений, она проявлялась и в послевоенные годы.

     Депортация оставила свой жестокий след и на Южном Урале, в частности в Кыштыме, в Каслинском, Аргаяшском , Кузнецком  и Кунашакском районах. У нас на Урале она была вызвана строительством в 1948 году атомного производства в закрытом городе Челябинск – 40 (Озерск). Насильственному выселению подверглись граждане, проживающие на территории вокруг закрытого города, а именно: граждане, понесшие уголовные наказания, бывшие кулаки, лица, служившие в Белой армии, участники войны. Подлежащим выселению были главы семей, которые несли причину депортации, но одновременно она затронула и остальных членов семьи. Среди депортированных были грудные дети и старики. Даже принадлежность многих из них к коммунистической партии не проявляла никаких действий со стороны работников МВД и МГБ. Избежать выселения удалось только тем, кто выехал на обучение в ФЗО (фабрично-заводское обучение), уехал ранее из особорежимной зоны, умер.

На сбор всех вещей людям отводилось несколько часов. Их утром подымали, чтобы никто не видел, многих вели несколько километров пешком, заталкивали в товарные вагоны, везли несколько дней. Все это говорило о том, что с людьми обращались как с пленными. Выселение проводилось несколько потоков, поэтому все это приводило к сильному негативному психологическому воздействию на людей, проживавших  в режимной зоне.

На новом месте их ждало много неудобств. Все они получили льготы, но это никак не сравнивалось с их моральным потрясением и ущербом, который проявился в смертях множества из них на новом месте, особенно пожилых людей.

Очень трудно решалась жилищная проблема, которая была вызвана послевоенным кризисом. Работа, в которой были задействованы  приезжие, мало соответствовала  их квалификации. Множество депортированных вывезли в горные районы, где нехватка плодородных земель и суровость внешних условий только усугубляло их положение. Даже когда они тайно приезжали на свою Родину, в свой родной поселок, то их выгоняли обратно с предупреждениями. Все это говорило о том, что тоталитарный режим подчинил себе гражданина, лишив всех прав, что свой родной дом, где он родился и вырос, где ему дали имя, где его научили любить и верить, где он всегда умел ждать и помогать другим, стал для него чужим. Всего в три этапа было вывезено 2911 человек. Выселение для них стало огромной трагедией. В пути многие погибли от голода и болезней. Даже спустя несколько десятков лет они не добились от государства своей реабилитации. Поэтому депортация оставила свой жестокий след в судьбах многих невинных людей.

          Депортация на Урале  носила двоякий характер: с одной стороны вынужденное переселение пострадавших от химкомбината «Маяк» (и это можно расценить как заботу о здоровье людей), а с другой – выселение  по политическим мотивам (тут пострадали уже совсем невинные члены семьи, да и были ли неблагонадежными выселенцы тоже вопрос). Ужасает тот факт, что у людей не было никаких прав, а только обязанности и запреты.

        Прочитав книгу Р.Ш. Хакимова, я узнал много нового из истории послевоенного периода  нашей страны и химкомбината «Маяк», а таблицы и цифры позволили узнать сколько человек было подвергнуто выселению из  моего родного села.

                                                                           Трифонов Николай

                                                                 Выпускник  МОУ Кузнецкой СОШ

                                                                                    2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

Урок – путешествие «Бунтовщик хуже Пугачева ...» (путешествие по главам книги «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева).

Цели урока: охарактеризовать и проанализировать сущность мировоззрения А.Н. Радищева, показать нравственный облик писателя. Учащиеся развивают умения выделять главное, применять ранее полученные ...