О будущих мамах замолвите слово
методическая разработка на тему

сценарий совместного мероприятия библиотекаря и учителя технологии в рамках Дня матери, народных традициях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_budushchih_mamah_zamolvite_slovo.docx57.75 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ  ГОРОД АРМАВИР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 16

Сценарий заседание Клуба семейного чтения

« О будущих мамах замолвите слово...»

Выполнили

Библиотекарь Радченко Т. П.

учитель технологии

Посохова О.В.

Армавир, 2011


Тема: «О будущих мамах замолвите слово...»

Участники:

Участвуют девочки 5-6 класса, их мамы и бабушки. Зрителями приглашаются остальные учащиеся 5-6 классов.

Цель:

формирование уважительного и бережного отношения к маме, воспитание у девочек качеств будущей матери, знакомство с традициями славянского населения Кубани.

Оборудование:

-Экспозиция школьного уголка-музея «Память» -Мультимедийная установка (компьютер, проектор, экран)

  1. Кусочки ткани
  2. Бумага для рисования, карандаши

Домашнее задание:

-Подобрать пословицы о маме.

-Вспомнить колыбельную песню.

-Вышить платочки.

-Подобрать узоры для расписывания русской печи.

-Приготовит блюдо к чаю.


Ход мероприятия.

(слайд 1)

Учитель технологии

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный в веках

Самая прекрасная из женщин-

Женщина с ребенком на руках. (слайд 2)

Добрый день, уважаемые гости! Мы с вами недаром собрались именно в День матери. Вот о матерях мы с вами и будем говорить. Но говорить мы будем о будущих мамах. В каждой маленькой девочке живет мама. У нас на Кубани девочек-казачек к роли матери, хозяйки начинали готовить очень рано. Девочки в возрасте 5-6 лет уже свободно нянчили своих младших братьев и сестер. И уж обязательно шила для них игрушки (слайд 3), что формировало в девочке черты матери, воспитательницы, хранительницы домашнего очага и родовой традиции, мастерицы. Шилась кукла девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию.

Библиотекарь

Кубань считается территорией, где исторически соединились две культуры, восточно-украинская и южнорусская, во многом схожие между собой. О своеобразии Кубанской культуры можно судить на примере традиционной тряпичной куклы. Среди них особого внимания заслуживает кукла «на курьих ножках», кукла на деревянной палочке и кукла-столбик с большим лицом. Одни были безликие. На других лица прорисовывались. Обращает на себя внимание лицо кубанской куклы, хранящейся в Российском этнографическом музее (Санкт-Петербург). Оно напоминает лики Богородицы местного письма: те же большие глаза, густые, почти сросшиеся брови, прямой удлиненный нос, маленький рот с плотно сжатыми губами, На Кубани верили в ведовство. Потому кукла выступала в роли оберега. Помимо магии кукла всегда определяла эстетический идеал женщины, женской красоты. Как в иконные лики на Кубани богомаз бессознательно вносил яркость и выразительность местного типа женщин, так и кукла приобретала характерный образ Лика Богородицы.

Учитель технологии

Ну, а теперь я обращаюсь к девочкам, нашим будущим мамам, у вас на столах лежат кусочки ткани, я покажу вам как свернуть из них куклу, и вы сделаете себе куклу с помощью мам.

(дети с мамами приступают к работе, играет спокойная музыка)

Ученица 1.  Вот мы с вами сделали себе кукол. А в старину девочки укачивали младших братьев или сестричек обязательно напевали колыбельные песенки, которые услышали от мам и бабушек, чтобы успокоить малышей и не заснуть самим (слайд 4). .


Мамы бессонными ночами,

Над кроваткою склоняясь,

Пели песни и качали

Тихо плача и смеясь.

А сейчас вы будете укачивать своих «деток». Каждая девочка качая свою куклу споет нам колыбельную, которую ей пела ее мама. (каждая девочка поет колыбельную, а мама помогают ей правильно качать «ребенка» и петь) 

Уч. технологии.  Подрастая, девочки уже во всю упражнялись в шитье, помогая готовить приданное старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего приданного. Каждая девочка хотела скорее научиться рукоделию и вовремя попасть на посиделки, чтобы старшие девушки приняли ее за взрослую и пригласили с собой. Вот и мы сейчас проверим, какие вы рукодельницы. На столах перед вами лежат кусочки ткани, вам надо их подшить, сделав таким образом косыночки для кукол.

(девочки приступают к работе, а в это время мамам дается другое задание...)

Библиотекарь. Колыбельные песни мамы поют детям на ночь. Представьте, что маме нужно убаюкать малыша, но она забыла все колыбельные песни. Но есть
выход. Можно исполнить как колыбельную любую другую, даже очень бодрую
песню. Главное исполнить эту песню тихо, «убаюкивающе». Сейчас настоящим
мамам предлагаем спеть своим «внукам» (куклам) спокойно и «усыпляющее»
такие песни        

«В траве сидел кузнечик» «Песня крокодила Гены» «Антошка» «Улыбка» «Солнечный круг» (мамы исполняют поочереди «колыбельные» песни) 

Уч. технологии. Пока наши мамы пели песни «внукам» девочки окончили работу. И сейчас присутствующие здесь бабушки, III поколение мам, повяжут эти косыночки нашим «малышам» (куклам).

(звучит колыбельная в записи,

бабушки с внучками повязывают платочки куклам)

Библиоткарь. Когда девушка делала своими руками не менее 200 предметов приданного своими руками и созрела физиологически, дедушка одевал внучке на левую руку серебряное колечко, как знак того, что его внучка может быть хорошей хозяйкой, матерью и женой. Дед перед всей станицей держал ответственность за то, что его внучка уже стала выданкой.

А теперь обратите внимание. У нас в музее есть сундук. Вот в такие сундуки девушки раньше собирали приданное. Есть и у нас здесь вещи, которые готовила молодая девушка для будущей семейной жизни - это, и полотенца - рушники, вышитые наволочки, кофты, связанные подзоры.

(Библиотекарь показывает предметы быта из коллекции школьного музея

«Бабушкина кладовочка»)


Уч. технологии. Если жилище снаружи было чистым, ухоженным, подворье прибранным, то считали, что в этом доме живут хорошие хозяйки. Очень привлекательным для выбора невесты было жилье, украшенное росписью. (слайд 5). И сейчас наши девочки нарисуют узоры, которыми бы они разрисовали русскую печь.

(девочкам раздаются листы бумаги и карандаши на которых они в цвете

рисуют выбранный ими узор.)

Библиотекарь. А пока девочки рисуют, остальным гостям мы предлагаем посмотреть выставку хусточек - платочков, которые вышивали наши будущие хозяйки.

Вышивала, мама вышивала,

Создавая счастье и уют.

Вечерами так она певала,

Как теперь, пожалуй, не поют.

Бегает проворная иголка

И мелькает розовая нить.

Вышивала мама долго, долго.

В песню душу силилась вложить.

Уч. технологии. Хусточку вышивала девушка и дарила дорогому для нее мужчине, который уходил на срочную службу или войну. Мужчина бережно хранил хусточку, как напоминание о родине, где его ждет живым и здоровым любимая девушка. А так как наши будущие мамы не так взрослы, то они подарят платочки своим папам.

Библиотекарь. В народе с тех далеких времен живет много хороших мудрых пословиц о матери. Они передаются от поколения к поколению. Мы просили вас подобрать пословицы о маме и теперь готовы их все вместе послушать и предложить свои.

(семьи по очереди говорят пословицы)

(слайд 6).

Матушкин гнев, что весенний снег: и много его выпадает, да скоро растает.

Птица рада весне, а младенец — матери.

Нет милее дружка, чем родная матушка.

При солнышке тепло, при матери — добро. Мать праведна — ограда каменна.

Родная мать и высоко замахивается, да не больно бьет.

Библиотекарь. А теперь одна из семей приготовила нам сюрприз. Сценка из жизни. Посмотрите ее внимательно, может быть, и вы с таким сталкивались(сланд 7)

(в сценке участвует одна из семей)


ЧТЕЦ:

Танюша под вечер с прогулки пришла

И куклу спросила...

ТАНЮША: Как, дочка, дела?

Опять ты запачкала ручки и ножки,

Наверно, играла с собачкой и кошкой?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа.

Иди-ка обедать, вертушка! (Усаживает куклу за стол.)

ЧТЕЦ:

Танюшина мама с работы пришла

И Таню спросила...

МАМА: Как дочка дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!», - кричала бабуля сто раз,

А ты отвечала: «Сейчас да сейчас».

С этими дочками просто беда! (Усаживает Танюшу за стол.)

ЧТЕЦ:

Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила...

БАБУШКА: Как дочка дела?

Наверно в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд.

Нельзя же сидеть целый день безобеда,

Уж доктором стала, а все непоседа.

Ты ведь, родная, так молода...

С этими дочками просто беда!

(Мама садится за стол, Бабушка расставляет чашки.)

ЧТЕЦ:

Три мамы в столовой сидят.

Три мамы на дочек глядят:

Что с дочками делать упрямыми?

Ох, как непросто быть мамами!

(Чтец,  Танюша, Мама и Бабушка уходят.)

Библиотекарь. Вот так в любом возрасте мамы переживают за своих детей. Но ведь и дети должны заботиться о своих мамах.

Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаяния не плакать,

Вовек, нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Как бы не манил вас бег событий,

 Как не влек бы в свой водоворот.

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

Вот так в любом возрасте мамы переживают за своих детей. Но ведь и дети должны заботиться о своих мамах.

Чтоб жизнь не жгла вас сквозь года,

Чтоб от раскаяния не плакать,

Вовек, нигде и никогда

Не заставляйте маму плакать.

Как бы не манил вас бег событий,

Как не влек бы в свой водоворот.

Пуще глаза маму берегите

От обид, от тягот, от забот.

А сейчас наши будущие хозяйки накроют стол для чаепития, и на этом мы закончим мамы с вами сегодняшнюю встречу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг в 5 классе«О русском языке замолвим слово»

В игровой форме дети повторяют фонетику, понятие "синонимы", определение рода имён существительных, знакомятся с высказыванием известных людей о русском языке, сопоставляют пословицы русского языка и ...

"О классном журнале замолвите слово"

Нарушения в ведении журнала, выявленные в ходе проверки.   - оценки за письменные виды работ (самостоятельные, контрольные, практические и лабораторные работы)  выставляются не ...

Статья "О школьном спектакле замолвите слово"

В работе показан опыт работы над спектаклем в условиях сельской школы....

О бедном лососе замолвите слово

Буклет об охране лосося...

Литературно-музыкальная композиция "О бедном гусаре замолвите слово..."

Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине - Надежде Андреевне Дуровой, получившей гусар...

О бедном гусаре замолвите слово...

Статья посвящена особенностям работы в классе ККО....

Сценарий внеклассного мероприятия "О будущих мамах замолвите слово..."

Внеклассное мероприятие, в котором идет речь об уважительном и бережном отношении к маме, воспитании у девочек - казачек качеств будущей матери, знакомство с традициями населения Кубани....