Главные вкладки

    Статья "О школьном спектакле замолвите слово"
    статья по теме

    Боровская Елена Анатольевна

    В работе показан опыт работы над спектаклем в условиях сельской школы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon o_shkolnom_spektakle_zamolvite_slovo.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    «О школьном спектакле замолвите слово»

    (опыт работ над спектаклем в сельской школе)

            В сельской местности, где нет театра, а на дверях Дома культуры часто висит замок, основным,  если не единственным, местом культурного общения остается школа. Именно в сельской школе в будни и праздники с утра и до вечера не смолкают детские голоса: работают объединения по интересам, в которых учащиеся получают дополнительное образование.

    Молодежнинской средней школе повезло: есть все специалисты – предметники, ведется внеклассная работа, работает двадцать кружков.

            Я преподаю русский язык и литературу и являюсь руководителем театральной студии, а также режиссером концертов и спектаклей. О том, как рождается спектакль в условиях нашей школы, мне и хочется рассказать.

            Школьный спектакль – это длительный, трудоемкий, но в то же время интересный процесс. Это своего рода коллективный творческий проект, объединяющий работу учащихся и учителей – руководителей детских объединений: музыкального кружка, изостудии, студии мод, кружка «Умелые руки, хореографического кружка, и конечно же, театральной студии.

    Примерная схема

            

    В работе над спектаклем можно выделить несколько этапов:

    1. Выбор произведения, по которому создается сценарий.

            Это очень ответственный этап. Учитывается актуальность темы, интерес режиссера, актеров и зрителей, внешность, возрастные особенности актеров и их способности, финансовая возможность школы и т.д.

    2. Написание сценария.

            Можно взять готовый сценарий, но мне больше нравится писать сценарий, так как есть возможность по-своему интерпретировать произведения, тот или иной образ. В качестве помощников можно привлекать и учащихся, более способные из которых могут выступать как самостоятельные авторы.

    3. Выбор музыкального сопровождения, звуковых эффектов.

            Эта работа проводится совместно с музыкальным кружком и его руководителем. Подбирается ведущая музыкальная тема спектакля, пишется мелодия к авторским стихотворениям, записываются звуковые эффекты. Если спектакль музыкальный, руководитель кружка рекомендует ребят, имеющих способность к вокалу или игре на инструментах.

    4. Чтение сценария и распределение ролей.

            Прежде всего учащимся предлагается самостоятельно прочитать текст, чтобы они смогли составить представление о теме и идее произведения, о том или ином герое. Затем распределяются роли с учетом возможностей актеров. Но стоит учитывать и желание самих учащихся. Иногда бывает так, что на роль какого-либо героя планируешь одного актера, а потом меняешь свое мнение: ребенку не нравится именно эта роль, он хочет играть другую; у его друга получается лучше….

            Итак, роли распределены. Читается сценарий. Режиссер нацеливает актеров на то, чтобы они слушали текст, пытались понять характер своего персонажа, мысленно встали на его место и впоследствии смогли своей речью и действиями донести до зрителя идею сценариста.

    5. Подбор хореографических элементов.

            Хореограф, если он есть в сельской школе, и его подопечные могут приглашаться для работы над постановкой, хотя танцевальные движения зачастую придумывают сами актеры с помощью режиссера.

    6. Изготовление декораций.

            Работа изостудии и кружка «Умелые руки».

    7. Моделирование и шитье костюмов.

    Работа студии мод.

    Для создания декораций и костюмов необходимо познакомиться с некоторыми деталями: историческим временем, национальными особенностями костюмов, интерьера, природными условиями, особенностями образа  жизни и характера  сценических персонажей и т.п.  Изучаются  различные энциклопедии,  просматриваются книги с иллюстрациями, изготавливаются   эскизы,  подбирается материал. Это не обязательно новая  ткань,   дорогие     предметы      быта.      Здесь может  нам

    пригодиться старая, ненужная одежда, из которой можно сшить замечательные костюмы. Старинная этажерка, дедушкина трубка, цветок в горшке и даже поломанный телевизор….- все это заслуживает внимания.

    8. Репетиции.

            Вначале уделяется  особое внимание сценической речи актеров: правильности и четкости произношения, определенной громкости, темпу, выразительности. Не стоит забывать и об особенностях поведения персонажа. При этом режиссер не всегда сидит в зрительном зале. Его место на сцене, среди актеров! Дети часто сами придумывают движения. Иногда они отыскивают такие детали, что можно удивиться: как  сам  до этого не додумался?! Но хочется отметить, что только в теплой, душевной обстановке учащиеся могут полностью раскрепоститься, раскрыть свои способности и преобразиться.  Менторский тон  наставника здесь не уместен. Дети могут слегка пошутить и пошалить, даже вместе с педагогом. Ну что ж, устройте перерыв! Пусть вы затратите больше времени, но зато какая будет отдача! Вы увидите воодушевленную игру, счастливые глаза и приобретете новых друзей.

            После общих репетиций наступает время отрабатывать отдельные эпизоды. (Конечно же придут все актеры по собственному желанию и будут помогать тем, кто на сцене, действительно советуя что-либо дельное).

            Следующий этап – это стыковка. Опять репетиция всего спектакля, но уже добавляется музыка, звуковые и световые эффекты, выставляются декорации.

            Наконец, генеральная репетиция, когда актеры выходят на сцену в костюмах. Это очень важно!

            Костюм указывает на недочеты или, наоборот, вселяет уверенность, с его помощью делаются открытия, и просто к нему нужно немного привыкнуть. При неудачах ни в коем случае не надо паниковать, говорить: «Ничего у вас не получится», «И зачем я связался с вами?»…. Это вселяет в детей неуверенность, страх перед выступлением, и, как результат, скованная игра, разочарование. Желательно подбодрить ребят, сказать «У нас все получится!», «Я в вас верю!».

    9. Составление перечня обязанностей для всех участников спектакля  (от режиссера до рабочих сцены).

            Делаются специальные выписки для осветителей, звукорежиссера, ответственного за гардероб, ответственного за выход актеров на сцену, ответственного за смену декораций.

    10. Афиша.

            Должна привлекать внимание.

    11. Премьера.

             Не хочу показаться нескромной, но наши спектакли проходят «на ура». Зал всегда полон. Зрители – дети и взрослые – очень эмоциональны: и смеются, и плачут, и удивляются, дарят актерам долгие - долгие аплодисменты.

    12. Занавес.

            После премьеры желательно поблагодарить всех участников спектакля и назвать их имена. Это не только режиссер и актеры, танцоры и музыканты, но и художники, модельеры, портные, мастера, рабочие, а также руководители детских объединений и учителя, предложившие свою помощь в подготовке спектакля, потому что успех зависел от каждого. Недаром К.С.Станиславский сказал: «Поэт, артист, художник, портной, рабочий – все служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы …».

            Если есть возможность, можно устроить чаепитие с обсуждением представления: дети не расходятся по домам, они возбуждены, им хочется общаться…

            Разговоры о прошедшем спектакле не   смолкают долгое время, но ребята уже высказывают свои пожелания участвовать в новой постановке.

            Это ли не здорово!?

    Театральная студия

    (сценарий, режиссер, актеры)

    Кружок «Умелые руки»

    (декорации, световые эффекты)

    Студия мод

    (костюмы, грим)

    Изостудия (декорации, грим)

    Хореографический кружок

    (танцы, элементы гимнастики)

    Музыкальный кружок

    (музыка, фонограмма, песни,, звуковые эффекты)

    Школьный спектакль


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Брейн-ринг в 5 классе«О русском языке замолвим слово»

    В игровой форме дети повторяют фонетику, понятие "синонимы", определение рода имён существительных, знакомятся с высказыванием известных людей о русском языке, сопоставляют пословицы русского языка и ...

    О будущих мамах замолвите слово

    сценарий совместного мероприятия библиотекаря и учителя технологии в рамках Дня матери, народных традициях...

    "О классном журнале замолвите слово"

    Нарушения в ведении журнала, выявленные в ходе проверки.   - оценки за письменные виды работ (самостоятельные, контрольные, практические и лабораторные работы)  выставляются не ...

    О бедном лососе замолвите слово

    Буклет об охране лосося...

    Литературно-музыкальная композиция "О бедном гусаре замолвите слово..."

    Литературно – музыкальная композиция «О бедном гусаре замолвите слово» была разработана к 200-летию Бородинского сражения и посвящена единственной женщине - Надежде Андреевне Дуровой, получившей гусар...

    О бедном гусаре замолвите слово...

    Статья посвящена особенностям работы в классе ККО....

    О земляках замолвим слово... Корзун М.А.

    Корзун Максим Александрович-связной командира роты 1909года рождения, д. Васильевка Тюхтетского района Красноярского края. Призван в1941году, воевал до ранения в1943году....