Метапредметный педагогический проект "Любимые праздники России, Франции и Англии".
методическая разработка по теме

Этот проект расчитан на весь учебный год. Он охватывает такие праздники как Рождество, Масленица и Пасха. В проекте принимали участие учителя многих школьных предметов.

Примечание:

В нашей школе английский язык является вторым (первый - французский). Дети начинают изучать английский язык с 5 или 7 класса. Поэтому задания для детей на станции "Англия" даются на русском языке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnyy_pedagogicheskiy_proekt.docx599.64 КБ

Предварительный просмотр:

Метапредметный педагогический проект «Любимые праздники России, Франции и Англии»

Авторы проекта: Букреева О. А., Егорова Е. С., Лысиченкова С. А.

В настоящее время наблюдается снижение мотивации учащихся к изучению школьных предметов, снижение их активности и самостоятельности на уроках, поэтому в 2011-2012 учебном году мы решили реализовать проект «Любимые праздники России, Франции и Англии». Наш проект является метапредметным, поскольку в проекте участвуют учителя многих школьных предметов: русского языка, английского языка, французского языка, музыки, физкультуры, истории и культуры СПб, ИЗО, начальной школы (Букреева О.А., Егорова Е.С., Лысиченкова С.А., Гуляева Е.М., Котова М.В., Кривёнок Г.В., Максимова Е.Л., Гудзовская А.М., Хасан Э. Х., Арутенян Е.П., Сергеева О.А., Антонова Е.А., Козятинская С.Е., Моденова С.А., Балагурова Н.В., Лебедева Н.В., Печорина С.Е.)

Проект включает в себя праздники:

Рождество

Масленица 

Пасха

Цель проекта:

Создание условий для развития познавательных способностей учащихся.

Задачи.

Образовательные:

Сформировать систему представлений ученика о праздновании Рождества, Масленицы и Пасхи в России, Франции и Англии.

Развивающие:

  1. Расширить кругозор учащихся через знакомство с традициями России, Франции и Англии.
  2. Способствовать развитию личностных качеств ученика: внимания, мышления,      воображения. 

Воспитательные:

  1. Способствовать нравственному воспитанию школьников на примере изучения семейных традиций празднования Рождества, Масленицы и Пасхи в России, Франции и Англии.
  2. Способствовать воспитанию толерантности.

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап
  2. Исследовательский этап
  3. Этап обобщения
  4. Этап подведения итогов

Подготовительный этап включал в себя целеполагание учителей и учащихся, а также планирование их деятельности. (Октябрь-ноябрь 2011)

Исследовательский этап был посвящён поиску и отбору информации всеми участниками образовательного процесса – не только учениками и учителями, но также и родителями. (Декабрь 2011-апрель 2012)

Этап обобщения:

  1.  Игра по станциям (Рождество):

 26.12 и 27.12 (Параллели 3-х, 4-х, 5-х, 6-х, 7-х классов)

  1. Игра по станциям (Масленица)

21.02 и 24.02 (Параллели 4-х и 5-х классов).

  1. Викторина («Пасхальные традиции России, Франции и Англии»)

19.04.2012 (Параллель 5-х классов)

  1. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

22.05.2012 (Параллель 5-х классов)

Этап подведения итогов: 

 Анализ результатов.

Игра по станциям «Рождество в России, Франции и Англии»

В игре по станциям принимали участие параллели 3-х, 4-х, 5-х, 6-х, и 7-х классов. Каждый класс готовил стенгазету на одну из перечисленных тем: «Рождество в России», «Рождество во Франции», «Рождество в Англии».

 Рекреация 1-го этажа оформлялась рисунками и витражами учащихся на тему «Рождество» учителем ИЗО (Котовой М.В.).

В актовом зале была подготовлена Рождественская ярмарка учителем музыки (Егоровой Е.С.).

 Перед игрой учащимся сообщались правила игры и раздавались маршрутные листы.

Учащиеся параллелей 4-7 классов посещали 3 станции: «Россия», «Франция», «Англия» и выполняли задания, предложенные ответственными за станции учителями (Станция «Россия»: Гуляева Е.М., Максимова Е.Л., Гудзовская А.М.; станция «Франция»: Лысиченкова С.А., Лебедева Н.В., Печорина С.Е.; станция «Англия»: Букреева О.А.).

Учащиеся параллели 3-х классов посещали 4 станции (дополнительно станция «Музыка Рождества» - Егорова Е.С.)

На выполнение заданий каждой станции отводилось 10 минут. За правильные ответы учащиеся получали жетоны. После прохождения всех станций классы собирались вместе в рекреации 1 этажа. Учащиеся под руководством учителя музыки (Егоровой Е.С.) исполняли Рождественские песни на русском, французском и английском языках.

В это время производился подсчёт баллов, заработанных командами на станциях.

После награждения команд грамотами ребятам было предложено посетить Рождественскую ярмарку, которая проходила в актовом зале школы.

На ярмарке учащиеся также исполняли Рождественские песни, участвовали в забавах и приобретали сувениры, сделанные руками своих одноклассников.

Станция «АНГЛИЯ»

  1. Викторина на тему «Рождество»

  1. Как называется Дед Мороз в Англии?

Ответ: Санта Клаус

  1.  По обычаю, мужчина имеет право поцеловать девушку, которая нечаянно оказывается под веткой какого растения?

А – ель

Б – омела

В - остролист

 Ответ: Б

  1. До того, как был изобретен полосатый мятный леденец в форме трости (или пастушьего посоха), родители угощали детей на Рождество леденцовыми палочками из простого белого сахара. В 17 веке его начали изгибать в форме посоха, а в 19 на белом леденце появились привычные для всех теперь красные полоски.

 Какие Христианские символы объединяет в себе этот леденец?

Ответ:  Форма его должна была напоминать людям о том, что Христос – это пастырь человечества, отдавший жизнь за свое стадо и, одновременно, жертвенный агнец. Кроме того, перевернутый леденец напоминает букву J, с которой начинается имя Jesus. Белизна леденца символизирует непорочное зачатие Девы Марии и безгрешную жизнь Христа, а твердость сахара говорит о его непоколебимости и стремлении служить опорой и защитой тем, кто в него верит.

  1. В канун Рождества дети, по обычаю, вешают у камина чулок, в надежде утром найти в них что-нибудь приятное. C какой легендой связана эта традиция?

Ответ:  Эта традиция связана с одной из легенд о  Св. Николае (прообразе Санты). Согласно этой легенде, святой подарил трем бедным бесприданницам по кошельку с золотом, тайно положив свои дары в чулки девушек, которые они повесили на ночь на каминную решетку – сушиться.

  1. Дети оставляют это угощенье для Санты в знак благодарности за работу, которую он делает каждое Рождество. А те, кто вел себя нехорошо, надеются таким образом его немного задобрить, чтобы тоже получить подарок.

А – рождественский леденец

Б – печенье

В – вафли

Ответ: Б

  1. Этот Рождественский символ появился в 1843 году, в Англии. Создатели - Джон Хорсли и сэр Генри Коул.

А – рождественский леденец

Б – рождественский чулок

В- Первая рождественская открытка

Ответ: В

  1. Обычай украшать рождественскую (новогоднюю) елку получил широкое распространение сравнительно поздно, с XVIII в. Гораздо раньше в календарной обрядности народов зарубежной Европы начали использовать это как вид ритуального огня.

А – рождественское полено

Б – ветка омелы

В – свеча

Ответ: А

  1. Назовите традиционные Рождественские блюда.

Ответ: Запеченная индейка с картошкой (roast turkey and potato) , сладкий пирог с начинкой (mince pies), традиционный рождественский пудинг (Christmas pudding) и рождественский фруктовый пирог (Christmas cake).

  1. За четыре недели до Рождества верующие люди приносят домой особый венок.  В отличие от простых настенных рождественских венков, этот кладут на стол и закрепляют на нём четыре свечи.  Почему на этом венке 4 свечи?

Ответ: Свечи зажигают каждое воскресенье, но не одновременно, а по очереди – сначала одну, потом две и так далее. Таким образом ведется счет количества недель оставшихся до Рождества.

  1.  Чем необычен день 26 декабря? Как он называется и почему?

Ответ: Boxing Day – День Подарков. В старину, среди представителей аристократии было принято 26 декабря одаривать подарками вассалов и прислугу, которые получали выходной в этот день.

  1.  Почему в 25 декабря в 3 часа дня большинство англичан собираются у экранов телевизора?

Ответ: В 3 часа дня по всем радио и телеканалам передаётся праздничное обращение королевы.

  1.  Что обычно Санта Клаус кладет в рождественский носок?

Ответ: сладости, орехи, мандарины; кусочек угля (для тех, кто плохо себя вёл в этом году).

  1.  Когда была впервые установлена Рождественская ёлка в Англии?

Ответ: Королева Виктория и принц Альберт (представители немецкой Саксен-Кобургской династии) впервые установили украшенную елку в Виндзорском дворце в 1841 году и преподнесли ее в подарок детям. С тех пор это стало признаком хорошего тона.

  1.  Сколько оленей у Санты в упряжке?

Ответ: 8

  1.  Как зовут оленя с большим красным носом?

Ответ: Рудольф

  1. Угадайте слово:

1.We eat - - - - - - for lunch on Christmas day.

2.We send - - - - - to our    friends at Christmas.

3. We give each other - - - - - - - - on Christmas day.

4. A - - - - - - - - is a large sock which Santa fills with presents.

5. The day after Christmas is called - - - - - - day.

6. Christmas is in - - - - - - - - .

7. We put a - - - - on top of the Christmas tree.

Ответы:

  1. turkey
  2. cards
  3. presents
  4. stocking
  5. Boxing
  6. December
  7. Star

Соотнесите слово и картинку:

ANGEL

CHRISTMAS STAR

SNOWFLAKE

CHRISTMAS CRACKER

YULE LOG

CHRISTMAS WREATH

SLEIGH

SANTA CLAUS

CHRISNMAS PRESENT

RUDOLPH

CHRISTMAS PUDDING

CANDY CANE

CHRISTMAS TREE

BELL

SNOWMAN

CHRISTMAS STOCKING

Назовите русский эквивалент данных английских пословиц:

  1. Christmas comes but once a year.
  2. After Christmas comes Lent.

How do the Americans call Father Christmas?

- - - - -    - - - - -

(Santa Claus)

Игра по станциям «Масленица в России, Франции и Англии».

В игре принимали участие параллели 4-х и 5-х классов.

Каждый класс делился на 3 команды: «Англия», «Россия» и «Франция».

Команда посещала только одну станцию. Таким образом, на каждой станции находились одновременно 3 команды из разных классов.

На выполнение заданий станции отводилось 45 минут.

Игра начиналась с представления каждой команды  (название команды, девиз, эмблема, представление капитана команды).

Команды должны были нарисовать стенгазету и сделать презентацию на тему «Масленица» в данной стране (7-10 слайдов).

Команда получала дополнительные баллы, если учащиеся приходили на игру в национальных костюмах. Вопросы для учащихся были не только по теме «Масленица», но и по страноведению. Они были представлены в виде презентации.

Также проводился конкурс капитанов.

После проведения игры дети и родители приглашались на традиционное масленичное чаепитие с блинами.

Конкурс капитанов.

  1. Когда проходит масленица в Англии? (последний вторник перед Великим постом)
  2. Что является обязательным блюдом на масленицу? (Блины – pancakes)
  3. Что символизируют блины? (Блин – символ солнца)
  4. Что символизирует масленица? (проводы зимы)
  5. Сколько дней празднуется масленица в Англии? (1 день)
  6. Как называется этот день по-английски? (Shrovetide – Покаянный вторник)
  7. Как называется масленица по-английски? (Pancake week)
  8. Какой смысл несёт в себе покаянный вторник? (Люди стараются в этот день посетить церковь и покаяться в своих грехах пред вступлением в Великий пост)
  9. Какому церковному празднику предшествует этот языческий праздник? (Пасхе)
  10. От чего зависит дата масленицы в Англии? (от даты начала Великого поста)

Максимальное количество баллов за конкурсы:

Представление команд  - 3

Вопросы по страноведению – 1

Общие вопросы по масленице -1

Музыкальная пауза -1

Презентация – 3

Стенгазета – 3

Конкурс капитанов – 1 (2 балла за более полный ответ)

Костюм – 2

Викторина «Пасхальные традиции России, Франции и Англии»

Викторина проводилась в актовом зале. В ней принимала участие параллель 5-х классов.

Вопросы викторины были представлены в виде презентации.

Учащиеся исполняли Пасхальные песни, участвовали в Пасхальных забавах. После викторины каждый класс получал маршрутный лист на французском и английском языках. Учащиеся должны были пройти по заданному маршруту и найти Пасхальный сюрприз (шоколадные яйца).

 Это мероприятие было рассчитано на 45 минут.

До проведения вышеуказанных мероприятий и после их проведения проводилась диагностика уровня знаний учащихся.

В качестве примера приводится анкета опроса учеников 5-х классов.

 В анкетировании участвовали учащиеся:

 5А - 22 чел.

 5Б - 23 чел.

 5В - 23 чел.

Анкета до (после) проведения викторины «Пасхальные традиции России, Франции и Англии» (5 классы).

1. Пасха это:

а.  Весенний религиозный праздник у евреев.
b. Религиозный праздник в честь воскрешения Христа.
c. Праздник весеннего равноденствия.

2. Сколько дней продолжается праздник Пасхи?        

a. 40 дней

b. 50 дней

c. 7 дней

3. Вербное Воскресенье это:

a. Апрельская традиция

b. Вход Господень в Иерусалим

c. Праздник весеннего куста Вербы

4. На Святой неделе проводился на Руси обряд катания яиц, в котором с удовольствием принимали участие дети. Какое значение имел этот обряд?

a. наделить землю плодородием;

b. придать себе здоровья;

c. развить меткость.

5. Что не относится к празднику Пасхи.

a. яйцо;

b. блины;

c. кулич

6. Традиционный цвет Пасхального яйца это:

a. зелёный;

b. красный;

c. жёлтый

7. В какой день недели перед праздником Пасхи англичане едят на завтрак крестовые булочки?

a. в четверг;

b. в пятницу;

с. в субботу

8. В какой стране детям на Пасху дарят шоколадные колокольчики?

a. в России;

b. в Англии;

с. во Франции.

9. Слово “Пасха” восходит к древнееврейскому глаголу “passah”. Укажите его значение:

a. красить;

b. радоваться;

c. проходить.

10. Как называется колокольный звон, который в России, а также других православных странах звучит в день пасхального праздника после долгого молчания?

a. благовест;

b. красный звон;

c. набат

Диагностика уровня знаний учащихся

Так же проводилось анкетирование, в которое были включены следующие вопросы:

                                                       

АНКЕТА

для участников викторины «Пасхальные традиции России, Франции и Англии»»

19 апреля 2012 года

==================================================================

Школа № 65

благодарит Вас  за участие в празднике

и просит высказать своё мнение по поводу услышанного и увиденного.

  1. Мне было интересно на мероприятии «Пасха в Европе (Франции, Англии) и России»

(да, нет, не знаю) ______________________________________________________________________

          ________________________________________________________________________________

  1. Я узнал(а) много полезного (да, нет, не знаю)_______________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Критические замечания__________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Пожелания ____________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

        

 Результаты анкетирования после викторины «Пасхальные традиции России, Франции и Англии».

В анкетировании участвовали 30 человек (5 классы).

На 1 вопрос положительно ответили 25 учащихся, отрицательно – 3 учащихся, затруднились ответить 2 учащихся.

На 2 вопрос положительно ответили 23 учащихся, отрицательно – 7 учащихся.

Критические замечания:

Нет замечаний – 13 учащихся.

Хотелось бы больше заданий – 2 учащихся.

Хотелось бы меньше заданий – 2 учащихся.

Было мало подвижных игр – 3 учащихся.

Было шумно – 2 учащихся.

Хотелось бы, что этот праздник был не на 6 уроке – 4 учащихся.

Хотелось бы больше сладких призов – 4 учащихся.

Пожелания

 Очень хотелось бы больше таких праздников – 12 учащихся.

Чтобы такие праздники длились больше 1 урока – 2 учащихся.

Больше призов – 10 учащихся.

Нет пожеланий, всё понравилось – 6 учащихся.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

22.05.2012 проводилась интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для параллели 5-х классов. (Ответственные учителя: Букреева О.А., Лысиченкова С.А.)

В ней принимали участие 3 команды (по 6 человек).

Вопросы были представлены по праздникам Рождество, Масленица, Пасха и по страноведению.

Лучшая команда получила приз – сову.

Лучшие игроки команд были награждены грамотами  на общей линейке школы в конце учебного года.

Этим мероприятием мы завершили наш проект «Любимые праздники России, Франции и Англии».

Мы считаем, что такая работа:

  1. Способствует развитию познавательной мотивации школьников к учению.
  2. Развивает эстетический и музыкальный вкус.
  3. Воспитывает уважение к культуре и традициям разных народов.
  4. Формирует толерантное отношение к религиям разных стран.
  5. Приобщает учащихся работать в коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Повторительно–обобщающего урока в 6 классе «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XV вв.» Учитель истории и обществознания ГОУ лицея № 373 «Экономический лицей» Демидова Ирина Васильевна.

Интегрированный урок в 6 классе (история и обществознание) по теме «Образование централизованных государств во Франции и Англии в XIV-XVвв.» проводится с использованием ИКТ.  В ходе урока п...

Презентация к уроку Усиление королевской власти в 15 веке во Франции и Англии 6 класс

Презентация к уроку "Усиление королевской  власти в 15 веке во Франции и Англии" используется для проведения учебного занятия в качестве наглядного и тезисно-схематичного материала по новой ...

«Крестьянские восстания во Франции и Англии»

История Средних веков, 6 класс, урок логического мышления...

Интегрированный урок "Эксурсия по Франции и Англии".

Материал урока можно использовать как  для проведения урока, так и (после редактирования) для проведения внеклассного мероприятия....

Интегрированный урок "Путешествие во Францию и Англию"

Тема урока: Путешествие во Францию и Англию.Интегрированный урок  " Путешествие во Францию и Англию" – это урок  с включением лексического материала на французском и английском языках...

Методическая разработка с рекомендациями и технологической картой для урока в 6 классе "Праздники в России, Шотландии и Англии" (Уровень углубленный).

Методическая разработка с рекомендациями и технологической картой для урока в  6 классе "Праздники в России, Шотландии и Англии" (Уровень углубленный)....