мастер-класс "Современный урок"
презентация на тему

Обобщение научно-методических рекомендаций  и  собственного опыта конструктуирования учебного занятия в условиях внедрения ФГОС. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_sovremennyy_urok.pptx1.46 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кредо успешного педагога «Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у наших детей завтра» Джон Дьюи

Слайд 3

Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности

Слайд 4

В основе Стандарта - системно-деятельностный подход Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения .

Слайд 5

Современный взгляд на урок Эффективный урок - искусственная, открытая, динамичная, централизованная и деятельностная система, предусматривающая взаимодействие как минимум двух субъектов, приводящее к появлению нового качества. Новое качество определяется новой целью – овладением учащимися УУД в ходе обучения и воспитания

Слайд 6

УУД как новая цель обучения и воспитания Регулятивные УУД (действия целеполагания, планирования, прогнозирования, организации, контроля, коррекции, оценки и волевой саморегуляции). Познавательные УУД (действия общеучебные, связанные с поиском информации, ее моделированием, структуриро-ванием, а также действия логические и действия постановки и решения проблем). Коммуникативные УУД (умение выражать свои мысли, планирование и реализация сотрудничества, управление поведением партнеров, разрешение конфликтов). Личностные УУД (действия смыслообразования, нравст-венно-этической оценки, личностного, профессионального и жизненного самоопределения).

Слайд 7

Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Слайд 8

Основные отличия современного урока в соответствии с требованиями нового ФГОС Реализация новых целей, требует от учителя: обязательного использования стартовой диагностики уровня УУД детей и мониторинга формирования УУД в течение учебного года; операционализации содержания обучения с использованием «задачного» подхода и разделением учебных действий, необходимых для решения задач, на последовательность операций алгоритмов; использование эффективных (развивающих) способов обучения на основе алгоритмизации УВП и индивидуализации обучения и воспитания; активного применения групповых форм, позволяющих управлять процессом обучения, сочетания репродуктивных и продуктивных форм, создания условий для достижения учащимися базового (опорного) и повышенного (функционального или профильного) уровня требований ФГОС; владения обобщенным способом проектирования (построения) урока на основе методологии , как системы принципов управления качеством, чтобы осознанно выбрать технологию обучения.

Слайд 9

Где же зона творчества учителя? Может изменяться: время , отводимое педагогом на каждый этап (т.е. длительность этапа); содержание (система дидактических развиваю-щих заданий) этапа; методы и способ обучения; средства и формы организации учебно-воспитательного процесса.

Слайд 10

Отчего же зависит качество образования? «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей» Невозможно дать другим то, чего у тебя нет.

Слайд 11

Способы обучения и их эффективность в развитии УУД детей 6 Уровень УВД 5 4 3 2 1 Неэффективное обучение Обучение запоминанием («школа памяти») Обучение по образцу (традиционное обучение) (не обеспечивает выход ученика на ур. треб. ФГОС) Репродуктивное алгоритмизированное обучение (выход на базовый уровень треб. ФГОС) Проблемное продуктивное обучение (выход на повышенный уровень треб. ФГОС) Личностно-ориентированное обучение

Слайд 12

Типы УЗ 1 УЗ изучения и первичного закрепления ЗУН. 2. УЗ закрепления ЗУН и способов деятельности. 3. УЗ комплексного применения ЗУН. 4. УЗ обобщения и систематизации ЗУН. 5. УЗ проверки, оценки и коррекции ЗУН. Рефлексия. Типология УЗ строится , исходя из известной структуры усвоения обучающимися ЗУН – Восприятие- Осмысление- Запоминание-Применение- Обобщение- Систематизация

Слайд 13

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧАЩИХСЯ Техники, методы, приемы: слова приветствия; проверка отсутствующих; проверка, готовности к уроку; организация внимания учащихся; спокойная, уверенная манера ведения урока; отсутствие многословия, «гигиена речи»; разумное сочетание вербальных -командных установок и гуманных – в виде просьб и предложений, рекомендаций; преемственность и последовательность требований; создание эмоционального делового настроя.

Слайд 14

Проверка домашнего задания Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: тестовые задания; выполнение заданий, подобных домашним; постановка вопросов учителем и учащимися; озвучивание таблицы; диалог с просьбой продолжить мысль…; монологическое высказывание учащегося с последующим рецензированием его ответа товарищами; сверка с ключом; сочетание контроля , самоконтроля и взаимоконторля.

Слайд 15

Актуализация субъектного опыта Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения . Методы и приемы обучения: повторение знаний, необходимых для восприятия нового материала; выявление знаний, полученных на основе жизненного опыта учащихся; построение ассоциативного ряда (на что похоже…? Какие вызывает ассоциации?) проведение опроса с целью проверки изученных знания и понимания изучаемого – учебный диалог, мозговой штурм;

Слайд 16

Целеполагание. Мотивация Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, компьютерного обучения . Методы и приемы обучения: подготовка к формулированию темы и задач урока на основе предложенного учителем учебного материала (проблемного вопроса, задания, интриги); привлечение внимания учащихся, обеспечение необходимой мотивации; сотрудничество с учащимися в постановке задач урока; постановка уровневых целей; постановка привлекательной цели; постановка целей через показ конечных результатов занятия; дополнение реальной ситуации фантастикой .

Слайд 17

Изучение нового материала Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации ( на двух уровнях), модульного обучения, КСО, проектного обучения, компьютерного обучения, игровые технологии . Техники, методы и приемы обучения: активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами деятельности; работа с определением понятий; использование аналогий (общие свойства при различном происхождении), гомологий (общие свойства и общее происхождение); работа с учебником; составление опорного конспекта, плана, алгоритма, таблицы; изучение в экстрактивном режиме (рассказ, лекция, сообщение, объяснение); изучение в интерактивном режиме (модульное, программное, компьютерное обучение); изучение в интерактивном режиме (проблемное, проектное, адаптивное обучение, КСО) .

Слайд 18

Первичная проверка знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации (на двух уровнях), КСО, модульного обучения, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: задания на определение зон актуального и ближайшего развития; уровень обратной связи со всеми учащимися класса; использование заданий на узнавание и различение изучаемых объектов; само- , взаимопроверка заданий по ключу; «опрос экспертов»; проверочные карточки, перфокарты, сигнальные карточки, ОСК, модульные карточки, компьютерные задания и пр. на установление оперативной обратной связи.

Слайд 19

Закрепление новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: взаимообмен заданиями и вопросами; вопросно-ответное обобщение; использование алгоритма рассуждений; обращение к субъектному опыту; перенос знаний в частично измененную ситуацию; придумывание заданий, вопросов, задач; «опрос эксперта»; интеллектуальный марафон; использование заданий, повышающих интеллектуальную активность; выдвижение гипотез, предложений.

Слайд 20

Применение новых знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: разноуровневая самостоятельная работа; деловая игра; групповая работа по методикам КСО; дебаты «за» и «против»; задание «по кругу»; лабиринт действий; рынок возможностей; ученые станции; задание на самостоятельное построение алгоритмических предписаний для решения задач; моделирование; конструирование; сочинение и др.

Слайд 21

Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, игровые технологии, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: техника кооперации (работа в группах с различными видами заданий, работа над проектом); составление карты мыследеятельности (что привело к открытию того или иного закона…); моделирование; построение «дерева» темы; мозговой штурм в устной и письменной формах; техника пересечения тем (пример: пересечение на «деревьях» нескольких тем – стрелочками); учебные ситуации и игры; обобщающие и структурно-логические таблицы, схемы, ОСК.

Слайд 22

Контроль и самоконтроль Технологии: уровневой дифференциации, проблемного обучения, КСО, модульного обучения, проектное обучение, компьютерного обучения. Методы и приемы обучения: разноуровневые контрольные и самостоятельные работы; тестовые задания (открытые и закрытые); задания на выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом; задания на конструирование нескольких способов выполнения одного и того же задания; использование нестандартной ситуации для применения проверяемых знаний; рейтинговые задания; задания с противоречивыми данными.

Слайд 23

Коррекция Технологии: развивающего обучения, проблемного обучения уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, компьютерного обучения Методы и приемы обучения: использование упражнений, специально разделенных на мелкие этапы и звенья; тестовые задания; задания с пропусками; структурно-логические схемы с пропусками; применение развернутых инструкций и программированных заданий с поэтапным контролем.

Слайд 24

Информация о домашнем задании Технологии: развивающего обучения, уровневой дифференциации, КСО, модульного обучения, проблемного обучения, проектного обучения Методы и приемы обучения: трехуровневые домашние задания; постановка интересных учебных проблем и заданий с поиском их решений; творческие задания (моделирование, конструирование, сочинение, реферат и др.) техника особых заданий; групповые задания творческого характера .

Слайд 25

Подведение итогов учебного занятия Методы и приемы обучения: соотнесение поставленных задач с конечным результатом урока; краткость и емкость анализа; определение мер последующей работы с теми, кто затрудняется; планирование работы на следующее занятие; «лист обратной связи»; «незаконченные предложения; «письмо учителю»; взаимная благодарность за сотрудничество .

Слайд 26

Рефлексия Методы и приемы обучения: оценка (самооценка) своей деятельности на уроке: «письмо самому себе»; «телеграмма»; «барометр настроения» (сигнальные карточки с улыбающимися и грустными «лицами»); «пейзаж – зеркало настроения»; «птичий двор - зеркало настроения»; «координаты»; «торт предложений» лист обратной связи и другие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...