ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ
статья по теме

 

В повседневной практике учителя встречается большое количество задач с несколькими неизвестными. Одна из наиболее сложных из них: каким должно бытьпедагогическое общение, чтобы оно стало  Даром Божиим, способствовало становлению личности ребёнка, его нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnaya_pedagogika.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Использование методов

православной педагогики на уроках литературы как средства нравственного воспитания обучающихся.

Р.П.Гаврилова

В повседневной практике учителя встречается большое количество задач с несколькими неизвестными. Одна из наиболее сложных из них: каким должно быть педагогическое общение, чтобы оно стало  Даром Божиим, способствовало становлению личности ребёнка, его нравственному воспитанию.

Сделать педагогический процесс  действенным и полноценным, на мой взгляд,   помогут методы православной педагогики. Именно с их помощью можно преодолеть то негативное влияние, которое осуществляется  в  последние  годы со страницах газет и   журналов, льётся с экрана телевизора.  Нарастающая страсть наживы, культивируемая как добродетель, зависть,  ненависть, жестокость, агрессия -  весь этот негатив, к сожалению,  не только сохраняется в юных умах и сердцах — он активно влияет на сам процесс видения мира и его восприятия на уровне чувств и эмоций. Например, в основе многих конфликтов, достаточно часто встречающихся во взаимоотношениях школьников, лежит пресловутая   зависть, порождающая самые неблаговидные поступки. Вот проявления некоторых из них. Оторваны пуговицы от красивого пуховика, в котором горделиво щеголяла восьмиклассница. Неожиданно пропадает из портфеля дорогой мобильный телефон, которым неосмотрительно похвастался своим одноклассникам   ученик. Залита штрихом тетрадь отличника…

Так что же такое зависть, несущая в себе подобное зло?

Не случайно зависть в христианстве   считается одним из семи смертных грехов, поскольку предполагает убеждение в несправедливости установленного Богом порядка. Определяется как «скорбь о благополучии ближнего», «печаль о благе ближнего». Запрет на зависть появляется уже у Моисея в последней из десяти заповедей. Зависть считается родственной унынию, однако отличается предметностью. Основной причиной зависти в христианстве считается гордость — гордый не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его и был в благополучии.   Ещё одной причиной зависти называется «нерадение об исполнении должного» — лень. Зависть противопоставляется таким христианским добродетелям, как смирение, великодушие, благожелательность и сострадание. Вот наиболее типичные проявления  зависти: неуместное соперничество, рвение, которое проявляется с  досадой, порицание (злословие) в отношение того, к кому испытывается зависть.

Преодолеть это разрушающее чувство, зародившееся в душе ребёнка, – задача как родителей, так и педагогов. Ведь человеку  для нравственного обновления   необходимо, во-первых, познание того, как и чем побеждается грех, во-вторых, собственные усилия на этом пути и, разумеется, Божья помощь.

Один из методов православной педагогики – духовный диалог – я эффективно применяю как на уроках литературы, так и во внеклассной работе.  На мой взгляд,   именно на уроках литературы у детей развивается не только способность видеть жизненные проблемы и противоречия, думать, анализировать особенности характера того или иного литературного персонажа, фантазировать, образно мыслить, развивать творческие способности, но и главное — происходит воспитание высоких нравственных ценностей.

Приведу ряд примеров использования методов православной педагогики на уроках литературы в качестве источников нравственного воспитания.

Изучая в 5 классе «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях», ребята  исследуют текст по заданию учителя и  отмечают, что чувство ненависти к падчерице мачеха испытывает по причине чрезмерной гордыни и «чёрной зависти»: «Делать нечего. Она, // Черной зависти полна, //Бросив зеркальце под лавку, //Позвала к себе Чернавку, //И наказывает ей, //Сенной девушке своей, //Весть царевну в глушь лесную// И, связав ее, живую// Под сосной оставить там //На съедение волкам».

Но главное, в чём убеждаются пятиклассники, - зависть  разрушительна и ведёт к смерти самой мачехи: «Тут ее тоска взяла, //И царица умерла».

Не могут быть счастливыми и героини «Сказки о царе  Салтане…»:

«В кухне злится повариха, //Плачет у станка ткачиха, //И завидуют оне//Государевой жене».

Крайняя степень жестокости проявляется в коварстве сестёр, жаждущих смерти своей родной сестры. И только божья воля спасает от верной гибели её и младенца-богатыря. В финале сказки царь великодушно прощает сёстрам-завистницам нанесённое зло, принимая их искреннее раскаяние: «Тут во всем они признались,// Повинились, разрыдались;// Царь для радости такой  //Отпустил всех трех домой».

При изучении «Сказки о молодильных яблоках» обучающиеся получают задание: сравнить, как описан отъезд братьев из дома в поисках молодильных яблок. В результате шестиклассники отмечают, что старшие   братья отправились   добывать яблоки лишь потому, что «неохота им в люди царство отдавать». При первом же испытании они попадают в подземелье, потому что думают лишь о собственном благе.  Младший же, Иван-царевич, перед дорогой просит благословения отца: «Дай мне, батюшка, благословеньице, с буйной головы до резвых ног, ехать в тридесятое царство — поискать тебе молодильных яблок и живой воды да поискать еще моих братцев». Его трудолюбие, целеустремлённость и терпение вознаграждены – ему отдаёт молодильные яблоки девица Синеглазка. Но и в этой сказке зависть настолько переполняет души старших братьев, что они вместо благодарности за спасение от верной смерти  задумывают и осуществляют страшное злодеяние: «Вот они у него из-за пазухи вынули молодильные яблоки и кувшин с живой водой, а его взяли и бросили в пропасть». Счастливый финал сказки, когда справедливость восстановлена, помогает шестиклассникам сделать вывод, что вознаграждается трудолюбие, добродетель, сострадание. Зло и зависть не могут сделать счастливыми тех, чью душу они поражают, словно разрушающая болезнь.  

В практике своей работы, формируя нравственные ориентиры для обучающихся, я использую элементы интегрированного урока, на котором совместно с учителем православной культуры провожу работу над текстом  Беседы 11 Святителя Василия Великого «О зависти», небольшую цитату из которой приведу в данной статье: «Другой страсти, более пагубной, чем зависть, и не зарождается в душах человеческих. Она менее вредит посторонним, но первое и ближайшее зло для того, кто имеет ее. Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой живет она. Лучше же сказать, как об ехиднах говорят, что они рождаются, прогрызая носившую их утробу, так и зависть обыкновенно пожирает душу, в которой зарождается».

Уроки нравственности имеют ещё больший  эффект, когда они проходят с использованием интеграции не только произведений литературы, православной культуры, но и изоискусства. Так, на уроках по данной теме уместно также провести работу над картиной И. Босха «Зависть». На картине  изображена пожилая пара, завистливо глядящая на соседа с редкой и дорогой птичкой. А другой прохожий с завистью смотрит на другую "птичку" - их дочь, красавицу и помощницу, о ценности которой родители позабыли.
Даже у собак, под ногами которых две кости, смотрят на третью, в руках хозяина. Слаще  всегда то, что имеет другой. Но почему-то никто не смотрит на работ
ника, несущего мешок - чему тут завидовать? 

Уроки нравственности, посвящённые искоренению негативных явлений, порождённых завистью, будут иметь результат, если несколько лекций для родителей обучающихся посвятить данной проблеме.  Предварить лекцию можно цитатой из басни С. Михалкова: «По кладбищу, где испокон веков// Железный мир крестов, надгробий и венков // С живою зеленью бок о бок размещался,// Приезжий человек ходил и возмущался: «…//Какие мраморные плиты! Вот ведь живут! Куда ни посмотри: //Здесь – два венка, а там – их целых три!” — //Тот человек, что завистью томим, //Завидует и мертвым, как живым!»

Рассказывая родителям о детской зависти, ее природе и о том, как с ней справляться, учитель знакомит присутствующих с несколькими правилами:

1.Не завидуйте сами.

2.Не осуждайте чужой успех. Умейте радоваться за других и учите этому ребенка.

3.Объясните ребенку, что завидовать плохо.

4.Общаясь с семьей, выдавайте жизнеутверждающие комментарии. Научите ребенка быть счастливым сегодня и сейчас.
5.Ребенок должен
уважать своих родителей, это укрепит его социальные позиции, и чувства зависти не возникнет. Для этого родителям нужно, прежде всего, уважать друг друга и себя.

6.Имейте о  своем  ребенке  СТАБИЛЬНОЕ положительное  мнение. Неудачи  ребенка   в  учебе   не   объясняйте,   например,   тем,   что   он  глуп,  ленив  и  т.п. -  объясняйте тем,  что  слишком   расслабился,  не  рассчитал  время. Ребенок,  который   верит в то, что с божьей помощью нужно трудиться, чтобы добиться успеха в учении, никогда не будет завидовать другим.
7.Учите ребёнка радоваться чужому успеху и стремлению достичь такого успеха собственными усилиями и старанием.

Чтобы помочь ребёнку увидеть мир в позитивных красках и предотвратить те негативные явления, о которых говорилось в начале статьи, необходимо  объединить усилия педагогов, родителей обучающихся и церкви. Это поможет осуществлять нравственное воспитание  и научить добру. Ведь недаром православные   педагоги считают сердцевиной — доброе воспитание, так как доброе воспитание имеет большую ценность, чем все богатства и блага земные.

Литература.

1. Библиотека мировой литературы для детей, т. 22, кн. 3//Издательство "Детская литература", Москва, 1981

2. Маркова Н.  Босх. Великие мастера живописи // Омега – 2009. -  с.19

3. Михалков С.В.  "Детям: Стихи, сказки, рассказы, басни, пьесы"//

4. Меркин Г.С. Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений // Москва, «Русское слово», 2009. – 69 с.

5. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. Том первый. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» //  Москва. «Художественная литература» – с.636

6. http://www.soctheol.ru/osnova.php?ida=27. Святитель Василий Великий. Беседы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Конспект открытого занятия по лексической теме "Транспорт" с использованием методов ТРИЗ (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия по лексической теме «Транспорт»с использованием методов ТРИЗ(подготовительная группа) Коррекционно - образовательные цели.    Систематизироват...

Использование метода «архивных дел» на уроках истории

Как в интересной форме провести самостоятельную работу? Особенно это касается ребятишек не старших классов.            Некоторое время наза...

Мастер – класс «Использование метода демонстраций на внеклассных мероприятиях по профилактике вредных привычек как одного из продуктивных методов обучения»

Данный урок занимает важное место в курсе «Основы здорового образа жизни». Это комбинированный урок  с использованием информационно-коммуникационных  технологий  по теме «Вредные ...

Практическое задание №20 Тема: Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений

Практическое задание №20Тема: Использование метода последователь­ной детализации для построения алго­ритма. Использование ветвлений...

Сообщение «Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»

«Использование игровых приемов по предметно-практической деятельности на занятиях для детей с ТМН с использованием методов альтернативной коммуникации»...