размышления на тему "как учить мыслить?"
материал по теме

Более двухсот лет назад  Иммануил Кант писал, что надо «учить не мыслям, а мыслить». Сегодня недостаточно владеть определенными математическими навыками и умениями, полученными с помощью учителя. Сегодня школа должна научить учащихся самостоятельно добывать информацию и уметь применять.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmyshleniya_na_temu.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Размышления на тему «как учить  мыслить?»

УЧИТЕЛЬ Самитова Р.М.

Результаты обучения прямо зависят от уровня овладения учащимися общими и специальными умениями.

Свою лепту в решение этой  сложной и многогранной задачи вносят учителя всех школьных дисциплин. Если в работе по формированию общеучебных умений немало сходного, то обучение специальным умениям связано со спецификой каждого учебного предмета. Исследования показывают, что многие учителя, уделяя большое внимание последним, недооценивают важнейшую роль первых.

Общеучебные умения можно разделить на интеллектуальные и рационального выполнения учебной деятельности. К интеллектуальным относятся приемы логического мышления, умение анализировать, сравнивать, систематизировать, обобщать, вычленять главное и др.. Психолог И. С. Якиманская предлагает отнести сюда умения наблюдать, делать выводы, создавать пространственные образы и оперировать ими. Умения рациональной деятельности включают: сознательное восприятие материала, планирование и организацию познавательного процесса, контроль и самооценку его результатов. Формирование общеучебных умений у школьников – важная задача учителя. Без них невозможно обучение специальным навыкам и умениям.

Учение – это главный труд школьника. Большой, непростой труд. Оно не всем дается легко. Неудачи, даже провалы здесь неизбежны. Самое главное чему хочу научить своих детей, - это честной и добросовестной работе. Но каково бывает проверять тетради учащихся, где нет домашних работ, либо они выполнены частично. Не скрою, бывает обидно, появляются мысли, что не сумела донести до учащихся изучаемый материал, не смогла активизировать их внимание. Мучает и другой вопрос. Почему работая на уроке ученик зарабатывает положительную оценку, а контрольную работу пишет плохо? Думаю здесь не только психологический фактор!

Есть три подхода к обучению математике, в той или иной степени ассоциирующихся с проблемным обучением: метод обучения с помощью задач, метод обучения с помощью создания ситуаций и собственно проблемное обучение.

Метод обучения с помощью задач – вполне пригодный метод обучения, но у него есть один крупный недостаток – он не является личностно ориентированным. Задача, которая решается на уроке нужна не ученику, а учителю. Учитель навязывает ее учащимся, поскольку это делает объяснение нового материала комфортным. Примерно также обстоит дело и с методом создания проблемных ситуаций. В проблемную ситуацию учащегося загоняет учитель и сам же его из этой ситуации выводит, причем на том же уроке. При использовании двух указанных методов учащиеся, как правило, пассивны.

Иная ситуация с собственно проблемным обучением. Что такое проблема в обучении? Во-первых, с проблемой должен непосредственно столкнуться сам учащийся. Решая задачу или проводя какие-то рассуждения, он должен лично убедиться в том, что ему что-то не по силам, он, видимо, чего-то не знает. Во-вторых, решение проблемы должно быть отсрочено во времени, проблема должна «отлежаться». Только при этих условиях, добравшись до решения проблемы, учащийся поймет, что он продвинулся в своем развитии, и получит определенные положительные эмоции.

Сейчас перед школой стоит задача интеллектуального развития личности. Важную роль здесь играют:

  1. Навыки самостоятельного приобретения знаний;
  2. Умение пользоваться учебной и справочной литературой;
  3. Навыки самообразования.    

Поэтому я пытаюсь работать по схеме: учебник – ученик – учитель. Но надо отметить, что работая по этой схеме усиливается нагрузка на учителя. Для развития практических навыков учащихся недостаточно задач и заданий учебника, необходимо использование тестов, зачетных работ, уроков творческого поиска, программированного контроля и КИМ по различным темам. Кроме этого, ученику оказывается необходимым помощь учителя вне урока.

Более двухсот лет назад  Иммануил Кант писал, что надо «учить не мыслям, а мыслить». Сегодня недостаточно владеть определенными математическими навыками и умениями, полученными с помощью учителя. Сегодня школа должна научить учащихся самостоятельно добывать информацию и уметь применять. Без этого прожить в условиях рыночных отношений просто  невозможно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«НУ И ЧТО?..», или Размышления на вечный вопрос, чему учить

Автор, ориентированный в своей деятельности на применение методов и приемов проблемного обучения, рассказывает о непростых ситуациях , возникавших у него в процессе активного взаимодействия со студент...

"Зачем учиться?.." Урок-размышление в 10 кл. Презентация.

Первый урок в 10 классе очень важен! Будучи выпускниками основной школы, большинство школьников считает, что основное образование уже получено и в 10-11 классах нужно заниматься "своими" пре...

Нежелание учиться: как не допустить и как преодолеть? Педагогические размышления

В последние годы государство прилагает усилия по восстановлению позиций культуры в нашем обществе. В том числе и повышение статуса школ искусств, как первой ступени образования в сфере культуры. Обуче...

Статья "Чему учить сегодня" (размышление вслух).

В статье содержатся выдержки из ученических работ о родном городе на Кольском побережье....

«Учиться писать – значит учиться думать, а учиться думать — значит учиться разговаривать»

Как научиться писать? Чтобы научиться хорошо говорить, надо, постоянно обращать внимание на речь свою и других, записывать иногда удачные выражения, точно выражающие мысль, существо дела. Чтобы научит...