Инновацилнный подход к конструированию уроков музыки
методическая разработка на тему

Титова Татьяна Витальевнпа

Представляю вашему вниманию обобщение опыта на тему «Инновационный подход к конструированию уроков музыки ». Я предлагаю, исходя из собственного опыта, то, каким образом эффективнее добиться, поставленных программой 12-летнего образования целей не меняя структуры урока. Предлагаю новый взгляд на конструирование уроков музыки, сохраняя проверенные временам классические этапы урока, но наполненные новыми приемами и стратегиями исходя из своего опыта работы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Костанайская область

ГУ «Средняя школа № 17 города Рудного»

111500, г. Рудный, ул. Парковая-104

5-56-35

Учитель музыки:

Титова Татьяна Витальевна

Стаж:20 лет, 1 категория

«Инновационный подход к конструированию уроков музыки »

2009 год

Представляю вашему вниманию обобщение опыта на тему «Инновационный подход к конструированию уроков музыки ».

Современные уроки музыки давно перестали быть просто уроками пения. Это, скорее, уроки искусства, в рамках которых нашли свое место такие виды искусства как музыка, театр, балет, изобразительное искусство, исполнительское мастерство, а также целый ряд искусствоведческих наук: анализ музыкального произведения, музыкальная литература, искусствознание и др.

Подобные основы содержания уроков музыки заложил еще Д. Б. Кабалевский. Он же разработал структуру уроков, в которой составными частями являются; беседа о музыки (побуждение), слушание музыки (осмысление), исполнение (рефлексия).

Проверенная временем структура построения уроков музыки является наиболее целесообразной, я предлагаю, исходя из собственного опыта, то, каким образом эффективнее добиться, поставленных программой 12-летнего образования целей не меняя структуры урока. Предлагаю новый взгляд на конструирование уроков музыки, сохраняя проверенные временам классические этапы урока, но наполненные новыми приемами и стратегиями исходя из своего опыта работы.

Для успешного освоения основами знаний в области музыки и искусства в рамках предмета «Музыка» наиболее целесообразным является метод проекта, который помогает не только развивать ключевые компетенции, но и такие специфические как «эстетическая» и «культурологическая».

Проблему помог решить инновационный способ обучения - коллективный или метод коллективного взаимообучения. Этот метод позволяет решить все поставленные перед учителем музыки задачи: развивать познавательную деятельность, творческие способности, ЗУН, помогает удовлетворить личные потребности обучающихся, развивать навыки исследовательской деятельности.

Применение этого метода возможно на всех традиционных этапах урока, для его реализации я разработала ряд стратегий, помогающие обучающимся самостоятельно находить ответы на возникающие проблемы.

Этап «Беседа о музыке» (побуждение) Традиционно на этом этапе учитель выступал лектором, подготавливая обучающихся к восприятию музыки. На этом этапе важную роль стали играть учебники по музыке, в которых есть вся необходимая информация по теме, цель -найти эту информацию, выявить главное, обозначить незнакомое.

Для этого я использую стратегию «Учитель-ученик», где каждый обучающийся при входе в класс получает жетон зеленого или красноного цвета. Все красные жетоны - 1 вариант учителя, зеленые — ученики. Обучающимся предлагается один и тот же текст учебника или дополнительная литература в роли объясняющего (учителя) и спрашивающего (ученики). Задача учителя как можно понятнее изложить содержание параграфа, учеников - задать как можно больше вопросов, таким образом, обучающиеся учатся не только излагать свои мысли, но и создавать проблемные ситуации, а также самостоятельно вычленять главную мысль, уметь отстаивать свою точку зрения. Главное преимущество - сокращение времени, учащиеся совершенствуют навыки анализировать, сопоставлять, выделять главное, решать проблемные ситуации, недостаток - отсутствие тишины, но не дисциплины.

Следующая стратегия, которую я применяю на этом этапе, носит название «Машина времени». Здесь учебник также играет немаловажную роль, но в начале урока он закрыт. Мы мысленно отправляемся в ту эпоху, откуда музыкальное произведение, которое мы будем слушать в последующем. Чтобы настроиться на волну того времени я предлагаю обучающимся составить ассоциации по пейзажам и портретам того времени, изображению инструментов, архитектуре, внутреннему убранству помещений. Затем, изучив параграф учебника, обучающиеся сравнивают ассоциации с описанием в тексте (чаще предположения  полностью совпадают, в таком случае мы сразу переходим к слушанию).

Данная стратегия помогает получить нужный эмоциональный настрой для восприятия музыкальных образов.

Так же на этом этапе применяю стратегию: «Самое главное слово» (находят ключевое слово параграфа) , «Самый умный» (обучающиеся готовят информацию по теме в качестве домашнего задания, рассказывая на уроке самое интересное, материал, который презентует ученик, потом используется в коллективном проекте по теме и презетуется в виде эссе). (Информация из учебника дается, в этом случае, для самостоятельного изучения)

Этап «Слушание музыки»

По Кабалевскому этот этап обычно фрагментарен, так как   учащимся, особенно младших класов,  сложно  воспринимать   на   слух   все произведение целиком.

 Здесь на помощь приходят такие стратегии как:

«Я — дирижер» (вслушиваясь в предлагаемый музыкальный фрагмент передать в жестах динамику и характер произведения).

«Симфонический оркестр» (каждая группа обучающихся является музыкантом определенной группы оркестра, скрипачи, духовые инструменты, возможно солисты, здесь отрабатывается навык: определять на слух звучание различных инструментов, пластическое интонирование позволяет решить проблему гиподинамии).

«Режиссерский дебют» (Описание событий в воображаемом фильме по прослушиванию музыки – ввиде эссе).

На этом этапе музыка является мощным аккумулятором эмоционального восприятия произведения, выходом которого являются проекты в виде сценариев – описаний, либретто  (лучшие из которых звучат на уроке при повторном прослушивании музыкального произведения)

Этап «Исполнение»

На этом этапе недостающее время экономится за счет приемов, помогающих при разучивании песен. Традиционный способ сократить время - распечатать текст песни, но минус в том, что обучающиеся не следят в это время за жестом дирижера, а также с трудом  на память воспроизводят текст песни спустя какое-то время. Единственный проверенный прием - многократное повторение - а это драгоценные минуты урока, да и сам процесс неинтересный.

Для этого я применяю стратегию под названием «Аплодисменты» (хлопки в конце музыкальных фраз при исполнении фрагмента песни учителем),

Стратегия «Радуга» (изображение движения мелодии песни при исполнении учителем от начала до конца фразы и обратно).

«Пение под водой» (дыхание берется вместе с учителем в начале фразы, но дети не поют, а лишь экономно выпускают воздух, последнее слово фразы пропевая вместе с учителем).

Стратегия «Лучший хор», где каждый ряд это мини хоровой коллектив. Песня исполняется, начиная с 1 ряда, и по команде учителя ее продолжает петь следующий ряд и так далее, главное, чтобы звучание не прекращалось.

Стратегия «Звукорежиссер» (при многократной ошибке в исполнении учитель предлагает одному из учащихся покинуть класс, а остальным утрированно исполнить ошибку в пении при его возвращении)

Таким образом, при применении этих стратегий на уроке учитель выполняет все поставленные перед ним задачи обучения,   но  это  обучение  происходит  самостоятельно, благодаря методу коллективного взаимообучения. Урок становится функциональным, нестандартным, познавательным и интересным. Обучающиеся бережно относятся к самостоятельно добытым знаниями, получают хороший стимул для из расширения.. Здесь на помощь приходит метод проектов, многие темы для которого зарождаются в недрах урока.

К пятому классу обучающиеся прошли все основные этапы подготовки к проектно - исследовательской деятельности в начальной школе. В этом возрасте наступает новый этап — исследовательский.

Большой популярностью у обучающихся пользуются коллективные проекты, которые выполняются всем классом или группой. Вот названия некоторых из них: «Музыка осени», «Звуки степи», «Кыз Жибек - пятивековая история моего народа». Обучающиеся выполняют не только исследовательскую часть, но и с интересом оформляют различные виды приложений: иллюстрированные глоссарии, сборники песен и стихов на тему, авторские рисунки и даже занимаются моделированием. Так при работе над проектом «Актуальность казахских народных инструментов в наши дни» обучающиеся при помощи учителя технологии изготовили макеты старинных казахских народных инструментов, которое заняли достойное место в кабинете искусств, а сам проект занял 1 место в городском конкурсе исследовательских проектов.

Примерный план проектно-исследовательской деятельности учащихся.

Темы Программы

Примерные темы проектов

Виды деятельности

1.Раздел №2 «Окунемся в мир истории» (песенные традиции)

6 часов

«Искусство словесной импровизации – айтыс»

1.Индивидуальный проект

2.Эссе 3.Интервьюирование

2. Раздел №3 «Звуки столетий» (инструментальные традиции)

4 часа

«Актуальность казахский народных инструментов в наши дни»

1.Индивидуальный или группповой проект

2.Моделирование

3.Раздел №4 «Хоровод музыкальных ритмов Казахстана»

7 часов

«Музыкальные традиции в обрядах разных народов»

1.Индивидуальный исследовательский проект.

2.Репортаж

4.Раздел №6 «Единство музыки и танца»

8 часов

«От сюиты до балета»

1.Индивидуальный проект

2.Эссе «Премьра балета!.. Но никто не пришел»

5.Раздел №7 « Наши великие современники» 3 часа

«Люди, посвятившие себя искусству Казахстана»

Групповой проект

После презентации готовые проекты и приложения к ним оправляются в школьную библиотеку, где каждый может ознакомиться с ними, а одноклассники изложить свое мнение-комментарий на последней странице, которая заведомо отведена для этого.

Ошибочно считать, что пятиклассник может самостоятельно решить все проблемы при работе над проектом. Роль учителя здесь велика: продумываются темы исследований (проектов на одну тему бывает несколько), готовятся рецензии, подбирается необходимая литература, необходима помощь учителя и при защите проекта и при его оформлении. Здоровая конкуренция при презентации проекта значительно поднимает самооценку, развивает лидерские, ораторские способности обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока по музыке "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет)

Компетентностный подход в обучении на уроках музыки. Конспект урока "Там, на неведомых дорожках..." (Музыкальный портрет) для 3-4 класса с презентацией...

Исследовательский подход в конструировании современного урока.

В современном мире, где  процесс появления новых знаний ускоряется настолько, что  возникает потребность в новых профессиях, от педагога требуется готовность  к постоянному обновлению и...

конструирование урока с позиции деятельностного подхода

теоретический материал по теме конструирования урока с позиции деятельностного подхода....

Интегрированный подход в преподавании уроков музыки для развития креативного мышления школьников

Музыка в общеобразовательной школе — «…это не только отдельная учебная дисциплина и составляющая уроков эстетического цикла, не только предмет внеклассных, факультативных занятий и форма эстетизации ш...

Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...

"Современные подходы к конструированию урока географии". Методические рекомендации

Данная статья содержит ряд приемов по формированию и развитию функциональной грамотности на уроках географии. Эффективность урока определяется его истоком – этапом мотивации. Интеграция различны...