Царская семья - идеал любви и образец семейной жизни
методическая разработка по теме

Храмова Анна Васильевна

 

Цель урока: Формирование у учащихся представления о существовании высшей духовной жизни у человека, о возможном здоровом устроении семьи. Урок посвящён семье последнего русского императора династии Романовых - Николая II. К уроку прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.pptx1.48 МБ
Файл urok_hramovoy.docx25.73 КБ
Microsoft Office document icon krossvord.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ – ИДЕАЛ ЛЮБВИ И ОБРАЗЕЦ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Слайд 2

« К святости ведёт такой ясный путь! » ____________________________________ « Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен » . _________________________________________ « Живущий – возрастающий; святой – возросший » . Императрица Александра Фёдоровна

Слайд 3

Смелей в тяжелый путь пускайся, брат, Он приведет туда, где горя не бывает, Но легкого, без действий и утрат, Никто еще пути туда не знает. Императрица Александра Фёдоровна

Слайд 4

ЖИТИЙНАЯ ИКОНА Прп. Сергий Радонежский Прп. Серафим Саровский

Слайд 6

«Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому». Императрица Александра Федоровна

Слайд 7

«Я не желал царского венца, но, боясь ослушаться воли Всевышнего и отцовской воли, принимаю царский венец. Я надеюсь на Господа Бога, а не на свои слабые силы». Николай II

Слайд 8

«Без благословения Бога вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена». Императрица Александра Федоровна

Слайд 9

«Самое доброе дело, которое учитель может дать своим ученикам – это научить их вести жизнь, полную веры и мужества, жизнь победителей». Императрица Александра Федоровна Ольга Николаевна Татьяна Николаевна Мария Николаевна Анастасия Николаевна

Слайд 10

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Слайд 11

«Дети - это апостолы Бога, Которых день за днем Он посылает нам, чтобы говорить О любви, мире, надежде!» Императрица Александра Федоровна

Слайд 12

« Заповеди Христовы да будут единым, общим для нас путем, который вел бы нас на небо и к Самому Богу». Преп. Симеон Новый Богослов

Слайд 13

Государь и его армия Цесаревич Алексей на фронте. Первая мировая война.

Слайд 14

Царица и княжны – сестры милосердия «Кто перестает помогать другим, становится обузой и для себя». Императрица Александра Федоровна

Слайд 15

«Только та жизнь достойна, в которой есть жертвенная любовь» Императрица Александра Федоровна

Слайд 16

Владыка мира, Бог вселенной, Благослови молитвой нас И дай покой душе смиренной В невыразимый смертный час! И у преддверия могилы Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы Молиться кротко за врагов. С. Бехтеев 17 июля 1918 года – День мученической смерти Царственных Страстотерпцев

Слайд 18

Эмалевый крестик в петлице И серой тужурки сукно… Какие прекрасные лица, И как это было давно. Какие прекрасные лица, Но как безнадежно бледны – Наследник, Императрица, Четыре Великих Княжны. Георгий Иванов



Предварительный просмотр:

Тема урока:

«ЦАРСКАЯ СЕМЬЯ – ИДЕАЛ ЛЮБВИ И ОБРАЗЕЦ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ»

Автор разработки

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 64

Храмова Анна Васильевна

Цель урока:

Формирование у учащихся представления о существовании высшей духовной жизни у человека, о возможном здоровом устроении семьи

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширить кругозор учащихся,
  2. Дать понятие житийной иконы.

Развивающие:

  1. Развивать логическое и аналитическое мышление учащихся

Воспитательные:

  1. Показать, что в русской культуре существует глубинное понимание связи детей и родителей,
  2. Показать возможную красоту отношений родителей и детей,
  3. Показать возможную красоту настоящей любви.

Тип занятия: комбинированный

Форма занятия: интегрированная

Наглядность: фотографии Царственных Страстотерпцев, иллюстрации икон.

Сопровождение:  мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение (песни в исполнении Ж. Бичевской), поэтическое сопровождение (стихотворения русских поэтов), раздаточный материал (рассказ о жизни Царственных Страстотерпцев).

Оборудование: магнитная доска, магниты, мультимедийный проектор, компьютер, магнитофон.

Слайд 1.

1 эпиграф:   «К святости ведет такой ясный путь»

Императрица Александра Федоровна

2 эпиграф:  «Смысл жизни не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы с любовью делать то, что должен».

Императрица Александра Федоровна.

Музыкальный эпиграф:   Песня Жанны Бичевской «Русская голгофа»

Ход занятия:

Слайд 2.

Учитель: Прослушав музыкальный эпиграф, вы, наверно, догадались, ребята, что сегодня мы продолжим разговор о Святых Царственных Страстотерпцев: последнем российском императоре Николае II, императрице Александре Федоровне и царственных детях: цесаревиче Алексии и великих княжнах Ольге, Марии, Анастасии.

Ребята, как вы думаете, что означает «Быть святым»?

Дети  отвечают на вопрос.

Учитель. Правильно, ребята, Святые – это люди, которые преодолели свои земные, человеческие слабости, грехи и тем приблизились к Богу.

Именно об этом пути говорит Александра Федоровна:

«Смелей в тяжелый путь пускайся, брат,

Он приведет туда, где горя не бывает,

Но легко, без действий и утрат,

Никто еще пути туда не знает».

Учитель задает вопросы, обозначая проблему занятия:

  1. В чем смысл человеческой жизни? (Взращивание в себе подобия Божия)
  2. Каким образом человек может достичь святости?  (дети читают эпиграфы урока и размышляют о них).

Учитель. Существует два пути, ведущих к святости:

  1. Путь монашеской жизни,
  2. Путь семейной жизни.

Учитель задает вопрос: 

  1. Ребята, а где мы можем видеть изображения святых? (на иконах)
  2. Что такое икона? («образ», окно в мир горний. На иконах изображены лики, а не лица, т.к. святые принадлежат не земным страстям, а миру Божественному, неземному).

Новый материал.

Учитель дает понятие Житийной иконы.

В русской иконописи существуют иконы, на которых не только изображены лики святых. Существуют иконы, рассказывающие о житии святого. Такие иконы называются житийными. В центре такой иконы располагается изображение святого (средник),  которое окружают небольшие клейма со сценами из его жизни («житие»).  Клеймы «читаются» слева направо, сверху вниз, как строки в книге. Первые житийные иконы попали на Русь из Византии. Давайте рассмотрим репродукции житийных икон Преподобного Сергия Радонежского и Преподобного Серафима Саровского.

Слайд 3.

Учитель. Ребята, наверно, вы обратили внимание на то, что количества клейм не одинаково. Это говорит о том, что при написании житийных икон соблюдается основной канон, но количество клейм может быть разным.

Учитель ставит задачу:

Ребята, на прошлом уроке мы посмотрели фильм «Русская голгофа», из которого узнали о жизни и смерти царя Страстотерпца Николая II и его семьи и изучили фотографии из семейного архива дома Романовых. Сегодня мы попытаемся составить житийную икону святой царской семьи.

Практическая  работа: составление житийной иконы.

Слайд 4.

В центре доски располагается икона Царской семьи.

Вокруг нее дети с помощью учителя располагают фотографии, отражающие наиболее значимые события из жизни Царственных Страстотерпцев.

В процессе составления иконы учитель называет даты событий.

  1. 6/19 мая 1868 г – день рождение государя.
  2. 25 мая/7 июня 1872 г – день рождения государыни
  3. 21 октября/3 ноября 1894 г – восшествие на Всероссийский престол государя императора Николая II Александровича. День присоединения к Православию государыни императрицы Александры Федоровны.
  4. 14/27 июня 1894 г. – день бракосочетания их императорских величеств.

Слайд 5.

  1. 3/16 ноября 1895 г. – день рождения Ольги Николаевны.
  2. 29 мая/11 июня 1897 г. – день рождения Татьяны Николаевны
  3. 14/27 июня 1899 г. – день рождения Марии Николаевны.
  1. 5/18 июня 1901 г.  – день рождения Анастасии Николаевны

Слайд 6.

  1. 19 июля/1 августа 1903 г. – обретение мощей преподобного Серафима Саровского Чудотворца.

Слайд 7.

  1. 30 июля/12 августа 1904 г. – день рождения царевича Алексея Николаевича.

Слайд 8.

  1. Система воспитания: глубокая и искренняя любовь к Богу.

Слайд 9.

  1. Государь и его армия. Участи в Первой мировой войне. Слайд 10.     
  1. И с ним цесаревич. Слайд 11. 
  1. Царица и княжны – сестры милосердия.  Слайд 12
  2. Ссылка в Екатеринбург. Убийство. Слайд 13.
  3. Канонизация. Слайд  14.

Практическая работа выполнена: икона составлена.

Учитель. Посмотрите на доску, ребята. Что вы видите? (Мы видим житийную икону)

Учитель. Мы видим икону, которой нет. Существуют разные изображения Царственных Страстотерпцев, но житийной иконы пока нет.

Конечно, ребята, мы составили сегодня коллаж, а не настоящую икону. Как вы думаете, может ли каждый человек написать икону? (нет)

Учитель. Почему? (дети отвечают)

Учитель. Иконы пишутся по строгим канонам. Иконописцем становится не всякий. Это должны быть люди специально обученные, получившие благословение, работающие с молитвой. Чаще всего на Руси это были монахи, за которых во время написания иконы молился весь монастырь. Поэтому сегодня мы с вами создали эскиз, но я уверена, что наша практическая работа помогла вам лучше запомнить житие Царской семьи, понять, каким путем они пришли к святости и что такое житийная икона. Какой вывод мы можем сделать, подводя итог нашего урока? (дети отвечают)

Учитель подводит итог урока.

Царская семья для нас – идеал любви и образец семейной жизни, ведущий к святости. В чем сила этих людей? В великой и безграничной любви друг к другу. Это пример отношений между юношей и девушкой, между мужем и женой, мужчиной и женщиной, между родителями и детьми в многодетной семье. Они – одно целое. Царская семья – наша молитвенная опора и поддержка в следовании высоким жизненным принципам. Но какой путь привел их к святости? Давайте еще раз обратимся к нашему эпиграфу. К святости ведет такой ясный путь! Простой жизненный путь, путь любви и повседневных добрых дел. Какой еще вывод мы можем сделать? Каждый человек должен стремиться стать святым. В этом смысл его жизни. А чтобы достичь святости, не нужно придумывать никаких особых подвигов, нужно просто жить по совести, ведь совесть – это голос Бога в каждом из нас. А еще нужно любить Бога и ближних.

Давайте еще раз посмотрим на ясный путь семьи Царственных Мучеников.  

 Слайд 16.

 Вглядитесь в эти лица.

Эмалевый крестик в петлице

И серой тужурки сукно…

Какие прекрасные лица,

И как это было давно.

Какие прекрасные лица,

Но как безнадежно бледны –

 Наследник, Императрица,

 Четыре Великих Княжны.

Георгий Иванов

Звучит песня Жанны Бичевской  «Русская голгофа»

Учитель сообщает домашнее задание:

Составить коллаж-рассказ о своей семье, используя фотографии из семейных альбомов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Храм-на-Крови во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших. Царская Голгофа.-  ООО. «ОМТА», Екатеринург, 2007 г.
  2. Священник Алексий Мороз, педагог т.И. Берсеньева. Уроки добротолюбия. – Сатисъ. Держава. Санкт-Петербург, 2007.
  3. Един от царей. Жизнеописание Святых Царственных Страстотерпцев. Земля их мученического подвига. – Екатеринбург, 2007.


Предварительный просмотр:

……

М  .     

А ..

……

…..

…..

…..


А

А

Т

Н

И

К

О

Л

А

Й

 








……

М  .     

А ..

……

…..

…..

…..


А

А

Т

Н

И

К

О

Л

А

Й









 

……

М  .     

А ..

……

…..

…..

…..


А

А

Т

Н

И

К

О

Л

А

Й









        

……

М  .     

А ..

……

…..

…..

…..


А

А

Т

Н

И

К

О

Л

А

Й










По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятие "Царская семья - идеал любви и образец семейной жизни"

Воспоминания о Святых Царственных Страстотерпцах: последнем российском императоре Николае II, императрице Александре Федоровне и царственных детях - цесаревиче Алексии и великих княжнах Ольге, Марии, ...

Презентация-концерт "Семейные увлечения царской семьи"

Материал посвящен 400-летию Дома Романовых....

презентация "Последний год жизни Царской Семьи"

Материал презентации подойдет для урока в 9, 11 классах, для внеклассных мероприятий по теме "Царская Семья" (к 100-летию свержения монархии, к 100-летию гибели) https://yadi.sk/d/ptdPYMrE3R...

О ЦАРСКОЙ СЕМЬЕ ( 4 часть. Царская семья и Распутин).

      Жизнь Царской семьи была окружена мифами, одним из которых был миф о влиянии  Распутина на внутри и внешне политическую деятельность Николая II. В начале ХХ века либер...

МЕРОПРИЯТИЕ «Царская семья – идеал христианской семьи»

МЕРОПРИЯТИЕ«Царская семья – идеал христианской семьи»Цель: на основе усвоения исторических духовно-нравственных ценностей формировать у учащихся патриотическое сознание.Задачи:1....

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской семьи».

классный час "«Семейные ценности на основе воспитания царской  семьи». 7 класс...