«О вреде курения с точки зрения математики»
материал по теме

Быкова Нина Ивановна

Данный проект направлен на математическое исследование проблемы курения и охватывает следующие предметные области: биологию, математику, химию. Проект предполагает показать практическую направленность математики и расширить знания обучающихся о вреде курения в процессе решения задач по теме «Проценты». Главная цель проекта - привлечь внимание подростков и взрослых  к  проблеме табакокурения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ СОШ с.Вяжля

Аткарского района Саратовской области

Межпредметный  

исследовательский проект  

«О вреде курения с точки зрения математики»

2011год

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

  1.  Название проекта:  «О вреде курения с точки зрения математики».
  2. Руководители  проекта: учитель математики Быкова Н.И.,  учитель биологии, Белоконь О.Ю
  3. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту:   математика, биология.
  4. Состав проектной группы: группа обучающихся  6 − 9 классов.
  5. Тип проекта: межпредметный исследовательский проект.
  6. Пояснительная записка.
  7. Выбор проблемы и обоснование её значимости.
  8. Цели проекта.
  9. Задачи проекта.
  10.  Методы исследования.
  11. Социально – психологическое сопровождение проекта.
  12. Этапы  и пошаговая реализация.
  13. Содержание проекта.                                        
  14. Заключение.        
  15. Литература.                        

                                                                                          Пояснительная записка.

Данный проект направлен на математическое исследование проблемы курения и охватывает следующие предметные области: биологию, математику, химию. Проект предполагает показать практическую направленность математики и расширить знания обучающихся о вреде курения в процессе решения задач по теме «Проценты». Используя математический язык, обучающиеся наглядно представляют данные по изучаемой проблеме, полученные из разных источников: СМИ, Интернета, бесед с работниками больницы,   в виде диаграмм, таблиц и графиков и формулируют выводы на основе анализа проведенных социологических исследований. Главная цель проекта - привлечь внимание подростков и взрослых  к  проблеме табакокурения.

Выбор проблемы и обоснование её значимости.

Здоровье – это бесценное достояние не только каждого отдельно взятого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Наше общество резко изменило позицию по отношению к своему здоровью, к окружающему взрослому населению и, конечно же, в подростковом возрасте происходит большой скачок детства  во взрослую жизнь.

На современном этапе развития общества существует проблема подросткового курения.  В наши дни у современных подростков очень много выбора и свободы и они активно этим пользуются. Подростки пробуют все, что им предлагают, не задумываясь о вреде и о последствиях. Они пробуют алкоголь и сигареты, а более смелые пробуют даже наркотики.

Многие думают, что курение сигарет это не так серьезно, как наркотики, но они просто не знают о никотиновой зависимости. Курение становится привычкой, это неотъемлемая часть для многих подростков. Они уже не могут прожить без сигареты, это их расслабляет, а кто-то просто чувствует себя комфортно в курящей компании.

Сейчас очень много проводится мероприятий, различных акций, создается огромное количество центров и организаций против курения. Но,  информация, которая там дается, не совсем понятна и доступна для понимания ее современными молодыми людьми, как следствие этого,  многие, сами того не осознавая, не владеют в полной мере понятной информацией о вреде курения. Поэтому, прежде всего проблема состоит в недостаточной доступной и понятной информированности подростков о вреде курения.

Тема вреда курения, влияние его на растущий организм на современном этапе очень актуальна. По данным многочисленных социальных опросов с каждым годом увеличивается количество курящих школьников, все чаще в их ряды попадают дети младшего подросткового возраста. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, в мире 1, 26 млрд. человек курят табак, ежегодно от последствий табакокурения умирает более 5 млн. человек.  Эту смерть можно было бы предотвратить, если бы курящие знали, как бороться с никотиновой зависимостью. Именно поэтому мы считаем, что необходимо рассматривать эту проблему на более высоком уровне. Надо знакомить подростков с действием табака на организм человека, формировать у них негативное отношение к курению как общественному явлению.

Решение математических задач практического содержания позволяет убедиться в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, увидеть широту возможных приложений математики, понять её роль в современной жизни. Умение выполнять процентные расчеты необходимо каждому человеку. Поэтому сюжеты задач взяты из реальной жизни и связаны с рассматриваемой проблемой. Задачи  в данном проекте являются средством, с помощью которого обучающиеся получают информацию о вреде курения.

Говорят, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому, математическое представление данной проблемы в виде диаграмм, таблиц, графиков способно оказать большее влияние, нежели длинная лекция или толстая брошюра о вреде курения.

Цели: 

  1. Формирование личной негативной позиции подростка по отношению к табакокурению через воздействие на его информационное пространство с помощью статистических данных;
  2. Ориентирование обучающихся на практическое применение знаний процентных вычислений для решения большого круга задач;
  3. Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  1. Предоставить учащимся объективную информацию о негативном влиянии курения на организм подростка;
  2. Познакомиться с методами социологического исследования, овладеть навыками анкетирования и анализа данных;
  3. Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  4. Выполняя творческие задания проявить свои способности и знания и выразить свое отношение к проблеме здорового образа жизни;
  5. Научить школьников пользоваться новыми информационными технологиями для получения и обработки необходимых данных.

Методы исследования:

  1. Прогнозирование;
  2. Опрос (анкетирование);
  3. Анализ собранной информации;
  4. Синтез;
  5. Сопоставление и оценка;
  6.  Лабораторные работы.

Социально – психологическое сопровождение проекта:

  1. Конкурс рисунков стихотворений о вреде курения среди учащихся среднего звена;
  2. Проведение классных часов по данной проблеме.

Этапы  и пошаговая реализация:

Названия этапов

Содержание этапа

Сроки

Деятельность учителя и учеников

Исполнители

Подготовительный этап

1.Определение темы и целей проекта; мотивация исследовательской деятельности.

2. Формулировка проблемы.

2. Составление плана работы над проектом.

Октябрь 2010 год

  1. Знакомство с проектной технологией.
  2. Определение  темы и постановка проблемы.
  3. Планирование работы  и  формулировка задач исследовательской деятельности.
  4. Распределение обязанностей между участниками проекта и определение дней консультаций.

Учителя-руководители.

Технологический этап и опытно-эксперимен

тальный этап работы над проектом

1.Сбор информации об истории табакокурения.

2. Проведение анкетирования среди обучающихся школы.

3. Изучение химического состава дыма.

4. Знакомство  с информацией о вреде курения здоровью человека.

4. Подбор, решение и составление задач по теме проекта.

Ноябрь-декабрь

2010 г.

Январь 2011 г.

  1. 1.  Подбор необходимых материалов по теме и их обсуждение.
  2. Составление анкет, проведение анкетирования и обработка данных.
  3. Проведение открытого урока по математике в 6 классе.
  4. Проведение биологических и химических исследований и анализ результатов.

Учителя-руководители, группа обучающихся,

Заключи

тельный этап

1. Подведение итогов работы.

2.Анализ результатов деятельности.

3. Оформление исследовательского проекта.

4. Выступление на школьной научной конференции.

Февраль-март

2011 г.

1. На основе построенных диаграмм сделать выводы по данной проблеме.

2. Обобщить и систематизировать собранный материал.

3. Оформить результаты исследования.

4. Провести оценку процесса (самой деятельности) и результата проектирования.

5. Обозначить новые проблемы для дальнейшего исследования.

Учителя-руководители,

группа обучающихся.

Содержание проекта.

  1. Исторический блок.
  2. Биологический блок.
  3. Химический блок.
  4. Психологический блок.
  5. Социологический блок.
  6. Анализ ситуации по табакокурению
  7. Математический блок
  8. Результаты биологических исследований.
  9. Результаты социологических исследований.
  10.  Анкетирование обучающихся 10-11 классов.
  11. Выводы по анкетированию.
  12. Заключение.

Исторический блок

История первая:  Табак родом из Америки. До открытия Колумбом в Старом Свете о нем не знали. 12 октября 1492 г. флотилия Колумба высадилась на берегу одного из Багамских островов – Гуанахани. Колумб назвал его Сан-Сальвадор. Он думал это восточное побережье Индии.

В качестве подарка местные жители поднесли Колумбу сушеные листья растения «петум». Они курили эти листья, свернув в трубочки. В поисках золота Колумб отправился на юг и высадился на Кубе 27 октября 1492 г. Жители встречали с головнями в руках и с травой, употребляемой для курения, которую они называли «сигаро». При курении каждый делал 3-4 затяжки, выпуская дым через ноздри. Отказ от «трубки мира» хозяева рассматривали как недружелюбные действия. Испанцы же не хотели портить отношения с туземцами. Вероятно, эти испанцы и были первыми европейцами, пристрастившимися к курению.

На вернувшихся в Испанию моряков смотрели с подозрением: человек выпускает изо рта и носа ДЫМ, значит, спутался с нечистой силой, не смотря на это, многие матросы и сам адмирал Христофор Колумб втянулись в это занятие. Такой притягательной оказалась сила этого растения. Оно получило название «табак» от имени провинции Табаго острова Гаити.

История вторая:   В Европу табак в качестве декоративного растения завез в 1496 году испанский монах Роман Пано. В 1559 году Жан Никот - французский посол в Португалии, сообщил о том, что табак обладает целительными свойствами, и распространил семена табака в Европе, где он приобрел популярность.  Он подарил королеве Франции Екатерине Медичи нюхательный табак для лечения головных болей. Появилась мода нюхать табак, причем ему приписывались целебные свойства. Фамилия Никота стала основой научного названия табака - никотина.

История третья:   О вреде табака стало известно гораздо позже, в связи с чем Людовик ХИ издал декрет, по которому только аптекарям разрешалось продавать это лекарство. Но табак продолжали нюхать и курить. В Россию табак попал в начале XVII века, курение табака и его нюхание жестоко преследовалось и наказывалось. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. Торговцев табаком ждала смертная казнь. В 1698 году Петр 1 снял запрет на курение и разрешил торговлю табаком. Он сам стал заядлым курильщиком после посещения Голландии и разрешил ввоз табака, но обложил большой пошлиной.

Так началось победоносное шествие табака по странам и континентам. Сначала люди приписывали табачному дыму лечебные, тонизирующие свойства, но в 1604 году, появилась первая книга о вреде курения. К сожалению, почти все попытки медиков и церкви оградить людей от курения не увенчались успехом.

С годами к вредной привычке приобщились мужчины, женщины, молодые люди, подростки и даже дети. Возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам – мужественность. Обязательной принадлежностью теле - и киногероев стала сигарета. Теперь в мире курит пятая часть человечества.

Биологический блок

ВЛИЯНИЕ НИКОТИНА НА ЧЕЛОВЕКА

- нервная система

  1. Никотин в первой короткой фазе расширяет сосуды мозга (создает обманчивое впечатление улучшения умственной деятельности), затем резко сужают их.
  1. Отравляет клетки мозга (ухудшается память, зрение, умственная работоспособность, появляется бессонница, головные боли).
  1. Курящие ученики отстают в учебе, становятся нервными, рассеянными, ленивыми, грубыми и недисциплинированными.
  1. Развиваются нервные заболевания – невралгии, невриты, плекситы (заболевания нервных узлов – сплетений).

- легочно-дыхательная система

  1.  Хронические заболевания  дыхательных органов: бронхит, астма, гибель эпителия, усиленное выделение слизи, воспаление голосовых связок. В области больших дыхательных путей развивается кашель и происходит выделение мокроты. Малые дыхательные пути воспаляются и сужаются.        
  2.   Туберкулез легких (из 100 случаев заболевания туберкулезом 95% - курильщики)
  3.   Рак легких (почти 97% больных раком – курильщики)
  4.   Рак гортани (в 6 – 10 раз больше).

- сердечно-сосудистая система

  1. Сигаретный дым вызывает сужение сосудов периферических артерий, сокращается объем гемоглобина, доставляющего кислород, снижается количество эритроцитов.
  2. Стенокардия у курильщиков чаще в 13 раз (сердце курильщиков работает с повышенной нагрузкой, даже при небольшой нагрузке, частота пульса у курящих достигает 140-150 ударов в минуту, у некурящих 86-100 ударов.)
  1. Инфаркт миокарда чаще в 13 раз (особенно у лиц до 40лет);
  1. Острый инфаркт миокарда (у курильщиков до 35 лет, у 80% курящих со школьной скамьи).
  1. Курение способствует возникновению атеросклероза, гипертонической болезни, кровоизлияния в мозг.
  2. Курение связано с повышением содержания холестерина в крови, что повышает риск сердечно-сосудистой болезни, ишемической болезни сердца.

-пищеварительная система

  1. Развивается кариес;
  1. Ухудшается аппетит, обоняние, вкус извращается;
  1. Возникают спазмы желудка, кишечника, кишечная непроходимость (парез) кишечника ведет к смерти;
  1. Развивается хронический гастрит, колит, язвенная болезнь желудка и 12- перстной кишки (в 10 раз чаще);
  1. Приводит к циррозу печени; 
  1. Развивается рак полости рта, пищевода, поджелудочной железы.

- выделительная система

  1. Развитие хронических болезней почек и мочевого пузыря, вплоть до рака мочевого пузыря. (В моче образуется бензапирен – канцерогенное химическое соединение, вызывающее рак.  Это вещество обнаруживается и у пассивных курильщиков.)
  1. Рак почек (встречается у курильщиков в 5 раз чаще)

- опорно-двигательная система

  1. Ухудшение кровоснабжения из–за спазма кровеносных  сосудов приводит к снижению работоспособности мышц (может привести к самопроизвольной гангргене конечностей.)
  2. Эндартериит  - перемежающая хромота, часто требующая ампутации ног.
  3. Никотин действует как яд курара, парализующий мышечную систему (страдает каждый 7 курильщик)

- воздействие на другие системы

  1. «Кожа” – преждевременное старение кожи, сухость, землистый оттенок, бледность,  морщины, дряблость. Кожа теряет свою эластичность и свежесть. Женщины-курильщицы в 25 лет выглядят намного старше ровесниц.
  2. “Железы внутренней секреции” – нарушаются нормальные функции всех желез, развивается сахарный диабет.
  3. “Обмен веществ” – снижается, развивается витаминная недостаточность.

- курение среди женщин.

  1. Самое частое осложнение  - выкидыши до 36 недель в 2 раза чаще некурящих.
  1. Патологии при родах.
  1. Выше процент мертворожденных детей.
  1. Курящая женщина болеет в 3-4 раза чаще, чем некурящие!  30% курящих женщин страдают заболеваниями щитовидной железы, а инфаркт миокарда у курящих женщин бывает в 3 раза чаще.
  1. Рак матки  
  1. Курящие женщины в 42% случаев бесплодны.

Девушкам надо помнить, что курение и красота несовместимы, курение губительно сказывается на внешнем виде женщин, даже высококачественная косметика не поможет. При систематическом курении кожа теряет эластичность и упругость (ухудшается состояние питания), меняется ее цвет, появляются нездоровая желтизна, серый колорит, нередко расширяются кровеносные сосуды (вены), придающие лицу (в первую очередь носу и щекам) синюшный оттенок. А при отрицательном воздействии курения на голосовые связки, голос у нее скоро хриплым, как говорят, прокуренным голосом, время от времени отхаркивая мокроту.

- курение и зарождающийся организм

  1.  Никотин (через плаценту) поступает в сердце и мозг  еще не родившегося     ребенка.
  2.  У курящих матерей чаще бывают мертворождения, преждевременные роды.
  3.  Новорожденные имеют меньше нормы: размер головы и плечевой пояс, вес на 100 – 300 г,  рост на 2,5 см.
  4.  Наблюдаются различные пороки развития,  вплоть до уродств.
  5. У детей, матери которых курили во время беременности, имеется предрасположенность к припадкам: они значительно чаще заболевают эпилепсией.

- детский организм

  1.  Увеличивается частота бронхитов и пневмоний, у них ослаблен иммунитет,  бывают судороги, эпилепсия.
  2.  Отстают в интеллектуальном развитии, им сложнее учиться в школе, часто бывают головные боли.
  3.  Табачный дым задерживает солнечные ультрафиолетовые лучи, которые важны для растущего ребенка, влияет на обмен веществ, ухудшает усвояемость сахара и разрушает витамин С, необходимый ребенку в период роста.
  4.  У детей нарушается функция легких, из-за чего снижаются способности к физическим нагрузкам, требующим выносливости и напряжения. В 12-15 лет подростки уже жалуются на одышку при физической нагрузке.
  5.  Никотин способствует развитию многих аллергических заболеваний у детей (аллергизирующим действием обладает никотин и сухие частицы табачного дыма.)
  6.  Растущий организм в 2 раза чувствительнее к никотину. Смерть может наступить от выкуривания даже двух-трех папирос (были даже зарегистрированы случаи смерти подростков от подряд выкуренных двух-трех сигарет из-за резкого отравления жизненно важных центров, в результате которого наступала остановка сердца, и прекращалось дыхание.)
  7. Доказано, что даже незначительное курение вызывает у детей малокровие, расстройство пищеварения.
  8. Дети более подвержены действию ядов табачного дыма. Известен случай, когда девочку положили спать в комнате, где сушились листья табака, через несколько часов ребенок умер.

- пассивное курение (это принудительное вдыхание некурящими воздуха, содержащего продукты табачного дыма)

  1. Живущие в накуренных помещениях дети чаще и больше страдают заболеваниями органов дыхания (у таких детей удваивается частота бронхитов и воспаления легких).
  2.  При курении в окружающем воздухе образуются иногда такие уровни содержания оксида углерода, которые превышают допустимые концентрации его на рабочих местах в промышленности. Такая насыщенность вредными веществами воздуха помещений снижает производительность труда, сказывается на здоровье людей.
  3. У некурящих, из-за обкуривания их курящими, могут возникать приступы астмы, развиваться аллергия, обостряться течение ишемической болезни сердца.

Оказывается:

  1. Опыты показали, что животные гибнут под действием никотина. Подсчитано, что смертельная доза никотина для человека составляет 1 мг на 1 кг массы тела, т.е. около 50-70 мг для подростка. Тогда и родилась знаменитая фраза: «Капля никотина убивает лошадь». Если быть точным, то каплей чистого никотина можно убить не одну, а три лошади.
  2. Привыкание к табаку формируется от нескольких недель до 10 лет в зависимости от особенностей организма и интенсивности курения. Чаще всего табакозависимость устанавливается за год. У человека, привыкшего к курению, в случае резкого прекращения курения наблюдается абстинентный синдром (ломка), который выражается в головной боли, колебании артериального давления, болях в области сердца, желудка, могут наблюдаться кишечные расстройства, повышенная потливость, слабость, вялость, нервозность, подавленность.
  3. Среди больных язвенной болезнью курильщики составляют-98 %.
  4. Смертность новорожденных у курящих матерей на 28% выше, чем у некурящих.
  5. Каждая сигарета сокращает жизнь на 8-15 минут. Если человек курит в день от 1 до 9 сигарет, то сокращает свою жизнь (в среднем) на 4,6 года по сравнению с некурящими; от 10 до 19 сигарет – на 5,5 года; от 20 до 30 сигарет – на 6,2 года.
  6. По данным исследованиям, в возрасте 12-13 лет курят около 7%, а среди 16 летних – уже 40% мальчиков, а в старших классах начинают курить и некоторые девочки.
  7. В семье, где курили родители, начинают курить 67% мальчиков и 78% девочек.
  8. Люди, которые в детском возрасте подвергались воздействию табачного дыма, но сами курить не начали, все равно имеют повышенный шанс (до 60%) заболеть раком.
  9. Ежегодно в России от причин, связанных с курением, умирают 300 тысяч человек. 52,1% всех раковых заболеваний у мужчин и 5,2% у женщин связаны с курением.
  10. Из-за увеличения потребления табачных изделий в России заболеваемость раком лёгких за последние 10 лет выросла на 63%, 20-30% случаев смерти от ишемической болезни сердца и 10-15% от заболеваний головного мозга также непосредственно связаны с курением.
  11.  Установили, что люди, начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.
  12. Табак является причиной смертности от рака лёгкого в 90% всех случаев, от бронхита в 75% и от болезни сердца примерно 25% всех случаев.
  13. 90% онкологических заболеваний вызвано курением.

Сокращение жизни курильщиков в зависимости от количества ежедневно выкуриваемых сигарет и возраста

(по данным института рака США)

Возраст

От 1 до 9 сигарет

От 10 до 19 сигарет

От 20 до 39 сигарет

Свыше 40 сигарет

До 25 лет

- 4,6 года

- 5,5 года

- 6,2 года

- 8,3 года

До 35 лет

- 4,5 года

- 5,4 года

- 6 лет

- 7,9 лет

В течение нескольких лет ученые проводили наблюдение над 200 курящими и 200 некурящими школьниками. А теперь посмотрим, какими оказались сравнительные результаты.

 

курящие

не курящие

1. нервные

14%

1%

2. понижение слуха

13%

1%

3. плохая память

12%

1%

4. плохое физическое состояние

12%

2%

5. плохое умственное состояние

18%

1%

6. нечистоплотны

12%

1%

7. плохие отметки

18%

3%

8. медленно соображают

19%

3%

Химический блок.

1. Химический состав дыма.

Физико-химический механизм курения состоит в том, что через подожженный и медленно тлеющий табак (в трубке, папиросе, сигарете) всасывается воздух. Кислород, содержащийся во вдыхаемом воздухе, проходя через слой тлеющего табака, усиливает его горение, и продукты возгонки в месте с оставшейся частью воздуха поступают в легкие. Для выкуривания папиросы или сигареты обычно требуется 12-18 затяжек. Табачный дым представляет собой своеобразную физико-химическую систему, состоящую из воздуха и взвешенных в нем продуктов горения табака, находящихся в виде твердых частиц и капелек жидкости, размеры которых составляют доли микрометра, а число частиц измеряется десятками и сотнями триллиардов от одной сигареты! И все эти частицы направляются в легкие!

Как известно легкие состоят из множества мельчайших альвеол, суммарная поверхность стенок которых достигает в момент вдоха более 100 квадратных метров. Нетрудно представить, какое огромное число частиц дыма оседает в легких.

Но частицы дыма только одна из составных частей табака. При курении происходит так называемая сухая перегонка: воздух при затяжке табаком нагревается до высокой температуры и извлекает из него различные вещества, которые вместе с дымом поступают в легкие.

В момент затяжки на кончике сигареты развивается температура 600-900 °С.  При этом происходит сухая перегонка табака, при которой образуется около 6000 веществ, из которых 120 ядовиты. 28,7% общей токсичности приходится на никотин. При медленном курении в дым переходит 20% никотина, при быстром -40%. Никотин всасывается слизистыми оболочками и разносится по всему организму в течение 21-23 секунд. Обезвреживается никотин в почках и печени. Смертельная доза никотина для человека 2-4 капли, однако внутривенно достаточно ввести никотин из 1 сигареты, чтобы вызвать смерть человека. За 30 лет курильщик поглощает 800 г - 1 кг никотина. Кроме никотина в табачном дыме содержатся аммиак, угарный газ, синильная кислота, сероводород, радиоактивные изотопы калия, мышьяка, свинца, висмута, полония. Выкуривая пачку сигарет в день, курильщик получает дозу облучения, в 3,5 раза превышающую предельно допустимую. В табачном дыме присутствуют тяжелые металлы, канцерогены, табачный деготь. В легкие из сигарет попадает сажа, за 20 лет в легких скапливается до 6 кг сажи. 25% веществ в табаке сгорает и разрушается, 50% попадает в воздух. 20% - в организм курильщика, только 5% остается на фильтре. За год курильщики Земли выбрасывают в атмосферу 720 т синильной кислоты, 384000 т аммиака, 108000 т никотина, 600000 т табачного дегтя, 550000 т угарного газа.  Табачный дым содержит азот, водород, аргон, метан и цианистый водород. Многие не осознают пагубное воздействие окиси углерода. Представляется угрожающим нижеследующий перечень возможных веществ, придающих сигаретному дыму опасный характер: ацетальдегид, ацетон, аммиак, бензол, бутиламин, диметиламин, ДТ, этиламин, формальдегид, сероводород, гидрохинон, метиловый спирт, метиламин, соединения никеля и пиридон.

Вот некоторые характеристики этих веществ:

Метанол – очень ядовитое вещество (тяжёлое отравление – слепота – смерть).

Сероводород – токсическое вещество (острая кислородная недостаточность – поражение центральной нервной системы).

Формальдегид – ядовитое вещество (боль в груди, кашель, конъюнктивит, бронхит, сильные отёки кожи…).

Ацетальдегид - ядовитый пар (раздражает глаза, дыхательные пути – удушье – головная боль).

Бензол – токсическое вещество (изменения в центральной нервной системе, нарушения сердечно-сосудистой системы).

Аммиак – ядовитое вещество (слезотечение, удушье, головокружение, боли в желудке).

Наибольшее значение имеют: СО , NH3, канцерогенные углеводороды (от лат. слова рак – «канцер»), радиоактивный элемент полоний, который находится в табачном дыме в виде изотопа с атомным числом 210 и периодом полураспада 138 дней. 50% полония, содержащегося в табачном изделии, при курении переходит в дым и попадает в легкие.

При выкуривании одной пачки сигарет средней крепости массой 20г  образуется:

2. Влияние на организм человека. 

    Ученые выяснили, что в табаке содержится масса ядовитых веществ. Среди них наиболее известен никотин: по своей ядовитости он равен синильной кислоте.

А теперь рассмотрим последовательность воздействия дыма на организм человека. В момент затяжки, температура на кончике сигареты достигает 600 градусов. Под действием высокой температуры из табака и папиросной бумаги образуются ядовитые различные вещества: никотин, угарный газ, аммиак, синильная кислота и другие. Газообразные и твердые вещества, содержащиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку гортани, трохеи, бронхов и легочных пузырьков. При систематическом курении слизистая оболочка воспаляется, развиваются хронические заболевания дыхательных путей. Вот почему у курильщиков не редкость рыхлость десен, язвочки во рту, часто воспаляется зев, что приводит к возникновению ангин. От длительного курения происходит сужение голосовой щели, появляется осиплость голоса.

 Под действием ядов табачного дыма гибнут клетки эпителия, которыми покрыта слизистая оболочка трахеи. Выделяется слизь, тем самым организм защищает себя. Поэтому у длительно курящих людей почти постоянно держится кашель, сопровождающийся обильным отделением мокроты.

     Окись углерода (угарный газ) вступает соединение с гемоглобином, который является переносчиком кислорода. При курении происходит резкое уменьшение содержания кислорода в крови, а это очень тяжело переносит головной мозг подростка.

В последние годы ученые уделяют пристальное внимание веществам, вызывающим рак. К ним в первую очередь относят бензопирен и радиоактивный изотоп полоний-210. Если курильщик наберет в рот дым, а затем выдохнет его через платок, то на белой ткани останется коричневое пятно. Это и есть табачный деготь. В нем особенно много веществ, вызывающих рак. Если ухо кролика несколько раз смазать табачным дегтем, то у животного образуется раковая опухоль.

     Трудно даже перечислить вредные вещества, содержащиеся в табаке, их ведь насчитали почти 1200!

    Влияние никотина на организм при курении имеет самое большое значение. Ни одно другое вещество, входящее в состав табачного дыма, не разрушает организм так сильно. Никотин действует преимущественно на нервную, пищеварительную и дыхательную системы. При первом контакте нерва с никотином, нерв агрессивно реагирует и для его раздражения требуется гораздо меньше электрического тока. После нескольких контактов нерва с никотином, нерв привыкает и после некоторого времени раздражается от отсутствия этого яда. По этому принципу и происходит привыкание организма человека к табакокурению. Многие курильщики считают, что частые перекуры подавляют их потребность к никотину и повышают работоспособность. На самом деле все не так. Никотин угнетает клетки головного мозга и всей нервной системы и понижает работоспособность организма.

Никотин и многие другие вещества хорошо растворяются в воде, вместе со слюной они попадают в желудочно-кишечный тракт. Синильная и другие кислоты а также сероводород, анилин, никотин раздражают слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки. Отсюда возникают гастрит, потеря аппетита, боли, язвы желудка, двенадцатиперстной кишки.

Перед попаданием в легкие табачный дым наносит удар по слизистой оболочки рта, гортани, носа и зубам. Зубная эмаль разрушается из-за перепада температур (приблизительно 40°С). В трещинах откладывается табачный деготь, придающий желтизну зубам и специфический запах ротовой полости.

Аммиак, кислоты, пиридиновые основания, твердые частицы и другие вещества раздражают слизистые оболочки легких. Составные части дыма попадают в кровь.

Оксид углерода (2) соединяется с гемоглобином, и образуется карбоксигемоглобин.

Синильная кислота через кровь попадает к клеткам и снижает их способность к потреблению кислорода, наступает кислородное голодание клеток.

Особенно страдают нервные клетки, в результате чего при больших дозах наступает паралич и остановка сердца. В «дневном рационе» курильщика синильной кислоты в 40 раз меньше чем смертельная доза для человека.

        Аммиак (NH3) растворяется в воде, образуется щелочно-реагирующий раствор – нашатырный спирт. Раздражая слизистые оболочки легких, нашатырный спирт вызывает безлихорадочный бронхит. В итоге значительно снижается работоспособность легких, и повышается заболеваемость такими болезнями как туберкулез.

        Табачный деготь – концентрат жидких (орг. кислоты, эфирные масла, анилин и др.) и твердых (частицы углерода, канцерогены, полоний) веществ, оседает на стенках воздухоносных путей, накапливаясь в альвеолах. Тем самым, сокращая доступ кислорода к крови.

      Горящая сигарета – это как бы уникальная химическая фабрика, продуцирующая более 4 тысяч соединений, в том числе более 40 канцерогенов, то есть веществ, способствующих возникновению рака, и по меньшей мере 12 коканцерогенов – веществ, из которых образуются канцерогены. Главный поток дыма, вдыхаемого курящим, составляет при курении сигарет без фильтра -32%, а с фильтром - 23% общего дыма. Остальной дым рассеивается в окружающей среде, где его вдыхают некурящие - так называемые «пассивные» или принудительные», курильщики. От 55 до 70% табака в сигаретах сгорает между затяжками, что является источником побочного потока дыма.

        В связи с тем, что в сигаретном дыме содержится много различных составных частей, следует иметь ввиду, что эффект курения связан не только с никотином, но и с комбинированным  действием дыма. Тем не менее, никотин является главным веществом, оказывающим влияние, свойственное сигаретному дыму, - более 90% вдыхаемого никотина всасывается в тканях легких. В последние 30 лет специалисты пытаются уменьшить содержание смолистых веществ и никотина, но все эти попытки фактически сводятся на нет ростом потребления на физиологическое, психическое и социальное здоровье человека

Психологический блок

Мифы о курении

Миф первый:   Курево  успокаивает  нервы и  спасает  от  стрессов.

На  самом  деле  компоненты  табака  (смолы,  никотин,  дым  и  т.д.) не  расслабляют,  а  просто     «тормозят»  важнейшие  участки  центральной  нервной  системы.   Зато,  привыкнув  к  сигарете,  человек  без  неё  уже  расслабиться  не  может.  Получается  замкнутый  круг:  и  возникновение  и  прекращение  стресса  зависят  от  курения.

Миф второй: Курящие  люди  дольше  сохраняют  стройную  фигуру.

 Во-первых, кругом полно дымящих толстяков. Во–вторых, притупляя сигаретой чувство  голода, вы провоцируете развитие гастрита и язвенной болезни желудка. В-третьих, худеть с  помощью курения – это всё равно, что привить себе инфекционную болезнь и  «таять на глазах от неё».

      Миф третий:    На  морозе  сигарета  согревает.

             Табачный дым действительно создает кратковременный согревающий эффект, поскольку содержащиеся в нем яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление. Стоит ли так «греться», чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

     Миф четвертый:   Сигареты с пометкой «лёгкие» не так вредны, как обычные.

            Увы, это не так. Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что в последствии может привести к заболеванию  раком не самих легких, а так называемой легочной периферии – альвеол и малых бронхов.

     Миф пятый:    Столько людей в мире курят, и ничего – живут.

              ЖИВУТ, но как? Молодые до болячек, связанных с курением, просто  еще не дожили, а пожилые скорее лечатся, чем живут полноценной жизнью. Сегодня доказана прямая зависимость между курением и  раком легких. Табачный дым разрушает ген р53, подавляющий развитие рака. К тому же курильщики чаще страдают от язвы желудка и сердечно-сосудистых заболеваний. Курение также нередко приводит к хроническому бронхиту.

ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КУРЕНИЯ?

  1. Количество людей (%), погибающих от употребления различных наркотиков:

Курение…………………………………………… 63,7 %

Алкоголь…………………………………………. 15,4 %

Героин………………………………………………. 0,4 %

  1. Роль табака (%) в развитии следующих болезней, вызывающих потерю трудоспособности и смерти:

Сердечно-сосудистые

заболевания …………………………………… 36%

Рак ……………………………………………………… 22%

Инсульт……………………………………………… 7%

Хронические легочные

заболевания………………………………………. 4%

  1. Шансы курящих прожить долгую жизнь при потреблении табака крайне невелики.
  2. 5 из каждых 10 курящих умирают от болезней, связанных с курением (50%).
  3. 2 из каждых 10 курящих заболевают раком (20%).
  4. 9 из каждых 10 курящих, у которых был обнаружен рак легких, умирают от этой болезни (90%).
  5.  У каждого курильщика со «стажем» развивается эмфизема легких (100%).
  6. 1 из каждых 10 курящих становится инвалидом (10%).
  7. Этих причин более чем достаточно, чтобы побудить каждого курильщика приложить серьезные усилия для избавления от этой пагубной зависимости. Употребление табака вызывает самую сильную зависимость по сравнению с рядом известных наркотиков (в процентном отношении количества употребляющих данный вид наркотика людей):

Табак………………………………………………100%

Кокаин…………………………………………… .97%

Алкоголь…………………………………………. 82%

Героин……………………………………………..82%

Кофе ……………………………………………  . 73%.

КАК ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Несмотря на то, что табак вызывает очень сильное привыкание, миллионы людей отказались от курения навсегда. Вы тоже можете это сделать, предприняв следующие шаги:

  1.  Поставьте перед собой цель. Цель отличается от мечтаний тем, что предусматривает совершение конкретных действий: примите решение об отказе от курения.
  2.  Физическая подготовка. Принятое решение будет легче осуществить, если подобно тренирующемуся спортсмену, вы:
  1. Будете спать 8 часов в сутки;
  2. Будете выпивать 8 стаканов воды ежедневно;
  3. Каждое утро будете съедать сбалансированный завтрак;
  4. Дважды в день будете совершать прогулку;
  5. В случае необходимости запишитесь на прием к зубному врачу и очистите зубы от «налета курильщика»;
  1.  Начните ежедневно есть больше фруктов и овощей. Они не только ослабят синдром недостатка никотина, но также будут компенсировать вред, нанесенный вашему организму за годы курения. Наличие фруктов и овощей в вашем рационе уменьшает риск появления некоторых видов раковых заболеваний, а также эмфиземы легких.

  1.  Психологическая подготовка.

 Чаще повторяйте самому себе: «Мне нравится, что я освободился от вредной привычки»  или: «Как здорово, что я больше не курю».

  1.  Социальная подготовка.

Обдумайте, каким будет ваш ответ на  предложение ваших друзей  закурить. Можно, например, ответить: «Нет, спасибо», «Теперь я не курю» или: «Я предпочитаю обходиться без сигарет».

Найдите такого друга, которому вы можете позвонить, когда желание закурить станет непреодолимым.

  1.  Духовная подготовка.

У всех есть нравственные ценности, представления о том, что истинно, а что ложно. Задайте себе такой вопрос: «Могу ли я курить и в тоже время считать себя достойным доверия отца (матери), осознавая вред, причиняемый табаком? Хочу ли я, чтобы другие следовали моему примеру?».

  1.  Спланировать день, чтобы не было свободной минуты.
  2.  Купить жевательную резинку, содержащую вещества, вызывающие отвращение к курению.
  3.  Покупать сигареты по одной пачке.
  4. Первую сигарету выкуривать после хорошего завтрака.
  5. Из народных методов известно лечение настойкой, полученной из овсяной соломы или отваром из очищенного овса.
  6.  Ведите дневник.

Ведите учет всех выкуренных сигарет или регистрируйте каждый случай, когда вам захочется закурить. Сохраните все окурки, собирая их в пластиковый пакет. Они будут напоминать вам о той грязи, которую ваши легкие тщетно пытались переработать за каждые сутки вашей жизни курильщика.

  1. Назначьте дату прекращения курения.
  2. Будьте готовы к неудачам и рецидивам курения.

У многих курильщиков случается несколько неудачных попыток, прежде чем они освободятся от зависимости окончательно.

Если вы обнаружите, что курите сигарету, даже не осознавая этого, не сдавайтесь. Остановитесь. Выбросьте сигарету, Поймите, что это еще не поражение. Будьте готовы противостоять искушению закурить. Ваша сегодняшняя неудача- это не что иное, как если бы вы вышли из трамвая не на той остановке.

  1. Отпразднуйте свою большую победу.

Через несколько недель после того, как вы освободитесь от никотиновой зависимости, ваше самочувствие улучшится, утвердится чувство собственного достоинства и повысится самооценка. Подумайте, как достойным образом вознаградить себя за этот сильный шаг. Подсчитайте, сколько денег вам удалось сэкономить, и потратьте их на что - нибудь действительно стоящее.

  1. Научные исследования показывают, что более 70% курящих обладают достаточной силой воли, чтобы прекратить курение, не прибегая к помощи врачей

Социологический блок.

Вопрос: Какой вред наносит курение  окружающим?

  Народная мудрость гласит: « Один курит – весь дом болеет». Установлено, что в организме курильщика задерживается только четвертая часть никотина. Еще одна четвертая разрушается при сгорании и остается в окурке. Остальное количество, то есть половина, загрязняет воздух помещения, в котором курят.

Человек,  который находился в течение часа в накуренном помещении, получает такую же дозу ядовитых веществ, как будто он выкурил 4 сигареты. Поэтому курильщик наносит вред не только своему здоровью, но и здоровью окружающих людей.

Наличие полония, радиоактивного свинца и висмута в табачном дыме, дает право считать, что не только тем, кто курит, но и всем, кто дышит этим дымом, прежде всего детям. Расстройство сна и аппетита, нарушение деятельности желудка и кишечника, повышенная раздражительность, плохая успеваемость и даже отставание в физическом развитии - вот перечень явлений, причина которых в пачке сигарет.

Подсчитано, что население земного шара ежегодно выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет. Общая масса окурков, бросаемых,  где попало, достигает 2520000т. Курящие ежегодно «выкуривают» в атмосферу 720 тонн синильной кислоты, 384000 тонны аммиака, 108000 тонн никотина, 600000 тонн дегтя и более 55000 тонн угарного газа и других составных частей табачного дыма.

При массовом распространении курения становится социально-опасным явлением. Ведь курящие люди отравляют атмосферу, повышают концентрацию канцерогенных веществ в воздухе, ведут к учащению пожаров в быту, на производстве и в лесу. Не курящие люди буквально в принудительном порядке вынуждены дышать «выхлопными газами» курящих.

Вопрос: Совместимы ли курение и спорт? 

Курение и спорт – несовместимы. Спорт и крепкое здоровье взаимосвязаны. Людям физического труда и спортсменам. Особенно на соревнованиях, нельзя курить, т.к. после курения через 10-15 минут мышечная сила снижается на 15 %. Можно привести такой пример: на Пальмире во время перехода через перевал на высоте 4555 метров потерял сознание только один из семи участников научной экспедиции Академии медицинских наук. Этот человек был курящим.

Прославленный вратарь сборной России по хоккею с шайбой Владислав Третьяк говорит: «Если курить – это значит полжизни спортивной отнять у себя. Как стать большим мастером в спорте? В первую очередь нужно любить вид спорта, который выбрал. Второе – нужно очень много трудиться. Третье – самое главное в жизни спортсмена – это отказаться от курения».

А вот мнение величайшего шахматиста А.Алехина: «…Никотин ослабляюще действует на память, разрушает нервную систему и ослабляет силу воли – способность, столь необходимую для шахматного мастера. Я могу сказать, что сам получил уверенность в выигрыше матча за мировое первенство лишь тогда, когда отлучился от страсти к табаку».

Многократный чемпион страны по конькам И.Аниканов писал: «Считаю, что мои спортивные достижения в немалой степени связаны с полным воздержанием от курения. Мой горячий совет всем – отказаться от этой вредной привычки». Прислушайся к этому совету!

Вопрос: Почему люди не бросают курить, даже зная о негативных последствиях?
       Примерно 65% курильщиков хотят бросить курить, но 80% из них не могут сделать этого самостоятельно. Некоторые не пытаются бросить курение, так как считают, что это не вредит их здоровью, а наоборот, помогает успокоиться, сосредоточиться, снять напряжение. Примерно 20% молодых людей не знают о негативных последствиях длительного курения. Часть курильщиков считают, что действие табака избирательно и на них он не действует.

80% людей, желающих бросить курить, не могут сделать этого самостоятельно. Многие из тех,  кто курит, пробовал отказаться от этой вредной привычки. Однако не всем удается раз и навсегда бросить. С чем это связано?

     Дело в том, что действие никотина более пагубное, чем действие алкоголя. Он вызывает в организме кратковременное эйфорическое  состояние, легкость, душевный подъем. При длительном курении у людей развивается так называемая никотиновая зависимость. Вот почему, бросая курить,  человек в начале испытывает довольно тягостное состояние. Но стоит потерпеть лишь несколько дней, и эти явления проходят. Основная причина отказа от курения – ухудшения состояния здоровья. Гораздо легче бросить курить молодым людям с небольшим стажем курения, т.к. организм еще не привык к никотину. Это разумное решение должно быть непоколебимым. Лучше всего не начинать курить. Но уж если появилась тяга к сигаретам, постарайтесь избавиться от этой вредной привычки. Подумайте, какие преимущества вы можете приобрести, если не будете курить:

  1. Вам не придется мучиться, что негде купить сигареты.
  2. Вы не будете испытывать неудобства, и раздражаться в общественных местах, где не разрешается курить.
  3. Ваша жизнь будет длиннее на 10-20 лет. И это будут годы без отдышки, без сердечных болей и невзгод.
  4. Вы будете выглядеть лучше.
  5. Ваши любимые не будут задыхаться в табачном дыму.
  6. Подумайте о сотне других способов провести свое свободное время, украсить свою жизнь. Разве не прекрасно выпить чашечку чая, потанцевать, заняться спортом или просто выехать на природу.
  7. Кстати, этому могут помочь деньги, которые высвободятся у вас потому, что не придется покупать сигареты.

Вопрос: А есть ли лекарство от курения? 

В настоящее время все существующие средства и методы оказывают эффект лишь при желании и активном содействии самого курильщика.

Получить необходимую помощь, а также подобрать наилучший метод и средство можно в специальных учреждениях: наркологических кабинетах при поликлиниках. В настоящее время в аптечной сети в продаже имеются жевательные подушечки с никотином «Никоретте». Следует запомнить, что вообще никотинсодержащие средства, в том числе и названное, в строгом смысле слова не является лечащими. Они лишь обеспечивают потребность организма курильщика в никотине, менее опасным способом, чем курение, т.к. при этом отсутствуют другие вредные вещества, содержащиеся в табачном дыму. Никотинсодержащие средства могут помочь облегчить синдром отмены, возникающий первое время после отказа от курения. А дальше -  все зависит от воли и решимости бросить курить.

Вопрос: Что можно сделать для решения проблем с курением?

  1.   Основным объектом борьбы с курением должен быть сам курильщик. Главное - убедить курящего в необходимости избавления от курения.
  1. Важно не только не дать ребенку захотеть закурить в принципе, но и помочь ему бросить курить. Поскольку у детей при отказе от курения не используется антиникотиновая кислота (ни пластыри, ни жвачки), то средств борьбы оказывается не много - беседа, аутотренинг.
  2.  Необходимы решительные и действенные меры против курения в общественных местах, запреты на курение (в больницах, школах и прочих).
  3. Нельзя пренебрегать и некоторыми частичными мероприятиями, которые в основном сводятся к постепенному ограничению количества выкуриваемых сигарет. Создание безникотиновых сигарет привела к неудаче, а использование сигарет с меньшим количеством никотина и канцерогенных смол, также не принесло желаемого результата. Этот «дефект» курильщик без труда восполняет более частым курением.
  4. Органам здравоохранения стоит подумать о том, чтобы в поликлиниках и санаториях были врачи - специалисты по лечению курения. Можно и нужно значительно усилить антитабачную пропаганду. Чаще и нагляднее показывать, к чему ведет эта дурная привычка.
  5. Наглядным примером должны служить врачи. Ведь не секрет, что многие из них курят. Именно все медицинские институты, училища должны поставить дело так, чтобы их преподаватели и учащиеся не курили, больше пропагандировать это в печати.
  6. В заключении хочется подчеркнуть, что при желании бросить курить всегда найдется средство, чтобы избавиться от этой привычки. Главное - убедить курящего в необходимости такого избавления.

БОРЬБА С КУРЕНИЕМ

Во многих странах ведется активная борьба с курением. Например, в рекламе табачных изделий по телевизору запрещено использовать изображение пачки сигарет, тем более показ курения самих сигарет.

В Великобритании ежегодно теряется свыше 50 миллионов рабочих дней вследствие курения, стоимость лечения болезней, вызванных курением, ежегодно составляет более150 миллионов фунтов стерлингов.

По подсчетам польских экономистов, доходы от производства и реализации табачных изделий: составляют в этой стране лишь около половины стоимости экономических потерь из-за болезней и преждевременной смерти курящих.

Европа теряет ежегодно более 800 тысяч жизней своих курящих граждан. Это число равнозначно шести авиационным катастрофам огромных аэробусов с гибелью всех их пассажиров каждый день в году.

Поэтому в развитых странах общество давно бьет тревогу по этому поводу. Там развернуты широкомасштабные компании по борьбе с курением. Причем основа их – вовсе не преследование курящих, а защита прав каждого на чистый воздух. И результат уже есть, например,  курение выходит из моды у юных французов. По результатам исследований,  подростков в возрасте от 12 до 18 лет воспринимают курящего как «грустного» человека. В ряде стран, таких как Швеция, Финляндия, приняты даже специальные законы о табаке, охватывающие все стороны данной проблемы.

  Табачные компании, теряя, рынки сбыта у себя на родине, переключаются на нас. Неужели мы в этом вопросе будем плестись в хвосте мирового сообщества, и тратить деньги и здоровье в угоду чужим интересам?

Подростки в США тратят свыше 1 млрд. долларов в год на приобретение табачных изделий.  Даже в США, при засилье табачной рекламы, десятки миллионов американцев бросили курить. То же самое происходит в Англии, Швеции, Финляндии. Норвегия твердо решила стать к новому веку некурящей нацией. Во многих странах приняты законы, запрещающие подросткам курить.

 В нашей стране нельзя курить во Дворцах спорта, бассейнах, спортзалах, учебных и медицинских заведениях, санаториях и курортах, на транспорте.

Так почему же все-таки продают сигареты в киосках? Да потому, что, к сожалению, категорическим запретом не всегда повлияешь на заядлого курильщика. Всякого рода самоделки, суррогаты куда вреднее, чем табак, приготовленный в фабричных условиях. Просто запретить людям курить, наверное, еще невозможно, а вот убедить бросить курить можно.

Вред табака доказан, многие люди бросили курить, идет борьба против «пассивного» курения… Сторонники же табака часто ссылаются на то, что многие выдающиеся люди, например Дарвин, Ньютон, композитор С.В.Рахманинов и даже ученый-терапевт С.П.Боткин, – курили. Значит, курение не мешало им достичь успехов?

Вот некоторые высказывания известных деятелей культуры и науки. Писатель А.Дюма-младший: «…Я отложил свою сигарету и поклялся, что никогда не буду курить. Эту клятву я сдержал и вполне убежден, табак вредит мозгу так же определенно, как и алкоголь». Л.Н.Толстой, бросив курить, сказал так: «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, Встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове...» Великий врач С.П.Боткин был заядлым курильщиком. Умирая еще сравнительно не старым (57 лет), он сказал: «Если бы я не курил, то прожил бы еще 10-15 лет». Сколько бы еще сделал он для науки, для спасения людей, но, увы, не сумев избавиться от пагубной привычки, не смог спасти и себя.

Так говорили о вреде курения для умственной работы взрослого человека выдающиеся люди. Если же вести речь о подростках, то нужно заявить более категорично: УМСТВЕННЫИ ТРУД И КУРЕНИЕ – НЕСОВМЕСТИМЫ!

СТАТИСТИКА

  1. На покупку сигарет курящая молодёжь еженедельно, в расчёте на одного курящего, тратит в среднем 64 рубля, или же 3 330 рублей в год. В расчёте на число курящей молодёжи получается, что они тратят в год: 6 720 000∙ 3 330 руб. = 22 377 600 000 руб.
  2. Средняя стоимость одной пачки сигарет, которую покупает молодёжь в возрасте 12-22года – 15 рублей. Это дешёвые, а значит, более вредные для здоровья сигареты.
  3. По данным разных источников ежегодно в мире умирает от 3,5 до 5 млн. человек.
  4.  Большинство начинающих курить – дети. Ежедневно 3 тысячи подростков становятся курильщиками.
  5. Более 3 миллионов молодых людей до 18 лет употребляют табачные изделия.
  6.  В России перепроизводство сигарет составляет 300 млрд. штук.
  7.  300 тысяч человек в РФ погибают ежегодно в результате табакокурения.
  8. Лишь 70% сигарет производится легально, остальные 30% - подпольная продукция содержат гораздо больше смол и никотина.  

Анализ ситуации по табакокурению.

На основе статистических данных разных стран можно сделать вывод, что в настоящее время курит 60% мужчин и 20% женщин на всем земном шаре. Из систематически курящих мужчин 16,9% начали курить в 8-9 лет. Показательно, что 85% курящих подростков - из семей, где хотя бы один родитель курит, остальные 15% - из некурящих семей. В ряды курящих школьников все чаще попадают дети младшего подросткового возраста. По данным еженедельника «Аргументы и факты» в России 38% учеников в возрасте от 7-10 лет пробовали курить. В этот возраст попадают ученики начальных классов и это значит, как только ученик получает самостоятельность и выходит из-под контроля воспитателя детского сада, у него возникает множество соблазнов и один из них – это курение табака.

 В мире 4 млрд. человек- не курят;

  Курящих: женщин—250 млн.;

                    мужчин – 1 млрд.

От болезней, вызванных курением, каждый год в мире (по данным разных источников) умирают от 3,5 до 5 миллионов человек. По прогнозам специалистов, через двадцать лет скорбная цифра достигнет десяти миллионов, оставив далеко позади смертность от СПИДа и в автокатастрофах. Но ужаснее всего, что армию курильщиков активно пополняют подростки.

- В  России -

               

Подсчитано, что из 145 млн. россиян примерно 58 млн. курят.

Столько курящих в нашей стране:

Математический блок

Задача 1:

Сколько денег в средней расходуют курящие на табак в течение своей жизни при условии, что он начал курить в 15 лет, выкуривает по 10 сигарет в день, а продолжительность жизни составляет 60 лет.

Решение:

  1. 60-15= 45 лет (период курения в годах);
  2. 11х366 дней= 4026 дней (високосные года);
  3. 34х365 дней= 12410 дней;
  4. 4026+12410= 16436 дней (период курения в днях);
  5. 16436х10 сигарет= 164360 сигарет (количество выкуренных сигарет за период курения);
  6. 164360 сигарет : 20= 8218 пачек(количество пачек за период курения);
  7. 8218 пачек х 15 рублей= 123270 рублей (количество денег затраченных на табак в течение периода курения).

Ответ: 123270 рублей.

        

Задача 2:

Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 400 г.  Если у ребенка курит отец, то его вес будет меньше среднего на 119 г, если курит мать – меньше на 255 г.  Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

 а) курит папа;

 б) курит мама;  

в) курят оба.

Ответы округлите до единиц.

Решение: а) 119 : 3400 ∙ 100% = 3,5% ≈ 4%.       б) 255 : 3400 ∙ 100% = 7,5% ≈ 8% .

                  в) (119 + 255) : 3400 ∙ 100% = 11%.

Задача 3:

Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите,  какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни  в России 56 лет.

Решение: 1)15% = 0,15  

2) 0,15 ∙ 56 = 8,4

3) 56 ─ 8, 4 = 47,6 (лет)

Задача 4:

В табачном дыме содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите % содержание самых ядовитых веществ ─ синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, ─  в одной сигарете.  Если никотина  2%, а синильная кислота составляет  часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 0,6 от количества табачного дегтя, а  полоний ─  от количества окиси углерода.

Решение: 1) 2% = 0,02;  0,02 ∙  = 0,01 = 1% ─ синильной кислоты.

                 2) 2 ∙ 7,5 = 15% ─ табачного дегтя.

                 3) 0,6 ∙ 15 = 9% ─ окиси углерода.

                 4)  ∙ 9 = 6% ─ полоний.

Задача 5:

 Дым от одной сигареты содержит 5 мг яда никотина. Сколько яда примет человек за один день, выкурив 15 сигарет, если от каждой из них в его организм попадает 20% никотина?

 Решение: 1) 5 ∙ 15 = 75 мг ─ содержится никотина в 20 сигаретах.

                 2) 20% = 0,2;    75 ∙ 0,2 = 15 мг  примет человек  за один день.

Задача 6:  

 Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием лёгких. Найдите количество больных, если в одном из посёлков курят около 900 человек.

Решение: 1) 80% = 0,8;  900 ∙ 0,8 = 720 человек больны.

Задача 7:

Норма суточной потребности учащегося в различных витаминах составляет в среднем 125 мг. Одна выкуренная сигарета нейтрализует (уничтожает) 20% витаминов. Сколько витаминов ворует у себя тот, кто курит?  Сколько витаминов получит ученик, который курит?

Решение: 1) 20% = 0,2; 125 ∙ 0,2 = 25 мг – потеряет ученик;

                 2) 125 – 25 = 100 мг – останется.

Задача 8:

Каждая сигарета сокращает жизнь на  10 минут (примерно).  На сколько процентов сокращает свою жизнь человек, выкуривающий в день 20 сигарет, если средняя продолжительность жизни в Росси 56 лет?

Решение:

1) 56 ∙ 365 = 20440 дней

2) 20440 ∙ 20 = 408800 сигарет выкурит человек за 56 лет

3) 408800 ∙ 10 = 4088000 минут ≈ 68133,33 часов ≈ 2838,89 дней

4) 2838,89 : 20440  ∙ 100 % ≈ 14 %

Результаты биологических исследований.

Методы исследования:

  1. Измерение частоты пульса и артериального давления до и после курения.
  2. Исследование умственной работоспособности до и после курения.

Для исследования применяются буквенные таблицы, которые содержат в каждой строке по 40 букв. Буквы расположены в определенной последовательности и встречаются одинаковое количество раз.

Задание состоит из 4 частей и занимает 4 минуты. В первые 2 минуты дается задание зачеркнуть какие-нибудь 2 буквы, а во вторые 2 минуты не только зачеркнуть, но и подчеркнуть буквы, если они встречаются в сочетании с определенными другими буквами, т.е. во второй части вводятся тормозные агенты.

  1. Исследование изменения объема кратковременной памяти до и после курения.

Испытуемые внимательно смотрят на доску, испытующий произносит и записывает 10 цифр, а затем стирает их. За минуту они должны по команде записать на листе бумаги названные цифры в любом порядке.

  1. Определение концентрированности активного внимания до и после курения.

Испытуемому давалась инструкция, что ему будут показаны таблицы (две таблицы 40 х 40 см с цифрами от 1 до 25, расположенными в случайном порядке), в которых он должен по порядку указать цифры от 1 до 25. При этом каждую цифру он должен назвать и показать с помощью указки. Время выполнения задания измерялось с помощью секундомера.

Анализ полученных данных

При измерении частоты пульса и артериального давления до и через 15 минут после выкуривания одной сигареты с фильтром выяснилось, что даже одна выкуренная сигарета приводит к увеличению этих показателей у большинства испытуемых, уменьшается объем кратковременной памяти.

Таблица 1.

№ испытуемого

Частота пульса (ударов в мин.)

Артериальное давление (мм рт. ст.)

Объем кратковременной памяти (%)

до курения

после курения

до курения

после курения

до курения

после курения

№1

84

102

120/60

140/90

70

40

№2

60

90

123/70

130/70

80

40

№3

76

114

120/65

130/80

60

60

№4

82

104

110/70

130/90

60

40

№5

80

84

118/85

120/65

60

70

№6

96

104

112/70

138/90

60

50

Зависимость изменения частоты пульса от курения.

 

Зависимость изменения артериального давления от курения.

Зависимость изменения объема кратковременной памяти от курения.

После анализа результатов исследования умственной работоспособности было выявлено  снижение точности и скорости умственной работы особенно во вторые 2 минуты, когда задание усложняется (добавляются тормозные агенты).

Таблица 2.

№ испытуемого

Кол-во букв за 1-ые 2 минуты

Кол-во букв за 2-ые 2 минуты

Общее число букв

до курения

после курения

до курения

после курения

до курения

после курения

№1

520

498

415

271

935

769

№2

305

346

230

196

535

542

№3

597

609

426

299

1023

908

№4

400

517

215

235

615

752

№5

504

482

319

226

823

708

№6

664

538

304

240

968

778

Зависимость изменения скорости умственной работы от курения.

Таблица 3

№ испытуемого

Кол-во общих ошибок

Кол-во ошибок на дифференцировку

Общее кол-во ошибок

до курения

после курения

до курения

после курения

до курения

после курения

№1

6

13

3

6

9

19

№2

7

2

1

2

8

4

№3

14

19

7

5

21

24

№4

9

13

6

5

15

18

№5

8

5

2

3

10

8

№6

7

7

4

6

11

13

Зависимость изменения точности умственной работы от курения.

Результаты социологических исследований.

Для того чтобы узнать текущую ситуацию с курением в нашей школе и выяснить процент курящих подростков и их отношение к данной проблеме, мы провели анонимный опрос  среди обучающихся 5-10 классов  в котором приняли участие  20 человек.

В результате анализа полученных данных выяснилось:

  1. 36 % всех опрошенных пробовали хоть раз курить;
  2. курят иногда или постоянно 10 % опрошенных;
  3. 58 % родителей опрошенных курят;
  4. подавляющее большинство подростков безразличны к окружающим их курящим людям, но 76 % уверены, что курение вредит обществу в целом;
  5. 22 % подростков не знают причин, приводящих к зависимости от курения,  и не уверены, что курение помогает  отвлечься от нерешенных проблем (52 %);
  6. 67% всех опрошенных уверенно сказали, что информации о вреде курения им достаточно.

Анкетирование обучающихся  

Для того чтобы выяснить, насколько глубоко школьники представляют, осознают пагубность курения, а также изучить распространенность этой пагубной привычки среди их окружения, мы провели дополнительное анкетирование, позволяющее выяснить причины курения и исследовать долю курящих юношей и девушек от общего числа обследованных.  

Вопрос № 1   Пробовали ли Вы курить?    А) Да.  (49%)       Б) Нет.  (51%)

Вопрос №2      Курите ли Вы?        А)  Да  (12%)    Б)  Нет (79%)     В) Иногда (9%)

Вопрос №3     Как Вы считаете, во сколько лет  начинают курить современные подростки?

А) 7-10 лет  (24%)      Б) 10-14 лет  (60%)      В) 15-18  лет (16%)

Вопрос №4     Курят ли Ваши  родители (мать или отец)?     А)  да   (42%)                 Б)  нет  (58%)

Вопрос №5             Как Вы относитесь к курящим людям?

А) отрицательно (16%)          Б) положительно (3%)                             В) мне все равно (81%)

Вопрос №6                    Вредит ли курение обществу в целом?

  А) Да   (72%)              Б) Нет  (8%)                               В) Не знаю  (20%)

Вопрос № 7               Почему курят подростки?

А) Чтобы забыть о проблемах и расслабиться. (15%)

Б) За компанию. (15%)

В) Чтобы быть  крутым и модным. (19%)

Г) От нечего делать (10%)

Д) Баловство или любопытство (13%)

Е) Точной причины не знаю (27%)

Вопрос №8     Достаточно ли Вам информации   о вреде курения?

   А)  Да    (77%)                         Б) Нет  (23%)

Выводы по анкетированию

        Анализ результатов опроса показал, что на вопрос анкеты: «Пробовали ли Вы курить?»  49% старшеклассников дали положительный ответ, но не все продолжают эту вредную привычку. Все-таки выявлены 2% курящих иногда. Отрадно заметить, что девушки не курят и не пробовали.

Одна из причин возникновения вредной привычки - это пример своих родителей. Данные анкетирования  показывают, что 42% опрашиваемых имеют курящих родителей. 16% ребят относятся отрицательно к курящим людям, они способны остановить курящих сверстников, но 81% к этому совершенно равнодушны, их не волнует проблема общества, это еще раз доказывает, что проблема эта актуальна, и ее необходимо рассматривать во всех сферах информации.

72% подростков понимают, что курение наносит ущерб нашему обществу, это легкий опиум, который затуманивает головной мозг, укорачивает жизнь и создает дискомфорт остальным некурящим людям. 20% учеников не знают этой информации.

Среди мотивов курения большинство детей называют «за компанию», «от нечего делать», «баловство», «любопытство».    19% старшеклассников считают, что это круто и модно, но ведь  на самом деле, на современном этапе мода изменилась, нужно быть спортивным и подтянутым, а не курящим и слабым.  15% подростков считают, что если будешь курить, то расслабишься и забудешь свои проблемы, но ведь сама проблема ни куда не денется, ее все равно надо будет решать, и на светлую голову она решается гораздо лучше и быстрее. Среди девушек причины курения такие: желание привлечь к себе внимание, выглядеть модно, современно, эффектно, казаться окружающим независимой, уверенной в себе.

8% подростков считают, что, выкуривая 3-5 сигареты в день,  это не вредит здоровью. Но ведь каждая выкуренная сигарета наносит вред здоровью человека и сокращает его жизнь. Это значит,  ученики владеют информацией о вреде курения, но не полностью.

Заключение:

Анализируя все эти данные, можно сделать вывод, что ситуация с курением в нашей школе удовлетворительная Мы связываем эту обстановку с тем, что профилактическая работа по табакокурению  в  нашей области и в частности  в нашей школе ведется в системе и на должном уровне. В школе регулярно проводятся различные  спортивные и воспитательные мероприятия по профилактике курения, дни здоровья. Все это приводит к уменьшению числа курящих детей.

Однако результаты анкетирования показывают, что 23% учеников совершенно  не владеют информацией о вреде курения, некоторые подростки владеют, но не в полном объеме, и только небольшая часть хорошо ориентируется в  данном вопросе. Это означает, что проблема на данном этапе очень актуальна,  ее необходимо рассматривать и решать.

В заключение хотим еще раз подчеркнуть, что цель нашей работы: формирование личной негативной позиции подростка по отношению к табакокурению через воздействие на его информационное пространство с помощью статистических данных,  помогает почувствовать необходимость сделать что-то для того, чтобы остановить непрерывный звон, причиной которому сигареты, и защитить право некурящих дышать воздухом, не загрязненным опасным табачным дымом. Не многие понимают, насколько смертоносен сигаретный дым... Умирают тысячи. И каждый из них кем-нибудь любим. Они проводят свою жизнь, с трудом дыша в кислородных палатках, под тяжелым бременем платы за медицинское обслуживание, в то время как табачные фермеры и фабриканты сигарет продолжают свой обычный бизнес.

Если мы хотим жить, мы должны иметь для дыхания чистый воздух. И меры нужно принимать сегодня, потому, что завтра уже будет поздно.

Литература

  1. Ягодзинский В. Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя: Книга для учащихся.-1986.
  2. Приложение к газете «Первое сентября» «Математика» 2000 г.
  3. Журнал «Завуч. Управление современной школой» № 2 2006 г.
  4. Образ жизни и здоровье 8-10 классы. Учебное пособие Москва 2003.г
  5. Биология в школе №2 2004 г
  6. Химия в школе №2 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

О вреде курения с точки зрения математической статистики

* 80% курильщиков начали курить в школе* в России каждые 9 секунд умирает человек из-за курения* курение может спровоцировать развитие более 100 болезней...

Методическая разработка "Курение с точки зрения математики"

Методическая разработка внеаудиторного занятия...

Элективного курса по математике для 10 класса «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики»

Содержание курсаТема 1. Логика алгебраических задач Элементарные алгебраические задачи как предложения с переменными.Множество решений задач. Следование и равносильность (эквивалентность) задач.Уравне...

Мифы и факты о курении с математической точки зрения

В статье представлены реальные факты о вреде курения, выраженные в цифрах....