Здоровьесберегающие технологии
статья по теме

Необходимость использовать здоровьесберегающие технологии на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nam.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

 Нам, педагогам, доверено самое дорогое – наше будущее. Это наши дети. Это поколение 21 века, которому предстоит жить в мультикультурном обществе, т. Е. в обществе множества культур, языков, традиций. Дети должны очень чётко координировать себя в таком обществе. И задача  школы состоит прежде всего в том, чтобы помочь каждому школьнику развить свои способности, а также сохранить и укрепить здоровье ребёнка.

 Главная составляющая учебного процесса – урок. На каждом уроке должен рождаться интерес к предмету, захватывающий сердца и души ребят. И особенно на уроках литературы, где учитель-словесник должен уделять особое внимание физическому и психическому здоровью учащихся.

Важная составная часть работы учителя по здоровьесбережению – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса является объём учебной нагрузки, т.е. количество уроков и их продолжительность, домашние задания и дополнительные занятия.

Здоровьесберегающая направленность в работе требует более глубокой разработки концепции, теории, технологии и диагностических процедур оценки качества урока. На уроках литературы здоровьесберегающие технологии должны быть направлены прежде всего на создание благоприятного психологического климата, на создание комфортных условий для развития и реализации природных возможностей личности ребёнка.

Один из факторов здоровьесбережения – это проявление гуманного отношения к детям, оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритеи  положительного стимулирования, терпимость к их недостаткам, право ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения. Всё это оказывает благоприятное воздействие на психику учащихся, способствует формированию психологического здоровья и, как следствие этого, физического здоровья, т.к. одно без другого существовать не может.

Больше всего этому способствуют уроки, разработанные с учётом индивидуальностей и способностей учащихся. Для этого необходимо учитывать особенности класса, т.е. изучать и понимать каждого человечка в отдельности. Не менее важно создание благоприятного психологического климата на уроке, когда ребёнок не боится, что его спросят или будут ругать, а идёт на урок, зная, что он равноправный  «соучастник»  процесса, что с его мнением считаются и его уважают. Ребёнок не должен бояться ошибиться, ибо ошибка – это тоже свидетельство его умственной работы, это элемент  поиска решения задачи, и из ошибки можно извлечь немалую пользу при достижении результата умственной деятельности. Ребёнок должен быть уверен, что на каждом уроке он научится чему-то новому, и результат его умственной деятельности получит достойную оценку. Поэтому учитель обязан использовать приёмы, способствующие появлению и сохранению интереса к учебному материалу, а также создать условия для самовыражения учащихся. Когда ребёнку интересно и психологически комфортно на уроке, он не утомляется, а, наоборот, хочет ещё и ещё деятельности. Это и есть повышение мотивации учебной деятельности и прирост учебных достижений.

Одним из наиболее эффективных методов считается учебный проект.

Он даёт возможность  индивидуального дозирования учебной нагрузки и рационального распределения её во времени благодаря применению гибких вариативных форм построения учебного процесса.

При работе над проектом учитель имеет возможность использовать разноуровневые задания, чтобы снизить нагрузку учащихся в объёме домашнего задания, что способствует сохранению здоровья учащихся.

Проектная деятельность учащихся – это одна из личностно-ориентированных технологий, способ самостоятельной организации деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прчие подходы.

Учебный проект – это возможность сделать что-нибудь самостоятельно (в группе или одному), максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать всем достигнутый результат. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учеником,

Учебный проект – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать компетентности старшеклассника, такие, как:

  1. анализ проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
  2. целеполагание и планирование деятельности;
  3. самоанализ и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения задач в рамках учебного проекта);
  4. презентация (самопредъявление, формирование имиджа) деятельности и её результатов;
  5. готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
  6. поиск необходимой информации, её систематизация, структуризация;
  7. применение знаний, умений, навыков в различных ситуациях;
  8. выбор, освоение и использование технологии, адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
  9. проведение исследования (анализ, синтез, выдвижение гипотезы, детализация, обобщение).

Проект способствует самоактуализации учащихся.

Что же такое самоактуализация? Это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции или внутренней синергии личности.

Проблематику самоактуализации активно разрабатывал А. Маслоу, Он считал, что самоактуализация является наивысшей потребностью человека.

Жизнь – это стойкое  стремление к чему-то новому, лучшему, великолепному. Движущая сила совершенствования личности – недовольство собой. Только когда человек недоволен собой, только тогда он способен к движению вперёд по трудной дороге познания и самосовершенствования. «Человек от рождения стремится к действию, как огонь стремится ввысь, а камень – вниз» (Вольтер).

Литература как никакой другой учебный предмет должна способствовать развитию личности, движению её вперёд, самосовершенствованию, а, значит, самоактуализации.

Более всего  для этого и  подходит метод учебных проектов. В сочетании с глубокой эмоциональностью преподавания, безупречной нравственностью самого предмета, неподдельным интересом учащихся, заинтересованностью самого учителя, продуманностью этапов урока и мельчайших его деталей, богатством материала можно подняться на вершину развития личности ребёнка и достичь желаемого результата – стремления к познанию как непрерывному процессу. Жажду познания невозможно удовлетворить. Чем больше я узнаю, тем больше хочу знать ещё и ещё. Но в этом и есть радость познания.

«Если не желаешь многого, то и немногое будет казаться тебе немногим» (Демокрит).

Непрерывный процесс познания даёт человеку веру в свои силы. Это и есть, на наш взгляд, та точка опоры, которую искал Архимед, чтобы перевернуть весь мир. Если человек верит в себя, он обязательно добьётся желаемого результата.

Марк Твен писал: «Через 20 лет вы будете больше разочарованы теми вещами, которые вы не делали, чем теми, которые вы сделали. Так отчальте от тихой пристани, почувствуйте попутный ветер в вашем парусе. Двигайтесь вперёд! Мечтайте! Открывайте!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии.Правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий

Любые технологии должны удовлетворять принципам здоровье сбережения (Н.К. С мирнов)  «Не навреди!» – все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверен...

ПЛАН- КОНСПЕКТ УРОКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ. РАЗДЕЛ: «ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ. ТЕХНОЛОГИИ РУЧНОЙ ОБРАБОТКИ ДРЕВЕСИНЫ И ДРЕВЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ» ТЕМА УРОКА: «ПОНЯТИЯ: ИЗДЕЛИЯ И ДЕТАЛЬ. ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ДЕТА

Автором представлен конспект урока по технологии для 5 класса (мальчики). На данном уроке учитель формирует первоначальные графические навыки,  умения работать с инструментами , изготавливать про...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности». Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях».

Проект: «Использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности».  Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»....

Конспект занятия для детей старшей группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Репка». (Дифференциация звуков (ш-ж) в словах.)

Конспект занятия для детей старшей группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Репка».(Диффере...

Конспект занятия для детей средней группы с использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии. Тема. «В гостях у сказки «Теремок». (Лексическая тема «Мебель».)

Конспект занятия для детей средней группыс использованием педагогических технологии: икт, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.Тема. «В гостях у сказки «Теремок».(Лекси...