Конструкт урока Ъ и Ь
план-конспект урока по теме

Плешкова Ирина Борисовна

Урок обучения грамоте в 1 классе составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлен опыт совместной работы учителя и учителя-логопеда. Материал включает в себя технологическую карту уррока, конспект и презентацию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolobok_prezentatsiya.pptx2.89 МБ
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_i_.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА

Слайд 5

Заяц сел на пенёк и съел морковку.

Слайд 6

сел с ъ ел

Слайд 7

Из семя вырос подсолнух. У зайца большая семья.

Слайд 8

семя сем ь я

Слайд 10

Объехал Ехал, колобок, ехал, смотрит, на дороге – болото. _________ он тихонечко болото, ______ с горки и поехал дальше. съехал

Слайд 12

Колобок , я тебя съем !

Слайд 13

П . ЁТ ПОЛ . ЁТ ПОД . ЁМ ВОРОБ . И БЕЛ . Ё ЛИСТ . Я ь ь ь ь ь ъ ъ ъ

Слайд 14

Спасибо! А теперь я пойду к бабушке и дедушке! До свидания!

Слайд 15

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Государственное казенное образовательное учреждение

Свердловской области для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Каменск-Уральская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа № 23»

Конструкт урока обучения грамоте

«Разделительный твердый и мягкий знак»

Составители:

И.Б. Гурьянова

О.Н. Абакшина

Каменск-Уральский

2012


Тема: разделительный твердый и мягкий знак

Цель перспективная: Создание организационных и содержательных условий по формированию у детей представлений о разделительном твердом и мягком знаке.

Цель актуальная:  Создание организационных и содержательных условий по усвоению учащимися правила применения твердого и мягкого знаков в функции разделения в процессе выполнения упражнений.

Задачи:

  1. Образовательная

- закрепить знания о разделительном твердом и мягком знаке в процессе выполнения упражнений

- дифференцировать разделительный твердый и мягкий знаки в процессе решения учебной задачи: «В чем состоит отличие в использовании твердого и мягкого знака в функции разделения?», «Какую функцию выполняют разделительный твердый и мягкий знак?»

- закреплять умение использовать при чтении и на письме разделительные ъ и ь в процессе выполнения упражнений;

- формировать навык чтения слогов, слов, предложений, текстов в процессе фронтальной работы;

  1. Коррекционно-развивающая

-  развивать фонематический слух, навыки звукобуквенного и речевого анализа в процессе сравнения и объяснения;

- формировать умение использовать в учебной деятельности знаково – символические средства в процессе работы со схемами;

- формировать умение строить связное высказывание в процессе ответов на вопросы;

  1. Воспитательная

- формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи в процессе выполнения упражнений;

- воспитывать чувство эмпатии, доброжелательности и эмоциональной отзывчивости в процессе проживания ценностных ситуаций;

- формировать установку на здоровый образ жизни  в процессе выполнения артикуляционной, пальчиковой гимнастики, физминуток

Тип урока:  систематизация и обобщение знаний

Принципы: преемственности, дифференциации и индивидуализации, деятельности, целостного представления о мире, психологической комфортности, вариативности

Технологии: традиционная, развивающего обучения, адаптивного обучения, компьютерного обучения, проблемного обучения

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, схемы написания разделительных ъ и ь, массажеры су-джок, карточки со словами, карточки с индивидуальными заданиями, схемы звукового анализа слов, буквы Ъ и Ь для тактильной работы

Технологическая карта

Предмет, тема, класс, УМК

Методы

Тип и вид урока

Планируемые результаты

Виды учебной деятельности

Система средств обучения

личностные

метапредметные

предметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Обучение грамоте

Тема: Разделительный ъ и ь

1 класс

УМК «Школа России»

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный

УСОЗ,

традиционный с элементами игры

Осознают значение ъ и ь в устной и письменной речи

Осознают, принимают и решают учебные проблемы: «В чем состоит отличие в использовании твердого и мягкого знака в функции разделения?», «Какую функцию выполняют разделительный твердый и мягкий знак?»

Умеют работать со схемой, извлекать из нее информацию;

Умеют выделять сущность, сравнивать понятия;

Умеют на основе анализа делать выводы

Умеют сотрудничать со взрослыми при постановке и решении проблемы.

Строят речевое высказывание в соответствии с требованиями при ответах на вопросы учителя.

Умеют слушать и принимать точку зрения сверстников.

Выражают и доказывают свою точку зрения.

Знают значение ъ и ь в функции разделения.

Умеют правильно использовать ъ и ь при чтении и написании слов.

Применяют каллиграфические навыки при написании слов с ъ и ь

Работа в тетради.

Работа по карточкам

Индивидуальная работа

Работа со схемой

Выполнение заданий, презентации

Методическое пособие

Тетрадь

Презентация

Ход урока

Структура

урока

Действия учителя и

учителя-логопеда

Предполагаемые действия ученика

УДД

Методические указания

  1. Организационный       момент. Мотивация.

 

  1. Тема урока. Целеполагание.

 

 Страница первая. Новая тема.

1.Пальчиковая гимнастика.

2. Конструирование из пальцев букв Ъ и Ь.

3. Анализ букв: сравнение.    

4. Объяснение последовательности начертания букв. Подготовка к письму. Письмо детьми в тетради.

Страница вторая.

  «Встреча с зайцем»

Повторение.

Гимнастика для глаз.

Определение функции разделительного Ъ.

Сравнение слов с ъ и без него.

Вывод.

Определение функции разделительного Ь.

Сравнение слов с ь и без него.

Вывод.

Физминутка .

Чтение слогов

Анализ слов с ь и ъ с последующей записью в тетрадь

           

Страница третья.    

«Встреча с волком».

Закрепление.

Словообразовательная работа.

 

 Страница четвёртая.                                                                 «Встреча с медведем»

 Тренировка в различении слов с разделительными Ъ и Ь

Работа с предложением

Анализ предложения

Страница пятая

«Плутовка лиса»

Итог урока.

 

  1. Физзарядка перед уроком

Логопед

Учитель

– Подравнялись.  Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Мысленно пожелайте своему соседу удачи.

- Сегодня у нас необычный урок – « Урок  в сказке». Открывая страницы этой волшебной книги, решая логические задачи и учась писать слова и предложения, мы встретимся с героями любимой сказки. Чтобы раскрыть книгу нужно узнать тему урока, а для этого нужно разделить слова на две группы. (12 слов).

- Почему так разделили?

- Какую роль играет Ь и Ъ в данных группах слов?

- Назовите тему урока. Чему будем учиться на уроке?

- Молодцы, тему определили. Вот ключ, чтобы открыть книгу. Открываем книгу. Читаем название сказки. КОЛОБОК.

 

Итак, тема нашего урока разделительные  ъ и ь. Сегодня мы узнаем, какую функцию выполняют разделительный твердый и мягкий знак?  Чем состоит их отличие.

 

- Страницы первая. Вспомним, с чего начинается сказка.

Логопед

 «Поможем бабушке и дедушке испечь колобок».

- Чтобы испечь колобок, нужно сначала его хорошо скатать. Возьмите в руки заготовки и хорошо скатайте колобки.  

- Попробуем изобразить пальцами буквы Ь и Ъ.

      - Чем похожи, чем отличаются буквы?

Учитель

- Давайте вспомним, как пишутся буквы Ь и Ъ.

-Написать буквы Ь и Ъ одну строчку, чередуя ь и ъ.

- Молодцы, дети. Хорошо потренировались  писать буквы и помогли испечь колобка.

- Итак, наш Колобок сбежал от бабушки и дедушки. А с кем он встретился, вы скажете сами, отгадав загадку.

Загадка:    

 Комочек пуха, длинное ухо. Прыгает ловко, ест морковку.  

- Как догадались, что заяц?  

- С кем встретился Колобок?    

Логопед

- Прочитайте предложение:

1)   Заяц сел на пенек и съел морковку.

- Найдите слова, которые отличаются только одной буквой.  

- Чем отличаются эти слова?

Было «сел», стало «съел»,

Догадаться ты сумел,

Почему случилось так?

Кто виновник?

-- Ъ !

- Для чего служит разделительный Ъ?

- Прочитайте предложения:

2) Морковка выросла из семя. У зайца большая семья.

- Найдите слова, которые отличаются только одной буквой.  

- Чем отличаются эти слова?

- Для чего служит разделительный Ь?

- Подумайте и скажите, а зачем нужно уметь различать разделительные Ь и Ъ?

- Потренируемся в чтении слогов с разделительными Ь и Ъ.

- Как вы думаете, зачем нужно уметь правильно читать слова разделительными Ь и Ъ?

 

 - Какую функцию выполняет Ъ? Ь?

3) Чтение слов с ь и ъ с доски.

Запись слов по образцу. (обратить внимание на соединение) семья, съем, объезд, вьюга

 - Ребята, вы постарались! Поэтому Заяц отпускает нашего Колобка.

Учитель

-     Итак, наш Колобок ушел от зайца.  А с кем он встретился дальше?

 Загадка:   На овчарку он похож,                   что ни зуб, то острый нож!             Он бежит, оскалив пасть,                   На овцу готов напасть! (волк).

- Как догадались?

- С кем же встретился Колобок?

  - Поможем Колобку уйти от волка! Для этого мы используем такой вид транспорта, как велосипед.

Логопед

 - Наш колобок поехал на велосипеде. Ехал он ехал, смотрит – болото. Объехать  болото можно выполнив задание: соединить части слова в целое, чтобы получились новые слова. Затем эти слова вставить в текст по смыслу.

- Как заяц ушел от волка?

      - Ребята, вы очень хорошо потрудились на этой странице волшебной книги.

Учитель

 - И от волка уехал Колобок.  А с кем он встретился дальше?

  Загадка: 

Он всю зиму в шубе спал,                                  

Лапу бурую сосал.                                          А проснувшись стал реветь,                                          Этот зверь – лесной …….(медведь).  

  - Медведь принес нам стихотворение о своих медвежата. Но в нем не хватает слов. Расшифруйте слова, прочитайте их, запишите в тетрадь.

- Какая буква в словах? Почему?

- Прочитайте стихотворение

- Что сказал медведь колобку при встрече?

Колобок, я тебя съем!    

  - Прочитайте предложение. Сколько слов в нем? Назовите первое слово, второе, третье. Почему слово колобок написано с большой буквы?

- Какие знаки препинания есть в этом предложении? Какой знак стоит в конце предложения? Как нужно прочитать предложение? Прочитайте.  

 - Чтобы медведь не съел колобка, надо очень красиво списать предложение.

                       Физминутка

Топай, мишка,

Хлопай. Мишка,

Приседай со мной братишка,

Руки вверх, вперёд и вниз,

Улыбайся и садись!

                                                     

   - Осталась последняя страница нашей волшебной книги.   

- Кто же встретить Колобка на этой странице?    

 Загадка:       

Наш Колобок в густом лесу                                        Встретил рыжую …. (лису).

- Вспомните, что произошло, когда Колобок встретился с лисой?

 - Сегодня мы изменим ход сказки: спасём Колобка. Нужно вставить нужную букву в слова, объяснив свой выбор.

       

 

 - Наш Колобок благополучно преодолел все препятствия и вернулся домой.

- Что нового узнали на уроке?

- О чём говорили?

- Чему научились?

- Какую функцию выполняют разделительный Ъ и Ь?

- В чем отличие разделительного ъ и ь?

 - Где вам было очень трудно?

- как справились с трудностями.

 -- Спасибо, дети за урок!

Словесная оценка: подарки – «Колобочки» -- за хорошую работу.

Ученики выполняют упражнения под руководством логопеда.

Делят слова с разделительными ь и ъ на 2 группы, работая у доски: льет, пьет, вьюга, семья, угощенье, ручьи, съел, подъезд, объехал, въезд, объяснение, объявление.

Доказывают свой выбор.

Определяют, что ь и ъ разделяют согласный звук от гласного.

Дети, исходя из предыдущего задания, определяют тему урока «Разделительные Ь и Ъ» и цель: научиться различать слова с разделительными Ь и Ъ.

Один ученик открывает половинки доски.

Дети читают название сказки сначала по одному, потом хором.

Дети пересказывают начало сказки.

Имитация скатывания колобка.

Изображают пальцами буквы Ь и Ъ.

Дети сравнивают буквы, находят общие и отличительные признаки.

Дети, используя образец начертания, объясняют порядок написания букв.

Дети отгадывают загадку: заяц.

Дети делают вывод, что Колобок встретился с зайцем.

Дети читают предложение, выделяют слова, которые отличаются 1 буквой. Дети производят звуковой анализ слов сел – съел. Находят отличия. Определяют функцию Ъ: разделение согласного и гласного.

Дети читают предложение, выделяют слова, которые отличаются 1 буквой. Дети производят звуковой анализ слов семя – семья. Находят отличия. Определяют функцию Ь: смягчение и разделение согласного и гласного

Дети читают слоги с разделительными Ь и Ъ по схемам: цепочкой, хором, четко произнося твердые и мягкие согласные звуки, в зависимости от буквы, которая стоит после них.

  - Предупреждает, что надо разделять гласный и согласный звуки.

Дети отгадывают загадку: волк.

Дети делают вывод, что Колобок встретился с волком.

Дети, используя схему, образуют новые слова: отъехал, объехал, съехал. Вставляют слова в текст, объясняя смысл.

Текст читают дети по предложению. Затем текст читают два ученика.    

 

Дети отгадывают загадку, делают вывод, что Колобок встретился с медведем.  

Читают заштрихованные слова: угощенье ….  Объясняют почему в словах разделительный Ь или разделительный Ъ.  

Записывают эти слова в тетрадь (один ученик у доски, остальные в тетради), вставляют слова в стихотворение по смыслу.  Читают стихотворение по строчке, затем все стихотворение читают 2 ученика.  

Дети читают предложение. Определяют количество слов в нем. Читают предложение   в соответствии с нужной интонацией.

Дети списывают предложение, следуя образцу.        

Дети выполняют задание, предложенное в перзентации: вставляют пропущенные буквы ъ и ь, объясняя свой выбор

Ответы детей

Личностные: мотивация к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;

логические:

операции классификации, сравнение с выделением существенных признаков;

коммуникативные: умение строить понятные высказывания, выражать свои мысли; регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры.

Личностные: мотивация учебной деятельности.

Метапредметные:

коммуникативные: формирование умения строить связное высказывание, формирование собственного мнения

Метапредметные: 

логические:

развитие операций анализа и сравнения с выделением общих и отличительных признаков;

коммуникативные: формирование умения использовать речь для регуляции действия.

 Метапредметные:

логические:

 развитие операций анализа и синтеза;

коммуникативные: формирование умения строить связное высказывание, формирование собственного мнения;

познавательные: анализ информации, умение выделять существенную информацию из текста.

Метапредметные: познавательные: формирование умения использовать в учебной деятельности знаково – символических средств; познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  действие смыслообразования.

Метапредметные: 

логические:

развитие операций анализа и синтеза;

коммуникативные: формирование умения строить связное высказывание, формирование собственного мнения.

Метапредметные: формирование умения использовать в учебной деятельности знаково – символических средств;

регулятивные: волевая саморегуляция. 

Метапредметные:

логические:

 развитие операций анализа и синтеза;

коммуникативные: формирование умения строить связное высказывание, формирование собственного мнения.

Личностные:  действие смыслообразования

Личностные: действие смыслообразование, самоопределение; Познавательные: 

общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

логические: анализ, синтез,  выбор.

Метепредметные:

регулятивные: волевая саморегуляция,

контроль, коррекция, самостоятельность,

прогнозирование.

Доска – это книга, висит замок, который надо открыть ключом.

Плакаты со словами вывешиваются на разные половинки доски.

Название сказки «КОЛОБОК» записано пунктирно на плакате (прием выработки навыка беглого чтения).

Тренажеры.

Презентация.

Появляется колобок. Презентация.

Презентация.

Появляются слова: сели – съели.

Появляется схема на доске.

Появляется схема.

                    е

                    ё

          Ъ       я  

Появляются слова: семя – семья.

Появляется схема на доске.

                    е

                    ё

         Ь        ю

                    я

                    и

В предложенные схемы, вместо схем звуков вставляются буквы, обозначающие согласные звуки.

                                    от

об        ъ  ехал

с

Ехал, Колобок, ехал,  смотрит, на дороге – болото. ______ он тихонечко болото, _______с горки и дальше поехал.

Задание на компьютере



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструкт урока Химические свойства кислот

Конструкт урока составлен по новым ФГОС...

Конструкт урока русского языка в 9 классе (в соответствии с ФГОС)

Данный конструкт урока составлен по всем требованиям ФГОС и направлен на развитие всех УУД. Разработан для подготовки к ГИА....

Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС....

Преподавание технологии в условиях модернизации общего образования Конструкт урока в соответствии с требованиями ФГОС Использование системно-деятельностного подхода на уроке технологии в 5 класс «Приготовление блюд из овощей»

Сохранение здоровья подрастающего поколения всегда было важнейшей задачей любого государства. Одним из результатов изучения предмета «Технология» является формирование ответственного отношения к сохра...

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»

Конструкт урока 9 класс. Урок русского языка в 9 классе. Обобщение темы «Сложноподчиненные предложения»...

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями».

Конструкт урока в 7 классе.Перевод информации из графического или символьного значения в текстовое и наоборот. Конструкт урока русского языка в 7 классе «Слитное и раздельное написание НЕ с наре...