Конструкт урока в 6 классе. Правописание суффиксов -чик-щик-
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Конструкт урока в 6 классе по теме "Правописание суффиксов -чик-щик-.Урок по новому ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konstrukt_uroka_russkogo_yazyka_v_6_klasse_po_teme.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока русского языка в 6 классе по теме «Правописание суффиксов –чик-щик-»

Цель: изучить орфограмму "правописание суффиксов –чик-щик-", вывести

способ проверки данной орфограммы, развить коммуникативные навыки обучающихся      

Тип урока: урок «открытия нового» знания

Понятия: суффикс, профессия, гипотеза, схема,  алгоритм

Планируемые результаты: Личностные УУД: 

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать тему урока;  уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  учиться работать в парах, группах, формулировать собственное мнение и позицию. (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках. (Познавательные УУД).

Предметные: уметь писать правильно слова с суффиксами на –чик-щик, составлять схему, алгоритм по правилу

Приёмы: создание проблемной ситуации, беседа, приёмы мнемотехники, создание схемы, алгоритма.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Характеристика деятельности учащихся (ууд)

Мотивационно-организационный момент.

Задачи: эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Проверка готовности учащихся к уроку, озвучивание  целей урока, создание эмоционального настроя на изучение нового материала.

Л: Понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации.

Задачи: создать проблемную ситуацию; обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности; актуализировать опорные знания и умения.

Организация фронтальной деятельности учащихся: (составьте  рассказ по опорным словам: шофер, шоссе, шоколад, шорты,)

Групповая работа ( на доске слова: «летать»,»смазать» образуйте новые слова с помощью суффиксов –чик-щик

- Вы правильно выполнили задание ?Задание я вам дала одно, а выполнили его вы по-разному. Почему так произошло? Чего мы не знаем? Какой будет тема урока?

Составляют рассказы по опорным словам из предыдущей темы. Зачитывают работы(по желанию)

Выполняют задание по группам. -(каждая группа вывешивает на доску выполненные задания(написано по-разному)

Осознают, что не могут выполнить задание, потому что не знают правила.

-называют тему урока (правописание суффиксов –чик-щик-)

Р: формулируют и удерживают учебную задачу

Л: осознают свои возможности в учении

К: рассуждают, высказывают и доказывают своё мнение, создают текст по опорным словам

3.Совместное исследование проблемы

Задачи: решение проблемы детьми; конструирование нового способа действий.

Цель: найти истоки проблемы, найти причины ошибок

Формулировка задания, побуждение к рассуждению и высказыванию своего мнения через презентацию.

Как вы думаете, когда пишется –чик-, а когда –щик-?

Запись на доске: 2 столбика, в одном – слова с –чик-, в другом с –щик-. Примеры помогут самим сформулировать правило.

Итак, что дала проверка?

-Сформулируйте правило о правописании суффиксов –чик-щик-.

-Исправим ошибки в самостоятельной работе.

Выдвигают гипотезы, с помощью учителя проверяют, отбрасывают неверные

Находят решение.

Повторяют правильную гипотезу

Формулируют правило(открытие нового знания)

Исправляют собственные ошибки

П: выполняют практическую работу, извлекают необходимую информацию из практической деятельности и собственного опыта; выдвигают гипотезы

К: рассуждают, высказывают своё мнение

Р: корректируют написанное

Л: ощущение успеха

Физкультминутка.

Организация физкультминутки. Упражнения для глаз (презентация)

Р: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений  в презентации

Моделирование и конструирование нового способа действий

Задача: закрепление новых знаний и умений. Помочь ученику в освоении УУД

Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий, организация работы в парах.

-Молодцы, правило вывели, а теперь представьте это правило в виде схемы (работа в парах)

Д, з, ж –

Т, с-  -ЧИК-

Д, з,ж-

Т,с -   -ЩИК-

Чтобы лучше запомнить буквы, выучите фразу «Я тоже здесь»  Все согласные буквы из нашего правила.

Рисуют схему

Р: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя и партнёра, ориентируются в учебнике и тетради, накапливают опыт в использовании элементов  символики

Л: понимают необходимость значимости внимательного отношения к словам собеседника

К: используют речь для регуляции своих действий и действий партнёра

П: поиск и выделение необходимой информации

Переход к этапу частных задач. Контроль на этапе окончания. Создание ситуации разрыва

Цель: помочь понять универсальность приобретенных умений и возможность их использования. Показать важность работы.

Формулировка задания, создание эмоционального настроя, обеспечение мотивации и ориентировка на выполнение заданий. На экране слова, объяснить, почему пишется –чик- или –щик-. (среди них слова Стульчик, стаканчик, диванчик)

Учитель помогает сделать правильный вывод: посмотрите на значения слов.

-Где нам нужны эти слова в жизни? (названия профессий).

Какие профессии имеют ваши родители или знакомые?

 Нам нужно знать, как они пишутся?

-По толкованию лексического значения узнать слово(название профессии) Упр.224 учебник Баранова М.Т.

Объясняют правописание суффиксов в данных словах и делают вывод, что слова: стульчик, стаканчик, диванчик – пишутся не по правилу.

Делают правильный вывод: правило касается слов, обозначающих профессию, а остальные в остальных словах пишется –чик-(уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Приводят примеры профессий.

Р:корректируют записи, учатся оценивать себя, понимать причину ошибки.

Л:учатся правильно выражать свои мысли,

П: понимают значимость полученных знаний, самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера

Итог урока. Рефлексия.

Задача: обобщить полученные на уроке сведения

Организация фронтальной работы по вопросам проблемного характера. Анализ и оценка успешности достижения цели. Планирование последующей работы.

Какие правила мы сегодня узнали?

Какую цель мы ставили? Мы достигли её?

Для чего нужно знать правописание суффиксов –чик-щик?


Как вы поняли новую тему. Оцените свои знания.(на сколько понял, столько пальцев показывают)

К: формулируют собственную позицию и мнение, отвечая на вопросы;

П: определяют и называют правило правописания, анализируют проделанную работу.

Р: самооценка деятельности на уроке,

Л: осознают мотивацию учебной деятельности и накопление опыта, учатся правильно выражать свои мысли, применение полученных знаний и умений в практической деятельности

Домашнее задание.

-1. нарисуйте сегодняшнее правило в виде пятиконечной звезды.

2.составьте  алгоритм рассуждения по сегодняшнему правилу.

Выбирают и записывают в дневники домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием ЭОР в 6 классе "Правописание суффиксов -ЕК-, -ИК-"

Методическая разработка урока с использованием ЭОР в 6 классе...

Конспект урока в 6 классе. Правописание суффиксов - чик,-щик.

Конспект урока для 6 класса по системно-деятельностной технологии....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных

Урок русского языка в 5 классе. Правописание суффиксов -чик- // -щик- имён существительных.Подробный конспект урока в 5 классе в игровой форме с включением физкультминутки, продолжающей закреплять мат...

Урок русского языка в 6 классе "Правописание суффиксов имен существительных -чик и -щик"

Урок русского языка в 6 классе для учителей, реализующих ФГОС...