ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников
статья на тему

Югринова Валентина Владимировна

 Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационно-коммуникативных  технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся на уроках эстетического цикла.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Югринова Валентина Владимировна

 (valentiya.y@rambler.ru)

 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 (МБОУ лицей №9) города Сальска

Аннотация

 Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационно-коммуникативных  технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуальные особенности учащихся на уроках эстетического цикла.

 «Cамым  важным  явлением  в  школе, самым  поучительным  предметом,  

самым  живым  примером  для ученика  является  учитель».

Альфред   Дестельверг  

Сегодня много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный, веяния которого коснулись и образования. Стремительное развитие высоких технологий, расширение информационного пространства средствами Интернета изменили наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности. 

Современный  урок  искусства  –  это  урок-образ,  созидателями  которого  являются  и  учитель  и обучающиеся. Важную  роль  играет  учитель,  который  как  личность индивидуален,  поэтому  индивидуален  и  конструируемый  им  урок, носящий  индивидуально-уникальный характер.  Я  считаю,  что  уважительное  отношение  и  интерес  к  художественному творчеству,  к  прекрасному,  заложены  в  ребенке  самой  природой.  Хорошо известно, какой большой смысл  вкладывает ребенок в процесс  своего труда.  Именно  здесь  проявляются  ростки нравственного  отношения  к  творчеству,  которое  можно  и нужно  развивать.  И,  исходя  из  этого,  главным  в  моей  деятельности становится  воспитание  художественного  вкуса  ребенка, понимания  искусства  и  жажды  общения  с  подлинным искусством,  прививать  высокую  эстетическую  взыскательность  и самостоятельность суждений. В нашем лицее  для этого созданы почти идеальные условия: кабинет,  в  котором  проходят    уроки  искусства, оснащен  компьютером и  мультимедийным проектором.

 Современный урок искусства невозможен без сопоставления произведений с другими видами искусства, сравнивание работ разных художников, видение стилевого многообразия культуры и архитектуры. Этот органический синтез помогает мне управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В моей методической копилке накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами.

Компьютерные информационные технологии, дают мне возможность подготовить презентацию иллюстративной и информационно содержательной. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Одним из последних современных цифровых устройств является электронная интерактивная доска, работающая в комплекте с компьютером и проектором. Её использование на уроках даёт новые возможности, а именно интерактив, мультимедиа и коммуникативность. Благодаря применению интерактивной доски удаётся повысить качество процесса обучения, класс вовлекается в активную работу, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Интерактивная  доска позволяет сделать урок более динамичным, информационным и коммуникативным. Но ценным является использование программного обеспечения доски SMART Board, в первую очередь утилит SMART Notebook.

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера позволяют мне быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся.  

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников.  Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Применение  цифровых  образовательных  ресурсов  позволяет  существенно  снизить  затраты  времени  на  объяснение  нового  материала,  дает  возможность  получить   большую  отдачу  от  работы детей  в  учебное   время,  организовать  внеклассную   работу,  развить  интерес  к предмету,  организовать  проектную  деятельность.  Использование   электронных  презентаций  Microsoft  PowerPoint  помогает  преподносить учебный  материал  разнообразно  и  интересно,  повышает  степень восприятия представляемой на уроке информации. Использование цифровых  технологий  делает  учебный  процесс  интерактивным. Это  позволяет    успешно  работать  с  детьми  разного  уровня развития и разной степенью заинтересованности в предмете. Чаще всего домашние задания  не задаются. Но творчески активные дети самостоятельно создают презентации, выступают с   докладами на уроках или  на школьных конференциях. Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип  которой  –  «образование  длиною  в  жизнь»;  эпоха,  которая  востребовала человека  с  иными  качествами.  Это  человек  предприимчивый  и  творческий, самостоятельный  и  ответственный.  Он  способен  видеть  и  решать  проблемы автономно, а также в команде, готов и способен постоянно учиться новому, как в жизни, так и на рабочем месте. Он самостоятельно и при помощи других находит и применяет  нужную  информацию.  Все  вышеперечисленные свойства  и  качества  необходимы  любому  человеку  и  в  любой профессиональной  деятельности.  Они  называются  –  ключевыми компетентностями.

Компетентностное  обучение является основополагающим на моих  уроках,  где  учебная  деятельность  носит  как исследовательский,  так    и  практико-ориентированный  характер  и  при  этом  сама является  предметом  усвоения. Компьютерные технологии позволяют оптимизировать и разнообразить процесс обучения. Появляется возможность организовать разнообразные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; развивать навыки исследовательской деятельности; развивать познавательный интерес учащихся и другие способности. Одной из задач стоящих перед учителем - создать максимум благоприятных условий для развития одаренности, так как рациональная организация обучения рождает удовлетворение собственным продвижением и способствует развитию способностей ребенка.

В настоящее время научно-исследовательская работа учащихся становится актуальной деятельностью учебного процесса. При правильной организации исследовательской работы у учащихся развиваются аналитические способности, потребность в творческой деятельности и, как следствие, развитие их индивидуальных способностей. Так, в прошлом учебном году, мои ученики Тризна Екатерина, Миронова Даниэла, Колесникова Анастасия, Коломийцева Анна  разработали интересные проекты, которые представили на заседание научного общества лицея, приняли участие в ДАНЮИ со своими исследовательскими работами на кафедрах «Фольклор и этнография», «Декоративно-прикладное искусство», «Философия и культурология», «Архитектура и дизайн» Ломака Евгений, Хныкин Владислав, Колесникова Анастасия и  Коломийцева Анна.  

По словам Г. Спенсера,  «Великая ценность образования  —  это не знания, а действия».  И  здесь  важная  роль  принадлежит  учителю, который  не  только  вооружает  ученика  знаниями,  формирует  умения  и  навыки,  содействует формированию  мировоззрения, нравственных качеств  обучающихся, но и призван развивать  познавательные  силы  ребенка,  личностную  активность, самостоятельность,  выявляя  и реализуя  потенциальные возможности  школьников, приобщая их к поисковой и творческой деятельности.  Мне  очень  близка  мысль  о  том,  что  «для  успешной  профессиональной деятельности, помимо «знаю» необходимы такие компоненты, как «умею», «могу», «хочу»,  «верю  в  свои  возможности».  Именно  этому  я  стараюсь  научить  своих детей.

Литература:

Ключевые компетенции и образовательные стандарты. В.А. Хуторской. Интернет – журнал «Эйдос» http://www.eidos.ru/

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование,1998.-256

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под редакцией Е.С. Полат. М.2001

Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: ИОШ РАО, 1994.

Вартанова Е. Л, Медиаобразование в школе — Сборник программ для преподавания дисциплин. — М.: Медиа Мир, 2010.

Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы. - М.:Педагогика, 1987.

Калягин И., Михайлов Г. Новые информационные технологии и учебная техника // Высшее образование в России. - 1996. - №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме"Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках естественного - математического цикла

В своём докладе мне хочется осветить применение" Круглого стола" на уроках математики при подготовке учащихся 9 классов к экзаменам ГИА....

доклад на тему "Пути и способы рационального использования учебного времени на уроках биологии."

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален  вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и с...

не забывайте хвалить своих учеников!

100 способов выразить свою похвалу на английском языке...

Проживи одну свою и тысячу жизней своих учеников – и ты проживёшь вечность…

Направления модернизации российского образования и деятельности школы, над реализацией которых работает педагог, участие в реализации методической темы школы «Методическое обеспечение подготовки учите...

Таблица времен для заполнения с учениками

Распечатываем таблицу для каждого учащегося, изучая времена постепенно заполняем таблицу. Очень хорошо помогает систематизировать знания....

ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

Данная работа знакомит с применением ИКТ на уроках и внеурочной деятельности, использовании новых информационно-коммуникативных технологий, позволяющих усилить мотивацию учения, учитывать индивидуа...

Машина времени. Рассказ. Творческая работа ученика

IX Республиканская научно-практическая конференция учащихся 5-6 классов «Серебряная альфа» Номинация: Свободное творчествоТворческие работы учащихся....