Работа по развитию речи младших школьников
учебно-методический материал по теме

Носенкова Маргарита Вячеславна

Психологические основы уровня развития речи младших школьников, игры и упражнения могут быть использованы и в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_razvitiyu_rechi_u_mladshikh_shkolnikov.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по развитию речи  у младших школьников

Роль речи в психологической жизни личности может быть раскрыта при анализе её функций. В психологии традиционно выделяются три функции речи:        экспрессивная (способность выражать переживания),

импрессивная (способность воздействовать на слушателя), познавательная (высказывание истинности или ложности в суждениях). Человек выявляет себя в речи, активно воздействует на окружающий мир.

Речевая деятельность включает фазы ориентировки или мотивации, планирования в форме «внутреннего программирования», реализации и контроля.

Исходя из этого, мы можем отметить нарушения на каждом этапе развития и осуществления речевой деятельности.

  1.  Нарушения мотивации. Поскольку мы говорим о развитии речи в учебном процессе, то, соответственно, без учебной мотивации, достаточной познавательной активности речевая деятельность остаётся на низком уровне. Проще говоря, ребёнок должен захотеть говорить.
  2.  В норме внутренне планирование речи в младшем школьном возрасте осуществляется на сознательном уровне. Ребёнок осознаёт, кому адресует свою речь, что он хочет донести до собеседника, какие слова из его лексикона подойдут для этого, в какой грамматической форме будет построено его высказывание. Вот на этом этапе чаще всего «спотыкаются» дошкольники и неуспевающие учащиеся младших классов.
  3.  Реализация речи - т.е. непосредственное озвучивание мысли. Если у ребёнка есть нарушения звукопроизношения, ошибки, на которые неоднократно указывает ему педагог и ребёнок осознаёт свой дефект, тем более, негативно реагирует на него, то нередко устной речи мы можем не услышать даже при сохранении в полной мере остальных фаз речи.
  4.  Контроль требуется для того, чтобы соединить отдельные реплики в стройное высказывание. Кроме этого на фазе контроля человек соотносит желаемое с действительным, оценивает, то ли он сказал, что хотел.

Эти этапы речевого действия соответствуют этапам развития речи ребёнка

в целом.

  1.  Сначала у ребёнка возникает потребность в говорении, желание общаться при помощи речи.
  2.  Потом малыш осваивает речь на уровне понимания, учится произносить слова, связывать их во фразы.
  3.  Затем словарный запас всё более расширяется, формируется фонематический слух. Малыш осваивает грамматические абстракции.
  4.  Позже всего формируется контроль над речью.

Заминка на любой фазе, как речевого развития, так и речевого действия влечёт за собой нереализацию речевой деятельности и остановку в дальнейшем речевом развитии.

Чаще всего причинами недостаточного развития речи являются нейропсихологические причины. Недостаточность развития речи, письма, чтения начинается не в школе, а ещё во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Уже сам факт того, что ребёнок не ползал или ползал по изменённой схеме (назад, боком и т.п.), может свидетельствовать о дизонтогенетическом развитии. Обычно к 5 месяцам внутриутробного развития под влиянием ритма сердца и дыхания матери развиваются и формируются нервные сети вестибулярного аппарата. Работа матери за компьютером, с электроприборами, неоновое освещение, а также такие традиционно-негативные воздействия как табакокурение и алкоголь влияют на формирование ритмической модели ребёнка. Кроме того, эти факторы влияют и на рост нервных сетей в лобной доле мозга плода. Потом это может проявиться в таких симптомах как снижение концентрации внимания, раздражительность ребёнка, патологическая тяга к сладкому, гиперактивность, депрессии, аутизм. Отставание в познавательной сфере неизбежно влечёт за собой изменения в сфере интересов и потребностей, поскольку психическая жизнь, как и всё в природе, стремится к заполнению пустоты.

В настоящее время специалисты отмечают резкое увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. 85% детей, рожденных после 1991 года, имеют нейропсихологические проблемы из-за стволовых изменений мозга. Мозг таких детей работает за счет компенсаторных механизмов. Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях не приносят результатов. Следует отметить, что среди мальчиков частота встречаемости мозговых дисфункций в 2,5 раза больше, чем среди девочек, а нарушения в деятельности мозговых структур девочек грубее. Например, при синдроме функциональной несформированности межполушарных взаимодействий наблюдается несформированность координации рук (в том числе мелкой моторики), обилие зеркальности, отчётливая тенденция к игнорированию левой половины зрительного и слухового поля, несформированность фонематического слуха, «краевые» эффекты памяти, когда воспроизводится первый и последний эталоны, а середина выпадает. Восприятие чувственного поля у таких детей происходит справа налево, вычитание из нижнего числа верхнего, из правого- левого.

Для детей с дисфункцией височно-лобных отделов левого полушария характерны отклонение от нормы объёма слухоречевой памяти, тормозимость, замена слов на слова, близкие по звучанию или по смыслу.

В чём ещё могут заключаться причины недостаточного развития связной речи? Нередко родители и учителя жалуются на затруднения при пересказывании текста. Одной из причин таких затруднений могут быть особенности развития памяти. Напомню, что в памяти выделяют 3 процесса: запоминание (ввод информации), сохранение (удерживание информации) и воспроизведение (выдача информации).

Процесс запоминания напрямую связан с восприятием. В последнее время всё чаще говорят о необходимости выяснения модальность или ведущего канала восприятия учащихся ещё на этапе дошкольной подготовки. Ведущими каналами могут быть зрительный, слуховой и кинестетический (двигательный). Ребёнок - «зритель» лучше воспринимает и, следовательно, запоминает то, что увидел. «Зрители» - дети любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказке, чем слушать саму сказку. Они быстро учатся рисовать, с лёгкостью запоминают букву через образ (буква - шалашик), предпочитают настольные игры, быстро осваивают компьютер. Большинство «зрителей» выделяются значительной моторикой, то есть движениями, которые задействуют одновременно глаза и мелкую мускулатуру рук.

«Слушатели» или аудиалы предпочитают слуховые ощущения зрительным и осязательным. Поскольку речь воспринимается на слух, то «слушатели» раньше, чем другие дети начинают говорить, отличаются большим словарным запасом. Они любят петь, рассказывать стихи, задают бесконечное количество вопросов, рано проявляют интерес к чтению вслух, предпочитают разговорные игры и игры в отгадывании слов, любят драматизации.

«Деятели» или кинестетики познают окружающий мир тактильным способом, т.е. путём непосредственного прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активность движения, а значит и активность крупной мускулатуры - плеч, рук, ног и т.п. «Деятели» раньше других детей начинают ходить, любят, когда их подбрасывают, кружат, тормошат. Они предпочитают активные игры, связанные с лазанием, бегом, любят движущиеся игрушки, кубики. Из- за врождённой координации и хорошей ориентации в пространстве «деятели» чаще подвергаются физическому риску, чем другие дети. Нередко их явное предпочтение физического восприятия восприятию зрительному и слуховому приводит к языковым проблемам и отставанию в школе.

Современная педагогика ориентирована, в основном, на «зрителей» и «слушателей». «Деятели» при этом остаются в стороне и выпадают из учебного процесса.

Возвращаясь к запоминанию, отмечу, что выявленный ведущий канал восприятия ученика позволяет при подаче нового материала, материала для запоминания опираться именно на тот канал, который присущ конкретному ребёнку. В этом заключается один из приёмов индивидуального подхода в обучении.

Т.е. «зрителю» достаточно прочитать «про себя», «слушателю» надо прочитать вслух или прослушать. А «деятель» запомнит лучше материал в виде схем, пиктограмм, значков, сопровождающих запоминание, драматизаций и даже каких-то движений при этом.

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохранённого материала. Нередко в процессе пересказа у младших школьников «выскакивают» непонятно откуда взявшиеся слова, эпитеты и т.п. Здесь часто действует непроизвольное воспроизведение, когда мысль или образ всплывают из памяти без намерений личности. И если такое явление наблюдается часто, то следует обратить внимание на формирование произвольности ребёнка.

Большую роль в запоминании, воспроизведении и в развитии речи в целом играет уровень развития логического мышления, т.е. умение строить и устанавливать причинно-следственные связи. Логические операции мышления, такие как синтез, обобщение, систематизация как правило, недоступны детям незрелым, инфантильным, не имеющим соответственной подготовки. Здесь требуется цикл специальных упражнений.

Кроме отсутствия или неразвитости логического мышления причиной затруднений в пересказывании текста может быть и низкий уровень развития образного мышления. Если у ребёнка не возникает целостного образа того, о чём он должен рассказать, то вероятны отклонения от темы, добавление каких-то элементов, эпизодов и т.п. или наоборот - пропуск больших и важных компонентов. Элементарной диагностикой уровня развития образного мышления может быть игра типа «Дополни до Фигуры круг (или несколько линий - до целой картины)», «На что похоже». Как правило, учащиеся со слабым развитием образного мышления испытывают затруднения на начальном этапе в поиске своей парты, долго и путанно прокладывают свой путь к ней. В дальнейшем нарушения или недоразвитие до возрастной нормы образного мышления проявляется и при решении математических задач и уравнений.

Ещё одной причиной неуспехов ребёнка в речевой сфере может быть его импульсивность. Я уже говорила о непроизвольном воспроизведении как особенности нервных процессов. Импульсивность же - это уже особенность личности и для успешного обучения импульсивного ребёнка требуются не только коррекционные упражнения для эмоциональноволевой сферы, но и терпимость педагога. И, конечно, очень важна самооценка ребёнка как ведущий фактор личностно-мотивационной сферы.

И в завершении этой части я напомню, что проблемы развития речи - это не только логопедические, а чаще психофизиологические и нейропсихологические проявления. И, если коррекция - это сфера деятельности психолога, логопеда, психоневролога, то задача учителя - это активизация и стимуляция речевой деятельности

С моей точки зрения, задача учителя начальных классов состоит не только в работе над обогащением словаря учащихся, но и над увеличением подвижности того запаса слов, которым владеет ученик в данный момент, над «связыванием» воедино грамматического и речевого аспектов обучения, над реализацией коммуникативного подхода в обучении родному языку. В связи с этим мне очень нравится «фирменный» приём Вячеслава Анатольевича Синицына - « слово- магнит» (от слова к собственному тексту) как эффективный механизм конструирования внутренней и внешней сторон речи. Главный момент в том, что учитель представляет слово с точки зрения нравственноэстетической, человеческой: слово- существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым, жестоким, коварным врагом. Отличать слово доброе от злого нам поможет его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отмечаем знаком «плюс» (+), а злые - знаком «минус» (-). По просьбе учителя дети называют наиболее употребляемые слова:        существительные,

прилагательные, глаголы. Затем они фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве магнита , способного притягивать, присоединять к себе другие слова... Получается необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что приготовленный ими строительный материал («речевые кирпичики») для конструирования, строительства целого здания - составления своего связного текста. Важно то, что у ребёнка работает механизм отбора слов. Действительно: какие именно слова отбираются в данный момент — из нескольких тысяч активного словаря? Обратимся к высказыванию Н. И. Жинкина, известного психолога, философа, лингвиста: «Эта задача не решается ни случайной выборкой, ни просмотром каждого слова словаря. Надо допустить, что существует такое устройство, которое так суживает объём словаря, что искомая группа слов сама выплывает из памяти. Такое устройство не состоит из слов, но вместе с тем оно только через слова и может реализовываться. Это то, что раньше было названо смысловым рядом».

Одним из вариантов контрольной проверки знаний может быть интересное творческое задание - исследование для всей семьи «Энциклопедия одного слова» (Мама, папа и я - выполняет вся семья). Перед выполнением этой работы дети получают инструкцию (см. приложение).

Следующие методы развития речи младших школьников называются комплексными и опираются на мысли, чувства и эмоции маленького ученика, которые он испытывает в игре.

  •  Метод коллективного сочинения сказки с одновременным изображением происходящего.

Цель: обучение составлению устного текста повествовательного типа. Суть метода заключается в том, что дети одновременно с учителем заняты в двух видах деятельности:        рисовании и

рассказывании. Рисование является для ребёнка более знакомым видом деятельности и поэтому этот метод модно применять в начале обучения. Сказочный сюжет для рассказывания предлагается учителем, но развивается и дополняется детьми. Изображение «действующих» предметов по ходу повествования представляет собой составление иллюстративных опор для последующего самостоятельного воспроизведения сочиненного текста.

  •  Метод, основанный на знаменитом магическом «если бы...» К.Станиславского. Этот метод основан на привлечении внимания к таким деталям произведения, которые ускользают от поверхностного взгляда, не позволяют проникнуть №внутрь» любого произведения - словесного, музыкального, изобразительного - необходимо отождествить себя с каким-то персонажем воображаемой ситуации. Составление такого текста объяснит ребёнку что говорить, кому и зачем, и, таким образом, мотивирует процесс порождения текста.
  •  Метод трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого. Такой метод позволяет чётко, наглядно представить ученику предмет речи и построить внутренний план высказывания в соответствии с собственным замыслом.

Мне нравится работать и с психологическими играми со словом на

основе ассоциаций:

  1.  Предлагается 4 слова. Задание: за 5 мин. учащимся самостоятельно за определённое время записать всё, что связано с этими словами. При этом не надо особенно задумываться, записать всё, что приходит на ум, как бы Фантастично это не звучало. А затем попытаться найти связь для всех записанных слов.
  2.  Несколько слов (3-4) объединить в одно предложение, не оценивая написанное с точки зрения логики.
  3.  После определённой подготовки, когда учащиеся научатся отключаться от влияния окружающего мира на слово, уходить от «штампов», прислушиваться к себе можно предложить только одно слово и к нему подобрать слова, приходящие на ум. Затем «пришедшие» слова соединить в текст.
  4.  На основе ассоциаций можно объяснить тему «Прилагательное как часть речи». Учащихся сначала надо настроить на то, что предстоит услышать слово, которое произнесёт учитель и тут же вслух назвать то, что они увидели, представили себе, когда услышали прилагательное. Например, после установки произносится прилагательное «зелёный». Дети видят лук, огурец, крокодила, листок дерева и т.д. Несколько таких наблюдений и можно делать вывод о том, что такое «прилагательное» и почему оно так называется.

То же можно делать и с существительным , но здесь возможны целые картины в представлении учеников. Эта работа может быть устной и письменной, т. е. Это своеобразная работа над лексическим значением слова.

  1.  Трудности вызывают иногда запоминание словарных слов. Здесь для некоторых очень эффективно применение ассоциаций. Например, слова кАпуста и кОчан различаются безударными гласными. Запоминаем: кочан круглый, как буква О, а капуста - это порезанный кочан, т.е. к О добавляется элемент буквы А ( ).
  2.  Найти, подобрать предмет, который активизировал бы воображение. Например, засушенный лист дерева. Его кладут на бумагу и обводят. Работа предлагает свободу выбора и это главное. В обведённом контуре дети пишут слова, которые «всплывают» при виде рисунка. Затем работа основывается на доминанте, т.е. ученикам предлагается выбрать главное с их точки зрения слово (свобода выбора) и поиграть с ним по типу «слово - магнит».
  3.  Прочитать стихотворение или отрывок из прозы. Дети, слушая его, записывают слова, которые им захотелось написать, которые больше нравятся. Из всех записанных слов выбирается 1-2 , которые их наиболее привлекают. К этим словам следует подобрать созвучные. Лучше если их предварительно разделить на слоги и буквы. Произнося их, растягивать, как бы пробуя на вкус, несколько раз. Созвучные слова «придут» сами. Например, р-о-з-а (мимоза, заноза, егоза, слеза).

В современных учебниках достаточно упражнений, формирующих специальные речевые умения. Предложенные мной упражнения и приёмы работы позволят сделать эту работу более интересной и привлекательной для детей.

Использованная литература

  1.  Синицын В.А. Путь к слову. Пособие по развитию речи. Москва АО «Столетие» 1997г.
  2.  Синицын В.А. «Современные подходы к развитию речи младших школьников». Журнал «Начальная школа» №2 2003г. с.71
  3.  «Комплексные методы развития связной речи младших школьников». Журнал «Начальная школа» №9 2002г. с. 64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи младших школьников с ОНР. «Аты-баты, буду я солдатом!»

Занятие по развитию речи  младших школьников с ОНР. Основной целью данного занятия является воспитание  патриотизма,  уважения к защитникам Родины, гордости за свой народ, любовь к Роди...

Игровые технологии:развитие речи младших школьников

Работая в начальной школе, я поняла: грамотности учащихся можно добиться ежедневным упорным трудом, начиная с 1класса. И помогают мне в этом … игры. Несмотря на то, что для младших школьников возраста...

Развитие речи младших школьников.

Беседа на МО учителей начальных классов...

Тема: «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»

Тема:   «Развитие речи младших школьников через сенсорное воспитание»...

Консультация для родителей «Особенности развития речи младших школьников»

    Во время консультации «Особенности развития речи младших школьников» учитель-логопед знакомит родителей с важностью правильного развития речи для формирования полноцен...

Психологические особенности развития речи младших школьников

Психологическая природа связной речи, проблемы ее становления и развития ....

Развитие речи младших школьников

При   духовно -нравственном воспитании  младших школьников большое значение уделяю развитию речи....