Эссе "Моя педагогическая философия"
статья по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

Небольшое сочинение прозаического характера, в котором излагается моё кредо учителя, преподавателя литературы. Эссе представлено на конкурс профессионального мастерства "Учитель года" и в числе других материалов обеспечило мне победу на муниципальном этапе в номинации "Лучший учитель".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кондакова Татьяна Алексеевна

Эссе "Моя педагогическая философия"

(прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающие индивидуальные впечатления и соображения)

Счастье - творить

Стараясь о счастье других,

мы находим своё собственное

Платон

Как-то раз попала мне в руки маленькая брошюрка, а в ней своеобразные притчи, с помощью которых автор – ставропольский литератор Василий Гаазов – пытается очень многое сказать читателю. Раскрыла наугад – и сразу же окунулась в мир мудрых мыслей. Особенно тронула одна история о муравье, который всю свою жизнь ползал с тяжёлым грузом по набитой тропе в муравейник, выполняя каторжную работу. Ползал "от рождения – к смерти, по серой дороге жизни, придавленный к земле тяжёлой ношей", и не имел ни времени, ни даже права (по законам муравьиной жизни) посмотреть по сторонам…

Прочла начало притчи, и что-то болезненно сжалось внутри: а не о нас ли, учителях, эта сказочка? Похоже… И тут же обожгла другая мысль: а не потому ли становятся подобными муравьями и многие наши ученики? Горько… Но так не должно быть… Учитель не имеет права на то, чтобы следовать только по протоптанной кем-то дорожке и вести по ней за собой учеников, иначе жизнь замрёт...

… Тот муравей, осмелившись однажды посмотреть вокруг, заметил в стороне от дороги холмик, и им овладело непреодолимое желание взять высоту. Предательство по отношению к собратьям? Возможно. Но ещё большим предательством - по отношению к себе – было бы не подняться на эту вершину. И, нарушив закон муравейника, преодолевая неимоверные трудности, часто сомневаясь в принятом решении, борясь с желанием повернуть назад, "вольнодумец" всё-таки сделал это. Он сразу же "почувствовал пульс огромного мира, бьющегося в его сердце"!..

Дочитала… А ведь мне это ощущение знакомо! Значит, во мне есть что-то от того "ненормального" муравья? Это уже радует. А чувство гордости, так часто испытываемое мною, – чем продиктовано оно? Не тем ли, что многие из моих учеников не боятся уходить в сторону от привычной дороги?..

За плечами 35 лет работы в школе. Размышляя о сути своей профессии, я поняла, что стать идеальным педагогом трудно, но стремиться к этому надо обязательно. Без этого стремления не обойдёшься, если хочешь видеть в своём питомце не просто личность, а яркую индивидуальность, такую,  жизнь которой будет не серой дорожкой, а тернистым, но увлекательным путём, которая способна будет нести по земле свет радости и счастья, с которой всегда и всем будет интересно и которой, наконец, никто и никогда не сможет манипулировать. Пожалуй, это и есть моё педагогическое кредо: в процессе своей деятельности формировать незаурядную, активную,  самостоятельную, творчески действующую, созидающую, а не разрушающую личность. А для этого я должна стремиться видеть природную талантливость каждого ученика, его неповторимый внутренний мир, побуждать его размышлять и делать собственные открытия, самостоятельно творить.

Литература – единственное из искусств, которое постигается в школе систематически; это предмет глубоко  личностный, каждый воспринимает его по-своему. В этом-то, на мой взгляд, и кроется основная трудность, встающая на пути словесника, который должен правильно донести идеи великих творений до ума и сердца каждого ученика. Для меня эта проблема с каждым годом, особенно - с утратой интереса нашего общества к чтению, становится всё более актуальной.

Суть общения человека с литературой - в сопричастности, сопереживании, соразмышлении, сочувствии, сострадании. По моему глубокому убеждению, чтобы научить читать литературу, необходимо добиться активного соучастия детей в процессе постижения, проникновения, исследования. Поэтому в  основе моего педагогического подхода к обучению – сотворчество учителя и ученика, ученика и автора произведения, вера в творческие силы и способности детей. Убеждена: учитель многое может, учитель многое значит. Свою задачу вижу в том, чтобы помочь детям говорить обо всём открыто, честно, сделать всё, чтобы исчез психологический дискомфорт. Нужно "окрылить" каждого ученика, дать ему понять, что его мнение для меня очень ценно. Он должен идти на урок литературы и знать: он нужен и интересен учителю, друзьям.

Именно в сотворчестве, содружестве, в общении даже самые робкие и незаметные обретают уверенность в себе, к ним приходит осознание своей нужности, необходимости для окружающих и постепенно крепнет вера в свои силы и возможности. А вместе с тем мужает и крепнет личность, которая  в дальнейшем сможет противостоять скептицизму нашего времени, неся в себе духовные ценности и критическое мышление.

Будучи  совсем молодым учителем, я где-то прочла о споре нескольких художников, которые пытались выяснить: что важнее в искусстве – "что?" или "как?" И один сказал: "В искусстве самое важное не "ЧТО" и не "КАК", а "КТО". Сотворение личности – это, на мой взгляд, настоящее искусство. А это САМОЕ ВАЖНОЕ в нём – МОЙ УЧЕНИК. Добросовестный, ответственный - или с ленцой; самоуверенный, деловитый - или комплексующий по всякому поводу; яркий отличник и активист - или "тихая мышка".

Я не знаю, удалось ли мне стать хорошим учителем для каждого из моих учеников, но в одном уверена безоговорочно: не надо страшиться нового, не надо бояться предать муравейник! Ни в коем случае не прекращать движения вперёд! Надо чаще смотреть по сторонам, взбираться на холмики, стоящие в стороне от проторённой дороги, – и тогда ученики твои тоже будут стремиться подняться на вершину. И только в том случае ты испытаешь чудесное, не передаваемое словами ощущение счастья, когда твой питомец сможет с гордостью заявить о себе: "Я счастлив, потому что я не муравей!"

Кондакова

Татьяна Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...


 

Комментарии

Кондакова Татьяна Алексеевна

В подзаголовке случайно допущена опечатка: вместо "выражающие" следует читать "выражающее"