Роль самооценки в становлении личности
статья по теме

Кондакова Татьяна Алексеевна

В статье рассматриваются некоторые эффективные приёмы оценки и самооценки деятельности ученика, разработанные автором и успешно применяемые на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_samootsenki_v_stanovlenii_lichnosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кондакова Татьяна Алексеевна

Статья в научно-методический журнал

Роль самооценки в становлении личности

Одной из стратегических целей современной школы является формирование активной жизненной позиции учащихся, потребности в самостоятельной творческой деятельности, а это, в свою очередь, требует превращения школьников в субъектов учебно-воспитательного процесса.

Первоочередная задача учителя, на наш взгляд, - развивать способность личности к осознанию и осмыслению собственных действий, переживаний, отношения к окружающим, т.е. способствовать формированию рефлексии, т.к. именно переход от внешнего контроля и оценки к самоконтролю и самооценке в первую очередь обеспечит превращение ученика в субъекта учебно-воспитательного процесса.

В научно-методической литературе приводится немало примеров вовлечения учащихся в контрольно-оценочную деятельность. Так, довольно широко пропагандируется пооперационная, или пошаговая форма самоконтроля, при которой контролируется каждая операция выполняемого задания. Д.Б.Эльконин описывает способы формирования навыков самооценки на основе осуществления учеником контроля учебной деятельности одноклассников [5]. Интересные формы развития взаимоконтроля и взаимооценки предлагает В.М.Лизинский [1]. Педагог-новатор В.Ф.Шаталов рекомендует развивать навыки самоконтроля с помощью листов взаимоконтроля [4]. В настоящей статье мы расскажем о некоторых приёмах организации рефлексивной деятельности на уроках литературы в старших классах.

Наиболее эффективно и объективно, на наш взгляд, контрольно-оценочная деятельность осуществляется при  изучении  материала методом группового проектирования. Уроку, на котором учащиеся защищают проекты, предшествует кропотливая работа в группах по разработке какого-либо вопроса. Бывают случаи, когда ученику, много работавшему во время подготовки проекта, так и не доведётся выступить на уроке. А между тем, ребёнок работал, и его труд заслуживает внимания. Оценить его только по конечному результату – значит, проявить формализм. По

Кондакова Татьяна Алексеевна

словам психолога Марковой А.К., "ориентация учителя только на знания, а не на процесс их приобретения порой приводит учащихся к узкопрагматической установке: получить правильный результат без освоения и анализа способов работы, с помощью которых этот результат может быть получен" [2]. Нами разработаны примерные критерии самооценки деятельности ученика. Продумывая их, мы старались дать шанс даже очень слабому ученику, поэтому минимальное участие в общей работе уже обеспечивает наличие положительной оценки.

Лист самооценки

Ф.И. учащегося_____________________________________________

№ п\п

Критерии оценки

Количество

баллов

1.

Участие в планировании работы над групповым заданием (1 б.)

2.

Участие в обсуждении задания (1 б.)

3.

Наличие выдвинутых идей, которые группа приняла (1 б.)

4.

Степень самостоятельности работы над заданием:

- полная самостоятельность (3 б.)

- самостоятельно и с помощью руководителя (2 б.)

- выучено то, что дано руководителем (1 б.)

5.

Выступление на уроке по своему заданию:

- удачное (2 б.

- не совсем удачное (1 б.)

6.

Активная работа на уроке не по заданию своей группы (2 б.)

7.

Малоактивная работа на уроке не по заданию своей группы (1 б.)

Общая сумма баллов и оценка

Оценка "5" выставляется при сумме баллов          -             8-10

             "4"                                                -                                5-7

                          "3"                                                -                                3-4

 

 Следует отметить, что подобная самооценка не отражает  психологического аспекта деятельности учащихся. В конце каждого урока, на наш взгляд, важно осуществлять рефлексию состояния ребёнка, его отношения к происходящему, его переживаний на уроке в связи с  содержанием материала и осуществляемой деятельностью. Можно предложить учащимся ответить письменно на вопросы:

- насколько интересно было работать над заданием?

- как ты оцениваешь степень сложности задания?

Кондакова Татьяна Алексеевна

- понравилось ли тебе работать в группе или ты предпочитаешь работать независимо от других?

- какую пользу ты получил в результате совместной работы?

- доволен ли ты тем, как прошел урок?

- было ли тебе интересно?

- сумел ли ты получить новые знания?

- какой момент урока взволновал тебя больше всего?

- какой вид деятельности понравился больше других?

- волновался ли ты за членов своей группы?

- как ты оцениваешь работу группы в целом?

- можешь ли назвать отрицательные стороны групповой работы?

Руководителям групп можно дать вопросы, позволяющие оценить динамику мотивации  и социальный аспект деятельности группы:

- с каким настроением группа приступала к заданию?

- удалось ли вовлечь в работу всех членов группы?

- какова была активность группы на разных этапах подготовки проекта?

- изменялось ли отношение членов группы друг к другу в процессе работы?

- имеют ли место случаи, когда изменилось ваше отношение к кому-либо, когда вы по-новому посмотрели на своего одноклассника?                                            

С целью обучения ребёнка оцениванию успешности достижения цели, нами практикуется такой приём: предварительно, перед изучением материала предлагается в письменной форме выразить своё мнение по вопросу, который планируется для обсуждения на уроке. А после разбора темы каждый попытается дать самоанализ, в котором отметит, в чём он был прав и в чём ошибался, и возможно, сумеет установить причину своих заблуждений.

Контрольно–оценочный компонент урока может присутствовать на любом его этапе. Важно построить урок так, чтобы ребёнок имел возможность поучаствовать в анализе, взаимоанализе и самоанализе. А чтобы эти процессы были успешными,

Кондакова Татьяна Алексеевна

необходимо каждый раз определять для детей критерии, по которым будет оцениваться их деятельность на уроке.

Какие бы формы самоконтроля мы ни избрали, ценность этого компонента урока неоспорима: самоанализ способствует развитию познавательного интереса школьников, определению их возможностей в конкретном виде деятельности, а также открывает перспективы самосовершенствования.  "Самооценка – это личностное суждение о собственной ценности, оценка своих качеств. Она отражает степень развития самоуважения и отношения ко всему, что входит в сферу "Я". [3].

Литература

1. Лизинский В.М. Приёмы и формы учебной деятельности. М., Центр "Педагогический поиск", 2002

2. Маркова А.К. Психологические критерии эффективности учебного процесса.

    Вопросы психологии, №4 -  1977

3. Скороходова Н.Ю. Деятельность учителя по освоению развивающего стиля

    руководства учебной группой. Завуч, №7 – 2004

4. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. М., 1980

5. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974

Кондакова

Татьяна

Алексеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Роль самооценки в формировании личности ребёнка"

·  Цель родительского собрания - поговорить с родителями о формировании понимания значимости данной проблемы для становления характера ребенка, его взглядов, для успешности учебной деятельн...

Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника Презентация к выступлению "Управление исследовательской деятельностью и роль НОУ в становлении личности школьника"

Вступление и п резентация к выступлению на семинаре заместителей директоров по учебной работе и руководителей районных методических обединений, 2011 г....

Роль самооценки в формировании личности

Материал будет полезен для проведения родительского собрания в 8-10 классах....

«Роль самооценки в формировании личности»

Самооценка. Что это?      В психологическом словаре самооценка толкуется как «оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей»....

Роль самооценки в развитии личности

Данный теоретический материал можно использовать для педсоветов, родительских собраний, для работы со школьниками по самопознанию В материале дается кратко описание понятию "самооценка", описываются о...