Риски и проблемы при введении ФГОС
материал по теме

Риски и проблемы при введении ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_kruglyy_stol.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Риски и проблемы при введении ФГОС

В период введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС) целесообразно пересмотреть целевые установки деятельности администрации образовательного учреждения (далее - ОУ), педагогов и родительской общественности. Только осознание необходимости совместных действий по стратегическому планированию достижения качественно новых результатов образования и ориентация на инновационные перспективы развития современного ОУ будут способствовать как решению проблем на всех уровнях системы образования, так и интеграции России в мировое образовательное пространство.

Принятию и введению ФГОС, как и любому начинанию, которое сопровождается изменениями существующего порядка вещей, сопутствует ряд рисков. Для успешного функционирования системы образования всех уровней, и в частности школы, важно свести к минимуму возможные проблемы.

Среди факторов риска (отсутствие достаточного финансирования, снижение мотивации педагогов вследствие отсутствия стимулов, сопротивление инновациям из-за опасения наращивания нагрузок и т. п.) мы особо выделяем такой риск, как неготовность учителей и администрации ОУ к введению ФГОС.

Попытаемся описать, в чем именно, с нашей точки зрения, заключается эта неготовность и какими могут быть эффективные пути решения данной проблемы (проблем) на уровне ОУ.

Несмотря на существенную и значительную методическую поддержку введения ФГОС со стороны разработчиков (методические рекомендации, пособия и др.), анализ документации ОУ и результатов опросов педагогов позволяет нам констатировать: риск неготовности учителей и руководителей ОУ к введению ФГОС существует. Условно выделим три группы проблем: общие, личностные и системные.

Общие проблемы заключаются в неготовности педагогов:

  • к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС;
  • изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
  • выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.

Личностные проблемы (связанные с особенностями личности педагога):

  • психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя "нового типа"; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости, отсутствием мотивации, давлением стереотипов и др.;
  • дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико-методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости и т. п.;
  • организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы и др.;
  • профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций.

Системные проблемы, вытекающие из неготовности руководителей ОУ и педагогов к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований. Перечислим их ниже.

Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП):

  • отсутствие умений и навыков стратегического планирования;
  • недостаточный уровень самостоятельности в определении содержания программы (стереотипный, зачастую формальный подход);
  • неинформированность (либо частичная, неполная информированность) о качественных изменениях в организации образовательной деятельности по достижению планируемых результатов, их оцениванию и т. д.

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к результатам освоения ООП:

  • недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности;
  • слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
  • неготовность к переходу на новую (обновленную) систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.

Проблемы руководителей ОУ в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

  • отсутствие/недостаточность опыта организации совместной деятельности с институтами социума;
  • замкнутость управленческой деятельности с ориентацией на административную функцию (авторитарный стиль руководства, отсутствие командной работы).

Проблемы педагогов в части реализации требований ФГОС к структуре ООП:

  • неумение формировать и реализовывать программу духовно-нравственного развития и воспитания школьников;
  • сложности в организации внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения обучающимися ООП (в частности, личностным и метапредметным);
  • неумение разрабатывать программы внеурочной деятельности школьников.

Проблемы неготовности к условиям реализации ООП:

  • недостаточное обеспечение материально-технической базы ОУ в соответствии с требованиями ФГОС;
  • малоэффективное (неэффективное) использование средств, ресурсов вследствие недостаточной экономической грамотности;
  • недостаток квалифицированных специалистов смежных отраслей, необходимых ОУ (педагогов-психологов, учителей-логопедов и др.).

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов, и администрации ОУ через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.

Изменения в деятельности ОУ в условиях введения ФГОС

С введением ФГОС должно измениться в первую очередь отношение всех участников образовательной деятельности ОУ к подходам и идеологии ее организации, и ключевая роль в этом принадлежит администрации ОУ.

Обозначим некоторые возможные пути, позволяющие эффективно решить проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС (табл. 1).

Таблица 1

Возможные пути решения проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС

Участники образовательного процесса

Пути решения проблемы неготовности участников образовательного процесса к введению ФГОС

1

2

Родители обучающихся

Осознание необходимости совместной деятельности при формировании образовательной среды ОУ

Вовлеченность в процесс разработки ООП школы

Определение модели организации образовательного процесса в единстве урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Администрация ОУ

Приведение локальных актов ОУ и должностных инструкций в соответствие с требованиями ФГОС

Своевременность и логическая последовательность разработки ООП

Формирование финансово-экономических знаний и базовых навыков

Педагоги ОУ

Активное участие во всех мероприятиях, связанных с введением ФГОС

Теоретическое и практическое осмысление идеологии и методологии ФГОС

Развитие практики непрерывного профессионального образования

Эффективность обеспечения введения ФГОС

Решение большинства проблем, возникающих при введении ФГОС, зависит не в последнюю очередь от обеспеченности этого процесса. Эффективность же обеспечения введения ФГОС зависит от того, насколько четко будут спланированы мероприятия, на какие цели они будут ориентированы и какие результаты с их помощью будут достигнуты.

Организационные мероприятия по подготовке к введению ФГОС должны способствовать:

  • формированию в ОУ инновационной образовательной среды научно-методического сопровождения введения ФГОС;
  • методическому сопровождению деятельности педагогических кадров ОУ в условиях введения ФГОС;
  • подготовке и поддержке педагогического сообщества, школы и административного корпуса к профессиональной деятельности в условиях введения ФГОС;
  • информационному просвещению общественности и семьи.

В табл. 2 представлен пример плана деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС.

Таблица 2

План деятельности, направленной на дидактическое и методическое обеспечение введения ФГОС

Мероприятие

Срок

Исполнитель

Ответственный

1

2

3

4

Обеспечение реализация ФГОС

Работа постоянно действующего семинара по вопросам реализации

ФГОС

В течение учебного года

Руководители методических объединений (далее -МО) учителей-предметников

Заместитель директора по УВР

Заседания рабочей группы по внедрению ФГОС

1 раз в четверть

Руководитель рабочей группы

Проведение обучающих, проблемных семинаров по вопросам реализации ФГОС по результатам диагностики участников образовательного процесса

По отдельному плану

Руководители МО учителей-предметников

Работа по новым предметным линиям учебников, системам, УМК

Обучение по инновационным УМК в начальной школе

В течение учебного года

Руководитель МО учителей начальных классов

Заместитель директора по УВР

Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения по инновационным УМК в начальной школе

Изучение новых предметных линий учебников, систем, УМК, обеспечивающих преемственность в основной школе

По плану работы МО учителей-предметников

Руководители МО учителей-предметников

Организация внеурочной деятельности

Организация участия обучающихся в исследовательских и проектных интернет-конкурсах

В течение учебного года

Педагоги, руководители МО учителей-предметников

Заместитель директора по УВР

Участие обучающихся в исследовательских и проектных интернет-конкурсах, конкурсах, фестивалях и т. п.

Организация постоянно действующего научно-методического консультирования по реализации в ОУ модели внеурочной деятельности

Сентябрь

Научный консультант (по согласованию)

Работа с одаренными обучающимися

Организация работы научного общества учащихся (далее - НОУ)

Сентябрь

Руководитель НОУ

Заместитель директора по УВР

Определение тематики исследовательской деятельности НОУ

Выбор обучающимися новой темы исследования

Октябрь

Педагоги-руководители исследования

Руководитель НОУ

Организация и проведение ученических олимпиад

По отдельному плану

Руководители МО

учителей-предметников,

учителя-предметники

Заместитель директора по УВР

Консультация обучающихся научным руководителем по планированию исследовательской деятельности по выбранной проблеме

Октябрь

Педагоги-руководители исследования

Проведение индивидуальных консультаций "Как работать над темой исследования"

Октябрь -февраль

Научный консультант (по согласованию)

Руководитель НОУ

Разработка творческих заданий для одаренных детей по предметам учебного плана школы

Ноябрь - декабрь

Руководитель НОУ, педагоги, руководители МО учителей-предметников

Заместитель директора по УВР

Отбор лучших исследовательских работ обучающихся для школьной конференции

Март

Председатель жюри

Заместитель директора по УВР, руководитель НОУ

Научно-практическая конференция школьников по итогам работы НОУ

Апрель

Руководитель НОУ

Заместитель директора по УВР

Анализ деятельности НОУ

Май

Учителя-предметники, руководители МО учителей-предметников

Руководитель НОУ

Обеспечение научно-методической базы образовательного процесса

Организация систематической работы по доработке и корректировке рабочих программ педагогов по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности и т. п.

В течение учебного года

Руководители МО

учителей-предметников,

педагоги

Заместитель директора по УВР

Организация работы по совершенствованию мастерства педагогов в разработке и написании рабочих программ, в т. ч. авторских

Разработка методических и дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов и др.

Педагоги

Создание электронных образовательных ресурсов, учебных пособий и т. п.

Освоение современных педагогических технологий

Участие педагогов ОУ в работе семинаров различного уровня по вопросам внедрения и использования современных педагогических технологий

В течение учебного года

Педагоги

Заместитель директора по УВР

Анализ эффективности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе ОУ через посещение уроков, мероприятий и др.

2 раза в год

Руководители МО учителей-предметников

Ознакомление педагогического коллектива с результатами анализа эффективности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе. Рекомендации по применению современных педагогических технологий

Март

Научный руководитель

Мероприятия по обеспечению условий для введения ФГОС

В качестве основополагающих факторов деятельности по обеспечению введения ФГОС можно определить:

  • формирование вокруг системы образования (любого уровня) зоны общественного доверия;
  • проектирование наиболее эффективной стратегии управления введением ФГОС исходя из конкретных специфических особенностей и потребностей: региона, территории, ОУ, обучающихся.

Эти факторы и определяют три основных направления деятельности по сопровождению введения ФГОС (табл. 3).

Таблица 3

Деятельность по сопровождению введения ФГОС

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Направление деятельности: повышение квалификации кадров

Внутрифирменное (внутришкольное) для педагогов и членов администрации школы: разработка школьной программы повышения квалификации с учетом потребностей и запросов обучающихся, специфики ОУ

Обеспечение преемственности в формировании и реализации основных образовательных программ начального и основного общего образования.

Изменение роли педагога в образовательном процессе:

  • педагог-тьютор;
  • педагог-консультант;
  • педагог-фасилитатор;
  • педагог-модератор;
  • педагог-аниматор

Проведение методических семинаров для руководителей МО учителей-предметников, творческих и проблемных групп

Усиление роли методической службы в сопровождении профессиональной деятельности педагогов, реализующих ФГОС. Подготовка педагогических и управленческих кадров школы к введению ФГОС

Обучение на курсах повышения квалификации, проводимых на базе институтов повышения квалификации, муниципальных центров повышения квалификации, стажерских площадок и т. п.

Постоянно действующий семинар в рамках реализации ФГОС для педагогов школы по темам:

  • "Система оценивания планируемых результатов освоения ООП";
  • "Формирование у обучающихся УУД";
  • "Формы и методы организации внеурочной деятельности" и т. п.

Рост компетентности педагогов в вопросах реализации требований ФГОС.

Осуществление непрерывного образования педагогов

Направление деятельности: информационное

Осуществление информационной поддержки введения ФГОС средствами Интернета

Широкое информирование педагогической и родительской общественности о ходе введения ФГОС. Разработка программы информирования родителей о целях и задачах введения ФГОС

Сопровождение образовательной деятельности в формате дистанционного консультирования

Оказание помощи участникам образовательного процесса в разрешении вопросов, связанных с введением ФГОС

Деятельность ОУ в рамках сетевого сообщества, партнерского взаимодействия и т. п.

Распространение позитивного практического опыта введения ФГОС (на уровне ОУ)

Направление деятельности: проектировочное

Проектирование современной системы управления образовательным процессом в условиях введения ФГОС

Инновационная система управления образовательным процессом, обеспечивающая эффективность введения ФГОС

Проектирование инновационных форм взаимодействия различных участников образовательной деятельности в соответствии с требованиями времени

Реализация совместных проектов с ОУ микрорайона, области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы введения ФГОС в школе, профессиональные требования к учителю

Информационное поле, обеспечивающееся средствами массовой информации, интернетом привело к тому, что школа  и учитель перестали быть единственным источником знаний для школьника....

Первые результаты введения ФГОС НОО: проблемы и пути решения.

В данном материале рассматриваются первые результаты внедрения ФГОС НОО в КОГОАУ СОШ г. Лузы, которая в 2010 году вступила в пилотный проект и успешно его реализует уже в 1-3 классах....

Проблемы организации подготовки к введению ФГОС ООО

Сегодня общество испытывает глубокие и стремительные перемены. Эти перемены требуют от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя г...

Статья "Введение ФГОС как фактор обеспечения нового качества образования: достижения , проблемы, перспективы"

Задача современной образовательной   системы –    не напичкать ученика  фундаментальными     знаниями   (большинство которых никогда н...

Опыт и проблемы естественнонаучного образования при введении ФГОС ООО

Анализ опыта работы по географии и биологии в 5 классах...

Проблемы преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной школой в свете введения ФГОС

9 октября 2014 года в Московской области проводился диагностический срез достижений обучающихся 5 класса по русскому языку в рамках входного контроля....