Интернет как образовательная среда
статья по теме

Киселева Юлия Владимировна

Интернет как образовательная среда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon internet_kak_obrazovatelnaya_sreda.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интернет как образовательная среда

Доступ к информации - это, конечно, хорошо. Другое дело, хорошо ли это для образования. Неделю назад мой сын должен был сдать в школе реферат по граждановедению - этим нелепым словом теперь называется бывшее советское обществоведение. Темой была избрана "власть". Реферат получился на редкость складный, начинался он с цитаты из Томаса Гоббса, который, бесспорно, разбирался в проблеме власти лучше, чем кто-либо до Карла Маркса. Обрадованный глубокими познаниями сына, я спросил его, что он еще знает о Гоббсе. Выяснилось, что ничего. Вся информация была скачана из Интернета.

В принципе, чтобы грамотно распорядиться полученным богатством, тоже нужны определенные знания. Блуждание по электронным сайтам не может вытеснить традиционное обучение, ибо без него и эффективная работа с сетью вряд ли возможна. Иными словами, сам по себе Интернет не представляет угрозы. Но проблему он все-таки представляет.

Вообще-то подавляющее большинство школьников у нас в стране доступа к сети не имеют, а возможно, и не получат, по крайней мере в ближайшие годы. Но сознание, формирующееся у нового поколения, насквозь пронизано влиянием сетевой культуры - даже среди тех, кто сам об Интернете имеет довольно смутное представление. Тем более что хоть какое-то соприкосновение с компьютером неизбежно для любого городского подростка, даже в сравнительно бедных семьях.

Сеть позволяет (если, конечно, связь не рвется каждые пять минут) добить практически любую необходимую информацию, не выходя из комнаты, а главное, сам процесс поиска становится невероятно увлекательным. Вопрос в том, что и зачем будут искать, как воспользуются найденным. Количество и доступность информации отнюдь не равнозначны глубокому пониманию жизни.

В принципе перед педагогическим сообществом стоит одновременно два вопроса. Один сводится к тому, чтобы научить подростков правильно сортировать информацию, дать им некоторые представления о том, что искать, а главное, что представляет собой предмет поиска. Иначе говоря, речь идет не о "слове или словосочетании", которое с помощью соответствующей программы будет найдено в десятках, сотнях или тысячах мест. а о понятии. Электронные сети в чем-то сродни идеальной бюрократии. В них всё и все равны, а все действия подчинены единым формальным критериям. Формализм облегчает работу с документами, сортировку информации. Но он же убивает содержание - то, на чем всегда "сыпалась" не только коррумпированная и бестолковая, но и самая лучшая, самая передовая бюрократия. Итак, задача преподавателя не в том. чтобы сообщить факты и цифры (их сами ученики, если надо. найдут), а в том, чтобы объяснить именно то, что к фактам и цифрам не сводится. а зачастую за ними скрывается. Содержание.

Вторая задача, наверное, проще, хотя занимаются ее решением еще меньше, чем первой. Речь идет об интеграции сетевой работы в "обычный" процесс обучения. Содержательными вопросами любой хороший учитель все равно будет заниматься независимо от того, требуют этого официальные методики или нет. Он потому-то и хорош, что его волнует содержание предмета, может быть, даже вопреки принятым методикам. А вот с технологиями все сложнее. Хороший учитель не всегда хорош как технолог или методолог.

Проблема ведь не в том, чтобы поставить в школах компьютеры и подключить их к сети. То есть, для многих, огромного большинства школ, проблема именно в этом - ни на компьютеры, ни на оплату доступа к Интернету нет денег, нет технических возможностей связи. И все же, после того как компьютеры поставили, связь подключили, все заработало не хуже, чем где-нибудь в Хельсинки или Сан-Франциско, выясняется главное: неизвестно, как со всем этим богатством поступить.

"Горбушка" и другие рынки пиратского софта полны образовательными программами, доступными по цене и часто вполне качественными. Массу полезного, опять же, можно скачать через Интернет. Есть обучающие сайты. Но кто задумывался о том, насколько эти программы стыкуются с традиционными методами обучения, которых они на самом деле заменить не в состоянии? Преподаватели и ученики должны не только стать пользователями сети, но и разработчиками. А разработчики программ - работать непосредственно со школой. И та и другая стороны могут многому научиться, а сетевое взаимодействие сделает это взаимное обучение непрерывным.

Преимущество компьютера (уже не только подключенного к Интернету) в том, что одно и то же оборудование используется и для обучения, и для профессиональной работы, и для развлечения. Собственно, это уже и большая проблема, даже для автора этих строк. Вот сажусь писать статью, смотрю на экран. а руки так и тянутся "кликнуть" очередную игрушку. В итоге построен норманнский замок, а статья так и не написана...

И все же подобное сочетание обучения и игры таит в себе грандиозные возможности, которые могут быть еще и многократно увеличены сетью. Ведь возможная перспектива - это создание сайтов, соединяющих обучающие и игровые возможности, интегрирование работы этих сайтов со школьными занятиями, постоянное их обновление при помощи учителей и т.д. В конце концов, можно в сети делать и домашние задания, пересылая их по электронной почте, ручаюсь, что проблем с невыученными уроками тут же станет меньше, ибо ребенок не должен будет физически разрываться между любимым компьютером и ненавистной тетрадкой. А симпатию к компьютеру перенесет и на школьную работу.

Ясное дело, что у компьютера есть масса отрицательных сторон - и с психологической, и физиологической и даже с идеологической точек зрения. В конце концов, мерцающий экран не может и не должен заменить жизнь. Информационная супермагистраль - это, конечно, здорово, но жизнь - это не только информация, а мудрость не приходит механически от большого количества прочитанных книжек и еще меньше - от массы просмотренных сайтов. Но подготовить человека к тому, чтобы жить полноценной жизнью и воспринимать действительность во всем ее богатстве и многообразии возможностей, - это и есть задача воспитания. Возможно, здесь компьютер выступает не только как союзник, но и как противник педагога (точнее, и то и другое сразу). Но, увы, эта задача вообще никогда не была и не будет легкой. А решать се все равно необходимо. С компьютером или без него.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет образовательная среда будущего

Интернет образовательная среда будущего...

Организация образовательной среды в интернет

Организация образовательной среды в интернет...

Выступление на семинаре "Моделирование современного урока МХК в информационно-образовательной среде Интернета"

Выступление на семинаре для учителей мировой художественной культуры "Информационно-образовательная среда Интернета". Доклад    о WWW и 3D - технологиях, с помощью которы...

Преподавание русского языка и литературы в условиях открытой информационно-образовательной среды. Использование ресурсов и возможностей сети Интернет в обучении русскому языку и литературе.

В статье рассказывается о том, как можно использовать возможности Интернета в обучении русскому языку и литературе.Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать ...