Организация образовательной среды в интернет
статья по информатике и икт по теме

Киселева Юлия Владимировна

Организация образовательной среды в интернет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_obrazovatelnoy_sredy_v_internet.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДЫ

УЧЕБНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

НА БАЗЕ ИНТЕРНЕТА

Тенденции, наблюдаемые на современном этапе развития общества, характеризуют его как информационное. В связи с этим образование претерпевает коренные изменения, связанные с его информатизацией и глобализацией. При этом в пред меткой области «Информатика» существует целый класс задач, требующих коллективного принятия решений, анализа, сравнения существующих на данный момент точек зрения, выработки общего суждения, причем на каждом этапе совместной работы учащихся. Таким образом, актуальной становится проблема развития познавательной самостоятельности в условиях сетевого взаимодействия. Для решения такого рода задач разработаны определенные методики, подразумевающие использование телекоммуникационных технологий и позволяющие организовать целенаправленное обсуждение участниками поставленных проблем (О. В. Бурносо-ва, С. И. Горлицкая, А. В. Могилев, Б. С. Полат, А. Ю. Уваров и др.). В большинстве случаев это учебные телекоммуникационные проекты, телеконференции, онлайновые конкурсы. Как правило, они носят локальный, спонтанный характер. В процессе их проведения осуществляется информационное взаимодействие участников, как правило, на интуитивном уровне. Таким образом, необходимо создание психолого-педагогических условий для организации и осуществления эффективного учебного информационного взаимодействия (УИВ]) на базе распределенного информационного образовательного ресурса (РИОР) Интернета, т. е. среды УИВ. Поэтому актуальной становится разработка научно-методических аспектов организации среды УИВ на базе Интернета: определение компонентов среды и их влия ния на развитие познавательной самостоятельности обучающихся, разработка педа-гогико-технологических требований к созданию и функционированию среды, выбор форм контроля.

При разработке научно-методических аспектов организации среды УИВ мы опирались на психолого-педагогические исследования, заключающиеся в описании структур и моделей сред [1—5, 7—9].

Под средой УИВ мы понимаем совокупность условий, обеспечивающих осуществление учебной деятельности с информационным ресурсом какой-либо предметной области на базе интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий, а также информационное взаимодействие между обучающимся и средствами ИКТ, взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью (И. В. Роберт — см. [6, с. 12]). Данная среда характеризуется наличием:

•   набора средств сбора, накопления, хранения, обработки, представления и продуцирования учебной информации, составляющей содержание предметной области;

•   средств управления учебной деятельностью: О  возможностью регистрации участников,

О наличием средств отбора поступающих данных,

О  возможностью динамического отображения текущего состояния образовательных достижений и т. п.;

•   средств ведения интерактивного диалога с участниками и организаторами учебного процесса.

Основываясь на исследованиях М. В. Моисеевой [2] и В. А. Козырева [3], определим пять компонентов среды УИВ:

•   задачно-целевой — включает в себя совокупность целей и задач УИВ, которые могут быть значимы для достижения поставленной цели обучения и учения;

•   организационно-методический — содержит всю необходимую информацию относительно возможных стратегий, форм, программ и методов организации УИВ на базе РИОР Интернета; • информационный — включает систему знаний и умений обучаемого в изучаемой предметной области, определяющих содержание компонентов информационной деятельности, влияющее на эффективность УИВ. Кроме того, данный компонент указывает на роль РИОР в обучении;

»  коммуникационный — включает новые формы УИВ между участниками педагогического процесса в различных режимах взаимодействия в Интернете; »  технологический — включает элементы, реализованные с помощью средств

ИКТ, которые используются в среде УИВ.

Анализируя исследования [2, 3], можно заключить, что среда УИВ оказывает иние на развитие познавательной самостоятельности обучающихся. В таблице 1зано влияние на этот процесс содержания каждого компонента среды.

Влияние содержания компонентов среды УИВ на развитие познавательной самостоятельности обучающихся

Компонент среды УИВ 

Назначение компонента 

Результат влияния содержания компонента на развитие познавательной самостоятельности обучающихся 

Задачно-целевой 

•   Осознание ведущих целей и задач организации УИВ; •   реализация личностно-ори-ентированного подхода 

•   Осознание целей УИВ; •   развитие внутренней мотивации; •   переход от мотивов достижения к мотивам саморазвития и самореализации 

Организационно-

методический 

•   Реализация метода проектов; •   выполнение систематической самостоятельной работы; •   осуществление работы в телеконференции; •   осуществление распределение-коллективного вида деятельности (обучение в сотрудничестве) 

•   Умение самостоятельно осуществлять информационную деятельность; •   умение выделить существенное в РИОР Интернета; •   повышение культуры общения; •   повышение адаптивности, способности к переносу знаний, умений и навыков; •   самостоятельное конструирование содержания обучения 

Информационный 

•   Работа с сообщениями и электронными документами; •   формирование инвариантно-вариативных знаний, умений и навыков; •   предоставление доступа к избыточной информации, а также к не полностью структурированной информации, доступной из РИОР Интернета 

•   Конструирование собственной траектории в РИОР, вариативной части содержания своего обучения; •   концентрация внимания; •   умение критически мыслить при работе с РИОР Интернета; •   умение самостоятельно обрабатывать информацию, доступную из РИОР Интернета; •   умение систематизировать информацию при работе с РИОР Интернета 

Коммуникационный 

•   Общение между обучающим — средой УИВ — обучаемым; •   общение между группой обучающихся — средой УИВ — группой обучающихся; •   общение между обучающим — средой УИВ — группой обучаемых; •   общение между обучающимся (группой обучающихся) — средой УИВ; •   общение между обучающимся (группой обучающихся) — источником РИОР 

•   Активизация познавательной деятельности; •   присвоение групповых способов деятельности в среде участнику УИВ; •   умение критически мыслить; •   проявление инициативности; •   улучшение саморегуляции познавательной деятельности на основе систематического самоконтроля и взаимоконтроля 

 

 

Компонент 

Назначение 

Результат влияния 

среды УИВ 

компонента 

содержания компонента 

 

 

 

на развитие познавательной 

 

 

 

самостоятельности обучающихся 

 

Технологический 

•   Использование возможно- 

•   Умение организовывать познавательную 

 

 

стей ИКТ и РИОР Интернета 

деятельность в условиях среды УИВ; 

 

 

 

•   повышение адаптивности, способности к 

 

 

 

переносу знаний, умений и навыков; 

 

 

 

•   умение осуществлять все виды учебной 

 

 

 

деятельности в среде УИВ. 

 

 

 

0  регистрацию, сбор, накопление, хра- 

 

 

 

нение, обработку информации; 

 

 

 

0   интерактивный диалог; 

 

 

 

0  управление в реальном времени 

 

 

 

объектами, процессами; 

 

 

 

0  управление отображением на экра- 

 

 

 

не моделей различных объектов, 

 

 

 

явлении, процессов; 

 

 

 

0   автоматизацию процессов контроля; 

 

 

 

0   автоматизацию процессов трениров- 

 

 

 

ки учебных умений и навыков; 

 

 

 

0   продуцирование информации, 

 

 

 

0  формализацию информации 

 

 

     Таким образом, к среде УИВ можно предъявить следующие педагогико-технологические требования:

•   обеспечение единства способов доступа участников УИВ к информационным ресурсам среды;

•   обеспечение единства средств самоопределения участников УИВ, их самоидентификации;

•   обеспечение единства форм и методов осуществления УИВ как с рядовыми участниками взаимодействия, так и с его организатором;

•   наличие единого банка данных, в котором представлены: О правила участия и поведения в среде;

О содержание РИОР Интернета, предназначенного для использования в среде;

О в случае организации телеконференции образовательного назначения — содержание учебной дискуссии (сообщения участников и комментарии руководителя, а также наглядное представление хода учебной конференции в виде динамической диаграммы);

•   обеспечение комфортности управления информационной и познавательной деятельностью в среде УИВ;

•   реализация информационной деятельности на естественном языке;

•   обеспечение интерактивности УИВ в среде;

•   обеспечение простоты технической реализации УИВ;

•   наличие организатора информационной деятельности участников УИВ в сети.

Перейдем к рассмотрению форм контроля учебной деятельности в условиях среды УИВ. С технологической точки зрения в Интернете можно разместить практически любые по форме представления учебные материалы — текст, графические иллюстрации, анимационные и видеосюжеты, компьютерные модели и др. Также стало возможным осуществлять доступ пользователей к различным информационным ресурсам Интернета — базам данных с доступом в режиме реального времени, информационно-поисковым системам, тематическим телеконференциям и сайтам. Таким образом, учащийся, хорошо ориентирующийся в информационном пространстве Интернета, уже сегодня получает реальную возможность заниматься самообразованием в сети. Вместе с этим возникает вопрос: каким образом обучающемуся проверить свои знания и умения, приобретенные в Интернете?

Этот вопрос связан с выявлением факторов, влияющих выбор форм контроля учебной деятельности в Интернет. На данный момент в Интернет возможно осуществление нескольких вариантов контроля учебной деятельности [2], учитывающих специфику информационно-коммуникационной образовательной среды Интернета, а именно то, что данная среда является:

•   информационной — содержит педагогически значимую учебную информацию, доступную из РИОР Интернета;

•   коммуникационной — в Интернете могут общаться друг с другом все участники учебного процесса;

•   образовательной — позволяет реализовать цели образования;

•   интерактивной — на каждое сообщение может быть отправлен ответ;

•   компьютерной — выдача и контроль задания осуществляются с помощью компьютера.

Выделим несколько вариантов проверки выполнения заданий:

•   проверка задания может быть выполнена непосредственно обучающим. Это самый удобный вариант осуществления контроля, поскольку в этом случае происходит личный контакт обучающего и обучающегося. Недостатком данного варианта контроля является то, что один обучающий в сети может контролировать не более 15—20 обучаемых. Если обучаемых больше, то на обучающего во время проверки работ и написания индивидуальных ответных сообщений ложится слишком большая нагрузка;

•   проверка задания может быть возложена на других обучающихся. При работе в сети очень часто используется прием парной или групповой проверки зачетных работ. В этом случае обучающий разбивает учебную группу на пары. Каждый участник, подготовив отчетную работу, передает ее по сети для анализа своему партнеру. Тот, в свою очередь, читает работу, оценивает, дает краткую характеристику и направляет ее вместе с исходной работой обучающему. Обучающий, ознакомившись с представленной характеристикой, может сразу поставить оценку без предварительного прочтения всей работы. Еще одним распространенным приемом работы в сети является работа    в сотрудничестве. Обучающий дает трем-четырем участникам общее задание, которое они выполняют, разделив функции и обозначив для каждого свой этап работы. Затем в сети проводится обсуждение выполнения заданий каждым участником и составляется итоговая версия общего задания, которую группа направляет обучающему. В этом случае осуществляется коллективный контроль внутри группы;

•   проверка задания может осуществляться компьютерной программой. Одним из вариантов компьютерного контроля знаний является сочетание возможностей технологий CD-ROM и Интернета. Проверить правильность выполнения заданий можно тремя способами: 1) вызвав подсказку с самого учебного диска, 2) передав упражнение проверочной программе, размещенной на сайте в Интернете, или же 3) передав его лично обучающему. При наличии образовательного web-сервера, содержащего учебную информацию в виде web-документов, появляется возможность осуществлять контроль в компьютерных классах, подключенных к сети Интернет (или в локальной учебной сети Интранет), с помощью контролирующих HTML-документов. В этом случае на компьютер учащегося загружается web-документ, содержащий учебную информацию. После проработки этой информации возникает проблема оперативного контроля усвоения знаний. Средством решения этой проблемы могут быть контролирующие HTML-документы, использующие возможности языков скриптового программирования и реализующие различного рода тесты.

Учитывая вышеперечисленные варианты проверки выполнения заданий, вы-елим наиболее распространенные формы контроля учебной деятельности в Ин-ернете:

•   непосредственный контроль со стороны преподавателя в ходе интерактивного диалога с обучаемым через Интернет (может осуществляться с использованием интерактивного web-сайта, электронной почты, ICQ, IRC, интернет-телефонии и т. п.);

•   электронное анкетирование и тестирование. Анкета, наряду с тестами, является одним из самых распространенных средств проверки знаний. Для проведения оперативного промежуточного контроля удобно использовать разно образные анкеты и тесты, передаваемые по сети или размещенные на образовательных web-сайтах;

•   электронные отчеты и рефераты. При изучении какой-либо темы обучающиеся получают задание провести самостоятельное исследование или изучить тему с опорой на материалы, представленные в Интернете, в электронных или печатных изданиях. По итогам самостоятельной работы обучающийся передает отчет по сети или размещает его на образовательном web-сайте. В зависимости от количества обучаемых, принимающих участие в написании отчетных работ, отчеты делятся на индивидуальные и групповые;

•   телеконференции образовательного назначения (ТКОН). ТКОН могут использоваться как форма контроля, если изучаемая тема требует обсуждения. В этом случае обучающему важно узнать степень понимания участниками ТКОН сути изучаемых явлений, разобраться в их мировоззрении, узнать их личное мнение по какому-либо вопросу. При оценке результатов телеконференции обучающий должен учитывать:

  1. общую активность участия в дискуссии (количество выступлений),
  2. умение задавать вопросы по теме дискуссии,
  3. умение аргументированно отвечать на вопросы,
  4. информированность, знание первоисточников информации,
  5. точность в использовании терминов и понятий по изучаемой теме,
  6. умение выделить главную мысль;

•   видеоконференции образовательного назначения. Аналогичны обычным телеконференциям Интернета, но позволяют также визуально общаться с участниками в режиме реального времени и требуют специального программного обеспечения типа CUSeeMe и NetMeeting. В этом случае компьютеры учащегося и преподавателя должны быть оснащены микрофонами, видеокамерами, звуковыми картами и картами для ввода видеосигнала;

•   телекоммуникационные образовательные проекты.

Таким образом, для организации УИВ в Интернете необходимо наличие психолого-педагогической среды взаимодействия участников. При этом при разработке среды УИВ необходимо выбрать базовую форму контроля, основываясь на описанных выше наиболее распространенных формах контроля учебной деятельности в Интернете. Кроме того, в среде следует предусмотреть и вспомогательные формы контроля, например тестирующий блок для оперативного контроля результатов телеконференции, отправку индивидуальных отчетов или рефератов обучающему (ведущему телеконференции) по электронной почте.

Литература

1.  Веряев А. А., Шалаев И. К. От образовательных сред к образовательному пространству; понятие, формирование, свойства//Педагог. 1998. № 7.

2.  Дистанционный курс обучения, http://courses.urc.ac.ru/eng/u7-9.html.

3.  Козырев В. А. Построение модели гуманитарной образовательной среды/Дайджест пс страницам педагогических журналов/ http://www.dvgu.ru/umu/didjest/pedagog/year99, artl4.html.

4.  Лыскова В. Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на урока> информатики в условиях учебно-информационной среды: Автореф. дис. ... канд. пед. наук Тамбов, 1998.

5.  Мозолин В. П. Теоретические основы создания учебной информационной среды теле-! коммуникационного обучения: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2000.

6.  Прозорова Ю. А, Организация учебного информационного взаимодействия с распределенным информационным образовательным ресурсом Internet//y4enbie записки ИИО РАО. Вып. 5, М.:ИИО РАО, 2001.

7.  Роберт И. В. Информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде//Ученые записки ИИО РАО. Вып. 5. М.: ИИО РАО, 2001.

8.  Сергеева Л. В. Информационная среда как основа формирования информационной куль туры. http://www.bitpro.rU/ITO/2000/I/2/276.html.

9.  Шрейдер Ю. А. Информационные процессы и информационная среда//Научно-техниче екая информация. 1976. № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной среды кабинета истории как средство формирования патриотизма

Данный проект используется для организации внеурочной работы по истории. Готовые проекты можно использовать для проведения тематических классных часов по темам: "Олимпийские игры в Сочи" (cпортсмены г...

«Организация образовательной среды, как средство формирования социальной адаптированности пятиклассников». (из опыта работы педагога-психолога)

На протяжении всей своей жизни мы тем или иным образом сталкиваемся с проблемой адаптации. Ребенок идет в детский сад, дошкольник начинает обучение в школе, младший школьник переходит в среднее звено ...

Материалы выступления на семинаре "Организация образовательной среды, сохраняющей здоровье школьников с ограниченными возможностями"

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропа...

«Особенности организации образовательной среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии»

Презентация наглядно демонстрирует и рассказывает об особенностях организации образовательной среды для детей с ТМНР...

«Особенности организации образовательной среды во внеурочной художественно-творческой деятельности»

В данной статье изучается понятие  внеурочной деятельности, анализируются  её особенности  и  отличия от дополнительного образования, а также рассматриваются   условия ор...

методическая разработка по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации

методическая разработка посвящена нормативно-правовым документам по организации здоровьесберегающей образовательной среды в образовательной организации...

Методические рекомендации "Организация образовательной среды для обучающихся с нарушением слуха в процессе обучения и воспитания"

В методической разработке представлены требования к образовательной среде в предметном, пространственном, организационном, социально-психологическом аспектах, даны рекомендации по организацию образова...