Доклад на МО учителей-предметников «Использование проектных технологий на уроках математики в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ»
материал

Никифорова Наталья Николаевна

Метод проектирования в обучении математике помогает использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и, таким образом, в определённой мере готовить учащихся к социальной адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Кузедеевская школа-интернат»

Доклад на МО учителей-предметников

«Использование проектных технологий

на уроках математики

в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ»

Подготовила учитель математики

Н.Н. Никифорова

2024

Использование проектных технологий на уроках математики в целях организации образовательной среды, способствующей формированию жизненных компетенций учащихся с ОВЗ

Уроки математики - плодотворная почва для проектной деятельности. Практика показала, что учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно  относятся к урокам математики, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Актуальным является переход от предметной, наглядной основы обучения к формированию доступных математических понятий методом проектной деятельности.

Метод проектирования в обучении математике помогает использовать имеющиеся знания, умения, навыки в новых обстоятельствах, в тех или иных жизненных ситуациях, и, таким образом, в определённой мере готовить учащихся к социальной адаптации.

          Учитывая, что самостоятельная исследовательская деятельность школьников  с недостаточной интеллектуальной деятельностью практически не возможна, то необходима  руководящая роль учителя.

Учитель осуществляет выбор проблем для проектов, которые можно брать из окружающей действительности, из жизни.

Проектная деятельность осуществляется поэтапно:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1 этап

1. Формулирует проблему (цель).

 2. Вводит   в   игровую  

(сюжетную) ситуацию. 

3. Формулирует задачи.

1. Вхождение в проблему. 

2. Вживание в игровую ситуацию. 

3. Принятие задачи. 

4. Дополнение задач проекта

2 этап

1. Помогает в решении задачи. 

2. Помогает  спланировать 

деятельность. 

3. Организует деятельность.

1. Объединение детей в рабочие группы.

2. Распределение ролей

3 этап

1. Оказывает практическую помощь (по необходимости). 

2. Направляет и контролирует

осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений, навыков

4 этап

1. Подготовка к презентации. 

2. Презентация проекта

1. Подготовка проекта деятельности к презентации. 

2. Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности

Общие подходы  к этапам проекта

1.   Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 
2.   Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
3.   Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. 
4.   Самостоятельная  работа  участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. 
5.    Промежуточные обсуждения полученных данных в группах. 

Обучающимся с интеллектуальной недостаточностью необходима помощь учителя  на всех этапах работы над проектом.

Изучение геометрического материала для учащихся школы VIII вида представляет большие трудности. Причины этих трудностей заключаются в первую очередь в особенностях познавательной и эмоционально-волевой деятельности: недоразвитие внимания, сенсорно-моторных чувств, воображения, несовершенство анализа, синтеза, слабости обобщения и отвлечения.

Учащиеся должны не просто усвоить названия геометрических фигур и тел, научиться их различать и находить сходство на основе изучения их свойств, но и научиться распознавать их форму на окружающих предметах, т.е. они должны уметь применять геометрические знания на практике.

Учитывая трудности в узнавании геометрической формы в необычном положении, например в орнаменте, в рисунке, в изделии (табурет, фартук, наволочка, коробка и т.д.), учитель должен варьировать положение фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, чтобы корригировать недостатки воображения обучающихся.

В ходе работы над проектом  «Геометрия в нашей жизни»  была использована личностно-ориентированная технология «решение проектных задач», в основе которой лежит коррекция и  развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Современные методические рекомендации определяют проектную задачу как «систему заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального продукта».

Предлагаемые задачи ориентированы именно на уровень возможностей детей с ОВЗ,  качественно отличаются от задач программного материала и поэтому вызывают интерес у учащихся.

При реализации проекта были определены следующие проектные задачи:

  • практические задачи (измерение, построение геометрических фигур, развёрток геометрических тел с помощью чертежных инструментов, вырезание, сгибание, конструирование, рисование, лепка из пластилина);
  • задачи практико-ориентированного содержания (измерение и вычисление земельных площадей, выделенных под дом, сад, огород, зону отдыха и т.д. в заданном масштабе);
  • задачи прикладного характера (возникающие в хозяйстве, в быту, в дизайне и т.д.);
  • проблемные вопросы, ориентированные на формирование умений выдвигать гипотезы, объяснять факты, обосновывать выводы;
  •  задания на поиск информации, ее анализ, обобщение;
  • задачи творческого характера «Изготовление макетов мебели, деревьев и кустарников, имеющих разные формы и т.д.»; «Изготовление макета дома»; «Изготовление макета, оформление ландшафтного дизайна приусадебного участка».

Проведённая исследовательская работа была распределена  по темам:

1. Геометрические фигуры и геометрические тела. Основные понятия, признаки, элементы.

2. Куб. Основные понятия и элементы. Развёртка куба.

3. Параллелепипед. Основные понятия и элементы. Развёртка параллелепипеда.

4. Пирамида. Основные понятия и элементы. Развёртка пирамиды.

5. Конус. Основные понятия и элементы. Развёртка конуса.

6. Цилиндр. Развёртка цилиндра.

7. Шар. Развёртка шара.

Деятельность по решению проектных задач формирует социальный опыт школьников в труде и общении, способствует их интеллектуальному росту, расширяет кругозор, как в области предмета математики, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал.

Элементы метода проектов ориентированы на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, коррекцию и развитие его  интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

Метод проектов дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. «Я знаю, для чего мне надо то, что я познаю. Я знаю, где и как эти знания применить».

Литература

 - https://videouroki.net/razrabotki/material-na-temu-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti-na-urokakh-matematiki-v-spetsialnykh-korrektsionnykh-klassakh-viii-vida.html?ysclid=lua26qaylh861636690 

 - http://www.io.nios.ru/articles2/87/2/primenenie-proektnoy-deyatelnosti-na-urokah-matematiki-v-korrekcionnoy-shkole?ysclid=lua2dxy84c259870896КОНКУРС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в формировании ключевых компетенций учащихся на уроках английского языка

В данной работе представлен опыт работы с одаренными детьми на основе интеграции современных образовательных технологий, которые используются для формирования ключевых компетенций учащихся на уроках а...

Практико-ориентированные задачи, способствующие формированию математической компетенции учащихся

О роли практико-ориентированных задач в формировании математической компетенции...

Формирование жизненных компетенций учащихся на уроках математики

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Многие выпускники школ оказываются беспом...

Методика формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в процессе их танцевальной деятельности

В современном обществе проблемы потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, приспособления их в жизни и социального функционирования приобретают большую социальную значимо...

Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...

Аннотация к методической разработке "Проектирование образовательной среды, способствующей формированию готовности к устойчивой иноязычной коммуникативной компетенции

Вопрос формирования и совершенствования иноязычной компетенции, способности и готовности школьников использовать иностранный язык для решения коммуникативных задач становится все более актуальным в со...

Выступление по теме: "Роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью на примере материалов Марии Монтессори."

Тема выступления: Роль коррекционно-образовательной среды в формировании социальных компетенций у детей с умеренной, тяжёлой, глубокой умственной отсталостью на примере материалов Марии Монтессори....