Методика формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в процессе их танцевальной деятельности
презентация к уроку

Звягинцева Татьяна Николаевна

В современном обществе проблемы потенциальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья, приспособления их в жизни и социального функционирования приобретают большую социальную значимость. В этой связи формирование жизненных компетенций становится важнейшей задачей при обучении ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что отражено в «Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ОВЗ». [75]

Актуальность исследования обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, конструктивные изменения, происходящие в зарубежном и отечественном образовании, имеющие целью осуществить продуктивное вхождение человека в социум, актуализируют проблему формирования жизненных компетенций личности на всех этапах обучения и воспитания.

Во-вторых, система образовательных стандартов и концепций обращает внимание на важность ряда направлений в сфере обучения и воспитания детей, где особое место отводится содействию формирования жизненных компетенций («Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) для детей с ОВЗ).

В-третьих, вопрос о содержании понятия «жизненные компетенции» на сегодняшний день остается многомерным, структура его составляющих компонентов является проблемой научных дискуссий. При этом изучение существующих современных правовых, научных документаций, методических материалов и методик дает возможность выявить целенаправленный поиск способов, средств, технологий, коррекционно-педагогических подходов, которые обеспечивают формирование жизненных компетенций у учащихся с ОВЗ.

В-четвертых, актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки новых технологий социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом направлении специалисты широко используют различные методы работы. Художественно-творческие технологии занимают особое место как инновационные методы, среди которых свою роль играют танцевальные средства. Танцевальные средства создают предпосылки для процесса интеграции детей с ОВЗ в социум, развитию творческих способностей. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию тех или иных компетенций.

В настоящее время наблюдается подъем интереса к танцевальному искусству: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия).

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научный руководитель дипломной работы доктор педагогических наук, профессор Алексеев C ергей Владимирович «Методика формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в процессе их танцевальной деятельности» Слушатель курса профессиональной переподготовки по программе «дополнительное образование детей» Звягинцева Татьяна Николаевна

Слайд 2

В современном образовании актуализируется проблема формирования ЖК личности на всех этапах обучения и воспитания; Образовательный стандарт для детей с ОВЗ указывает на необходимость развития ЖК различными методическими средствами; Понятие и структура «ЖК» в научной среде актуальная проблема научных дискуссий; Поиск новых методов работы и разработки новых технологий социальной реабилитации детей с ОВЗ; Подъем интереса к танцевальному искусству и рассмотрение танцевальной деятельности как приоритетное направление для коррекционных задач Актуальность темы дипломной работы 2

Слайд 3

Раскрыть понятия: «компетенция», «жизненная компетенция», «компетентностный подход»; Изучить особенности танцевальной деятельности и ее роль в развитии детей с ОВЗ; Разработать модель методики формирования ЖК в процессе танцевальной деятельности Установить взаимосвязь методов и форм танцевальной деятельности и на конкретных примерах (Хоровод, Русский пляс, Смуглянка) показать реализацию формирования ЖК; Проверить эффективность методики Цели и задачи дипломной работы Цель Задачи Разработка методики формирования жизненных компетенций детей с ОВЗ средствами танцевальной деятельности 3

Слайд 4

Объект, предмет, гипотеза Объект жизненные компетенции учащихся с ОВЗ как проблема моделирования Предмет модель методики формирования жизненных компетенций средствами танцевальной деятельности Гипотеза методика формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ средствами танцевальной деятельности будет эффективной при выполнении определенных условий в реализации модели методики 4

Слайд 5

Понятийное поле дипломной работы Компетенция интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность; способность человека реализовывать на практике свои способности, умения, навыки Жизненные компетенции совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни, формирующих основу дальнейшего развития его отношений с окружающими; эффективность интеграции в процессе конкретной деятельности Компетентностный подход методика формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ средствами танцевальной деятельности будет эффективной при выполнении определенных условий в реализации модели методики 5

Слайд 6

Положения, выносимые на защиту Эффективность интеграции знаний, умений и навыков в процессе конкретной деятельности Танцевальная деятельность – эффективное средство преодоления трудностей детей с ОВЗ Модель методики формирования ЖК – органичная структура взаимосвязанных компонентов Модель методики обеспечивает реализацию формирования ЖК через танцевальную деятельность Эффективность методики – в позитивном опыте от танцевальных занятий и положительной динамике развития ЖК у детей с ОВЗ 6

Слайд 7

Положение 1 Доказательство 7

Слайд 8

Положение 2 Доказательство 8

Слайд 9

Положение 3 Доказательство 9

Слайд 10

Положение 4 Доказательство 10

Слайд 11

Положение 5 Доказательство 1 1

Слайд 12

Результаты педагогического эксперимента 1 2 Группа А

Слайд 13

Результаты педагогического эксперимента 1 3 Группа Б

Слайд 14

Результаты педагогического эксперимента 1 3 Модель методики формирования жизненных компетенций учащихся с ОВЗ в процессе танцевальной деятельности

Слайд 15

Значимость результатов дипломной работы Изучена научно-методическая литература по педагогике, психологии и танцевальной культуре, нормативно-правовой базы отечественного образования. Выявлена и обоснована целесообразность и важность использования танцевальных средств в формировании ЖК детей с ОВЗ. Разработана модель методики формирования ЖК в процессе танцевальной деятельности учащихся с ОВЗ; Проведены: диагностические исследования – диаграммы, фотоматериалы, диаграммы, оценка и анализ работы. Намечены перспективные линии по усовершенствованию методики 1 4

Слайд 16

выводы Остро дискуссионная научная проблема формирования жизненных компетенций в отечественном образовании нашла свое актуальные аспекты в теоретических исследованиях диплома Проектирование модели методики формирования ЖК в процессе танцевальной деятельности учащихся с ОВЗ включило органичную систему компонентов, которые были обоснованы в дипломе в наглядных примерах – таблицах, диаграммах, рисунках, фотоматериалах Развитие идеи танцевальной деятельности как средства преодоления трудностей, связанных с ограничениями в здоровье – приобретает ценностное значение в современном обучающем процессе детей с ОВЗ 16

Слайд 17

15

Слайд 19

Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование жизненных компетенций учащихся на уроках математики

На данном этапе развития общества весь процесс обучения и воспитания направлен на развитие механизмов, обеспечивающих его адаптацию к различным условиям жизни.Многие выпускники школ оказываются беспом...

Формирование ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.

Формирование ключевых компетенций, т.е.  способность применять знания в реальной жизненной ситуации является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Как при разработк...

Педагогический аспект формирования жизненных компетенций у старшеклассников с нарушениями интеллекта в процессе изучения курса «Социально-бытовая ориентировка»

Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи и вопросы жизненной компетенции, является социально-бытовая ориентировка. Эти специальные коррекционные занятия, направленны на практическую п...

Формирование жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в проектной деятельности

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выдвигает на первый план формирование  жизненных компетенций, представляющих совокупность личностных и предме...

Методика формирования познавательной самостоятельности, учащихся 9 классов в процессе обучения алгебре с применением технологии фундирования опыта личности

В статье описан педагогический опыт применения методологии фундирования в ходе формирования познавательной самостоятельности учащихся....

Методика формирования грамматической компетенции учащихся

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей английского языка. Данная разработка поможет преподавателям  построить эффективнее обучение английскому языку с использованием тест...

Родительское собрание "Координация усилий семьи и школы в формировании жизненной компетенции учащихся"

Материал содержит описание опыта работы учителя по формированию жизненной компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья...