Статья "Опрос как средство обучения"
статья на тему

Статья "Опрос как средство обучения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение

«Новокиевская основная общеобразовательная школа»

Нижнеудинского района Иркутской области

Опрос как средство обучения

Авторская разработка

учителя истории и обществознания

Дресвянской Надежды Анатольевны

Опрос как средство обучения

Усвоение знаний представляет собой длительный процесс, имеющий этапы все более глубокого и полного их осознания и прочного запоминания. Такой процесс и происходит при выявлении: знают ли учащиеся основные факты, даты, признаки сложных понятий, могут ли объяснять причинно-следственные связи, оценить событие и т.д. И все это с главной целью: исправить ошибочное, разъяснить непонятное, устранить неполноту знаний, углубить, расширить и упростить их.

   Не менее важна проверка для развития познавательных способностей. Путем проверки выясняется, умеет ли учащийся составить план изложения, сравнивать два события, объединить при рассказе несколько источников знаний, установить причинно-следственные связи и т.д. В таких ответах определяются уровень знаний, качество мышления, зона ближайшего развития. Одновременно достигаются сдвиги в формировании умений, развитии мышления.

Подобные процессы происходят и в области воспитания, если учащихся анализируют и оценивают характер и значение поступков, деятельности участников исторических событий, противоречия общественной жизни. Именно в самостоятельных суждениях учащихся проявляются и формируются взгляды и убеждения.

Значит проверка может и должна выполнять функции не только контрольную и оценочную, но также обучающую, развивающую и воспитывающую.

   Различные приемы проверки имеют определенные качественные свойства, по–особому  воздействуют на формирование знаний, развитие и воспитание учащихся.

   Если необходимо за короткое время увидеть завершенное целостное освещение большой темы, то единственным приемом , позволяющим это сделать, является составление плана. Этот прием лучше других обнаруживает умение и учит умению отбирать главное, излагать его последовательно, в правильных логических связях, четко и кратко формулировать мысли. Но при этом упускается значительная часть фактического материала, страдает образность и эмоциональность восприятия, знания схематизируются.

   Если я ставлю цель – за короткое время проверить знания нескольких положений, расположенных в разных частях текста учебника, то пользуюсь приемом вопросов. Только дополнительные, вспомогательные вопросы позволяют уточнить, знает или не знает учащийся то, что им пропущено при составлении плана, таблицы, в рассказе. Задавание вопросов позволяет проверить знания многих учащихся. Вопросы, ответы на которые требуют самостоятельности мысли, обеспечивают более прочное, чем рассказ, усвоение логических связей. Но вопросы односторонне развивают речь, недостаточно содействуют усвоению всех элементов учебного материала, выделяют и подчеркивают лишь отдельные его части, не создают целостной картины события.

Наряду с вопросами, направленными на выявление связей и оценок («почему?», «докажите», «объясните», «оцените» и т.д.) задаю констатирующие вопросы («имя», «название», «когда», «где», «сколько» и др.)

Творческий рассказ применяю в нескольких вариантах: рассказ целой темы, части темы, какой-то одной проблемы, рассказ по «цепочке».

Рассказ представляет наиболее сложную форму ответа. Он предполагает объединение сведений, полученных из ряда источников: текста учебника, документа, сообщений печати, жизненных наблюдений и т.д. Такой рассказ выявляет понимание темы в целом, умение излагать последовательно, выделять главное, раскрывать связи, оценивать события. Он прекрасно развивает речь. Но рассказ требует очень много времени.

  Спрашивание путем составления таблицы лучше других приемов помогает сравнивать и на этой основе оценивать события, размещать в хронологическом порядке самую важную часть материала, раскрывая движение, последовательность происходящего. Таблица содействует запоминанию материала. Но при этом большая часть материала остается в тени.

Составление схем органов власти и управления, расположения войск и хода битвы или маршрута похода, взаимосвязей тех или иных явлений, понятий и т.д. позволяет лучше других приемов выявить понимание указанных выше вопросов.

  Разбор рассказа, плана, таблицы, схемы – особый прием, оказывающий огромное влияние на действенность других приемов. Неоценимое значение разбора состоит в том, что он:

представляет своеобразную, массовую проверку знаний и этим побуждает всех учащихся работать дома и в классе;

учит критически оценивать ответы:

а) по содержанию; б) по речи; в) по логике;

позволяет выявить погрешность ответа.

Беседа незаменима для воспитания коллективной деятельности. Особенность беседы в том, что суждения одних учащихся вызывают суждения других. И шаг за шагом, подтверждая, опровергая, развивая те, или иные мысли и выдвигая новые, коллективно вырабатывается правильное понимание явлений общественной жизни. Для беседы требуется: выбор достаточно сложных, но доступных и интересных для учащихся вопросов; знания учащихся фактического материала; умелое руководство учителя.

  Очень полезна самопроверка. На доске или карточках в первом столбике написаны и пронумерованы названия нескольких событий, а во втором столбике – даты. Но отвечают они, лишь соответственно расставляя в тетрадях цифры первой и второй колонки. Затем учитель вывешивает  на доске табличку с правильными цифровыми обозначениями. Школьники самостоятельно исправляют ошибки. Можно поручить соотнести термины и расшифровку этих терминов, «крылатые слова» и их авторов и т.д.

  Кроме таких заданий на узнавание используются и другие – логического характера (составление логических цепочек).

  Рядом специфических качеств обладает письменная проверка знаний. Только она позволяет формировать письменную речь, за самое короткое время проверить знания всего класса и, сравнив ответы, увидеть в сопоставлении развитие, знания, элементы мировоззрения каждого учащегося.

  Определенными качественными свойствами обладают задания для самостоятельной работы.

  Использование всего многообразия приемов проверки позволяет решить все многообразные задачи обучения. Учащиеся учат и знают не так, как объясняет учитель, как написано в учебнике, а так как учитель спрашивает. Поэтому вся сумма требований, предъявляемых к обучению, должна найти отражение в проверке знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Методика и содержание обучения учащихся 5 классов с применением технических средств обучения.

В данной работе представлена авторская программа раздела с пояснительной запиской.  Разработаны методические подходы к организации учебного процесса с составлением планов-конспектов уроков. Приве...

Обучение чтению, как ведущему средству обучения иностранному языку.

Чтение играет одну из важнейших ролей в процессе обучения ИЯ...

Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся.

Знать, чтобы выжить!», такой девиз можно предпослать уроку ОБЖ, цель которого внести вклад в воспитание личности, способной во всеоружии встретить любые опасности и трудности, неизбежные в реальной жи...

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения учащихся."

Статья "Нетрадиционные средства обучения на уроках ОБЖ как средство здоровьесбережения  учащихся."...