"Спасатели, вперед!" Интегрированный урок в 5 классе по ФГОС ООО
план-конспект урока (5 класс) на тему

Кротова Елена Викторовна

Интегрированный урок по математике. русскому языку. литературе, английскому и немецкому языкам. Обобщаются знания по теме "Экстремальные ситуации" в литературе с нестандартными заданиями по математике, русскому и иностранным языкам. Направлен на формирование понимания взаимосвязи наук, единой картины мира. Составлен и проведен в логике фГОС ООО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока256.95 КБ
Office presentation icon презентация к уроку1.55 МБ

Предварительный просмотр:

МАОУ ПГО «СОШ №8»
 «Спасатели, вперед!»

Кротова Е.В., учитель математики;

Дробатухина Е.В., учитель русского языка и литературы;

Алифанова И.Н., учитель английского языка;

Шагалова В.Н., учитель немецкого языка.

Предмет: литература, математика, английский и немецкий язык.

Класс: 5

Тип урока: урок является обобщающим по темам: «Экстремальные ситуации» (литература), «Действия с натуральными числами»(математика), с заданиями на повторение по русскому, английскому и немецкому языкам.

тема

«Обобщение по темам: «Экстремальные ситуации» (литература), «Действия с натуральными числами»(математика)

цель

проверить знания учащихся по указанным темам, их умение ориентироваться в нестандартной ситуации.

задачи

Образовательные: обобщить знания по темам «Экстремальные ситуации» (литература), «Действия с натуральными числами»(математика), словообразование (русский язык), лексика по темам «Семья», «Школьные предметы» и «Продукты питания» (английский и немецкий язык)

Развивающие: формирование единой картины мира, взаимосвязи наук для решения поставленных жизнью задач, использование знаний в нестандартной ситуации.

Воспитательные: формирование умения работать в команде, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

УУД

Регулятивные: умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему; умение в диалоге с товарищами распределять обязанности, решать общую задачу и представлять результат; умение применить знания в незнакомой ситуации, в условиях временного цейтнота.

Познавательные: формировать умение задавать вопросы и отвечать на них; умение переносить знания с одного предмета на другой; умение видеть языковые связи и закономерности.

Коммуникативные: формировать умение договариваться в команде, видеть ценность каждого участника для общего дела; умение культурно общаться в соревновательной обстановке; умение радоваться успехам каждого и умение подбодрить в случае неудачи.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание единства мира и взаимосвязи наук для решения жизненной задачи; формирование интереса к учению; знакомство с личностью учителя в необычной обстановке.

Метапредметные: умение работать в группе; представлять результат своей деятельности; умение работать с текстом; умение сравнивать, устанавливать соответствие.

Предметные: знание авторов и героев литературных произведений; разбор слова по составу; знание видов задач на движение и приемов рационального счета; знание алфавита и иностранной лексики по указанным темам.

Межпредметные связи

Литература + задачи на литературном содержании + русский и иностранный язык

Форма урока

Ролевая игра-соревнование

Время

2 академических часа

Технология

интерактивная

Оборудование

Доска, проектор, компьютер, карточки с заданиями, интерактивное табло.

Ход урока:

этап

Деятельность учителей

Деятельность учеников

Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. Необычный, потому что это будет просто игра, потому что нельзя назвать один предмет учебный, потому что….

Однажды на  уроке литературы кто-то сказал: «А про пожары – это на ОБЖ!» Конечно, нет! (главный вопрос урока фиксируется на доске)

Вот и сегодня, завершая темы по литературе и математике, мы решили проверить не только ваши знания, но и умения: умение дружить и помогать друг другу, ориентироваться в обстановке и задавать вопросы….

Сколько разных ситуаций

Пережить нам предстоит:

Жизнь не только из оваций,

Жизнь из будней состоит.

Если вдруг в беду какую

Попадешь ты невзначай,

На спасателей надейся,

Но и сам не оплошай!

Пусть плоды уроков наших

Помогают вам везде!

Вы везде найдете выход:

В джунглях, космосе, в воде!

Если вы, ребята, вместе,

Вам задачки – не беда!

Начинаем состязанье!

Вы готовы, детки? Да!

Чтобы начать игру, нам необходимо организовать 3 команды спасателей. Как? Только самые внимательные и дисциплинированные смогут пройти отбор. Перед вами кроссворд. Спасателем становится тот, кто правильно ответит на вопрос.

Высказывают предположения

Учащиеся отвечают по поднятой руке на вопрос, решают кроссворд по теме «школьные предметы» на английском языке.

Л

И

А

Т

Н

Е

Г

Р

Ф

Л

А

Х

И

М

И

Я

М

А

Т

Е

М

А

Т

И

К

А

З

Й

У

У

Е

Б

К

С

З

Р

Х

Ж

У

К

Ы

А

Н

Л

И

Ф

К

О

Ь

Й

И

А

Б

И

О

Л

О

Г

И

Я

Т

З

О

С

Р

У

С

С

К

И

Й

Г

Т

Р

К

И

Н

Ф

О

Р

М

А

Т

И

К

А

Я

Р

 

З

И

 

О

Г

Е

О

Г

Р

А

Ф

И

Я

Правильно ответившие становятся спасателями, им вручается эмблема  с названием команды. Таким образом получается 3 команды по 5 человек.

На столе каждой команды бейджи с названием команды;  ролью в команде: капитан, спикер, контролер, секретарь; карточка-алгоритм работы в группе.

1 конкурс

Вот и появилось у нас три команды: SOS, STAR, SUPER. И в течение 5 минут они должны представить нам свои команды, расшифровав каждое слово в названии. (СОШ – средняя общеобразовательная школа)

Команды спасателей расшифровывают абравиатуры, (можно на русском, можно на английском языках).

Остальные у нас – команды спасающихся, т.к. человека нельзя научить – он может только научиться, человека нельзя спасти – ему можно только помочь это сделать. Вспомните Алексея Маресьева, барона Мюнхгаузена, героя рассказа «Любовь к жизни». А раз так  - значит за дело! Ваша задача - вставить пропущенные буквы во фразы.

Жюри из числа гостей оценивают работы, озвучивают впечатления. Если задание выполнено – на интерактивном табло фигурки спасателя и спасаемого передвигаются навстречу друг другу на одно деление.                                                

Остальные учащиеся делятся на 3 группы ,выбирая один из трех предложенных цветов.

Вставляют пропущенные буквы на карточке.

  • Д-рогу  -силит идущий.
  • Сп-сение ут-пающих – д-ло рук самих ут-пающих!
  • П-м-ги себе сам!
  • В-з-мемся за руки, друз-я, чтоб не пр-п-сть п-одиноч-е! 

Спасатели озвучивают названия, спасаемые представляют результат на слайде.

2 конкурс

Чтобы выстоять в жизненной ситуации, чтобы стать спасателем, надо быть …. А вот какими качествами должны обладать люди этой героической профессии, скажете нам сейчас вы! А чтобы ваши ответы не были голословными, вы должны их подкрепить литературными примерами (сообразительными как Джим Хоккинс).

Фронтальная работа с учащимися по поднятой руке. Жюри оценивает ответы, оглашает результаты, передвигаются фигурки. При оценивании желательно похвалить за полный аргументированный ответ.

Учащиеся по очереди называют качество, подкрепляя его литературным примером.

3 конкурс

Динамическая пауза

Я рада, что одним из качеств спасателя вы назвали ум, т.к. часто, чтобы спасти человека или людей, нужны не только быстрые ноги и сильные руки, но и ясная голова, крепкие знания. Давайте посмотрим, а насколько крепки ваши знания?!

Жюри оценивает ответы, оглашает результаты, передвигаются фигурки. Желательно оценить отдельно и литературную, и математическую составляющую.

Но даже в экстремальных ситуациях человеку необходим отдых. Давайте отдохнем!

Спасатели читают текст с заданием: узнай книгу, назови автора, реши задачу. 

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

«…Наступил декабрь, когда должны были взойти ячмень и рис. Против нашествия врагов было лишь одно средство: огородить весь участок плетнем. Возделанный мною участок был невелик, так как засуха на острове погубила почти весь урожай первого года. Надо было спешить, так как враги нещадно истребляли колосья. Через три недели изгородь была готова».  Найдите длину изгороди и площадь поля, если поле имеет форму прямоугольника размерами 100 шагов на 35. (Шаг Крузо примерно полметра)

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

« - Слушай, Билл, я вывихнул ногу!

Билл ковылял дальше по молочно-белой воде. Он ни разу не оглянулся. Второй смотрел ему вслед, и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». Какое расстояние будет между ними через сутки, если скорость раненого человека в 8 раз меньше скорости здорового (8км\ч), учитывая, что на отдых уходит треть суток. На сколько дней раньше доберется Билл до корабля, до которого 64 км?

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

 «Пять плотов гибко качались на волнах. Пассажиры спустились на нижнюю палубу. Капитан строго глядел на пассажиров.

 - Я объявляю, - сказал капитан крепким голосом: - Мы должны покинуть пароход…

 - Все? – спросил капитан.

 - Да. Без вас двести четыре человека! – крикнули снизу» .  Сколько было шлюпок, если на плот могли поместиться 5 человек, а в шлюпку 18 человек?

Спасаемые составляют по тексту выражение и считают удобно с применением закона.

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

 Каждый из пятнадцати колосьев  ячменя содержит 12 зерен. Каждый из двенадцати колосьев пшеницы содержит 35 зерен. Сколько колосьев можно посеять на следующий год, если удастся сохранить хотя бы половину?

Расшифруйте слово, укажите произведение, в котором упоминается это слово, и автора этого произведения.

2

5

120

304

500

2000

120

15*23     д

102:50    б

(92-82)3:2    о

103:20    е

300+100:52    ф

(16+24)2+202     р

121-112     д

Расшифруйте слово, укажите произведение, в котором упоминается это слово, и автора этого произведения.

700

2100

160

300

60

2500

495

90*25+10*25    н

3*10*2*5    е

180+250+120+150    с

134*21-34*21    а

(139+60)-39    л

119-(40+19)    р

51+52+53+54+55+56+57+58+59    о

Защищают свою работу: читают задачу, отвечают на вопрос, озвучивают ответ.

Выполняют зарядку для глаз, рисуя буквы и головой, и глазами

4 конкурс

Человек ест, чтобы жить или живет, чтобы есть? Но именно поиски хлеба насущного в экстремальной ситуации становятся самой главной задачей человека. А значит, спасатели должны предусмотреть и это. Перед вами таблички с названиями консервированных продуктов. Но вот беда: надписи сделаны на английском языке. Справитесь? Внимание, команды:

1 команда – ваши подопечные едят только фрукты;

2 команда – только овощи;

3 команда – у них аллергия на красные продукты;

А спасающиеся в это время упорно изучают иностранный язык: вдруг спасатели не говорят по-русски. Задача спасающихся найти соответствия между русскими, английскими и немецкими словами.

Жюри оценивает ответы, оглашает результаты, передвигаются фигурки. Желательно обратить внимание на важность иностранного языка в современном обществе, спросить спасаемых, обратили ли они внимание на схожесть слов. Могли ли «англичане» выполнить работу за «немцев» и наоборот?

Спасатели по одному подходят к столу и выбирают карточку с нужным продуктом.

(Карточки со словами  вперемешку лежат на столе)

ORANGE      PLUM     LEMON       PEAR        GRAPE       APPLE      PEACH       MELON     STRAWBERRY     APRICOT    KIWI  PINEAPPLE      WATERMELON      CUCUMBER      CABBAGE      PEA      POTATO      TOMATO    PORRIDGE    BREAD    CHEESE   BUTTER     SALAD     APFEL     BIRNE     PFLAUME    WEIN     PFIRSICH       GURKE     KOHL   BREI   BROT

Спасаемые устанавливают соответствие между русским, английским и немецким словом.  (наборы слов  - у каждой команды спасаемых)

МАМА                           UNCLE                           DIE TOCHTER

ПАПА                      GRANDFATHER                DER SOHN

ДОЧЬ                            MOTHER                        DIE TANTE

СЫН                             SISTER                    DER GROSSVATER

БРАТ                       GRANDMOTHER               DIE MUTTER

СЕСТРА                      AUNT                               DER ONKEL

БАБУШКА                 BROTHER                  DIE SCHWESTER

ДЕДУШКА                 DAUGHTER                    DER VATER

ДЯДЯ                           FATHER                  DIE GROSSMUTTER

ТЕТЯ                           SON                                DER BRUDER

5 конкурс

Но не хлебом единым жив человек. Иногда важнее доброе слово, дружеская поддержка. Ведь поэт сказал:

«Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести!»

И сейчас команды подбодрят друг друга телеграммами. Спасающиеся попросят помощи, спасатели поддержат их морально.

Команды получают рифмы стихотворных телеграмм                                                         Жюри оценивает ответы, оглашает результаты, передвигаются фигурки. 

Команды составляют стихотворную телеграмму с использованием данных слов:

  • Помните, держитесь, верьте, боритесь
  • Бегите, помогайте, спасите, выручайте

6 конкурс

Спасение совсем близко. Между вами только река. Следующий наш конкурс «Переправа». Спасатели получают карточки с ключевыми словами и должны задать спасаемым вопрос, на который те должны ответить.

Жюри оценивает ответы, оглашает результаты, передвигаются фигурки.

И вы можете воссоединиться.

Спасатели вытягивают карточки с ключевым словом, формулируют вопрос. Спасаемые отвечают на вопрос.

Команды соединяются, радуются, обнимаются.

Подведение итогов, рефлексия.

Вот и закончилась игра. Давайте попробуем ответить на главный вопрос урока: разве в жизненных ситуациях мы станем вспоминать: на каком же предмете нас этому учили?

Кто-то действовал чуть быстрее, кто-то знал чуть больше.

Но не это главное! Самое главное, чтобы вы всегда помнили:

Даже если пожар, наводнение, смерч,

Даже если еды не осталось ни крошки,

Должен каждый в себе человека сберечь,

Никому никогда не подставив подножки.

Ситуации всякие в жизни бывают,

Ты воспользуйся мудрым советом:

Настоящие люди проблемы решают,

И людьми остаются при этом!

На выходе из кабинета учащиеся оставляют смайлик в одном из «окошек»:

  • понравилось, полезно  
  • понравилось, но не полезно
  • не понравилось, но полезно
  • не понравилось, не полезно

Заслушиваются ответы команд.

Команды заполняют рефлексивную карточку, озвучивают. Звучат аплодисменты.

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------, потому что---------------.

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

«…Наступил декабрь, когда должны были взойти ячмень и рис. Против нашествия врагов было лишь одно средство: огородить весь участок плетнем. Возделанный мною участок был невелик, так как засуха на острове погубила почти весь урожай первого года. Надо было спешить, так как враги нещадно истребляли колосья. Через три недели изгородь была готова».  Найдите длину изгороди и площадь поля, если поле имеет форму прямоугольника размерами 100 шагов на 35. (Шаг Крузо примерно полметра)

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

« - Слушай, Билл, я вывихнул ногу!

Билл ковылял дальше по молочно-белой воде. Он ни разу не оглянулся. Второй смотрел ему вслед, и хотя его лицо оставалось по-прежнему тупым, в глазах появилась тоска, словно у раненого оленя». Какое расстояние будет между ними через сутки, если скорость раненого человека в 8 раз меньше скорости здорового (8км\ч), учитывая, что на отдых уходит треть суток. На сколько дней раньше доберется Билл до корабля, до которого 64 км?

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

 «Пять плотов гибко качались на волнах. Пассажиры спустились на нижнюю палубу. Капитан строго глядел на пассажиров.

 - Я объявляю, - сказал капитан крепким голосом: - Мы должны покинуть пароход…

 - Все? – спросил капитан.

 - Да. Без вас двести четыре человека! – крикнули снизу» .  Сколько было шлюпок, если на плот могли поместиться 5 человек, а в шлюпку 18 человек?

Решите задачу, укажите произведение и его автора.

 Каждый из пятнадцати колосьев  ячменя содержит 12 зерен. Каждый из двенадцати колосьев пшеницы содержит 35 зерен. Сколько колосьев можно посеять на следующий год, если удастся сохранить хотя бы половину?

Расшифруйте слово, укажите произведение, в котором упоминается это слово, и автора этого произведения.

2

5

120

304

500

2000

120

15*23     д

102:50    б

(92-82)3:2    о

103:20    е

300+100:52    ф

(16+24)2+202     р

121-112     д

Расшифруйте слово, укажите произведение, в котором упоминается это слово, и автора этого произведения.

700

2100

160

300

60

2500

495

90*25+10*25    н

3*10*2*5    е

180+250+120+150    с

134*21-34*21    а

(139+60)-39    л

119-(40+19)    р

51+52+53+54+55+56+57+58+59    о

Приложение 1

Карточки с названиями команд

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------,

потому что---------------.

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------,

потому что---------------.

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------,

потому что---------------.

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------,

 потому что---------------.

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------,

потому что---------------.

Такая форма работы нам -------

Мы работали -----------

Трудности вызвало-------------

Чтобы это преодолеть, надо---------

Хочется сказать комплимент------------,

потому что---------------.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

тема урока: «Сравнение отрезков. Длина отрезка», урок 12. класс: 5 общеобразовательный.программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович А.Г.

Эпиграф к уроку:"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их!»Д. Пойа программа Математика. 5 класс. Зубарева И.И., Мордкович ...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Программа летней практики "Юнный спасатель"для обучающихся 5-9 классов, на 48 часов

Программа «Юный спасатель» рассчитана на  двухнедельный курс обучения (48 часов) в период летней практики и включает в себя  лекционные и групповые занятия, экскурсии, практические занятия, ...

ктп по литературе 5 класс поФГОС 2021

КТП по литературе 5 класс по ФГОС 2021...