Программа внеурочной деятельности "Мастерская чувств" 1 класс
рабочая программа по теме

Баженова Ирина Владимировна

Эта программа - первый шаг к театру. А наш школьный театр – это свободное пространство, где человек может испытать самого себя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vneurochnoy_deyatelnosti_1_klassy.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

«Мастерская чувств»

(1 класс)

Пояснительная записка

Искусство сцены родилось в глубокой древности. В разные времена оно было призвано  развлекать,  воспитывать,  проповедовать. И с этими задачами театр справлялся – его возможности многообразны, а сила воздействия велика.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга.

Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.

 Федеральный государственный образовательный стандарт рассматривает внеурочную деятельность как обязательную часть образовательного процесса, которая обеспечивает возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие, воспитание и социализацию обучающихся, формирование универсальных учебных действий.

        Данная модифицированная программа художественно-эстетического направления «Мастерская чувств» разработана с учетом ФГОС НОО, в ее основе лежит программа И. Генераловой «Мастерская тела». При разработке программы внеурочной деятельности в первых классах учитывалась особенность данного компонента образовательного процесса: разнообразие предлагаемых видов деятельности, возможность «погружения» в нее, создание условий для осознанного самоопределения и добровольности участия.         Модульный подход к проектированию программы внеурочной деятельности позволяет поддерживать высокую мотивацию обучающихся. Они имеют возможность получить опыт театральной деятельности, постичь азы актерского мастерства через игру, осмыслить личные предпочтения и сделать выбор в дальнейшем какой деятельностью заниматься. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Актуальность программы заключается в том, что через знакомство и приобщение детей к театральному искусству обеспечивается совершенствование процесса развития  и осуществляется подъем духовно-нравственной культуры обучающихся.

Театр - искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого воспитанника - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей.

В основе программы лежит идея  использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Отличительная  особенность программы в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Цель: воспитание театральным творчеством человека высокой культуры путем развития воображения, фантазии, памяти, внимания и других психологических составляющих личности учащихся начальных классов

Задача: увлечь учащихся первых классов театральным искусством, а не научить актерскому мастерству в полном объеме этого понятия, показать все разнообразие его форм, увлекательность проникновения в тайны человеческих отношений, в мотивы поступков.

Задача в обучении учащихся первой ступени состоит в том, чтобы сформировать навыки образного мышления, через воплощение в театральной игре собственного литературного замысла. Через театральное творчество изучить общечеловеческие стереотипы поведения, сформировать способность к подражанию и сопереживанию.

Главной задачей уроков театра в первом классе является формирование навыков коллективной работы и тренировка произвольного внимания, воображения и пластической выразительности.

Необходимо организовывать уроки таким образом, чтобы дети имели возможность общения друг с другом, желание и интерес делиться с одноклассниками мыслями, знаниями и умениями.

Уроки театра должны погружать детей в присущую им стихию игры, придавая уроку привлекательность через интересный, веселый и творческий труд.

Большое внимание на уроках театра в первом классе должно отводиться театральным играм, которые должны развивать в учащихся полезные как для творчества, так и для учебы вообще определенные психологические структуры: внимание, воображение, фантазию, мышление и сообразительность, волю и память.

На первом этапе занятий всем сценическим упражнениям придается игровая форма. Это достигается введением в упражнения предлагаемых обстоятельств соревнования, сказки, известного детям жизненного события.

Одновременно со сценическими упражнениями на уроках проводятся так называемые режиссерские игры. «Режиссерские игры» — это игры ученика с куклами, в которых он является и аниматором куклы и режиссером придуманного им эпизода. Играя одновременно с несколькими куклами, придумывая им роли и озвучивая их, ребенок учится смотреть на события и взаимоотношения людей в них с различных позиций, мысленно ставя себя на место конкретных персонажей, придумывая по ходу игры и сюжет, и взаимоотношения персонажей, и диалоги.

На следующем этапе обучения «режиссерские игры» уступают место детским русско-народным играм и хороводам. Игры-хороводы — это театрализованные минипредставления или уроки-концерты, в которых дети по воле игрового действа и сюжета игры оказываются в определенных бытовых ситуациях, разыгрывают определенные взаимоотношения персонажей игры и вступают в речевое общение.

        

        По окончании первого класса учащиеся должны свободно вступать в речевое и игровое общение, уметь осмысливать предлагаемые учителем творческие манки (музыку, «выгородки», цифры и т.д.) и сочинять по ним бытовые и сказочные сюжеты, которые, в свою очередь, должны свободно разыгрываться в ролевой игре на сценической площадке. Кроме этого, они должны знать и уметь выполнять артикуляционную гимнастику, четко произносить скороговорки и чистоговорки для губ и языка.

Основное содержание программы «Мастерская чувств»

Тема 1. Уроки театра в школе

        Ознакомление учащихся с требованиями и содержанием уроков театра в школе. Творческий полукруг и дисциплина урока. Показ учащимся базы театрального кабинета (куклы, маски, макеты, костюмы, и т.д.). Беседа о театре как виде искусства. Игры с театральными куклами, реквизитом, костюмом и т.д.

Тема 2. Развитие ритмичности и согласованности

Игры в творческом полукруге

«Мое место в творческом полукруге»

а) на счет «раз» — все одновременно встают;

б) на счет «два» — хлопают в ладоши;

в) на счет «3–4–5–6» — все подходят к столу учителя;

г) на счет «7–8» — все разворачиваются лицом к своим стульчикам;

д) на счет «9–10» — хлопнуть два раза в ладоши;

е) на счет «11–12–13–14» — вернуться к своим стульчикам;

ж) на счет «15» — развернуться лицом к учителю;

з) на счет «19» — выдержать паузу;

и) на счет «20» — всем одновременно сесть.

Все должны выполнять упражнение одновременно, согласованно и без шума.

«Я вижу солнце»

а) на счет «раз» — все одновременно встают;

б) на счет «два» — взглянуть на «солнце», прижав ладонь правой руки ребром ко лбу;

в) на счет «три» — закрыть глаза ладонями;

г) на счет «четыре» — выдержать паузу;

д) на счет «пять» — всем одновременно сесть на стульчики, продолжая закрывать глаза ладонями;

е) на счет «шесть» — хлопнуть один раз в ладоши и положить их на колени.

Все должны выполнять упражнение одновременно, согласованно и без шума.

«Переходы в творческом полукруге»

а) по росту;

б) по цвету волос (от светлых к темным).

В начале упражнения все должны одновременно встать, а в конце — одновременно сесть.

«Парные цифры»

Рассчитаться по порядку справа налево, а затем слева направо. Учитель называет число. Парные числа меняются местами со стульчиками. Условие — одновременно, согласованно и без шума.

«Арифметические действия»

Рассчитаться по порядку справа и слева. Учитель называет простейшие арифметические действия, а парные «результаты» этих арифметических действий меняются местами со стульчиками. Условие — одновременно, согласованно и без шума.

«Приветствие»

Группа делится на две команды, которые садятся двумя линиями лицом друг к другу. Затем, поочередно, каждая команда выполняет следующие действия:

а) на счет «раз» — одновременно встать;

б) на счет «два» — продолжать стоять;

в) на счет «три» — хлопнуть один раз в ладоши;

г) на счет «четыре» — продолжать стоять;

д) на счет «пять» поклониться;

е) на счет «6–7» — продолжать стоять;

ж) на счет «восемь» — одновременно сесть.

Два раза упражнение выполняется под счет учителя, затем под «внутренний счет» учащихся. Условие — одновременно, согласованно и без шума. В игре должен поддерживаться дух соревнования между командами.

Развитие выразительности и пластичности рук

«Волна»

Построение — стайкой, стойка свободная. Исходное положение — правая рука вперед, кисть и пальцы вытянуты, ладонь повернута вниз. Техника исполнения. Расслабить руку в кисти, пальцах и локте, затем, чуть сгибая локоть, поднять кисть так, чтобы ладонь была направлена вперед. Двигать руку от себя, одновременно приподнимая кисть так, чтобы ладонь оказалась снова направленной вперед. Получается плавное отталкивание. Когда локоть будет вытянут, а кисть приподнята, надо опустить кисть так, чтобы рука оказалась в исходном положении. При выполнении движения отталкивания пальцы выпрямляются с некоторым напряжением. После разучивания этой техники правой рукой, надо выполнить то же левой.

Второй вариант. Выполнить то же, только руки направлены в стороны. При этом туловище и ноги покачиваются вправо и влево (ноги следует предварительно расставить).

Третий вариант. «Волна» исполняется по направлению вверх, четвертый — вниз.

«Тянучка»

Исходное положение — правая рука на уровне лица, локоть согнут, ладонь повернута к себе пальцами вниз, левая рука поднята, но кисть несколько ниже правой, локоть согнут, ладонь повернута от себя и пальцами вверх. Кисти надо поставить так, чтобы кончики пальцев соприкасались, а ладони были повернуты друг к другу. Затем обе руки двигаются одновременно, правая вверх, а левая вниз. Разойдясь примерно на 10–15 см, обе руки одновременно меняют направление движения — правая опускается, а левая — поднимается. Для выполнения такого движения надо повернуть правую кисть от лица, а левую к лицу. При сближении ладони пальцы должны скользить друг по другу, причем, левая поднимается вверх, а правая опускается вниз, затем они расходятся снова на 10–15 см. Далее повторяется то же движение: кисть левой руки идет снова вниз ладонью от себя, а правой — вверх, ладонью к себе. Амплитуда движения должна увеличиваться до 30–40 см; в третьем же исполнении амплитуда движений возрастает до 60–80 см. В четвертом – амплитуда должна быть предельно большой. При дальнейшем исполнении амплитуда движения некоторое время сохраняется предельно большой, но затем начинает постепенно уменьшаться и при последнем исполнении — такая же, как в начале.

«Змея»

Исходное положение — свободная стойка. Прямые руки подняты в стороны, кисти повернуты ладонями вверх (музыкальное сопровождение на три четверти). Плечи должны находиться в горизонтальном положении. При проигрывании первого такта предплечья поднимаются вверх; продолжая движение, надо поднести кисти почти к шее. В этот момент кисти сильно сгибаются в лучезапястных суставах, а пальцы должны быть согнуты так, чтобы третий и четвертый были прижаты один к другому, а второй и пятый соприкасались перед третьим и четвертым. Большой палец должен быть прижат к третьему и четвертому пальцам (в уголке между вторым и пятым). Кисть должна напоминать голову змеи. В пределах второго такта продолжается движение в локтях. Кисти проходят мимо плечевых суставов вниз — под мышку; в конце этого движения ладонь должна оказаться направленной вправо и несколько вверх. В третьем такте движение в локтевых суставах продолжается, руки выпрямляются, ладонями назад. В четвертом такте кисти разворачиваются ладонями вверх, пальцы и лучезапястные суставы расслабляются. При повторении движений кисти закрепощаются, пальцы сжимаются. При выполнении упражнения голова по очереди поворачивается то вправо, то влево. Туловище и ноги должны мягко колебаться в стороны в ритме движений рук.

Тема 3. Тренинг произвольного внимания

«Кто летает»

Учитель спрашивает, а учащиеся поднимают руки вверх, если «названное» летает.

Например: орел, божья коровка, змея, змей Горыныч, самолет, самокат, снег, ласточка, лампочка, снежная баба, стая птиц, стая волков и т.д.

«Знакомство»

Назвать (не подсматривая) имена троих впереди сидящих учеников, а затем свое имя. И так друг за другом.

Сесть спиной к «творческому полукругу» и назвать всех по имени справа налево.

Условия те же, что во втором варианте, только в «творческом полукруге» все поменялись местами. Водящий предварительно должен запомнить, кто где сидит.

«Кто в гостях?»

Учащиеся поменялись местами в «творческом полукруге». Водящий запоминает, кто где сидит. Затем, повернувшись спиной ко всем, ждет, когда кто-то из учеников пересядет на новое место («уйдет в гости»). Далее он должен определить «кто в гостях».

Тренинг слухового внимания

«Эй,.. ку-ку!»

По указанию учителя, ученик, сидящий в «творческом полукруге», зовет водящего, который сидит перед «творческим полукругом» спиной ко всем. Например: «Эй, Лена, ку-ку!». Далее водящий должен назвать имя того, кто его позвал.

«Кто стучится в дверь?»

По характеру стука, который воспроизводит учитель, учащиеся, осмыслив и сфантазировав его, придумывают «кто стучится в дверь» и с какой целью.

«Сочинение сказочной истории по нескольким (разнохарактерным) шумам», которые воспроизводит учитель.

Тренинг зрительного внимания

«Цветочный аукцион»

Кто больше назовет предметов какого-то определенного цвета, находящихся в классе. Цвет предметов называет учитель.

«Сыщик»

Описать по памяти «зрительный образ» товарища.

Описать по памяти «зрительный образ» какой-то мебели в классе.

Описать по памяти «зрительный образ» школьной столовой.

«Кто сменил позу?»

Все учащиеся, сидящие в «творческом полукруге», принимают какие-нибудь позы. Водящий запоминает их. Затем поворачивается ко всем спиной и в это время кто-то один меняет позу. Задача водящего найти того, «кто сменил позу».

«Найди свой стул»

Водящий зрительно запоминает свой стул. Затем он должен найти его среди других стульев. Несколько учеников запоминают свои стулья. Затем они должны найти их среди других стульев.

Тема 4. Тренинг речевой выразительности

«Артикуляционная гимнастика»

Гимнастика речевого аппарата (для губ, челюсти и языка).

«Скороговорки»

«Наша река широка, как Ока. Как Ока широка наша река».

«Пудель на блюде в буфете сидит».

«На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова. Отвори, Варвара, ворота, у двора на траве коли дрова».

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

«Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку…».

«Хоровое чтение»

Чтение небольших стихов:

Григоре Виеру

«Ежик и барабан»

1. С барабаном ходит ежик,                3. Очень яблоки любил он,        

Бум–бум–бум!                                Бум–бум–бум!

Целый день играет ежик,                Барабан в саду забыл он,

Бум–бум–бум!                                Бум–бум–бум!

2. С барабаном за плечами,                4. Ночью яблоки срывались,

Бум–бум–бум!                                Бум–бум–бум!

Ежик в сад забрел случайно,                И удары раздавались,

Бум–бум–бум!                                Бум–бум–бум!

5. Зайцы здорово струхнули,

Бум–бум–бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум–бум–бум!

«Стих в движении и в пластике»

Хоровое чтение небольших стихов. Соединение их с активным движением (прыжками, бегом, приседаниями, наклонами туловища, кувырками и т.д.), пластикой, раскрывающей содержание стихов.

Тема 5-6. Режиссерские игры

«Куклы-артисты»

Учитель выстраивает мизансцену из нескольких кукол и детской мебели. Учащиеся должны «осмыслить и сфантазировать» мизансцену и придумать сюжет истории.

Учитель меняет мизансцену. Учащиеся должны продолжить сюжет истории.

Учитель вводит в мизансцену новую куклу. Учащиеся должны развить сюжет дальше.

«Истории по трем мизансценам»

Осмыслить и сфантазировать каждую мизансцену и придумать историю.

«Сочиняем сказку»

Осмыслить, сфантазировать и сочинить сказку по нескольким мизансценам из кукол. Разыграть ее с куклами.

«Композиции на картине»

Сочинить сказку по композиции на картине. «Режиссерские игры» по придуманной сказке на картине.

«Словесное общение с куклой»

Рассказать кукле сказку, укладывая ее спать. Рассказать кукле о правилах дорожного движения, отправляя ее гулять.

«Рассказать историю от имени куклы»

Что с ней произошло на улице. О дне рождении подруги. О магазине игрушек.

Тема 7. Народно-хороводные игры

«Народно-хороводные игры»

Народно-хороводные игры — это театрализованные минипредставления, в которых участники, по воле сюжета игры и ее игрового действия, вступают в речевое общение, разыгрывая взаимоотношения персонажей в определенных бытовых ситуациях. Истоки и цели народно-хороводных игр. Элементы театрализации в народных играх и хороводах: эмоциональная выразительность, художественная конкретность и наглядность, сценический образ, наличие сюжета, пантомима и диалоги. Разучивание текста игры. Поиски речевой характеристики персонажей в речевом общении. Театрализация игры. Разучивание и закрепление пластической формы игры. Разучивание и закрепление игрового действия игры. Проведение народно-хороводной игры.

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание программы

Теория

Практика

Число

1.

Уроки театра в школе

1

-

2.

Развитие ритмичности и согласованности. Развитие выразительности и пластичности.

0,5

0,5

3.

Тренинг произвольного внимания. Тренинг слухового внимания. Тренинг зрительного внимания.

-

1

4.

Тренинг речевой выразительности.

-

1

5.

Режиссерская игра.

-

1

6.

 Режиссерская игра.

-

1

7.

Народно-хороводные игры

0,5

-

Всего:

2

4,5

Итого:

6,5

Диагностика

Фамилия, имя

Организация театрализованной деятельности

Техника и выразительность речи

Пластика и движение

Импровизация

Участие в инсценировке сказок

 Список использованной литературы

  1. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».
  2. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».
  3.  Г. Цыферов «Что у нас во дворе».
  4. М. Зощенко «Самое главное» (рассказы).
  5. П. Ершов «Конек - Горбунок».
  6. «Всё наоброт» Весёлые стихи Д. Хармса, Б. Заходера, С. Маршака, В. Берестова.
  7.         Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм)

Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.
  2. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.
  3. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
  4. Безымянная. О.Н., Школьный театр. -  М., 2001
  5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
  6. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.
  7. Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005
  8. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000
  9. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
  10. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997.
  11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.
  12. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
  13. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  14. Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М.,  2001.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Программа внеурочной деятельности, 5 класс.Проектная деятельность

Данная программа преднозначена для проведения занятий во второй половине дня с пятиклассниками из расчета 17часов в год....

Программа внеурочной детельности 5 класс НОУ ФГОС

Программа внеурочной детельности  5 класс НОУ ФГОС...

Программа внеурочной деятельности "Дружный класс"

Программа «Дружный класс» представляет собой комп­лексную нравственно-гражданскую программу, направленную на развитие устано­вок толерантности  у учащихся началь­ной школы. Включает в себя непоср...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...