Дифференциация обучения.
материал на тему

Шарипова Сагида Фаридовна

Повышение познавательной активности учащихся

через дифференцированное обучение на уроках математики.

 

Дифференцированный подход к обучению, целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют как структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи ученику в совершенствовании его личности и мотивации обучения, занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает и упорядочивает деятельность педагога, так как позволяет разработать методы обучения не для каждого обучаемого в отдельности, а для определенной категории  учащихся.  В процессе дифференцированного подхода педагог изучает и классифицирует различные качества личности и их проявление, выделяя наиболее общие, типичные черты характерные для данной группы, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи обучения.

Дифференциацию можно рассматривать с нескольких точек зрения.

  1. Процесса обучения (выбор форм, методов, приёмов обучения).
  2.  Содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся).
  3. Построение школьной системы (формирование различных типов школ и классов).

Существует два основных вида дифференциации:  уровневая и профильная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sharipova_s.f._differentsiatsiya_obucheniya.zip396.26 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение познавательной активности учащихся

через дифференцированное обучение на уроках математики.

Дифференцированный подход к обучению, целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют как структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи ученику в совершенствовании его личности и мотивации обучения, занимает промежуточное положение между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым учащимся. Он облегчает и упорядочивает деятельность педагога, так как позволяет разработать методы обучения не для каждого обучаемого в отдельности, а для определенной категории  учащихся.  В процессе дифференцированного подхода педагог изучает и классифицирует различные качества личности и их проявление, выделяя наиболее общие, типичные черты характерные для данной группы, и на этой основе определяет стратегию своего взаимодействия с группой и конкретные задачи обучения.

Дифференциацию можно рассматривать с нескольких точек зрения.

  1. Процесса обучения (выбор форм, методов, приёмов обучения).
  2.  Содержания образования (создание учебных планов, программ, учебной литературы и составления заданий, предъявляемых учащимся).
  3. Построение школьной системы (формирование различных типов школ и классов).

Существует два основных вида дифференциации:  уровневая и профильная.

Уровневая дифференциация.

Уровневая дифференциация заключается  в том, что, обучаясь в одном классе, по одной программе и учебнику, школьники могут усваивать материал на разных уровнях.

Условия, необходимые для успешной и эффективной уровневой дифференциации:

  1. выделенные уровни усвоения материала, в первую очередь обязательные результаты, должны быть открытыми  для учащихся;
  2. должны существовать определенные «ножницы» между уровнем требования и уровнем обучения.  Ученикам предоставляется одинаковый объём материала,  но предъявляется различный уровень усвоения материала (в том числе и обязательный минимальный);
  3. в обучении должна быть обеспеченна последовательность в продвижении ученика по уровням;
  4. содержание контроля и оценка знаний должны отражать принятый уровневый подход;
  5. добровольность в выборе уровня  усвоения и отчётности.

Для осуществления уровневой дифференциации можно избрать путь формирования мобильных групп учащихся.  В качестве показателя для распределения учащихся по группам можно избрать темп овладения материалом и способность самостоятельно применять усвоенные знания и умения.  Выделяют четыре уровня:

  1. высокий;
  2. средний;
  3. низкий;
  4. неуспевающих учащихся, отстающих в умственном развитии от сверстников и имеющих значительные пробелы в знаниях.

Организация дифференцированного подхода на различных этапах урока.

Первый этап.  Введение нового материала.

Два пути:  дифференцированный и проблемный.

Проблемный подход на трёх уровнях.

  1. Ученики самостоятельно ведут поиск.  Учитель указывает лишь результат и формулирует саму  проблему.
  2. Для другой группы. Учитель указывает на проблему, но не сообщает конечный  результат, ученики сами формулируют проблему.
  3. Учитель указывает на проблему и постепенно подводит учащихся к тому, что они самостоятельно усматривают её.

Второй этап.

А) Самостоятельная  работа учащихся по изучению нового материала;

Б)  Самостоятельная работа учащихся по применению изученной теории к решению задач.

Разделение по степени помощи со стороны учителя ученикам.

1 группа. Задание  и литература.

2 группа: а) задание, литература, план;  б) задание, литература, инструктаж.

3 группа. Задание, литература, план, инструктаж.

Степень помощи со стороны учителя увеличивается.

Основные группы дифференцированной помощи со стороны учителя:

  1. указание типа задач, правила, на которые опирается решение данного упражнения;
  2. дополнение к заданию в виде чертежа, схемы. И тут возможна дифференцированная помощь: рисунок, чертёж  без обозначений,  чертёж с обозначениями, и т.п.;
  3. запись условия в виде таблицы, графика, матрицы;
  4. указание алгоритма решения;
  5. приведение аналогичной задачи решенной ранее;
  6. указание хода выполнения подобного задания;
  7. предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение основной задачи;
  8. наведение на поиск решения с помощью ассоциаций;
  9. указание причинно-следственных связей, необходимых для выполнения задания;
  10. указание ответа, результата заранее;
  11. расчленение сложной задачи на ряд элементарных;
  12. постановка наводящих вопросов;
  13. указание формул, теорем на основании которых выполняется задание;
  14. предупреждение о типичных ошибках, неправильных подходах и т.д.;
  15. указание ошибки в чертеже, в вычислениях, постановке алгоритма работы,  в установлении зависимости и т.д.;
  16. использование вспомогательных дифференцированных карт (блоков информации по темам) различной степени помощи;
  17. использование опорных конспектов;
  18. использование рабочих тетрадей с печатной основой.

 Третий этап. Работа с учебником.

При работе с учебником задания, предлагаемые учащимся, также могут быть дифференцированными.  Например: одной группе предлагается прочитать теорему и выделить все шаги доказательства, другой – составить план доказательства, третьей  группе предлагаются задания с пропусками и т.п.  Можно при работе с текстом одной группе предложить составить вопросы к тексту, другой группе ответить на вопросы заранее приготовленные или составленные первой группой.

Четвёртый этап. Дифференцированный подход и контроль подготовки к уроку.

Для стимулирования подготовки учащихся к каждому уроку математики  рекомендуется  на каждом уроке математики проводить фронтальный письменный опрос отдельно по трем компонентам содержания:

  1. формулировки определений, теорем, правил и т.п. (по типу математических диктантов);
  2. по доказательствам;
  3. по решению задач (выполнению упражнений).

Систематически проводимые опросы класса будут предупреждать накопление пробелов в знаниях, приучать школьников к повседневной работе.  

Пятый этап.  Домашнее задание.

Дифференцированные домашние задания дают возможность более полно использовать возможности учащихся. Первое задание для всего класса, второе непосредственно связано с первым, но содержит некоторую дополнительную трудность.

Ориентация на обязательные результаты обучения постоянно поддерживают подготовку школьника на опорном уровне. Это позволяет ученику при возможности и возникновении интереса перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Каждый ученик работает на посильном для себя уровне трудности, что позволяет ему лучше осознавать ближайшие цели и задачи.

Способы организации учебной деятельности.   Уровневую дифференциацию можно организовать в разнообразных формах, которые существенно зависят от индивидуальных подходов преподавателя, от особенностей группы  учащихся, от их возраста и т.д. В качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование мобильных групп. Деление на уровни (группы) осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки. Работа этих групп может проходить в рамках обычных занятий. Их можно также временно выделить для отдельных занятий.  В первом случае целесообразно не ограничиваться дифференцированным подходом в процессе самостоятельной деятельности студентов, а варьировать характер работы групп в зависимости от этапа изучения темы, от потребности в помощи  учителя. Во втором случае целесообразно предусмотреть работу и с группами выравнивания, и с группами повышенного уровня, использовать  соответствующие   методики обучения.

     Уровневая дифференциация основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формировании на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними и учитывая свои способности, интересы, потребности,  ученик получает право, и возможность выбирать объём и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою нагрузку при обучении.

На самом деле, обществу не нужно так много людей, знающих, например, математику одинаково превосходно. Важно, чтобы подавляющее большинство владело математическими навыками, необходимыми в быту и общественном производстве, а какая-то часть общества знала математику на гораздо более высоком уровне.

Достижение обязательных результатов обучения становится при таком подходе тем объективным критерием, на основе которого может видоизменяться ближайшая цель в обучении каждого ученика.  Перестраивается в соответствии с этим содержание его работа. Его усилия направляются на овладение материалом на более высоких уровнях, или продолжается работа по формированию важнейших опорных знаний и умений. Именно такой подход приводит к тому, что дифференцированная работа получает прочный фундамент, приобретает реальный, осязаемый и для учителя, и для учащегося смысл. Резко увеличиваются возможности работы с сильными учениками, отпадает необходимость постоянно разгружать программы и снижать общий уровень требований, оглядываясь на слабых.

  Уровневая дифференциация является ведущим приёмом дифференциации, она предполагает не только дифференцированную работу в группах, но и подготовку дифференцированных заданий, то есть постоянном дополнении заданий “для всех” индивидуальными заданиями для каждого уровня. Базовый уровень определяется в форме образцов задач, которые  учащиеся  должны уметь решать. Такие задания выдаются учащимся в виде карточек.  

Необходимо отметить, что принцип выделения уровня обязательной подготовки как основы дифференциации обучения находит поддержку в мировом опыте. Каждой дисциплине устанавливаются минимальные, обязательные требования, представляющие собой государственный стандарт образования, соответствие которому даёт  ученику право на получение документа о соответствующем образовании.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ

ИОП "ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ "...

Технология разноуровневого (дифференцированного) обучения. Дифференциация обучения

Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоениецелого на различные части, формы, ступени. Дифференцированное обучение - это:1)...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Дифференциация обучения с использованием ИКТ для повышения качества обучения.

Дифференциация обучения с использованием ИКТ для повышения качества обучения....