"Основы учебного исследования" (7 класс)
элективный курс (7 класс) на тему

Мордань Наталья Юрьевна

Надпредметный элективный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadpredmetnyy_elektivnyy_kurs.docx67.04 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

надпредметного элективного курса

«Основы учебного исследования»

(7 класс)

Разработана учителем

 русского языка и литературы

ГОУ ЦО №879

Мордань Натальей Юрьевной

Москва 2012

Пояснительная записка

Приоритетное место среди ключевых компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования, предоставлено компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности можно определить как учебно-познавательную компетентность учащегося. Исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать у учащихся учебно-познавательную компетентность. Она как раз и содействует направлению усилий ученика на решение личностно интересной и социально актуальной проблемы.

Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Способность мыслить творчески, нестандартно, способность видеть проблемы окружающего мира важна для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания.

Особую актуальность эта задача получает в современном информационном обществе, которое отличается динамичностью и быстро увеличивающимся объёмом информации. Именно занятие исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации. В современном мире научные знания в значительной степени определяют жизнь человека и общества.

Под учебно-исследовательской деятельностью понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (в различных областях науки, техники, искусства). Она  предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановка проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

Главным смыслом исследования в сфере образования можно считать  то, что оно является учебным. Это означает, что на первый план выходит развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Приобщение учащихся к учебно-исследовательской работе – это не дань моде, а один из способов активизации саморазвития ребёнка: самореализации, самовыражения, самоутверждения. Главная проблема заключается в том, чтобы подготовить учащихся к научной деятельности, привить интерес к исследовательской работе и умение владеть методами наук как инструментами получения нового знания, а также обучать навыкам самостоятельной работы с различными источниками информации.

Предлагаемый элективный курс рассчитан на учеников 7-х классов, членов научного общества учащихся – добровольного творческого объединения мотивированных ребят, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области науки, учебного предмета, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством научного руководителя.

Цель курса – развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности, приобретение учащимися функционального навыка исследования.

Задачи курса:

- показать учащимся научное исследование как единую систему во взаимосвязи всех элементов;

- развить у учащихся способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал;

- сформировать представление о различных видах письменных научных работ, обучить основам оформления работ;

- научить работать с научной литературой, формировать библиографическую грамотность;

- познакомить учащихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;

- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

- развивать умение публичного выступления, ведения дискуссии, способствовать формированию культуры речи

        По окончании курса учащиеся должны знать:

- отличие научного знания от других видов — обыденного, лженаучного, паранаучного и т.п.;

- особенности формулирования темы исследовательской работы;

- основы организации работы с научной литературой;

- теоретические и эмпирические методы исследования;

- требования к оформлению результатов работы;

- способы и формы представления данных, полученных в ходе исследования;

- виды научных работ;

- критерии оценки исследовательских работ;

        уметь:

- выбирать тему исследования, обосновывать её актуальность;

- формулировать цели, задачи, выдвигать гипотезу исследования;

- выявлять объект и предмет исследования, определять возможные методы решения проблемы;

- подбирать литературу по исследуемому вопросу, проводить обзор литературы по теме исследования;

- применять информационные технологии при проведении исследования и оформлении полученных результатов;

- выступать с защитой исследовательской работы.

        Методическое обеспечение курса: занятия по элективному курсу «Основы учебного исследования» предполагают сочетание двух основных форм работы (лекционную и семинарскую) и использование материалов книги – Новожилова М.М. и др. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию. – М.: 5 за знания, 2006.

Семинарская часть  включает в себя различные технологии критического мышления, технологии, связанные с большой долей самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся. Текущий контроль основан на небольших работах проблемного характера и отслеживании хода работы над учебным исследованием.

        В ходе элективного курса учащимися будут выполнены работы: доклад, реферат или исследовательская работа. Представленные на защите работы получают только словесную оценку, так как курс нацелен на привитие интереса к научно-исследовательской работе, на развитие познавательной активности, творческих способностей учащихся, приобретение учащимися функционального навыка исследования.

        При проведении учебного исследования меняется и роль учителя. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Работа над учебным исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Тематический план (32 часа)

Тема

Часы

Форма занятий

Контроль

1

Наука и научное познание

2

Беседа, анкетирование

Анкета

2

Выбор темы

2

Практическое изучение образцов работ

Круглый стол

3

Предмет и объект исследования

1

Лекция

4

Цель, задачи, гипотеза исследования

2

Групповая форма занятия, интеллектуальные головоломки

Игра

5

Методы исследования

2

Лекция

6

Виды научных работ

4

Лекция, ознакомление с различными видами научных работ

7

Работа с информацией

5

Беседа, работа в библиотеке с каталогами, отбор информации по теме исследования

Составление плана работы, списка литературы

8

Применение информационных технологий в исследовании

4

Занятия в компьютерном классе по оформлению работы

Презентация

9

Оформление результатов работы

3

Практическое занятие

Оформление части работы

10

Подготовка публичного выступления

3

Тренинг

11

Защита работы

3

Выступление. Дискуссия

Защита работы

12

Итоговое занятие

1

Беседа, анкетирование

Анкета

Содержание программы

  1. Наука и научное познание

Отличие научного знания от других видов – обыденного, лженаучного, паранаучного…

        Наука – «это мышление в понятиях», в отличие от искусства, которое есть не что иное, как «мышление в образах».

        Понятие «наука» имеет несколько основных значений. Во-первых, под наукой понимается сфера человеческой деятельности, направленной на выработку и систематизацию новых знаний о природе, обществе, мышлении и познании окружающего мира. Во втором значении наука выступает как результат этой деятельности – система полученных научных знаний. В-третьих, наука понимается как одна из форм общественного сознания, социальный институт. В последнем значении она представляет собой систему взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки.

        Непосредственные цели науки – получение знаний об объективном и о субъективном мире, постижение объективной истины.

        Задачи науки:

1) собирание, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов;

2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания;

3) систематизация полученных знаний;

4) объяснение сущности явлений и процессов;

5) прогнозирование событий, явлений и процессов;

6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

        Не всякое знание можно рассматривать как научное. Нельзя признать научными те знания, которые получает человек лишь на основе простого наблюдения. Эти знания играют в жизни людей важную роль, но они не раскрывают сущности явлений, взаимосвязи между ними, которая позволила бы объяснить, почему данное явление протекает так или иначе, и предсказать дальнейшее его развитие.

        Правильность научного знания определяется не только логикой, но и обязательной проверкой его на практике. Научные знания принципиально отличаются от слепой веры, от беспрекословного признания истинным того или иного положения, без какого-либо логическогоего обоснования и практической проверки. Раскрывая закономерные связи действительности, наука выражает их в абстрактных понятиях и схемах, строго соответствующих этой действительности.

Анкета

  • Как ты решил, что будешь заниматься исследовательской деятельностью?
  • Что тебя побудило?
  • Был ли какой-нибудь пример в подобной деятельности?
  • Каковы твои первичные ожидания от исследовательской работы?
  • Каким ты представляешь своё участие и конечный результат?

2. Выбор темы

Обоснование актуальности темы. Темы широкие и узкие. Особенности формулирования темы исследовательской работы. Постановка проблемы

        Научная тема  – это сложная, требующая решения задача. Темы могут быть теоретическими, практическими и смешанными.Тема должна быть актуальной, то есть важной, требующей разрешения в настоящее время.

        Проблема – это сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью.

        Темы работ можно выбрать из любой содержательной области (предметной, межпредметной, внепредметной), проблемы – близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, в социальных, коллективных и личных взаимоотношениях. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

3. Предмет и объект исследования

Понятие предмета и объекта исследования. Структура работы

        При определении объекта и предмета исследования важно, что предмет – это не кусок, отрезанный от объекта, не его часть, а способ или аспект рассмотрения.

        Объект исследования – это то социальное явление (процесс), которое содержит противоречие и порождает проблемную ситуацию.

        Предмет исследования – это те наиболее значимые с точки зрения практики и теории свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат изучению.

        Структура исследовательской работы:

  1. Титульный лист
  2. Оглавление
  3. Введение
  • обоснование выбора темы (актуальность, новизна, научная и практическая значимость темы, степень её разработанности);
  • определение объекта и предмета исследования;
  • определение цели и постановка задач исследования;
  • методы исследования;
  • формулировка рабочих гипотез;
  • интерпретация основных понятий;
  1. Основная часть
  • принципиальный план исследования;
  • изложение основных процедур сбора и анализа материала;
  • высказывается и аргументируется свое мнение;
  1. Заключение
  • результаты исследования;
  • выводы;
  1. Список использованных источников
  2. Приложения (таблицы, графики и другие дополнительные материалы)

        Конкретное исследование осуществляется по принципиальному плану, который строится в зависимости от количества информации об объекте исследования. При составлении плана следует стремиться, чтобы: а) вопросы соответствовали выбранной теме и не выходили за ее пределы; б) вопросы темы располагались в логической последовательности; в) в него обязательно были включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования; г) тема была исследована всесторонне. План не является окончательным и в процессе исследования может меняться, так как могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения исследовательской задачи.

4. Цель, задачи, гипотеза исследования

Формулировка цели и конкретных задач исследования. Понятие гипотезы. Выдвижение гипотезы

        Цель исследования – это общая его направленность на конечный результат.

        Задачи исследования – это то, что требует решения в процессе исследования; вопросы, на которые должен быть получен ответ.

        Гипотеза – это мысленное представление обобщенных положений, основных идей, к которым может привести исследование.  После предварительного изучения фактов по выбранной теме можно сформулировать предположение о результатах исследования. Рассуждение при этом должно идти от следствия к причине. Гипотеза должна быть обоснованной и внутренне непротиворечивой.

        Игра – «Выдвижение и критика гипотез» по теме

«Воспитание самостоятельности у подростков в семье»

«Сколько нужно денег подростку для счастья?»

5. Методы исследования

Теоретические и эмпирические методы исследования

        Метод научного исследования – это способ познания объективной действительности. Способ представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций. В зависимости от содержания изучаемых объектов различают методы естествознания и методы социально-гуманитарного исследования. Методы исследования классифицируют по отраслям науки: математические, биологические, медицинские, социально-экономические, правовые и т.д. В зависимости от уровня познания выделяют методы теоретического, эмпирического и метатеоретического уровней.

        К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический, формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индукцию, дедукцию, аналогию) и другие.

Аксиоматический метод  –  способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств и затем по определенным логическим правилам из них выводятся остальные знания.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, то есть предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка (например, логики, математики,химии) и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей.

Анализ – это расчленение, разложение объекта исследования на составные части. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация.

Синтез – это соединение отдельных сторон, частей объекта исследования в единое целое.

Индукция – это движение мысли от фактов, отдельных случаев к общему положению. Индуктивные умозаключения «наводят» на мысль, на общее.

Дедукция – это выведение единичного, частного из какого-либо общего положения; движение мысли от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях. Посредством дедуктивных умозаключений «выводят» определенную мысль из других мыслей.

Аналогия – это способ получения знаний о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими; рассуждение, в котором из сходства изучаемых объектов в некоторых признаках делается заключение об их сходстве и в других признаках.

        К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, беседа,  тестирование, эксперимент, моделирование и т.д.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным. Результаты наблюдения могут фиксироваться в протоколах, дневниках, карточках, на кинопленках и другими способами.

Описание – это фиксация признаков исследуемого объекта, которые устанавливаются, например, путем наблюдения или измерения. Описание бывает: 1) непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта; 2) опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Сравнение – это сопоставление признаков, присущих двум или нескольким объектам, установление различия между ними или нахождение в них общего.

Счет – это определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства.

Измерение – это определение численного значения некоторой величины путем сравнения её с эталоном.

Методы опроса  –  опрос может проводиться заочно путем распространения, сбора и обработки анкет (анкетирования) либо очно в форме беседы с опрашиваемым (интервьюирования).

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных условиях, в ходе которого проверяется выдвигаемая гипотеза.

Моделирование  – это получение знаний об объекте исследования с помощью его заменителей – аналога, модели. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. На основании сходства модели и моделируемого объекта выводы о ней по аналогии переносятся на этот объект.

6. Виды научных работ

Обзор видов научных работ: доклад, творческая работа, реферат, исследовательская работа, научная статья. Составление тезисов работы

        Классификация творческих работ учащихся:

  1. Проблемно-реферативные  – работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных из разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.
  2. Экспериментальные – работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат, носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  3. Натуралистические и описательные – работы, представляющие собой наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.
  4. Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата. В процессе работы над проектом осуществляется коррекция исходной программы, необходимая для повышения эффективности достижения цели.
  5. Исследовательские – работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является неопределенность результата, который могут дать исследования.

Виды научных работ:

1.Реферат – это научно-исследовательская работа, представляющая

собой краткое изложение в письменном виде содержания научных трудов (монографий, учебных пособий, научных статей) по заданной теме. В реферате излагаются основные положения (идеи, решения, предложения и т.д.), содержащиеся в нескольких источниках, приводятся различные точки зрения, обосновывается свое мнение по ним.

2. Доклад – это устный текст, значительный по объему, представляющий собой публичное развернутое, глубокое изложение определенной темы. При подготовке доклада необходимо учесть время, отводимое на выступление. Поэтому написанный доклад следует не торопясь прочесть вслух. Если вы не уложились в установленное время, то придется доклад сократить, избавляясь от второстепенных положений и оставляя только самое главное, в первую очередь выводы. Текст доклада может быть написан полностью либо в виде тезисов. В последнем случае в логической последовательности записываются только основные мысли.

3. Стендовый доклад  – данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая легкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях. Для каждой исследовательской работы предоставляется стенд. Материалы, предназначенные для стендового доклада, могут быть предварительно оформлены на листе ватмана и прикреплены к стенду.

4. Литературный обзор – это краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении из различных источников. В нем указываются направления исследований, которые ведут различные ученые. Важно дать критическую оценку прочитанного и записать замечания, обратив при этом внимание на объективность суждений. В литературном обзоре нужно показать, что его автор знаком с областью исследования по нескольким источникам и способен поставить перед собой исследовательскую задачу. Подготовка литературного обзора помогает исследователю овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время научного доклада.

5. Научная статья –  научное сообщение небольшого объёма (около 8-10 страниц печатного текста с минимальным количеством графического материала), публикуемое в журнале или сборнике трудов, в котором излагаются материалы о состоянии научно-исследовательской работы.

6. Научный отчет – документ, содержащий подробное описание методики и хода исследования, его результатов, а также выводов, полученных в процессе научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работы. Назначение научного отчета – исчерпывающе осветить выполненную работу по ее завершении или за определенный промежуток времени.

7. Работа с информацией

Поиск, накопление и обработка информации. Научные документы и издания. Организация работы с научной литературой. Работа в библиотеке. Поиск литературы при помощи обычных и электронных каталогов. Энциклопедии, специализированные словари, справочники, библиографические издания, периодическая печать. Литературный обзор в исследовательской работе. Научный стиль речи

        Самостоятельная работа в библиотеке. Виды каталогов, отделы публицистики.

        Виды рационального чтения специальной литературы. Библиографическое, ознакомительное, изучающее чтение.

        Конспектирование: виды конспектов.

        Если изучается нужная, интересная публикация и требуется тщательная проработка текста, то при отсутствии возможности его скопировать составляется конспект – краткое, связное и последовательное изложение констатирующих и аргументирующих положений текста. Кратко и точно записываются определения, новые сведения, точки зрения автора публикации по спорным вопросам, приведенные им аргументы, цифровые данные, а также все то, что может быть использовано для работы. При этом рекомендуется в конспекте указывать номера страниц издания, на которых содержится необходимая информация, чтобы впоследствии можно было сделать ссылку на использованный источник. Чтобы на конспектирование затратить меньше времени, прибегают к различного рода сокращениям.

        Особенностью языка научной речи является подчеркнутая логичность. Эта логичность должна проявляться на различных уровнях: всеготекста, его частей и отдельных абзацев. Она характеризуется последовательным переходом от одной мысли к другой. В качестве средства связи между ними используются: вводные слова и предложения (как уже говорилось, как было отмечено); местоимения, прилагательные и причастия (этот, такой, названные, указанные); специальные функционально-синтаксические средства, указывающие на последовательность развития мысли (прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак), противительные отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее), причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того),  переход от одной мысли к другой (рассмотрим, рассмотрев, остановимся на..., перейдем к…, обратимся к…), итог, вывод (итак, таким образом, значит, подводя итог, как видим, в заключение отметим).

        Научный текст характеризуется точностью и однозначностью выражений (терминов), стремлением к объективности изложения материала. Ради объективности в тексте научного произведения личные пристрастия, эмоциональные моменты не отражаются. В работе следует избегать канцеляризмов, штампов, избыточных словосочетаний. Не украшают речь повторения, растянутые фразы с нагромождением придаточных предложений и вводных слов. Нужно писать понятно для других, без наукообразности и по возможности кратко.

8. Применение информационных технологий в исследовании

Оформление научной работы. Способы и формы представления данных. Компьютерная обработка данных исследования. Принципы работы с большими объёмами информации. Поиск информации в Интернет

        Развитие и широкое внедрение информационных технологий воздействует на все сферы современной жизни. Формируется новое общество, получившее название информационного: главными ценностями в нем становятся информация и знание.

        Современные информационные технологии открывают новые возможности для обработки и анализа текстов и предоставляют разнообразные средства создания, распространения, поиска и учета текстовой информации.

        Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей. Во время практической работы за компьютером можно получить навык составления таблиц и графиков, перевода данных из одной формы в другую, представление о том, какое программное средство более удобно в каждом из случаев, активизировать работу с базами данных и с глобальной сетью Интернет.

        С помощью программы PowerPoint можно создавать презентации для последующего показа во время защиты исследовательской работы. Презентация – эффективное наглядное средство сопровождения выступления. Вставка и форматирование текста, таблиц, диаграмм, автофигур, аудио, видео и звуковых файлов и осуществление связей между ними; дизайн слайдов – фон, шрифты; анимация – эффекты, переходы… – всё это возможно объединить и использовать в рамках одной программы.

Текстовые блоки

  • количество текстовой информации на слайде не должно превышать двух-трёх простых предложений или одного развёрнутого определения;
  • размер шрифта заголовков и основного текста должен отличаться: размер основного текста не должен быть менее 28-30 пунктов, заголовок должен быть крупнее и выделен;
  • не следует использовать избыточное количество выделений текста (курсив, полужирный, подчёркивание), типов шрифтов, а также злоупотреблять использованием прописных букв

Таблицы

  • таблицы можно делать как с помощью самого Microsoft PowerPoint, так и внедрять в презентацию уже готовую таблицу из другого редактора;
  • названия столбцов должны быть крупными, цифры – отчётливо видимыми;
  • ключевые данные выделять цветом;
  • так как обычно таблицы состоят из большого количества данных, лучше не внедрять их в презентацию, а использовать гиперссылку на отдельный файл с таблицей

Диаграммы

  • диаграммы можно делать как с помощью самого Microsoft PowerPoint, так и внедрять в презентацию уже готовую диаграмму из другого редактора;
  • не использовать больше одной диаграммы на слайде;
  • не следует загромождать диаграммы большим количеством показателей

Автофигуры

  • идеально подходят для создания различных схем;
  • в автофигуры можно добавлять текст

Аудио и видео

  • аудио- и видеофайлы физически не внедряются в презентацию, а хранятся на жёстком диске;
  • с осторожностью размещать аудио файлы – они отвлекает от речи выступающего;
  • следует учитывать время звучания звукового фрагмента и соотносить его со временем показа всей презентации или её фрагмента;
  • необходимо учитывать, что программа Microsoft PowerPoint поддерживает не все типы аудио- и видеофайлов

Изображения

  • изображения, используемые в презентации, непосредственно внедряются в неё; от их количества и качества зависит скорость работы презентации (чем больше изображений, тем медленнее она будет работать);
  • не следует использовать более 1-2 изображений на слайде

Гиперссылки

        Осуществление связей между слайдами внутри презентации, между разными презентациями, а также между PowerPoint и другими программами осуществляются с помощью гиперссылок. Это очень удобный инструмент, позволяющий более гибко управлять презентацией, тем самым значительно экономя время.

Дизайн слайдов

  • использовать фон, гармонирующий с цветом шрифта;
  • не использовать слишком тёмных или, наоборот, слишком ярких цветов;
  • не следует использовать более трёх цветов на одном слайде: один – фоновый, другой – для заголовков и третий – для основного текста;
  • в качестве фона можно использовать изображение

Анимация

  • не использовать большое количество эффектов анимации одновременно – это отвлекает;
  • анимацию можно применять не только к объектам, находящимся на слайде, но и к смене слайдов как таковой

9. Оформление результатов работы

Требования к оформлению результатов работы. Цитирование. Ссылки. Схемы и иллюстрации

        В результате теоретико-экспериментального анализа могут возникнуть три случая:

        1) установлено полное или достаточно хорошее совпадение рабочей гипотезы, теоретических предпосылок с результатами опыта. При этом дополнительно группируют полученный материал исследований таким образом, чтобы из него вытекали основные положения разработанной ранее

рабочей гипотезы, в результате чего последняя превращается в доказанное теоретическое положение, в теорию;

        2) экспериментальные данные лишь частично подтверждают положение рабочей гипотезы и в той или иной ее части противоречат ей. В этом случае рабочую гипотезу изменяют и перерабатывают так, чтобы она наиболее полно соответствовала результатам эксперимента. Чаще всего производят дополнительные корректировочные эксперименты с целью подтвердить изменения рабочей гипотезы, после чего она также превращается в теорию;

        3) рабочая гипотеза не подтверждается экспериментом. Тогда ее критически анализируют и полностью пересматривают. Затем проводят новые экспериментальные исследования с учетом новой рабочей гипотезы. Отрицательные результаты во многих случаях помогают выработать правильные представления об объектах, явлениях и процессах.

       После выполненного анализа принимается окончательное решение, которое формулируется как заключение, выводы или предложения. Необходимо кратко, четко, научно выделить то новое и существенное, что является результатом исследования, дать ему исчерпывающую оценку и определить пути дальнейших исследований. Обычно по одной теме не рекомендуется составлять много выводов (не более 5-10).

10. Подготовка публичного выступления

Композиция выступления. Использование наглядности. Риторика и культура речи

        Для изложения основных результатов исследования автору предоставляется 5-10 минут. В выступлении не должны озвучиваться чужие общеизвестные сведения, положения, определения, а следует кратко изложить понимание исследуемой проблемы, уделив большее внимание результатам собственного исследования.

В выступлении рекомендуется отразить:

        • обоснование актуальности темы;

        • характеристику объекта исследования;

        • основное содержание по главам;

        • обоснование предлагаемых мероприятий;

        • выводы и предложения.

        Содержание выступления может быть иллюстрировано. Иллюстративный материал должен подтверждать теоретические и практические выводы, представлять наиболее важные цифры, оформленные в табличной, графической или текстовой формах.

        Следование языковой (литературной) норме – основное требование к ораторской речи. Смысловое восприятие речи зависит прежде всего  от темпа произнесения. Если говорить быстро, слушатели не поймут, о чем идет речь. А ведь им нужно осознать поступающую информацию, то есть понять ее и запомнить основное содержание высказывания. Оптимальное условие легко воспринимаемой речи – это средний темп произнесения (примерно 100-120 слов в минуту). При этом наиболее важные в смысловом отношении мысли высказываются в замедленном темпе, второстепенная информация может даваться в убыстренном темпе. Иногда важную мысль целесообразно повторить.

        Очень важна для оратора сила голоса. Если он говорит тихо, его слышат только находящиеся рядом слушатели. До остальных суть его речи не доходит. В то же время чрезмерно громкий, а особенно крикливый голос вызывает раздражение, неприятие сказанного, и эффект выступления оказывается значительно сниженным.

        Иногда громкость голоса зависит от того, насколько правильно выступающий расценивает высоту своего голоса. По высоте голос может быть низким, высоким, средним, это зависит от природы. Главное, чтобы он был естественным.

        Обращая внимание на темп речи, силу и высоту голоса, оратор должен избегать монотонности. Можно сделать определенные смысловые акценты, меняя темп речи и силу голоса. Выступающий с речью должен обладать хорошей дикцией, то есть произносить слова четко и ясно.

        Оратор, свободно владеющий своим голосом, может выразить  различные чувства и переживания. Эти чувства и эмоции должны соответствовать содержанию его речи. Слушатели не усваивают до 30-40% интересующей их информации, если интонация оратора не соответствует содержанию его речи. Поэтому выступающий должен думать в момент произнесения речи только о ней и о своих слушателях, а не о посторонних вещах.

11. Защита работы

        Возможные критерии оценивания исследовательской работы:

  • Степень самостоятельности в выполнении различных этапов исследования;
  • Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;
  • Количество новой информации, использованной для исследования;
  • Степень осмысления использованной информации;
  • Уровень сложности и степень владения использованными методиками;
  • Оригинальность идеи, способа решения проблемы;
  • Осмысление проблемы исследования и формулирование цели работы;
  • Уровень организации и проведения защиты работы;
  • Владение рефлексией;
  • Творческий подход в подготовке объектов наглядности;
  • Социальное и прикладное значение полученных результатов.

12. Итоговое занятие

Анкета

  • Из какого количества этапов состоял процесс исследования?
  • Какие этапы были наиболее важными?
  • Какие этапы оказались самыми сложными? Почему?
  • Как ты понимал, что движешься в правильном направлении?
  • Как ты понимал, что у тебя всё получается?
  • Что ты делал, если что-либо не получалось?
  • Что было завершающим этапом исследования?
  • Как ты понял, что достиг цели?

        Результаты осуществления такого рода рефлексии обеспечивают существенный прирост в способностях к исследованию, обучению и развитию, а в конечном итоге – к качественно иной личностной самореализации.

Использованная литература

  1. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. – М: Издательский центр «Академия», 2000.
  2. Воровщиков С.Г. Азбука логического мышления: Учебное пособие для учащихся старших классов. – М: «Центральное издательство», 2005.
  3. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект // С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2007.
  4. Дереклеева Н.И.Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001.
  5. Новожилова М.М. Как корректно провести  учебное исследование: от  замысла  к  открытию // М.М. Новожилова, С.Г. Воровщиков, И.В. Таврель.  – М.: 5 за знания, 2007.
  6. Плигин А.А. Исследовательская деятельность школьников в модели личностно-ориентированного образования // Исследовательская работа школьников. 2005. №4.
  7. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТ-ДАНА, 1999.
  8. Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учеб.пособие  // Челяб. гос. ун-т. – Челябинск, 2002.
  9. Счастная Т.Н. Рекомендации по написанию научно-исследовательской работы  // Исследовательская работа школьников. 2003. №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)

Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - ...

Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием

Статья на тему:"Организация учебных исследований школьников на основе задач на построение с практическим содержанием"...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Учебное исследование "Этимология прилагательных в годонимике г. Тобольска" Автор исследования: Варакин Н. 6б кл.

АннотацияВ исследовании, целью которого являлось выявление исторически сложившихся причин названий - прилагательных в г. Тобольске, выдвигается гипотеза:  в истории развития города сложились усло...