Рабочая программа курса "Религии России" 8-9 классы
рабочая программа по обществознанию (8, 9 класс) по теме
Рабочая программа курса "Религии России" рассчитана на учащихся 8-9 классов. Состоит из следующих разделов: пояснительная записка, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-методический комплекс, Содержание программы учебного курса, тематическое планирование курса. Программа рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
гимназия №2
РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
на заседании кафедры Зам директора по УВР Директор МАОУ гимназии №2 обществознания
Протокол №_________ ____________С.В..Власова ______________Т.С.Калинина
«___» _________20____г. «___» ________ 20__ г . «___» ____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФГОС
Уровень обучения: основное общее образование
8-9 классы
Образовательная область: «Обществознание»
Учебный предмет: Религия России
Составители: учитель истории и обществознания
Власюк Л.А., высшая категория.
Нижний Новгород
2015-2016 учебный год
- Пояснительная записка
Современная ориентация российского образования на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании, восстановление в системе образования исторической и культурной преемственности определяют актуальность изучения в общеобразовательных учреждениях дисциплин религиоведческой направленности. Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание этическойкультуры, веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов
России. Находясь на стыке общегуманитарных дисциплин (всеобщей истории, истории России, обществознания и т.д.), этот курс имеет ряд отличий. Его специфика заключается в комплексном освещении исторических, мировоззренческих, культурологических, нравственных, обрядовых аспектов различных религий, распространенных в России,
особенностей их вероучения и организации.
Нормативные – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
- Приказ министерства образования и науки Российской федерации от 05.03.2004 №1089"Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования"
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2012 г. № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год»;
- Положение о рабочих программах учебных предметов
- Устава муниципального автономного образовательного учреждения гимназии №2
- Рабочая программа по курсу Религии России разработана на основе программы: В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин. Религии России: учебная программа и тематическое планирование курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – Мин-во образования Нижегор. обл., Нижегор. ин-т развития образования. – Изд. 4-е, испр. и доп. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2015. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений «Религии России», в двух частях, авторы- составители В. К.Романовский, Л. А. Гончар. – Н. Новгород: НИРО, ; 2013.
- Сроки и этапы реализации программы:
Программа курса «Религии России» реализуется в 8-х классах в течение двух учебных лет составляет 68 часов, 34 часов в год (1 час в неделю). В 9-х классах программа курса «Религии России» реализуется в течение одного учебного года и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Реализация курса может осуществляться также в течение 8-9 классов в объеме 1 час в неделю, общее количество часов 68 за два года обучения.
Рассчитанный на преподавание в 8-9 классах курс «Религии России» занимает особое место в образовательном процессе.
В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин. Религии России: учебная программа и тематическое планирование курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – Изд. 4-е, испр. и доп. –– Н.Новгород:
Нижегородский институт развития образования, 2015 г. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шилова, Н.С.Шамсутдинова Религии России: пособие для учителя Министерство образования Нижегородской обл., ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» / под общ. Ред. В.К. Романовского. – 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2012 г.
В.К. Романовский, Е.Г.Калинкина, Г.Б. Гречухин Религии России: поурочные разработки к учебному курсу для 8-9 классов - Нижний Новгород: ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», 2013, Контрольно-измерительные материалы по учебному курсу «Религии России» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений ∕∕ Мин-во образования Нижегор. обл., ГОУ ДПО «Нижегор. ин-т развития образования»; [авт. – сост.: В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин]. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010 г. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шамсутдинова
Религии России: хрестоматия по учебному курсу для общеобразовательных
учреждений / Нижегородский институт развития образовании – Н.Новгород, 2010 г.
В этом возрасте ученики уже вполне готовы и способны обсуждать сложные культурологические и нравственные проблемы, определять свои мировоззренческие позиции, воспринимать и осмысливать религиозную проблематику. Ведущим принципом преподавания курса "Религии России" является принцип историзма, позволяющий раскрыть условия возникновения и существования религиозных организаций в России, историческую последовательность смены форм религиозного сознания. Основные виды учебных занятий – уроки различного типа с обязательным использованием как лекций, так и практикумов, семинаров. Таким образом, формы организации учебного процесса традиционны для гуманитарных дисциплин: урок-лекция, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-практикум, урок- закрепление материала. Особенности учебного курса предполагают организацию текущего и итогового контроля за усвоением материала обучающимися.
В лекции учитель раскрывает основные положения изучаемой темы, объясняет термины, понятия, суть рассматриваемого вероучения, особенности культа и религиозной организации, присущие данной религиозной системе. При этом для концентрации внимания учащихся на
теме полезно использовать иллюстративный материал, карты-схемы, видео- и аудио-материалы. Учебный материал должен содержать необходимую информацию для последующей работы на уроках-практикумах. Урок-семинар призван способствовать развитию важнейших умений школьников: осознавать проблему, самостоятельно подбирать информацию, логически выстраивать аргументацию собственной позиции, выслушивать противоположное мнение и вести диалог; он предполагает самостоятельную подготовку учащихся по заранее заданной теме, работу с хрестоматией, выступление с докладами. Здесь особенно приветствуется инициатива и самостоятельная активность учащихся при выборе темы и подготовке
выступлений. Уроки-практикумы проводятся с целью приобретения школьниками новых
знаний, закрепления, расширения, углубления освоения ими основных проблем, понятий, тем, разделов курса, формирования навыков работы с различного вида текстами. Урок-экскурсия предполагает посещение религиозных исторических памятников и действующих храмов, в том числе виртуальные экскурсии в мечети, синагоги и т.п. Урок-закрепление материала может включать в себя различные сочетания форм контроля знаний: фронтальный опрос, тесты, контрольную работу, эссе, сообщения, доклады, мультимедийные презентации. Главное при этом -не допустить, чтобы контроль оказался проверкой убеждений, а не знаний школьника, ибо выбор мировоззренческой позиции (и это утверждено современным российским законодательством) не может навязываться при осуществлении школьного учебного процесса. Критерием же оценки должен быть прежде всего интерес учащихся к преподаваемому предмету.
Цель курса: формирование у учащихся устойчивых представлений обосновных религиях и религиозных объединениях России и содействие развития мышления, не допускающего возникновения конфликтного поведения на почве религиозной неприязни.
Задачи курса:
Образовательные:
- познакомить с правовыми основами отношений государства и религиозных объединений;
- способствовать формированию критического восприятия тоталитарных сект и религиозных направлений деструктивного характера;
- познакомить с основными религиями, распространенными на территории нашей страны, их местом во всеобщей и в российской истории, получают представление об основных религиях и религиозных объединениях России, об их роли в современном мире.
Развивающие:
- содействовать развитию мыслительных способностей учащихся, включающих в себя знания, умения и навыки таких гуманитарных дисциплин, как история, литература, культурология;
- формировать у учащихся позитивные жизненные мотивации, высокий моральный уровень и толерантное мышление;
- формировать у учащихся умение излагать и аргументировать собственные суждения о современных религиозных объединениях России.
Воспитательные:
- воспитывать религиозную терпимость на основе знакомства с основными принципами свободы совести;
- приобщать школьников к ценностям национальных культур народов России.
При работе над решением задач необходимо, с одной стороны, в доступной форме донести учащимся знания о существовании религии как части мировой культуры, расширить их представления об истории и основных этапах развития ведущих религий России, познакомить
школьников с религиозными культами, догматами, традициями, обычаями, с деятельностью основных религиозных организаций в нашей стране и области, с другой – способствовать формированию в школьной среде уважительного отношения к духовному богатству, созданному человечеством и народами России, через знания о религиях воспитывать у школьников навыки и умение жить в дружбе и согласии в многонациональной и многоконфессиональной стране, быть терпимыми и толерантными к носителям той или иной религиозной культуры.
- Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения курса «Религии России» учащиеся должны:
- усвоить информацию об основных религиозных организациях России;
- знать основы вероучения изучаемых религий, иметь представление об основных особенностях культа, его организации;
- знать основную терминологию и понятийный аппарат, относящийся к религиозным конфессиям;
- уметь ориентироваться в истории развития взаимоотношений различных религиозных организаций и групп на территории России (сравнительно-исторический аспект);
- уметь самостоятельно формулировать свою позицию;
- приобрести навык аналитического мышления в области изучаемого предмета;
- воспитывать веротерпимость, уважения прав и свобод сограждан, прав личности в духовной сфере в целом;
- развивать нравственные начала личности, этической культуры, уважения к традициям и обычаям народов России.
Формы и средства контроля
Контрольно – измерительные материалы входят в УМК учебного курса «Религии России». КИМы соответствуют программным требованиям и предназначены для определения уровня усвоения знаний учащихся по итогам каждого полугодия. Тестовые задания тематически разделены на четыре блока, в каждом из которых содержится учебный материал примерно одного полугодия. Они представлены двумя равнозначными вариантами и включают
разные типы заданий. Большинство из них базового уровня и рассчитаны на репродукцию знаний, то есть воспроизведение учебного материала через выбор одного верного ответа из нескольких предложений. Помимо этого, включены также тестовые задания на определение, пропущенное слово, выявление причинно-следственных связей и условий, вызвавших историческое событие, исключение из логического и общего ряда, на соответствие и соотнесение. Обобщающий урок в конце каждой темы может включать в себя различные сочетания форм контроля знаний: фронтальный опрос, тесты, контрольную работу, эссе, сообщения, доклады, мультимедийные презентации
- Учебно-методический комплекс курса Религии России включает в себя:
Учебно-методические средства обучения
Учебники, учебные пособия:
1. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин. Религии России: учебная программа и тематическое планирование курса для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011 г.
2. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шилова, Н.С. Шамсутдинова Религии России: пособие для учителя/ под общ. ред. В.К. Романовского. – 2-е изд., испр. и доп. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития, 2012 г.
3. Контрольно-измерительные материалы по учебному курсу «Религии России» для 8-9 классов общеобразовательных учреждений [авт. – сост.: В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин]. - Н.Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010 г.
4. В.К. Романовский, В.А. Сомов, Г.Б. Гречухин, Л.Н. Шамсутдинова Религии России: хрестоматия по учебному курсу для общеобразовательных учреждений. – Н.Новгород: Нижегородский институт развития, 2010 г.
Литература
1. Введение в общее религиоведение. – М., 2001
2. Галицкая И.А. Новые религиозные культы и школа: пособие для руководителей образования и учителей. – М., 2001
3. Закон Божий. – Н.Новгород, 2003
4. История религии: в 2 т. – М., 2002
5. История религий в России. – М., 2004
6. Радугин А.А. Введение в религиоведение. – М., 2001
Интернет-ресурсы:
1. http: ∕ ∕ buddhism.buryatia.ru
2. www.vatican.va
3. http: ∕ ∕www.tserkov.info
4. www.islam.ru
5. http:∕∕religion.ng.ru
6. www.patriarhia.ru
7. http://svetoch-opk.ru
8. http://religii-rossii.ucoz.ru
Перечень технических средств, необходимых для реализации
программы:
- Компьютер
- Проектор
- Интерактивная доска.
- Содержание программы учебного курса
8 класс
Тема 1. Религия в жизни человека.
Что такое религия. Религия как социально-духовное явление.
Классификация религий. Признаки религиозной веры.
Причины возникновения религии. Роль религии в жизни общества.
Мировоззренческая, компенсаторная, лигитимирующая, регулирующая функции религии.
Структура религии. Религиозное сознание и его уровни: религиозная психология и религиозная идеология. Религиозный культ. Религиозные организации.
Тема 2. Ранние формы религии.
Источники изучения первобытных верований. Захоронения. Ритуальные изделия. Наскальные изображения.
Условия и причины возникновения ранних форм религии.
Религия в первобытном обществе. Тотемизм – верование в «первопредков». Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы. Анимистические верования и обряды. Первобытная магия - вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм - вера в магические свойства предметов. Шаманизм.
Современные пережитки ранних форм религий.
Тема 3. Религии древних славян.
Археологические и этнографические источники изучения религии древних славян. Фольклор. Византийские и арабские нарративные источники.
Летописи.
Исторические условия возникновения языческой веры у древних славян.
Мифология природы. Календарные обряды и праздники. Общинные
земледельческие культы. Боги древних славян – олицетворение сил природы и жизненных явлений. Капища древних славян. Языческие традиции исовременность.
От язычества к православию.
Тема 4. Иудаизм.
Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Исторические условия возникновения иудаизма. Священные книги иудеев. Основы вероучения. Единобожие. Догмат о богоизбранности евреев. Мессианизм.
Особенности культа и религиозной организации иудеев.
Иудаизм в России. Современное состояние и распространение иудаизма.
Тема 5. Буддизм.
Исторические условия возникновения буддизма. Будда. Вероучение и культ буддизма. Карма. Сансара. Четыре великие истины. "Восьмеричный путь" спасения. Нирвана. Нравственные аспекты буддизма. Ахимса.
Основные направления буддизма (хинаяна, махаяна). Исторические условия появления буддизма в России. Современное состояние буддизма в России.
Тема 6. Христианство.
Возникновение христианства. Религиозные истоки. Общественно- исторические причины возникновения новой религии. Идейные предпосылки.
Основные христианские источники. Священное Писание христиан - Библия (Ветхий и Новый Завет).
Иисус Христос и его учение. Главные христианские заповеди и ценности.
Социальное и нравственное в христианстве.
Превращение христианства в мировую религию: основные этапы, важнейшие события. Вселенские соборы. Утверждение догматики и культа.
Символ веры. Таинства. Борьба против религиозных ересей.
Тема 7. Католицизм.
Раскол христианской церкви и возникновения католицизма.
Особенности вероучения, культа. Католическая догматика. Догматы о филиокве, чистилище, запасе добрых дел, непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры.
Канонические особенности.
Католическая церковная организация. Единый центр - Ватикан.
Социальная доктрина католицизма.
Католицизм в России.
Тема 8. Протестантизм.
Исторические условия возникновения протестантизма. Влияние идей эпохи Возрождения. Идеологи и лидеры.
Особенности вероучения и культа. Учение о спасении личной верой.
Принцип священства всех верующих. Исключительный авторитет Библии и право на ее самостоятельное прочтение.
Основные течения протестантизма. Лютеранство. Кальвинизм.
Англиканство. Баптизм. Адвентизм. Пятидесятники. Методизм.
Протестантизм в России: история и современность.
9 класс
Тема 1. Религия в жизни человека.
Что такое религия. Религия как социально-духовное явление.
Классификация религий. Признаки религиозной веры.
Причины возникновения религии. Роль религии в жизни общества.
Мировоззренческая, компенсаторная, лигитимирующая, регулирующая функции религии.
Структура религии. Религиозное сознание и его уровни: религиозная психология и религиозная идеология. Религиозный культ. Религиозные организации.
Тема 2. Ранние формы религии.
Источники изучения первобытных верований. Захоронения. Ритуальные изделия. Наскальные изображения.
Условия и причины возникновения ранних форм религии.
Религия в первобытном обществе. Тотемизм – верование в «первопредков». Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил природы. Анимистические верования и обряды. Первобытная магия - вера в возможность сверхъестественного воздействия на окружающий мир.
Фетишизм - вера в магические свойства предметов. Шаманизм.
Современные пережитки ранних форм религий.
Тема 3. Религии древних славян.
Археологические и этнографические источники изучения религии древних славян. Фольклор. Византийские и арабские нарративные источники.
Летописи.
Исторические условия возникновения языческой веры у древних славян.
Мифология природы. Календарные обряды и праздники. Общинные
земледельческие культы. Боги древних славян – олицетворение сил природы и жизненных явлений. Капища древних славян. Языческие традиции и современность.
От язычества к православию.
Тема 4. Иудаизм.
Иудаизм - национальная религия еврейского народа. Исторические условия возникновения иудаизма. Священные книги иудеев. Основы вероучения. Единобожие. Догмат о богоизбранности евреев. Мессианизм.
Особенности культа и религиозной организации иудеев.
Иудаизм в России. Современное состояние и распространение иудаизма.
Тема 5. Буддизм.
Исторические условия возникновения буддизма. Будда. Вероучение и
ульт буддизма. Карма. Сансара. Четыре великие истины. "Восьмеричный путь" спасения. Нирвана. Нравственные аспекты буддизма. Ахимса.
Основные направления буддизма (хинаяна, махаяна). Исторические условия появления буддизма в России. Современное состояние буддизма в России.
Тема 6. Христианство.
Возникновение христианства. Религиозные истоки. Общественно- исторические причины возникновения новой религии. Идейные предпосылки.
Основные христианские источники. Священное Писание христиан - Библия (Ветхий и Новый Завет).
Иисус Христос и его учение. Главные христианские заповеди и ценности.
Социальное и нравственное в христианстве.
Превращение христианства в мировую религию: основные этапы важнейшие события. Вселенские соборы. Утверждение догматики и культа.
Символ веры. Таинства. Борьба против религиозных ересей.
Тема 7. Католицизм.
Раскол христианской церкви и возникновения католицизма.
Особенности вероучения, культа. Католическая догматика. Догматы о филиокве, чистилище, запасе добрых дел, непорочном зачатии и телесном вознесении Девы Марии, о непогрешимости папы в делах веры. Канонические особенности.
Католическая церковная организация. Единый центр - Ватикан.
Социальная доктрина католицизма.
Католицизм в России.
Тема 8. Протестантизм.
Исторические условия возникновения протестантизма. Влияние идей эпохи Возрождения. Идеологи и лидеры.
Особенности вероучения и культа. Учение о спасении личной верой.
Принцип священства всех верующих. Исключительный авторитет Библии и право на ее самостоятельное прочтение.
Основные течения протестантизма. Лютеранство. Кальвинизм.
Англиканство. Баптизм. Адвентизм. Пятидесятники. Методизм.
Протестантизм в России: история и современность.
Тема 9. Православие.
Православие - восточное христианство. Его особенности и
распространение.
Принятие Русью христианства. Общественно-исторические причины
христианизации Руси. Первые христианские общины на Руси. "Повесть временных лет" о выборе веры. Крещение Руси. Распространение христианства на территории Древней Руси. Проблема "доверия".
Древнерусская литература и православие.
Значение христианизации в судьбе русского народа.
Особенности православного вероучения и культа. Принцип соборности.
Православные таинства, обряды и богослужение. Праздники.
Православные святые. Святые земли Нижегородской. Варнава Ветлужский. Макарий Унженский. Серафим Саровский.
Монастыри и монашество на Руси. Храмостроительство.
Основные этапы эволюции Русской православной церкви. "Киевский"
период (990-1325). "Московский" период (1325-1721). Концепция "Москва -
Третий Рим". Учреждение патриаршества. Раскол русской православной
церкви. Никон и Аввакум. "Петербургский" период (1721-1917). Священный
Синод. Секуляризация церковных земель. РПЦ в советский период (1917-1991). Православие в современной России.
Система организации и управления РПЦ.
Социальная доктрина православия. Церковь и политика.
Тема 10. Ислам.
Исторические условия и причины возникновения ислама. Идейные истоки ислама. Пророк Мухаммед. Распространение ислама.
Идейные истоки и вероучение ислама. Священная книга мусульман Коран и Сунна. Шариат - свод норм и правил мусульман. Принцип единобожия в исламе. "Пять столпов" ислама. Джихад.
Основные направления в исламе. Шииты. Сунниты.
Организация и управление. Социальная доктрина ислама.
Ислам в России: история и современное состояние.
Тема 11. Нетрадиционные культы. Секты.
Нетрадиционные культы и секты: сущность, признаки, классификация.
Причины и цели возникновения. Социальная база. Организация.
Религиозно-мистические организации. «Христианские» культовые объединения. Группы и секты психолого-терапевтической направленности.
Нетрадиционные религии на территории Нижегородской области.
Тема 12. Государство и религия на современном этапе.
Вероисповедная политика Российского государства.
Свобода совести и вероисповедания в светском государстве. Основные
трактовки свободы совести.
Государство и религия на современном этапе. Вероисповедная политика российского государства. Модели государственно-конфессиональных отношений. Светское и религиозное образование.
.
- Тематическое планирование учебного курса «Религии России»- 1 вариант
8 класс
Название тем, разделов | Количество часов |
Тема 1. Религия в жизни человека | 3 |
Тема 2. Ранние формы религии | 3 |
Тема 3. Религия древних славян | 3 |
Тема 4. Иудаизм | 5 |
Тема 5. Буддизм | 4 |
Тема 6. Христианство | 6 |
Тема 7. Католицизм | 4 |
Тема 8. Протестантизм | 5 |
Итоговое повторение | 1 |
Итого | 34 |
9 класс
Тема 1. Православие | 19 |
Тема 2. Ислам | 9 |
Тема 3. Нетрадиционные культы. Секты | 3 |
Тема 4. Государство и религия на современном этапе. Вероисповедная политика Российского государства. | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Итого | 34 |
2 вариант
9 класс
Название тем, разделов | Количество часов |
Тема 1. Религия в жизни человека | 4 |
Тема 2. Ранние формы религии | 4 |
Тема 3. Религия древних славян | 3 |
Тема 4. Иудаизм | 4 |
Тема 5. Буддизм | 4 |
Тема 6. Христианство | 5 |
Тема 7. Католицизм | 4 |
Тема 8. Протестантизм | 4 |
Итоговое повторение | 2 |
Тема 1. Православие | 19 |
Тема 2. Ислам | 9 |
Тема 3. Нетрадиционные культы. Секты | 3 |
Тема 4. Государство и религия на современном этапе. Вероисповедная политика Российского государства. | 2 |
Итоговое повторение | 1 |
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/01/picture-248702-1433186021.jpg)
Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/17/picture-284933-1424199265.jpg)
Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.
1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:• Федерального закона ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000905-1516786027.jpg)
Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)
Пояснительная записка Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...