Главные вкладки

    Хороший урок в рамках ФГОС.
    статья на тему

    Панурина Елена Вениаминовна

    Учитель всегда находится в поиске.Современный лозунг "Образование на протяжении всей жизни" заставляет искать новые подходы к уроку, как элементу структуры образовательного процесса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление на курсах повышения квалификации по теме «Хороший урок в рамках ФГОС, требования к нему».

    Учитель I квалификационной категории МБОУ СОШ №23 г. Казани

    Хороший урок– тот,
    где царит творческая обстановка,
    взаимопонимание и юмор,
    где ученики охотно вступают в диалог
    с учителем и друг с другом,
    где дети стремятся думать…

              Учитель всегда находится в поиске. Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
              Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.

    В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
                      Какие требования предъявляются к современному уроку:
    • хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
    •учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
    •урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
    • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
    •вывод делают сами учащиеся;
    •минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
    •времясбережение и здоровьесбережение;
    •в центре внимания урока - дети;
    •учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
    • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
    •планирование обратной связи;
    • урок должен быть добрым.
    При планировании  урока необходимо обращать внимание на принципы педагогической деятельности:
    •свобода выбора (в любом  обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
    •открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
    • деятельности (освоение учениками учебного материала преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
    • идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
    •обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).


           Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
    Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

            Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя  и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
          Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если ещё до недавнего времени больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями стандартов  упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
           Множество плюсов имеет групповая форма работы: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и  выступить с сообщением.

             «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

              При планировании  уроков,  также необходимо  обращать внимание на  дидактические  требования  к  современному  уроку: четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом:
    •требований к результатам освоения основной образовательной программы;
    • требований  к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
    •требований  к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

             Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:.  При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.  Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования.  Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях.

           Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие.

            ФГОС  вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми  требованиями  перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

              Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
    • возраста ребенка;
    • специфики учебного предмета;
    • меры сформированности УУД учащихся.
              Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы: 
    • предъявить противоречивые факты, теории;
    • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
    • использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».

           При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными,  познавательные и коммуникативные компетенции.
    Структура  современных  уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
            Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
    • проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении, заставили новый  ФГОС  существенно изменить портрет выпускника начальной школы.
    • если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя в среднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
    • таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые  ФГОС  вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности в начальной школе и в первую очередь учителя, обеспечивающего ее.
          Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный фактор, без которого новые  требования  ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
               Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
                Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счет своего умения быстро перестраиваться  и изменяться.

    . Можно обозначить лишь некоторые из проблем, которые требуют обсуждения и являются на сегодняшний день дискуссионными.

     Современный хороший урок уникален, он имеет свое неповторимое «лицо», в нём представлены

    разнообразные методические находки: игры, методы, приемы, средства, стратегии, тактики и даже технологии.

    В хороший урок вложено много труда, энергии, творчества, профессионализма.  Хороший урок  является культуроориентированным, продуктивным, развивающим,  современным.

         На современном  уроке используются  тхнологии деятельностного типа

    • Метод проектов
    • Технологии проблемного диалога (дебаты), продуктивного чтения и реконструкции текста
    • Информационные и коммуникационные технологии
    • Технология развития критического мышления
    • Исследовательская и экспериментальная деятельность
    • Технология анализ производственных ситуаций
    • Технология оценивания образовательных достижений (портфолио)


    Предварительный просмотр:

    Формирование у обучающихся умения учиться.

    Учитель I  квалификационной категории МБОУ СОШ №23 г. Казани  Панурина Е.В.

    Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В

    связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования

    обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного

    присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Формирование умения учиться, или способность к самостоятельной продуктивной деятельности, предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая

    1)мотивы (игровые, познавательные, учебные мотивы);

    2)учебную цель;

    3)учебную задачу

    4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль, оценка и самооценка).

    В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

    Именно несформированностью учебных действий психологи объясняют несформированность учебно-познавательной мотивации, низкий уровень любознательности и активности учащихся, трудности планирования своей деятельности и проблемы школьной адаптации, хроническую неуспешность, эмоциональную усталость, рост девиантного поведения.

    В рамках ОО «Искусство» несформированность учебных Действий находит своё выражение в неготовности многих учащихся к саморазвитию творческой деятельности в условиях перехода из начальной в основную школу.

    Основной круг проблем учащихся:

    -недостаточное знание основ художественной культуры;

    -отсутствие визуально-пространственного мышления;

    -отсутствие мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность.

            Проблема организации преемственности обучения затрагивает, несомненно,все звенья существующей образовательной системы.По мнению учителей-практиков, слабым местом художественного и музыкального образования является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность обучающихся к успешному включению в творческую деятельность более продвинутого уровня. Очевидно, что вышеперечисленные трудности особенно ярко проявляются на переходных (кризисных) этапах в развитии школьника. Предподростковый кризис (10-11 лет) соответствует 4-5 классам

            Действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности включаются в блок регулятивных действий. Это:

    -целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

    -планирование —определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; -составление плана и последовательности действий; прогнозирование -предвосхищение результата .

    Показатели сформированности способности к целеполаганию:

    -Количество целей для каждой из сфер жизнедеятельности.

    -Содержание цели.

    -Контроль цели.

    -Перспектива на определённый временной интервал

            В формировании умении учиться важную роль играет саморегуляция, которая выполняет свою функцию посредством уровня притязаний, задающих систему требований, которые сам человек предъявляет к себе. Посредством  оценки необходимо информировать ученика о выполнении им программы и предоставлять ему обратную связь, с тем, чтобы сделать предметом освоения трудные для учащегося вопросы, стимулировать учение (сосредотачиваться более на том, что ученики знают, чем на том, чего они не знают; отмечать малейшее продвижение; ориентировать ученика на успех; содействовать развитию позитивной самооценки). Для реализации указанной задачи предполагается использовать метод «стратегии формирования успеха».

    Основные функции системы оценки:

    -ориентация на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы

    -обеспечение эффективной «обратной связи», позволяющей осуществить управление образовательным процессом


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day"

    Разработка урока в рамках ФГОС для учащихся 5 класса по теме : \'\'Victory Day ""...

    Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

    Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

    Конструирование урока в рамках ФГОС II поколения

        Во все времена урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Современный урок в рамках ФГОС  призван фор...

    Календарно-тематическое планирование 3 класс – 68 уроков.В рамках ФГОС с УУД.

    Календарно-тематическое планирование 3 класс – 68 уроков. №п/пДата№ урокаТема урокаЭлементы содержанияЛексико-грамматический материалПланируемые...

    Самоонализ урока в рамках ФГОС

    Самоонализ поможет учителю проанализировать урок в рамках ФГОС...

    Самоонализ урока в рамках ФГОС

    Самоонализ поможет учителю проанализировать урок в рамках ФГОС...

    Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.

    На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....