Историческая духовность русской культуры
план-конспект занятия (11 класс) на тему

Токарева Мария Алексеевна

Открытый урок

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

Форма урока: урок-конференция.

Цели:

Обучающие:

  • создать условия для понимания исторической духовности русской культуры;
  • обеспечить установление учащимися межпредметных связей.

Развивающие:

  • создать условия для развития у учащихся умений:

        а) отстаивать свою точку зрения;

        б) рассуждать;

        в) развивать монологическую речь;

        г) самостоятельно работать с источником;

        д) создавать презентации.

  • создать условия для творческой самореализации.

Воспитательные:

  • воспитание чувства любви и уважения к русской культуре;
  • воспитание истинного патриотизма, любви к Богу и человеку, обогащение духовного мира обучающихся через приобщение к нравственным ценностям;
  • воспитание духовно-нравственных идеалов у подростков, формирование национального самосознания;
  • создать условия для эмоционального восприятия посредством художественно-творческой деятельности учащихся.

Место проведения: актовый зал, классы 11, 12 А, 12 Б.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • презентации (духовность, о разрушении храмов, русский язык, русская литература, архитектура),
  • музыка (Бах, Шопен, Вивальди, Православные песнопения, Молитва оптинских старцев),
  • видеофрагменты (Молитва оптинских старцев, разрушение и восстановление памятников России),
  • Интернет ресурсы,
  • Большая советская энциклопедия. М., 1996 г.,
  • Панов Б.Т. Лингвокультурологические размышления над лингвокультурологическими задачами в русском языке. Липецк, 1992 г.,
  • Скачкова В.П. Региональная культура для учащихся 6-7 классов. Липецк, 2008 г.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя (учитель литературы Приладных З.В.)
  2. Философское размышление о понятии духовности (учитель истории Токарева М.А.)
  3. Истоки православия (Рель А.)
  4. Стихотворение Жигулин «Из российской истории» (Новгородов В., Якунин Д.)
  5. О разрушении храмов России (Аксенова Г.)
  6. Русский язык и православие (Шевцова А., Хрюкин Д., Буток К.)
  7. Духовность русской литературы (Шляхова В.)
  8. Духовное наследие поэтических творений А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны», М.Ю. Лермонтов «Молитва» (Чапыгов Е., Зернова Л., Рель А.)
  9. В репризе видеофрагмент «Молитва оптинских старцев»
  10. Архитектура Липецкой земли (Стюфляев С., Шевцова А., Хрюкин Д.)

Подведение итогов с участниками конференции

  • Как вы понимаете, что такое духовность?
  • Об одной святой равноапостольной вы услышали из сообщения докладчика, что вы можете вспомнить о других равноапостольных женщинах?
  • Почему в период советской власти происходило разрушение храмов?
  • Что вы знаете о древнерусских просветителях Кирилле и Мефодии?
  • Кто по духу из писателей вам близок, почему?
  • Что такое благодать и сила благодатная?
  • Кто такой праведник?
  • Что значит быть духовным, человечным для вас?
  • Каковы сейчас общечеловеческие ценности?
  • А ходите ли вы в храм?
  • Что значит для вас молитва, какие молитвы вы знаете?

  1. Объявляется тема

Эпиграф

Прекрасен мир, где царствует добро,

Прекрасен мир, где торжествует разум,

Где мысль, и жизнь, и чувства – все светло,

И дух любви объединяет сразу.

  1. Что такое духовность?

Духовность – свойство природы самого человека, это то уникальное, исключительное, важнейшее, что отличает человека от других самых высокоразвитых живых существ.

Дух – это храм человека, и если дух свят, то он как бы захватывает все существо человека, и тело становится храмом. Мы знаем, что человек теснейшим образом связан с мирозданием. Так вот, особенность человека, делающая его трагическим царем мироздания, заключена в духовном начале, которое ему присуще, даровано.

Библия учит нас, что духовность человека заключается в том, что он есть образ и подобие Творца.

Духовность в православном понимании – это та высокая степень личного внутреннего развития, которая, принимая все, высшей ценностью считает вечную жизнь своей души в полном соответствии с волей Божией.

Почему духовность часто отождествляют с религией?

Известный ученый В.И. Вернадский был глубоко убежден, что именно от религии происходят все вообще духовные проявления человеческой личности; с религией и только с ней связаны все формы духовности.

Действительно, религиозные искания вносят в земную жизнь высший смысл, и в отождествлении религии и духовности есть определенная логика.

Первое. Понятие «духовность» почти совпадает с «духовным началом» как всем самым лучшим, светлым, возвышенным, что есть в человеке. А потому «духовность» всегда позитивна, всегда положительное явление.

Второе. «Духовное начало» рассматривается как нечто, связывающее и роднящее человека с Богом и божественным миром. В свою очередь и религия есть отражение такой связи с Богом.

  1. Княгиня Ольга стала первым правителем Киевской Руси, принявшем православие, и, таким образом, предопределила принятие православия всем древнерусским народом. Это произошло в 955 году в Константинополе. Таинство крещения над нею совершил Патриарх Константинопольский Феофилакт, а восприемником стал сам император. Имя русской княгине наречено было в честь святой царицы Елены, обретшей крест Господень. Патриарх благословил новокрещенную княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего древа Господня с надписью: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня». По возвращении из Византии Ольга ревностно несла христианское благовестие язычникам, стала воздвигать первые христианские храмы: во имя святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга основала город Псков; там ей было видение трех светоносных лучей с неба, и на том месте был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.

В 1547 году Ольга причислена к лику святой равноапостольной. Такой чести удостоились еще только 5 святых женщин в христианской истории. Что значит равноапостольная? Т.е., ее приравняли к апостолам, а апостолы – вернейшие ученики Христа. И Ольга равна апостолам по значению.

В 988 г. Киевский князь Владимир, внук Ольги принял решение крестить Русь. В крещении Владимировом зародилась Церковь, храмы, новое мышление и было положено начало всего того, что сегодня связывается с древнерусской культурой и духовностью – по выражению историка Л.Н. Гумилева: «победа православия подарила Руси ее тысячелетнюю историю».

  4. стихотворение

  5. О разрушении храмов

Веками формировавшиеся традиции, культура, образ бытия были разрушены и попраны. Новые власти предпринимают усилия по изменению внутреннего, культурного облика русского человека, где не существует национальной культуры, всем народам навязывалась одна идеология, прежние традиции искоренялись и подвергались критике. Конечной целью было создание общества атеистов, враждебно воспринимающих всякие проявления духовности. Удар был нанесен в самое сердце русской культуры и духовности – Русской Православной Церкви. Рушили храмы, расстреливали священнослужителей, оскверняли святыни.

Несмотря на почти столетнее давление безбожной идеологии, атеизма русский народ выстоял, сохранил свой духовный стержень.

Внешняя культура личности определяется ее внутренней культурой. А внутренняя культура вырастает из духовного. Наша общая задача возродить русскую культуру, национальные качества нашего народа.

А что такое русская культура? Это и архитектура, и скульптура, и живопись, и православие, и богатство русской литературы и русского языка.

   6. Русский язык и православие

Изучая язык, мы, прежде всего, изучаем историю, культуру, традиции и обычаи народа, который на нем говорит. «Язык» и «нация» - слова – синонимы, так считал Ф. М. Достоевский. Ему, гениальному философу, принадлежит мысль, что православие и есть «наш русский социализм», а русский человек – «значит православный». Таким образом, изучая русский язык, нельзя обойти стороной духовный мир русского народа, православную мораль, православные святыни, историю славянских народов.

Сегодня мы вспоминаем, откуда наши письмена, откуда книги, библиотеки и школы, откуда произошло литературное богатство Руси «Велика ведь бывает польза от учения книжного!» - восклицал древнерусский летописец. И мы, учась по книгам, читая книги пожинаем плоды прекрасного сеяния древнерусских просветителей, воспринявших письменность от первоучителей славян – Кирилла и Мефодия.

В языке содержится культурная, историческая информация о народе, его нравах, обычаях, традициях, психологии. Язык отражает внутренний мир человека и даже целой нации. Язык – это и есть народ. Уже Гераклид Эфесский (VI – V вв. до н.э.), греческий философ, полагал, что язык, в частности слово, является вместилищем знания. Позже эту идею развивали Платон и Аристотель. Дискуссия о социальности языка, взаимодействии языка и действительности продолжается вплоть до нашего времени.

Передовые отечественные лингвисты исходили и исходят из принципа неразрывной связи изучаемого языка с соответствующей национальной культурой. Так, К.Д. Ушинский писал: «В языке одухотворяется весь народ и вся родина, в нем претворяются творческой силой природного духа в мысль и звук небо отчизны, ее воздух … ее леса и реки … в светлых прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной отчизны, но и вся история духовной жизни народа».

    7. Духовность русской литературы

Поэтому наиважнейшей задачей общества является богатство православной культуры, стремление указать путь духовного поиска и самосовершенствования, путь открытый и ясный для каждого человека. И именно русская литература может помочь этому.

Русская литература пронизана библейскими мотивами и темами, проповедью добра и милосердия, служения людям. По правильному замечанию А.М. Горького, «русская литература была очень сильна своим демократизмом, своим страстным стремлением к решению задач социального бытия, проповедью человечности, целомудренным отношением к женщине, глубоким интересом к жизни народа. О тесной связи нашей литературы и жизнью человека, его мыслями и переживаниями, мучительными поисками Истины говорят произведения великих мыслителей – Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, М.А. Булгакова, А.И. Солженицына и многих других.

Проникнуть в душу человеке, заронить в нее семя Добра, Красоты, Любви, Милосердия помогает, прежде всего, поэзия. В основу замечательных поэтических творений А.С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.С. Гумилева, А.А. Ахматовой и многих других положены молитвы, сказания, сюжеты и притчи великой книги Мира – Библии.

В стихотворении А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны», созданном в 1836 году, полностью включена молитва дней печальных великого поста Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…».

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух  смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

8. Духовное наследие поэтических творений А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны», М.Ю. Лермонтов «Молитва»

 «Отцы пустынники и жены непорочны», по глубокому убеждению поэта, «сложили множество божественных молитв, //Чтоб сердцем возлетать во области заочны, //Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв». «Отцы пустынники» - это знаменитые в истории церкви слагатели песнопений, святые мудрецы, к которым относится Иоанн Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. К этому ряду принадлежит и православный сирийский поэт и проповедник Ефрем Сирин, живший в III веке и названный пророком. «Жены непорочны» - это Мария, мать Христа, и мироносица Мария Магдалина, искупившая свои грехи постом и молитвой. Черты их характера очень близки поэту. Это великий поэтический дар способность «укреплять» свои сердца, «возлетать во области заочны», праведно жить «средь дольных бурь и битв».

М.Ю. Лермонтов

Христос есть любовь. Жить в любви (во Христе) – это путь заповеданный Спасителем мира. Это и есть истина, ибо любовь имеет Тождественное происхождение и является источником жизни и земной, и вечной.

Послушайте поэтическое творение М.Ю. Лермонтова «Молитва».

В минуту жизни трудную

Тесниться ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомнение далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Даже странно, что это Лермонтов: ни горечи, ни иронии, ни сарказма. И рассказ о самом сокровенном – о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни обращается к Богу.

Главные слова в этом стихотворении – «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» - связаны с верой, с христианской традицией.

Для русского  верующего человека, слово благодать – очень важное в христианском вероучении понятие. Благодать – это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. «Просвещающая» благодать замечательна тем, что оное, как дар Бога, может излиться на каждого – независимо от его заслуги поступков. Благодать – это обещание спасения души. Для спасения же к божественному долгу человек должен прибавить свою веру, свое покаяние. Поэтому сила благодатная – это сила, несущая человеку надежду на спасение.

Две последние итоговые строчки – предложения безличные: и верится, и плачется и дважды повторенный заключительный аккорд – так легко, легко. Автор передает ощущение существования двух разных полей – человеческого и высшего, божественного.

Не только М.Ю. Лермонтов в религии находил вдохновение, душевное спокойствие, но и Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, И.С. Тургенев и многие другие.

Они посещали обители, монастыри, церкви. Одним из таких мест является Оптинская пустынь.

  1. В репризе видеофрагмент «Молитва оптинских старцев»

  1. Архитектура Липецкой земли

И как не поклониться святым местам на нашей Липецкой земле, которые являются частичкой огромной России.

«Архитектура – тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания». Н.В. Гоголь.

Волшебной тайной овеяна история родного края, большой и малой Родины. Легенды, древние летописи, старые храмы доносят до нас историю былого. «о светло и красно украшенная земля Русская!

Многими красотами ты нас дивишь! Городами великими, селами чудными, храмами церковными… Всего ты исполнена земля Русская», так с любовью к земле нашей говорил неизвестный поэт, автор «Слово и полку Игореве».

Много талантливых сынов и дочерей дала наша родная Липецкая земля, немного архитектурных памятников осталось в нашей области, тем невосполнимее потери, тем ценнее сохранившиеся, дошедшие до нас.

Длительное время в Ельце существовало предание об основании монастыря князем Федором после победы в Куликовой битве. Однако первое упоминание о Троицком монастыре в документах относится к 1592 году.

Повторно о нем говорится в 1618 году. Первоначально обитель была деревянной и находилась на высоком мысу правого берега Ельчика при его впадении в Быструю Сосну.

Сейчас идет возрождение древнего памятника архитектуры и православия. Еще одним памятником является Древне – Успенская церковь – самый древний храм города Липецка. Расположена она на улице Салтыкова – Щедрина, бывшая Монастырка, получившая такое название по монастырю.

Она построена в XVII – начале XVIII века и несмотря на долгие годы, сохранила свою первозданную красоту и обладает невероятной притягательной слой.

Невозможно пройти мимо, не полюбовавшись изящной церковью, которая очень живописно смотрится на склоне холма.

Храм стоит над святым источником, где явилась чудотворная икона Божией Матери. Она знаменита многочисленными чудесами исцелениями и почитаема за пределами Липецка.

Часовня святых апостолов Петра и Павла построена в 1872 году в память 200-летия со дня рождения Петра Великого на месте первой городской церкви Христова.

В 1768 году был составлен проект Знаменской церкви в селе Вешаловка знаменитым архитектором Василием Ивановичем Баженовым. Вероятно, строительство осуществлялось под руководством другого архитектора, и было закончено в 1784 году.

«План Знаменской церкви представляет трехчастную схему русского храма с колокольней, которая связана с церковью переходом, арочного типа, являющимся входом в храм…

…В архитектуре церкви Знамения налицо своеобразный художественно-обобщенный сплав древнерусских архитектурных форм и новых форм классики…

В этом заключается гений зодчего Баженова В.И.».

И, наконец, наш красавец – Задонск.

Стоит город на берегу реки Дон, где в него впадает речка Тешевка, давшая первое название слободе.

В 30-х годах XVIII века развернулось большое строительство каменной церкви с главным престолом, во имя Сретения Владимирской иконы Божьей Матери.

С XIX века ведется строительство полного ансамбля Задонского Богородицкого мужского монастыря.

К началу XX века Задонский монастырь представлял собой целый городок, состоящий из 6 храмов, колокольни, дома для странников и паломников, больницы, аптеки, церковноприходской школы, двух кирпичных и одного свечного заводов. Монастырь занимал седьмое место в России

Сейчас монастырь восстанавливает свои старые традиции и способствует возрождению православия в России.

…Задонск – цветы и зелень, и колокольный звон,

И звонко птичьи трели звучат со всех сторон.

Задонск – песок и камни, и плеск донской волны,

И вкусными грибами леса твои полны!

И выси поднебесья пронзают тополя.

Ты, словно песня, Задонская земля!

Роман Воробьевский, уроженец города.

Во время торжеств в Задонском Богородицком монастыре по случаю 225 – летия со дня преставления святителя Тихона Задонского 26 августа 2008 года выступая перед журналистами, губернатор Олег королев сказал: «Пусть каждый себя спросит – отвечает ли он званию отца, матери, брата, сестры, дедушки и вообще высокому званию человека, его предназначению по учению святителя Тихона. Вот после этого, заглянув в себя, мы становимся немного чище, глубже, честнее, добрее, деятельнее – значит, мы идем правильной дорогой – путем многих поколений, которые до нас приходили к задонскому Чудотворцу».

Липецкая газета от 27 августа 2008 года.

Своим сияньем, светлая Россия,

Ты наполняешь нашей жизни дни,  

Вновь купола сияют золотые,

И колокол божественно звенит….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Российские храмы - основа национальной культуры и духовности русского народа"

Урок по истории искусств детской школы искусств пробуждает у учащихся интерес к истории родного края, духовной красоте предков. Цель урока: актуализировать знания учащихся о истории родного края, позн...

Круглый стол "Пр.Сергий Радонежский.Историческое значение для развития русской культуры"

Цель урока: понять величие духовного  подвига Преподобного Сергия Радонежского  для духовной жизни России, проанализировать его деяния.Задачи:образовательная: способствовать формированию поз...

Дополнительное образование, как пространство для формирования духовных основ русской культуры.

Доклад: Дополнительное образование, как пространство для формирования духовных основ русской культуры....

Межпредметные связи в изучении предметов «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», «Литература» и «Русский язык»

Эксперимент по введению нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России и светской этики», проводимый в нашей школе, стал для нас интересным опытом, которым мы хотим поделиться с ...

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности «Основы духовно-нравственной культуры» «Сказочный музей» ( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Да. Региональный компонент )

Музейный урок по курсу внеурочной деятельности«Основы духовно-нравственной культуры»«Сказочный музей»( знакомство с историческими источниками микрорайона Кучур-Дарегиональный к...

Духовно-нравственный потенциал уроков « Истории православной культуры земли Смоленской» и « Основ духовно-нравственной культуры народов России» как средство раскрытия способностей школьников

Тема одаренности детей,  их поддержка является в педагогике особенно важной в последнее время. Одаренные дети-это наше будущее, и от них мы ожидаем больших достижений....