Учитель как режисер и постановщик урока
статья на тему

Михайлова Екатерина Валерьевна

О педагогическом  мастерстве учителя

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchitel_kak_rezhiser_i_postanovshchik_uroka.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель как режиссер и постановщик школьного урока

     Проектируя и реализовывая замысел любого урока, школьный педагог  должен выступать не только в роли преподавателя, передающего знания, но и в роли режиссера-постановщика своего урока.

   Творчески работающий педагог, выступая режиссером  урока, должен «раскрасить» тот вариант, который предложен автором методического пособия или создать свой замысел, сценарий урока, исходя из реальных условий, из состава обучаемого контингента учащихся, их  образовательного уровня.

    Педагогическая режиссура – это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом; это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного, обладающего определенным художественным единством педагогического процесса. Каждый урок, разработанный учителем,  представляет собой  оригинальное педагогическое  произведение.

В роли режиссера педагог как бы сводит воедино два мира: мир, который представлен в конспекте и мир живого урока.

   Поэтому, планируя предстоящее общение, выбирая возможные подходы к уроку, учитель начинает свое взаимодействие с учениками задолго до самого урока. Педагог определяет, что будет говорить он и предполагает возможные ответы детей.  Написание своеобразного сценария урока предполагает искусное построение логики взаимодействия людей, умение строить социально-ценностное отношении к изучаемому объекту, организацию нравственного воздействия на учеников, выделение основных по мысли и силе эмоционального воздействия эпизодов урока, их гармоничную компоновку. Таким образом, учитель составляет  композицию урока.

   Композиция урока складывается из таких составляющих, как:

  • определение основной идеи, направленности урока и общего замысла воплощения;
  • выделение основных событий урока, темпа работы, «интриги» и «эмоциональной завязки» в начале, средств подчеркивания кульминации урока;
  • вычленение приемов создания благоприятной атмосферы и гармоничности.

      Приемы построения урока во многом схожи с приемами построения композиции художественного произведения.

   В уроке можно увидеть:

      экспозицию, цель которой – настроить учащихся на восприятие,

     завязку – постановку актуальной проблемы,

     основную часть – развитие мысли, приводящее к кульминации,  

     заключение развязку.

     В разработке замысла взаимодействия с учениками педагог является режиссером и постановщиком и  двигается от осознания целей взаимодействия, сверхзадачи урока через отбор содержания и постановки конкретных задач к мысленному проигрыванию педагогических ситуаций, определению средств настроя учеников на работу, привлечение и удержание их внимания.

   Искусство создания и воплощения замысла урока заключается в способности педагога как творца понять, что на уроке является лишним и избавиться от ненужного, оставив только то, без чего нельзя обойтись.

   При этом педагог должен обладать мастерством, изяществом, вкусом, особым умением держать себя, чувством меры,  и ценить бесценную возможность общаться и учить общению.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...