Педагогическое противодействие негативным последствиям использования электронных образовательных ресурсов.
статья на тему

Чернышев Эдуард Николаевич

В статье-размышлении автор пытается выделить негативные последствия использования ЭОР и  педагогические коррекционные действия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya1e.chernyshev_ito_2014.docx26.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ   ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ   НЕГАТИВНЫМ ПОСЛЕДСТВИЯМ    ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ   РЕСУРСОВ

Чернышев   Эдуард  Николаевич (eduardlawl@yandex.ru)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 (МБОУ СОШ № 3), город Красный Сулин

Аннотация

 Использование ЭОР традиционно рассматривается как процесс, имеющий только  позитивные последствия. Систематические исследования влияния ЭОР на личностное развитие его участников не проводятся, а  результаты фрагментарных – отрывочны и не валидны. Значительная часть школьных педагогов не учитывает негативные последствия использования ЭОР, не формирует систему  педагогических противодействий…

Тезисы доклада

Использование  (ЭОР) традиционно рассматривается  как  средство повышения  эффективности обучения, свидетельство современности и  научности образования.  

Широко использую  ресурсы  http://www.egeru.ru/,  http://uztest.ru/,  http://fipi.ru,  где пробное тестирование  проводится в онлайн-режиме, организую контроль обученности. Здесь имеется более 13000 задач по всем разделам школьной математики. Программа сайта http://uztest.ru/ автоматически формирует индивидуальные задания. В открытом банке ЕГЭ по математике (http://mathege.ru; http://fipi.ru) каталог систематизирован по заданиям, по содержанию, по умениям. При использовании   сайта   http://interneturok.ru    школьники имеют возможность прослушать объяснение новой темы, многократно обращаясь к  трудным для восприятия моментам, а затем  пройти тренировочные тестирования различного уровня сложности. Помощниками в нашей работе стали страницы сайта http://www.alleng.ru: «К уроку математики», «Решение задач по математике», «Экзамен по математике», «Математика абитуриентам», «Формулы по математике», «Учебники, справочники, пособия».  

Массовое и разнообразное  использование ЭОР в учебном процессе заставило меня   выделить  показатели негативного влияния  этих ресурсов  на формирование  у обучающихся  ключевых компетенций.  К таким негативным последствиям относится следующее:

  1. Постоянное и многократное предъявление  готовых  «уплотненных»  (и кем-то без участия школьника «осмысленных») информационных систем (презентаций, таблиц, схем…) приводит к нивелирование способности обучающихся самостоятельно  формировать информационные фреймы -  «сгустки» информации.
  2. Возрастающая при использовании ЭОР скорость    и объем информации вызывают  испуг перед большими объемами информации, трудности в  ее восприятии и осмыслении; появляется привычка воспринимать  информацию на семантическом, а не на смысловом уровне.
  3. Использование он-лайн  тестирования, где, как правило, требуется получить и внести  только ответ,  формирует  пренебрежение школьников к  логическим обоснованиям и  совершенствованию   способов решения; к тому же, учитель не видит за готовым ответом  особенностей решения, а, значит, -  не может диагностировать пробелы  в предметных действиях.
  4. Подавляющее использование ЭОР снижает интерес к учению? Да, это ожидаемо, т.к.  со временем исчезает эффект новизны, вследствие чего снижается уровень познавательной мотивации, особенно у  левополушарных школьников.
  5. Массовая практика использования ЭОР вне образовательной технологии  или сложившейся группы методов   приводит к  снижению  влияния этих приемов на  развитие компетентностных характеристик личности школьника,  деформации  индивидуальных стилей  познавательной деятельности всех участников образовательного процесса; актуализируется  практика, в которой  ЭОР  и процесс его использования становятся   главным предметом  изучения.

Педагогические противодействия  (антимеры)  указанным негативным последствиям должны быть ориентированы на  формирование опыта  творческого и  эффективного использования ЭОР в образовательном процессе. Использую следующие антимеры: 1.Вовлечение обучающихся в процесс создания информационных фреймов, опорных схем, графических форм знания.  2.Создание условий для восприятия больших объемов информации (в т.ч., - информационных текстов, графических изображений); работа по классификации информации на существенную и несущественную, на установление причинно-следственных связей объектов и явлений.  3.Расширение практики выполнения  максимально подробных обоснований в решениях предметных задач.  4.Использование периодов «ЭОР-тишины», когда  эти ресурсы некоторое время вообще не используются. Считаю оптимальным, когда ЭОР используется один раз в течение 3-4 уроков.  5.Использование ЭОР для постановки условий, влияющих на возникновение познавательной проблемы у каждого ученика: предъявление провокационных  выводов, решений, умозаключений…

Поиск педагогических противодействий позволяет оптимизировать образовательный процесс, повысить  востребованность и эффективность использования ЭОР.

Литература

  1. http://ret-prog.do.am/publ/shkola/ikt_v_shkole/
  2. http://www.profile-edu.ru
  3. Воронкова О. Б. - Информатики: методическая копилка учителя  - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  4. Роберт И.В.- Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) // 2-е издание, дополненное. – М.:ИИО РАО, 2008.
  5. Трайнев В.А., Трайнев И.В.. - Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации): Учебное пособие /— 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка с использованием электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе. Урок-игра «Торги на бирже: ПОКУПАЕМ ЭЛЕКТРОН»

На бирже «продают» электрон. Выигрывают, т.е. «покупают» электрон те,  у кого больше знаний.Каждая команда по очереди делает вступительный «взнос». «Взносом» является законченная мысль, идея, дем...

Обобщение педагогического опыта по теме:"Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в преподавании химии"

Работа, представленная на обобщение на муниципальном уровне в октябре2013 года. Описаны преимущества электронных образовательных ресурсов, инновационные возможности их применения....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии, развитию речи и рисованию с использованием электронных образовательных ресурсов по теме «Овощи моего огорода» на IV Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Формула будущего

Образовательные цели:закрепить и расширить обобщенные представления детей об овощах, о их внешнем виде, сборе урожая;упражнять в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.Развивающ...

Использование электронно-образовательных ресурсов в учебно-образовательном процессе

Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требую...

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР), мультимедиа - и Интернет-ресурсов для проектирования учебных ситуаций на уроках «Иностранного языка».

Данный методический материал включает анализ профессиональных интернет сайтов по изучению иностранного языка и возможностей  использования их материалов в учебной ситуации...

Использование электронно-образовательных ресурсов в образовательном процессе. Мой педагогический опыт.

Современные образовательные ресурсы способны обеспечить: поддержку всех этапов образовательного процесса,переход ученика от пассивного восприятия к активному участию в образователном процессе....