Современный урок технологии: «Вопросы целеполагания» (из опыта работы)
учебно-методический материал на тему

Семенова Елена Николаевна

«Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семенова Е.Н., учитель технологии

ГБОУ СОШ №589 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Современный урок технологии: «Вопросы целеполагания»

(из опыта работы)

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умениеλόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач.

Программа по предмету «Технология» ориентирована на  обеспечение  развития творческих способностей каждого ученика, формирование творческой личности школьника, подготовка  его к самостоятельной творческой познавательной деятельности. Важнейшим средством развития творческого технического мышления школьников  является  самостоятельное решение им системы постепенно усложняющихся проблемных задач, решаемых на уроке. Для выполнения любого изделия, ученик должен научиться выстраивать  цепочку действий, благодаря которым он сможет достигнуть необходимого результата и таким образом, решить поставленную задачу, а значит достигнуть цели.

 «Целеполагание в образовании – это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

Одним из требований, предъявляемых к современному уроку, является организация целеполагающей деятельности учащихся. Как правило, цели учебной деятельности определяются и формулируются самим педагогом. Не зная целей, ребенок чувствует себя словно в каком-то лабиринте. А многие ученики быстро теряют интерес, утомляются  от  того, что не понимают, что  будет происходить на уроке,  у них снижается работоспособность, ухудшаются настроение. И совсем другое чувство возникает у школьника, когда он представляет себе цель того, в чем ему предстоит участвовать. Результат зависит от того, насколько учитель сможет заинтересовать учащихся работой на уроке, заинтриговать результатом «готового продукта» их деятельности, тем, чему они смогут научиться на уроке, что предстоит работа сложная, но интересная, какая техника изготовления сегодня будет использоваться на уроке и что для этого нужно.

Данный этап  занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать.

«Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности – это ее предвосхищаемый результат.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое – то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно – ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям.

Поэтому образовательный процесс  можно представить как смену взаимосвязанных деятельностей учителя и ученика.

Показателями успешного осуществления учителем целеполагающей деятельности являются:

Готовность учащихся к активной учебной деятельности (интерес к предмету, ситуация яркого пятна на каждом уроке).

  • Формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися (домысливание).
  • Вариативность приемов сообщения темы и целей учебного занятия (создание проблемной ситуации на уроке).
  • Преемственность и перспективность в постановке целей учебного занятия (использование полученных ранее знаний и умений).
  • Формулирование целей в действиях учащихся (последовательность работы).
  • Понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала (чему научились на уроке).
  • Совместное с учащимися планирование работы на учебном занятии (проектирование).

Используемые  педагогические приемы, позволяющие организовать целеполагание:

  • Объяснение учащимся целей учебного занятия одновременно с сообщением темы (научиться  технологии изготовления изделия из конкретного материала).
  • Сообщение цели в виде проблемного задания (составить алгоритм действий).
  • Указание целей учебного занятия на доске (способы обработки используемых материалов).
  • “Ассоциативный ряд” (соотношение частей изделия с  фигурами или предметами).
  • Постановка целей по структурно-логической схеме изучения явлений и  процессов (свойства используемых  материалов).
  • Постановка целей через показ конечных результатов учебного занятия (образец  изделия на различных этапах изготовления).
  • “Постановка привлекательной цели” (перечень необходимых материалов на следующий урок).

В процессе работы пришла к выводу, что эффективность организации целеполагания зависит от ряда условий:

  • Обеспечение систематичности постановки целей в учебной деятельности.
  • Использование многообразных приемов, обеспечивающих процесс целеполагания у учащихся в различных видах деятельности.
  • Осознание школьниками того, что без четко поставленной цели трудно добиться результата в учебной или другой какой-либо деятельности.
  • Соблюдение учителем возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в постановке целей.
  • Постепенное возрастание доли самостоятельности учащихся в составлении и осуществлении плана своей жизнедеятельности.
  • Осуществление учащимися контроля своих достижений.

На каждом уроке стараюсь показать учащимся важность изучаемой темы, добиваюсь осознания ими близких и далеких целей; ученикам задаю такие вопросы:

- Как вы думаете, для чего мы изучаем данную тему? Чему мы научимся, выполняя данную работу?

- С чего надо начать? А что будем делать потом?

- Почему эти материалы лучше подходят? Какими свойствами они обладают?

- С какой целью выполняем это задание? Что вы будете делать с готовым изделием? Кому подарите?

Обязательно вместе с учащимися определяем тему урока и ставим цели (сначала - общую учебную цель, а затем уже свою собственную, т.к. используя одну технику, всегда предлагаю использовать свое воображение, придумать свой вариант и результат может быть  отличным от образца):

- Что должны узнать на уроке?

- Чему научиться? Что применить?

- Какова цель сегодняшнего урока?

- А ваша личная цель? Чего хотите достичь в конце урока?

Важно образовательный процесс делать открытым и объяснять учащимся, почему сегодня на уроке используются именно эти методы и формы обучения, ставятся те или иные цели и задачи.

В конце урока  обязательна рефлексия (при проверке готовых работ оценивание результатов самими учащимися):

- Какие цели ставили?

- Достигли ли своей цели? Почему?

- Что получилось?

- Почему не получилось?

- Над чем стоит еще поработать?

Возникает сравнение своей деятельности с внешним эталоном, оценка своего личного продвижения и своей успешности, оценка себя в деятельности с учетом оценки других, самоконтроль своих действий с уже имеющимся в сознании планом, корректировка полученного результата.

 Постепенно у учащихся повышается  доля самостоятельности в постановке целей; происходит изменение основы целеполагания – от эмоциональной (любопытство, интерес) к осмыслению практической и личностной значимости изучаемой темы;  расширяются  границы планируемого.

 Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта — наиболее эффективный способ целеполагания. А по внешним «плодам» учеников всегда можно судить и о внутренних результатах обучения, то есть о развитии личностных качеств учащихся

Литература

  1.  Г.О. Аствацатурова «Технология целепологания урока», изданную в издательстве «Учитель»,  2008 год.
  2. А.В Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обуче- ния. — М.: Изд-во МГУ, 2003 год.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УСТНОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА" по обмену опытом работы из Сборника материаловVI Всероссийской научной конференции «Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»

Принята к публикации в Сборнике материалов VI Всероссийской научной конференции«Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения»(г. Челябинск, 15 ноября 2013 г.)...

Формирование адаптивной среды на уроках английского языка через использование здоровьесберегающих технологий для обучающихся (из опыта работы)

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства, не только отражающий настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на будущее. Ухудшение здоровья...

Новые результаты образования как основа проектирования современного урока технологии ФГОС (из опыта работы).

ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются...

"Персональный сайт учителя как эффективное средство реализации современных педагогических технологий на примере технологии дифференцированного обучения. Из опыта работы."

Автор обращает внимание коллег на актуальность ведения персонального сайта и приводит практические примеры использования сайта учителя как эффективного ресурса для применения технологии дифференцирова...

Современный урок в рамках ФГОС: современные формы и методы обучения. Из опыта работы.

Статья содержит информацию о формах и методах работы современного урока в рамках ФГОС....

Доклад «Современный урок технологии» (из опыта работы)

Главная цель обучения и воспитания: «дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу» К.Д.Ушинский Новая образовательная отрасль образования «Технология» единственная...

Использование современных педагогических технологий на уроке Истории и обществознания (из опыта работы)

В данной статье, на основе личного опыта и применения собственной разработки урока обществознания, рассказывается о использовании технологии диалогового взаимодействия.Технология диалогового взаимодей...