Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам".
материал по теме

Выступление на Педсовете "Интегрированное обучение" и интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (конспект и презентация).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovanie_urokov.doc32 КБ
Файл integrirovannyy_urok.docx27.21 КБ
Файл po_vasyutkinym_tropam.pptx2.68 МБ
Файл po_vasyutkinym_tropam.docx380.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Интегрированное обучение».

     Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

     Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты.

     Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

     Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

     Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

     Преимущества интегрированных уроков.

  • Способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • В большей степени, чем обычные уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • Не только углубляют представление о предмете, расширяют кругозор. Но и способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

     Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

     Закономерности интегрированных уроков:

  • весь урок подчинён авторскому замыслу,
  • урок объединяется основной мыслью (стержень урока),
  • урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,
  • этапы и компоненты урока находятся в логико - структурной зависимости,
  • отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

     Взаимодействие учителей может строиться по-разному. Оно может быть:

  • паритетным, с равным долевым участием каждого из них;
  • один из учителей может выступать ведущим, а другой – ассистентом или консультантом;
  • весь урок может вести один учитель в присутствии другого как активного наблюдателя и гостя.

     Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов.

     Первый этап работы подготовительный. Он включает в себя следующие элементы: планирование, организация творческой группы, конструирование содержания урока, репетиции.

     Второй этап подготовки и проведения урока – исполнительский. В современной дидактике этот этап урока называется фазой вызова. Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. Может быть в виде - увертюры.

     В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

     Как и начало урока, концовка должна произвести на учащихся сильное эмоциональное воздействие.

     Третий этап – рефлексивный. На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по теме: "По Васюткиным тропкам" (по рассказу В.П. Астафьева "Васюткино озеро"). 5-й класс


Предмет: Литература, география, биология.

Тип урока: урок обобщения.

Цели урока:

Ι. Образовательные: формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа текста литературного произведения, умение обобщать изученное, применять знания, полученные на других предметах на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

ΙII. Воспитательные цели: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

– регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию;

– познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно, умение инсценировать;

– коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других, применение знаний в жизни.

Методы:

  • Работа в группах (в сотрудничестве).
  • Индивидуальная работа учащихся.
  • Проектная деятельность учащихся.
  • Элементы исследовательской деятельности учащихся (сравнение, анализ, рефлексия, гипотеза, логика изложения материала). Какие художественные приёмы использует автор для описания душевного состояния героя, изменений в природе.
  • Аналитический пересказ; пересказ, близкий к тексту.
  • Элементы фронтальной работы.
  • Языковой анализ текста (элементы).
  • Чтение карты.
  • Элемент инсценирования.

Средства обучения: компьютер, экран, презентация, учебник.

Литература: Рассказ В.П. Астафьева «Васюткино озеро»

Оформление урока:

  1. Презентация.
  2. Текст рассказа «Васюткино озеро».
  3. Карта России.
  4. «Васюткина» карта.

Ход урока:

Структура содержания:

1. Оргмомент

2. Целеполагание

3. Планирование (задания по группам)

4. Применение знаний

5. Рефлексия (проверка знаний)

6. Подведение итогов

Группы:

Биологи: …

Географы: …

Литературоведы: …

Форма урока: работа в группах («Литераторы», «Биологи», «Географы»).

Задачи для ребят: продемонстрировать умения и навыки в области литературы, географии и биологии; знание текста рассказа «Васюткино озеро», умение делать выводы из произведения – добраться до берега Успеха.

Организационный момент.

Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину:

журчит, лепечет ручеек, о том, что путь далек-далек.

Упала шишка, скрипнул сук, жужжит, жужжит тяжелый жук,

листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины.

Актуализация знаний, пробуждение интереса к теме.

Учитель географии: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга.

Учитель литературы:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге.Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание

Учитель литературы: Ребята, сегодня мы отправляемся на экскурсию в лес вместе с главным героем рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» - Васюткой. Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «По Васюткиным тропам»

Учитель географии: Посмотрите на подборку афоризмов и попробуйте сформулировать вопросы, на которые сегодня мы должны ответить.

Пути не открываются перед теми, кто не борется. (Лу Синь)

Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг.    (Сюнь- Цзы)

Леса учат человека понимать прекрасное. (А.П.Чехов)

Формулируем  проблемные вопросы:

  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?
  • Природа – друг или враг?

Учитель географии: Чтобы найти ответы на эти вопросы, мы проследуем за Васюткой по тайге, от опушки Литераторов к просеке Юных натуралистов и… возможно доберемся до берега Успеха.

Учитель географии: Как вы уже поняли, сегодня мы работаем командами. Первая команда – литераторы, вторая географы и третья – биологи. Каждый участник группы, выполняя то или иное задание, вносит свой вклад в общую оценку команды.

Учитель географии: Тайга среди всех природных зон России занимает самую большую площадь.

- Какой район тайги послужил местом действия описываемых событий в рассказе?

- На какой реке происходит действие рассказа?

- Кто может показать Енисей на карте России?

Учитель литературы: А что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

Учитель географии: Что же представляет из себя эта река сегодня? Послушаем Географов. ПРЕЗЕНТАЦИЯ о Енисее.

Учитель литературы: С какой целью Васютка пошёл в лес? Посмотрим, как это было. ИНСЦЕНИРОВКА «В тайгу за шишками». Черненков Д., Садыгова. (стр.199-200) (Сопровождается слайдами – тайга и звуками леса, птичьих голосов).

Учитель географии: Что же видел Васютка на своем пути?

Сообщение «Тайга и её обитатели» –ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Учитель литературы: Давайте обратимся к тексту рассказа. Оказавшись в тайге, мальчик помнил наказ матери – надо следить за затесями (стр.200). Читаем отрывок «Весело насвистывая шёл от по тайге»

Учитель литературы: Путь Васютки лежал через разные географические объекты – лес, поляну, озеро. Правильно ли он повёл себя, оказавшись один в тайге?

  • Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки? Какие глаголы помогают передать этот азарт (стр. 202 учебника)?
  • Какую оплошность допустил мальчик? – он потерял затеси (с.203)
  • Кто виноват в том, что он заблудился? – он сам
  • Когда Васютка понял, что он заблудился?

Учитель географии: Ребята, перед вами места, где пришлось проходить Васютке (на слайде картосхема):

  • Лес;
  • Поляна;
  • Тропинка;
  • Озеро;
  • Берег.

Необходимо определить, как эти места будут называться на созданных нами «Васюткиных картах»:

  • Успеха;
  • Отчаянья;
  • Надежды;
  • Страха;
  • Уверенности.

(Ответ: Лес Отчаянья; Поляна Страха; Тропинка Надежды; Озеро Уверенности; Берег Успеха).

Учитель литературы: Объясните, чувствуется ли в этих названиях, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки (Текст учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим».Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? МОНОЛОГ ВАСЮТКИ – с.204.

Учитель литературы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. Автор использует приём антитезы для того, чтобы передать отчаяние мальчика. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.

Попытаемся понять Васютку. Описание тайги. МОНОЛОГ - стр.208.

Какие обрывки разговоров рыбаков и охотников вспомнил Васютка, заблудившись в тайге?

В чём проявлялся практицизм Васютки, умение выжить в тайге?

Учитель географии: Какие советы географы могут дать тем, кто идёт в лес?

Памятка №1. Советы идущему в лес.

  1. Подумай тщательно маршрут.
  2. Не забудь взять компас.
  3. Возьми спички для костра.
  4. Захвати с собой теплые вещи.
  5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).

Учитель географии: Отправляясь в лес, нужно быть готовым ко всему. Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ - Ситуации «Если ты заблудился».

Памятка №2 Если ты заблудился.

  1. Не паникуй, успокойся.
  2. Осмотри место, где находишься.
  3. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
  4. Разожги костер, приготовь пищу.
  5. Подготовь место для ночлега.
  6. Спокойно ожидай спасателей, родственников.

- А теперь обратимся к началу урока. Мы перед собой ставили проблемные вопросы, на которые искали ответ. Подведем итоги, ответив на них.

  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?
  • Природа – друг или враг?

ИТОГ УРОКА.

Учитель литературы: Сегодня вы приобрели и ещё одно очень ценное умение – исследование. Ведь недаром известные психологи и педагоги утверждают, что только добытые самостоятельно знания могут быть истинными. В этом убедился герой рассказа В.П. Астафьева, в этом, мы надеемся, убедились сегодня и вы…

Учитель географии: Результатом работы будет та оценка, которую каждый из Вас выставит себе.

Для этого мы просим вас заполнить карты самоанализа:

Оцените работу своих групп. Подсчитайте количество заработанных вами шишек. Победителем будет считаться та команда, которая набрала больше всего шишек.

Домашнее задание.

- Вместе с Васюткой мы путешествовали по тайге, переживали, отчаивались, радовались, и мне хотелось бы, чтобы каждый из вас написал дома Васютке письмо- отзыв о нашем совместном путешествии или о том, чему вы научились у героя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Садись на камень, под сосну, лесную слушать тишину: журчит, лепечет ручеек, о том, что путь далек-далек. Упала шишка, скрипнул сук, жужжит, жужжит тяжелый жук, листва рассказывает сны. Ты слышишь голос тишины.

Слайд 2

Она величественна и похожа на океан. Она щедра и сурова. Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы. Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм. Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Слайд 3

Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной. Он беззащитный и в то же время сильный. Он сын и одновременно хозяин. Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый. Он совершает ошибку и исправляет ее.

Слайд 4

«По Васюткиным тропам»

Слайд 5

Пути не открываются перед теми, кто не борется. (Лу Синь) Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг. ( Сюнь - Цзы ) Леса учат человека понимать прекрасное. ( А.П.Чехов )

Слайд 6

П роблемные вопросы: Является ли с пасение Васютки – чудом? Какие уроки дает природа герою и читателю? Природа – друг или враг?

Слайд 7

опушка Литераторов просека Юных натуралистов б ерег Успеха

Слайд 8

Какой район тайги послужил местом действия описываемых событий в рассказе? На какой реке происходит действие рассказа? Что говорит о Енисее дедушка Афанасий?

Слайд 10

ЕНИСЕЙ

Слайд 11

В ТАЙГУ ЗА ШИШКАМИ

Слайд 12

ТАЙГА И ЕЁ ОБИТАТЕЛИ

Слайд 14

Как писатель рисует постепенное нарастание азарта Васютки ? Какие глаголы помогают передать этот азарт? (стр. 202 учебника ) Какую оплошность допустил мальчик? (с.203 ) Кто виноват в том, что он заблудился ? Когда Васютка понял, что он заблудился?

Слайд 15

Лес Поляна Тропинка Озеро Берег ОТЧАЯНЬЯ СТРАХА НАДЕЖДЫ УВЕРЕННОСТИ УСПЕХА

Слайд 18

Какие обрывки разговоров рыбаков и охотников вспомнил Васютка , заблудившись в тайге? В чём проявлялся практицизм Васютки , умение выжить в тайге? Какие советы географы могут дать тем, кто идёт в лес?

Слайд 20

ЕСЛИ ТЫ ЗАБЛУДИЛСЯ..

Слайд 21

П роблемные вопросы: Является ли с пасение Васютки – чудом? Какие уроки дает природа герою и читателю? Природа – друг или враг?



Предварительный просмотр:

Рабочий лист ученика ________________________________________________________

Группа _______________________________________________

Тема урока: «___________________________________________________________».

Проблемные вопросы:

1. ________________________________________________________________________

2. ________________________________________________________________________

3. ________________________________________________________________________

Цель урока: __________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карта самоанализа:

Я узнал: _________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Я научился: ________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Мне нужно выучить: ________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

___________________________________________________

Я считаю, что наша группа работала на оценку «___», так как _____________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Закончи фразы, подчеркнув выбранный ответ:

Я работал на уроке активно/не активно;

Своей работой на уроке я доволен/не доволен;

Материал урока мне был понятен/не понятен, интересен/не интересен.

Я считаю, что за работу на уроке заслужил оценку «____», так как

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме "Весна" в 5 классе,урок- соревнование по теме "Наречие" в 7 классе

Интегрированный урок включает в себя синтез литературы,музыки,живописи,пробуждает в учениках умение видеть и ценить прекрасное!Урок- соревнование является заключительным при изучении темы "Наречие",в ...

Конспект урока по литературе на тему "По Васюткиным тропкам".

разработка урока по литературе для 5 класса....

Технология развивающего обучения (интегрированные уроки)

Чтобы процесс обучения детей в начальной школе был интересным, особым, адаптированный для учеников с различными позновательными и физическими возможностями я использую технологию развивающего обучения...

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро")

Разработка урока с презентацией по теме "По Васюткиным тропкам" ( по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро") в 5 классе...

Выступление "Активные методы обучения на уроках математики"

Выступление  "Активные методы обучения на уроках математики"...