Основные компоненты социального партнерства в уловиях работы с обучающимися с ОВЗ.
статья на тему

В статье рассматриваются ключевые компоненты социального партнерства, с позиции педагогической деятельности и вззаимодействия с обучающимися с ОВЗ и иными партнерами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.77 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.922.9

ШИШОВА В.А.

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №78» VIII вида, г. Новокузнецк. Основные компоненты социального партнерства в условиях специальной коррекционной школы

Ключевые слова: социальное партнерство; социализация; интеграция.

Аннотация: В статье рассматриваются основные компо- ненты внешнего и внутреннего социального партнерства в условиях системы коррекционного образования. The main components of social partnership in the context of a special correctional school SHISHOVA V.A.

Key words: social partnership; socialization; integration.

Annotation: The article examines the main components of external and internal social partnership in the context of the system of correctional education.

Современная экономическая ситуация в стране не предполагает легкой адаптации и интеграции воспитанников с ОВЗ в общество. Поэтому для решения данной проблемы в первую очередь мы счи- таем необходимым и важным развивать социальное партнерство, задача которого – развитие общественного участия в реализации приоритетных направлений специальной коррекционной школы.

367

Социальное партнерство – это особый тип совместной дея- тельности между субъектами образовательного процесса, ха- рактеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития. (И.А.Хоменко) Толкование самого термина и направлений его развития применительно к системе образования и воспитания трактуется следующим образом: 1. партнерство внутри системы образования между соци- альными группами данной профессиональной общности; 2. партнерство, в которое вступают работники системы об- разования, контактируя с представителями разных сфер обще- ственного воспроизводства; 3. партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в станов- ление гражданского общества, что позволяет изменять, проек- тировать, апробировать и устанавливать новые общественно значимые функции системы образования. Целью работы образовательного учреждения с партнерами является всестороннее повышение качества образования, рас- ширение спектра образовательных услуг, развитие социализа- ции и профориентации обучающихся за счет привлечения до- полнительных интеллектуальных, имущественных, социальных и имиджевых ресурсов. Классическая модель социального партнерства включает в себя несколько основных взаимодействий: • взаимодействие с семьями воспитанников • взаимодействие с образовательными учреждениями • взаимодействие с учреждениями культуры • взаимодействия с учреждениями дополнительного        образования • взаимодействие с местными органами самоуправления • взаимодействия с учреждениями здравоохранения

368

Социальное партнерство для нас – это сотрудничество шко- лы, различных общественных институтов и структур. Расширяя круг социальных партнёров, мы ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение инте- ресов и целей, что не противоречит общей системе социально- го партнерства.

Таким образом, ориентируясь на систему, можно предста- вить модель внешнего социального партнерства в услових на- шей школы следующим образом: социальными партнерами нашей школы являются, органы управления образования различных уровней, образовательные учреждения, учреждения культуры, учреждения дополнитель- ного образования, общественные и волонтерские организации. Механизмы взаимодействия с ними позволяют решать ряд основных задач специальной коррекционной школы • Пропедевтическую задачу мы решаем совместно с ДОУ компенсирующего вида , с городской ПМПК • Задачи просвещения, профилактики и пропаганды нам помогает решать партнерство с ГИБДД, библиотекой им Лиха- чева, театром кукол «Сказ», спортивной школой. • Вопросы профориентации крайне сложны применитель- но к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и со сниженным интеллектом, поэтому мы очень признательны

369

государственному учреждению г. Новокузнецка, которое дает возможность нашим выпускникам продолжать обучение в спе- циальных профессиональных группах для детей с ОВЗ и полу- чать востребованные на рынке труда профессии. • Задачу формирования навыков совместной конструк- тивной деятельности, позволяющей развивать элементы ис- следовательской и проектной деятельности, направленные на социальные, межпредметные проекты и социально значи- мые акции нам помогает решать партнерство со студентами факультета дошкольной коррекционной педагогики и психо- логии НФИ КемГУ и сотрудничество с ДДТ №5, педагоги ко- торого вот уже не первый год работают с нашими воспитан- никами, организовывая работу двух кружков, направленных на креативное моделирование и бумажное конструирование. Такая совместная деятельность помогает нам не только фор- мировать навыки совместной коллективной деятельности, но и решать коррекционно-развивающие задачи. Кроме того, та- кое взаимодействие помогает родителям наших воспитанни- ков увидеть творческий потенциал своих детей и способствует принятию особого ребенка. • Одним из основных направлений воспитательной дея- тельности является гражданско-патриотическое воспитание, составной частью которого в условиях нашей школы является краеведческое. В рамках этого направления совместно с музе- ем МБОУ №77 мы ежегодно проводим ряд мероприятий. На слайде вы видите совместную видеоэкскурсию, посвященную дню памяти воинов-интернационалистов. • Одной из форм реализации духовно-нравственного на- правления воспитательной деятельности мы считаем проведе- ние совместных торжественных мероприятий, посвященных па- мятным датам. И здесь нам помогает взаимодействие с детской школой искусств №55, которые приходят к нам с творческими номерами и музыкальными подарками. На данном слайде со- вместное мероприятие, посвященное 70 летию Победы.

370

• А партнерство со станцией юных натуралистов позволяет решать задачи не только экологической направленности, но и нравственно-этические. На слайде вы видите, как наши обучаю- щиеся совместно с родителями и педагогами в рамках акции добрых дел принесли корма для животных и птиц, изготовили и развесили кормушки. Таких акций в течение этого года было не- сколько. Обучающиеся всех классов не зависимо от возраста с удовольствием принимают участие в подобных мероприятиях. • Кроме того, наши акции добрых дел направлены не толь- ко на экологическое воспитание. Совместно с сотрудниками библиотеки им. Лихачева наши ребята подготовили и показали музыкальный спектакль для ветеранов Новоильинского райо- на. А в апреле этого года мы планируем подарить творческий подарок жителям дома престарелых, как уже это делали не раз совместно с библиотекой им Лихачева. • Помимо этого, наши обучающиеся регулярно оказывают волонтерскую помощь ветеранам войны, детям войны и тру- женникам тыла. Такие акции и встречи с ветеранами пробуж- дают в наших воспитанниках чувство любви к Родине. Именно пробуждают, а не навязывают, так как патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. И в основе этого чувства лежит духовное самоопределение. Таким образом, мы рассмотрели внешнее социальное пар- тнерство. Внутреннее партнерство предполагает взаимодействие всех субъектов школьного пространства, которое с позиции систем- ного подхода выглядит так.

371

Социальное партнерство проявляет себя в нашей школе в об- мене опытом, в совместной реализации коллективных проектов и социальнозначимых инициатив, в сохранении традиций, в со- вершенствовании комфортной образовательной среды. Такая деятельность расширяет круг общения всех участников образо- вательного процесса, позволяет обучающимся получить соци- альный опыт и способствует формированию их мировоззрения, что не противоречит требованиям новых ФГОСТов, вступающих в силу с сентября 2016 года и способствует полноценному, все- стороннему развитию обучающегося с ОВЗ, сохранению и укре- плению его здоровья формированию основ базовой культуры личности, развитию физических, интеллектуальных и личност- ных качеств, формированию социализации и доступной инте- грации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование социальных сетей интернета в работе с обучающимися средней школы

В последнее время меньше становится бумажных документов, чаще в нашу жизнь входят документы на электронных носителях. Электронные носители и документы стали использовать в общеобразовательных учрежден...

Социальное партнерство как ресурс патриотического воспитания обучающихся МБОУ «СОШ № 276»

Воспитание-это  круглосуточный процесс.  В современных условиях без социального партнерства школа не способна обеспечить полноценное гражданско-патриотическое воспитание  обучающихся. П...

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УСЛОВИЯХ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА.

В работе рассматриваются основные компоненты внешнего и внутреннего социального партнерства  в условиях системы коррекционного образования...

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля"

Самоанализ профессиональной деятельности социального педагога “Индивидуально-профилактическая работа с обучающимися, требующими повышенного контроля”....

Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся

В статье "Использование потенциала социального партнерства в системе работы школы как условие успешного профессионального самоопределения учащихся" раскрывается идея единства профессион...

Экскурсия как одна из эффективных форм развития социальной компетенции и профориентационной работы с обучающимися.

Профориентационная экскурсия является одним из видов сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, сочетающая в себе не только наглядность и доступность информации, но и возможность фор...