Программа элективного курса "Способы перекодирования информации"
рабочая программа (9 класс) на тему

Некрасова Валентина Фёдоровна
В содержании курса прослеживаются два равно значимых направления: преобразование символьной или образной информации в текст, и наоборот, текста в схему (в широком понимании) Обучение способам переосмысления информации направлено на ПОНИМАНИЕ – ОСМЫСЛЕНИЕ - ПРИСВОЕНИЕ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ информации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов № 94

городского округа Тольятти

Способы перекодирования информации.

Информационная переработка текста.

        Направленность:

        

Расширение границ нескольких дисциплин из числа обязательных предметов федерального компонента и обязательных предметов по выбору (ориентация содержания на конкретную практическую проблему)

Предметная область  

 метапредметный*

Автор

Некрасова Валентина Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МБУ СОШ № 94

г.о. Тольятти

*метапредметный - Компонент мета в данном случае указывает на то, что понятие имеет                                                отношение ко всем или нескольким предметным областям в целом.

Пояснительная записка

        Предлагаемый элективный курс «Способы перекодирования информации. Информационная переработка текста» предназначен для учащихся 10 класса и направлен в первую очередь на формирование метапредметных универсальных учебных действий, необходимых при работе с любым видом информации.

        Проведённый ещё в рамках предпрофильной подготовки опрос родителей, педагогов, учащихся выявил следующую проблему: неумение работать с большим объёмом информации, трудности в её присвоении, переосмыслении и, как следствие, неумение данную информацию применять.  

        Цель элективного курса:  

  • научить способам перекодировки информации, информационной переработке текста

            Планируемые образовательные результаты:

  • знать способы перекодирования информации, информационной переработки текста;
  • сформировать навыки работы с текстовой и символьной информацией; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • овладеть технологиями, направленными на формирование умений пользоваться полученной информацией, на формирование коммуникативной компетенции,  функциональной грамотности*

Способы оценки планируемых результатов:

        Цель и задачи курса определили и предлагаемые формы контроля, а именно:

  • контрольный срез на знание способов перекодировки информации; умение анализировать информацию для последующего выбора способов перекодировки;
  • практические работы, которые позволят увидеть уровень сформированности умения создавать, преобразовывать, применять и преобразовывать один вид символьной или текстовой информации  в другой;
  • составление практических пособий:  лингвистического словаря терминов, памяток, таблиц, схем, словаря речевых клише, публицистического эссе  - образцы см. в приложении; составление сценария; презентации; обзоров – данный вид контроля позволяет оценить умение присваивать и переосмыслить информацию в соответствии с поставленной задачей; сформированность метапредметных учебных действий;
  • публичное выступление показывает  сформированность предметной, коммуникативной, личностной  компетентности.

*-способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать

Описание оснований для отбора содержания образования

         Умение работать с информацией – один из компонентов общей культуры человека, необходимое условие успешной социализации личности.

        Стандарты второго поколения одним из метапредметных результатов называют умение создавать, применять и преобразовывать информацию, в каком бы виде она ни была представлена, для решения учебных и познавательных задач.         

        И это не случайно.         С многократным увеличением потока информации обучающего характера обозначился ряд проблем: во-первых, способность понять, усвоить, переосмыслить информацию; во-вторых, присвоить её, сделать осознанной; в-третьих, уметь использовать, передать.

        Это и обусловило выбор содержания элективного курса, призванного решить обозначенные проблемы.         В содержании курса прослеживаются два равно значимых направления: преобразование символьной или образной информации в текст, и наоборот, текста в схему (в широком понимании)   Обучение способам переосмысления информации направлено на ПОНИМАНИЕ – ОСМЫСЛЕНИЕ -  ПРИСВОЕНИЕ – ИСПОЛЬЗОВАНИЕ информации.        Знание способов информационной переработки текста*,  владение навыками работы с информацией, представленной в символьной, образной, текстовой форме, необходимы не только школьнику.   Это  неотъемлемая составляющая успешной профессиональной деятельности. Курс направлен на формирование активной личности, способной жить и работать в соответствии с требованиями и  реалиями современного мира. Овладение курсом позволит в будущем достичь профессионального и карьерного роста в любой сфере деятельности.

        В основу курса положен деятельностный, личностно-ориентированный подход. Это и определило выбор используемых технологий, методов и приёмов обучения.   Ведущими технологиями являются практико-ориентированные: технология развития критического мышления, диалог с текстом, т.д. Практическая направленность курса нашла  отражение и в выборе  форм занятий  (урок - практикум, урок- эксперимент, урок-семинар, урок-обзор, творческая мастерская, мастер-класс), методов, приёмов (подводящий диалог, деловое моделирование, деконструкция текста).

         Для  успешной реализации цели курса автор считает необходимым использование дифференцированных заданий, основанных на особенностях типов мышления (образное, аналитическое, концептуальное мышление, т. д.) Например, учащиеся с образным типом лучше запомнят информацию, представленную в рисунках, схемах; с логическим - в таблице и т.д. Усвоенный таким образом  учебный материал учитель может попросить представить  «наоборот» :  «логики»- в рисунке, «художники» в логической схеме. Таким образом расширяются границы умений, реализуется индивидуальный подход, каждый участник образовательного процесса чувствует себя успешным, востребованным.

        

*Автор элективного курса намеренно избегает таких способов информационной переработки текста, как план, тезис, конспект, реферат, т.к. этому достаточно времени уделяет школьная программа

Характеристика ресурсов

Для успешной реализации программы используются учебные пособия:

  • Мещеряков В.Н. «Жанры учительской речи», Тольятти, 2006 г
  • Платонова Т.Н., Некрасова В.Ф., Веснина В.Н «Великих граждан имена», Тольятти, 2007
  • Сборники задач по  алгебре, физики, химии для практических работ
  • Учебники по биологии, географии
  • Книги из серии «Мир увлечений» издательства  «Просвещение»

Дидактический материал по темам:

      1. Таблица «Три способа представления математической информации»

        2.  Презентации

      3. Сборник упражнений

      4. Психологические тесты на определение типов мышления

      5. Публицистические и художественные тексты

      6. Таблицы, схемы, памятки, т.д.

      7. Словарь терминов

Курс рассчитан на  17 часов учебного времени. 1 час в неделю в течение первого полугодия.

14 часов аудиторных занятий. 3 часа выход с выступлениями к учащимся средней школы

Рабочие места  оборудованы компьютером с выходом в Интернет.

Тематическое планирование

№ п/п

Содержание

Деятельность учащихся

Кол-во часов

1

Введение.

Цели и задачи курса.

Основные понятия. Необходимость умения владеть информационной переработкой текста в современных условиях.

Участие в лингвистическом эксперименте

1 ч.

2

Перекодирование информации  

7 ч

2. 1

Математическая информация. Три способа представления математической информации: символьный (информация, записанная на математическом языке),  словесный (задачи и задания, представленные на естественном языке), образный (графики, схемы, рисунки, чертежи, диаграммы, таблицы) *

Упражнения на перекодирование математической информации. Выбор представления информации в зависимости от цели и задач. Контрольный срез

1 ч.

2.2

Практическая работа «Перекодирование математической информации»

Практическая работа. Создание практического пособия (презентации) для учащихся средней школы «Способы перекодирования математической информации)

1 ч.

2.3

Преобразование символьной информации физических и химических задач в словесный и, наоборот, словесного в символьный [1]

Упражнения на преобразование. Конкурс «Объясни понятно»

1ч.

2.4

Преобразование словесной информации, представленной в учебных текстах предметов естественно- научного цикла в образную

Деловое моделирование.

Составление схем, графиков, таблиц

1 ч.

2.5

Выбор способов перекодирования информации в зависимости от типа мышления (образное, аналитическое, концептуальное мышление, т. д.)

Психологический тест.

1 ч.

2.6

Практическая работа «Выбор способов перекодирования информации в зависимости от поставленных задач»

Практическая работа. Создание памяток, таблиц, схем, текстовых шаблонов (речевых клише)

1 ч.

2.7

Мастер – класс «Знаешь  сам - поделись с другими!»[2] 

Презентация, публичное выступление, мастер-класс, т.д

1 ч.

3

Способы информационной переработки текста

8 ч.

3.1

Способы информационной переработки учебного текста. Рассматривается на примере правила по русск. языку, параграфа из учебника биологии  Прокомм. словами из параграфа, изобрази в рисунке, о чём ты прочитал, расположи в таблице, т.д.

Опыт лингвистического словаря терминов Проект

1 ч.

3.2

Преобразование учебного текста в публицистический. Работа с терминами по словарю. Задача: как учебный материал изложить доступно, термины-понятными. Правила публицистического выступления Выразительные языковые средства.

Публичное выступление.

1 ч.

3.3

Способы информационной переработки научно – популярного текста. Презентация как один из способов преобразования научно-популярного текста

Презентация.

1 ч.

3.4

Способы информационной переработки публицистического текста.  Диалог с текстом. Диалог с читателем. Дифференцированные задания: для учащихся с преобладающим логическим мышлением – «цитатник» метафоричных, образных высказываний; с преобладающим образным - опорный конспект, словарь речевых клише и т.д.   Публицистическое эссе

Публицистическое эссе. Лингвистический эксперимент

Словарь речевых клише.

Таблица

1 ч.

3.5

Практическая работа. Составление сценария спектакля, классного часа, вечера и т.д. о жизни и деятельности выдающихся учёных, общественных деятелей на основе научно - популярных и публицистических статей и выступлений. См. приложение, сценарий из книги Т.Н. Платоновой, В.Ф. Некрасовой «Великих граждан имена»

3.6-3.7

 Мастер-класс «Знаешь  сам - поделись с другими!» Обзор серии книг «Мир увлечений», «Жизнь замечательных людей», мини-спектакли, в основу которых положены научно-популярные и публицистические тексты, дебаты по научной или общественной проблеме, поставленной в том или ином тексте (выбор зависит от целевой аудитории)

Обзор, участие в спектаклях, аннотации, рецензии

2 ч.

3.8

Способы информационной переработки художественного текста.  Опорный конспект, «диалог» с текстом, схема, словарь литературоведческих терминов и изобразительно-выразительных средств, «схема- цитатник», путеводитель или маршрутный лист, интерпретация в различных формах, создание собственных текстов в разных жанрах

Памятка «Что нужно, чтобы чтение стало продуктивным»

1 ч.

4

Подведение итогов. Презентация исследовательских и творческих проектов

1 ч.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Форма контроля

Аудиторных

Внеаудиторных

1

Введение.

Цели и задачи курса. Основные понятия

Лекция с элементами беседы. Подводящий диалог

1 ч.

2

Математическая информация. Три способа представления математической информации:

Урок -эксперимент

1 ч.

Контрольный срез.

Выбор преобразования

математической информации в зависимости от типа задач. Решение задач.

3

Практическая работа «Перекодирование математической информации»

Практическая работа

1 ч.

4

Преобразование символьной информации физических и химических задач в словесный и, наоборот, словесного в символьный

Урок-практикум.

1 ч.

5

Преобразование словесной информации, представленной в учебных текстах предметов естественно - научного цикла в образную

Деловое моделирование

1 ч.

6

Выбор способов перекодирования информации в зависимости от типа мышления (образное, аналитическое, концептуальное мышление, т. д.) *

Подводящий диалог. Встреча с психологом.

1 ч.

7

Практическая работа «Выбор способов перекодирования информации в зависимости от поставленных задач»

Практическая работа

1 ч.

Создание памяток, таблиц, схем, текстовых шаблонов (речевых клише)

8

Мастер – класс «Знаешь  сам - поделись с другими!»*

Мастер-класс

1 ч

9

Способы информационной переработки учебного текста

Работа в группах

1 ч.

10

Преобразование учебного текста в публицистический

Урок-практикум

1 ч.

Анализ сформированности коммуникативной компетентности, проведённый по результатам устных выступлений

11

Способы информационной переработки научно – популярного текста.

Урок-обзор.

1 ч.

12

Способы информационной переработки публицистического текста.  

Урок-семинар

1 ч.

13

Практическая работа. Составление сценария спектакля, классного часа, вечера и т.д. о жизни и деятельности выдающихся учёных, общественных деятелей на основе научно - популярных и публицистических статей и выступлений.

Творческая мастерская

1 ч.

Сценарий

14-15

Мастер-класс «Знаешь  сам - поделись с другими!»

Мастер – класс (или урок-презентация, урок-практикум, урок-диалог, т.д в зависимости от целевой аудитории)

2 ч.

16

Способы информационной переработки художественного текста

Творческая мастерская

1 ч.

Отчёт по индивидуальным заданиям. Эссе, опорный конспект, таблица, схема

17

Подведение итогов. Презентация исследовательских и творческих проектов

Урок-презентация

1 ч.

Презентации


Список литературы

1. Крейдлин Г.Е., Шмелев А.Д. Языковая деятельность и решение задач. Лингвистическое развитие школьников. МИОО «Языкознание для всех» , М.2009

2. Шанский Н.М. Лингвистические детективы, М. 2007

3. Шилейко С.Е. Методические приёмы работы с текстом. МИОО «Языкознание для всех» , М.2010

4. Злобина Д.А.Методика работы с математическими задачами на перекодирование http://www.eidoc.ru

5. Мещеряков В.Н. «Словарь речеведческих терминов», Тольятти,2006

6. Платонова Т.Н. Статья «Преподавание литературы в классах физико-математического профиля» из сборника «Преподавание литературы в старших классах», Тольятти, 2007


Образцы контрольно-измерительных материалов. Рекомендации к составлению

  1. К занятию 2.  Контрольный срез. Выбор материала зависит от степени подготовленности группы, выбранного профиля

Образец

Придумать задачу, условие которой может быть описано 1) точечной функцией, определённой на множестве натуральных чисел 2) формулой 3) с помощью словесного описания

  1. На складе было восемь ящиков. В течение шести дней рабочие привозили ежедневно  по три ящика. Сколько ящиков оказалось на складе на шестой день? Решить задачу аналитичски и графически

К занятию 7

Учащимся предлагается учебная задача, для решения которой им нужно представить информацию в виде таблицы,  памятки, схемы, речевого шаблона. Оценивается не только составлять названные формы, но и умение выбрать нужную в зависимости от поставленной учебной задачи

К занятию 10

Для оценки речевой компетентности учитель использует  методику оценивания коммуникативной компетентности. Образец прилагается

К занятию 13

Оценивается не только составленный индивидуально и в группах сценарий, но и материалы к нему. (Сценарий «От объяснителя до профессора» о жизни  и деятельности А. С. Попова прилагается) Важно,  что запланирована оценка самого ученика, группы, участников проведённого мероприятия

К занятию 16-17

Оценка осуществляется по критериям к указанным видам деятельности . «Внешняя экспертиза», т. к. результат деятельности ребята представляют не только участникам элективного курса.

Образцы  дидактического материала

  1. Представьте словесную информацию в виде символьной

США ежегодно выбрасывают в атмосферу 200 мл тонн вредных веществ

Растительность с помощью фотосинтеза запасает 000,1 солнечной энергии, получаемой землёй ежегодно

Частота сердечных сокращений у мужчин составляет примерно 75 уд в минуту

Ежегодно извлекается около 150 млд тонн горных пород


[1] На каждом занятии изучаются новые способы перекодировки информации и используются изученные на предыдущем

[2] Занятие проходит вне аудитории, предполагает передачу знаний, умений, навыков от слушателей данного элективного курса учащимся средней школы (8, 9 класс). Формы таких занятий могут быть самыми разными (мастер-класс, презентация, практическая работа, мини-исследование,  игра, т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о наличии программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, разработанных Ничковой Т.А.

Информация подтверждает наличие  программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, методических пособий,  разработанных Ничковой Т.А.  Удостоверяет факт прохождения внутренней, внешней...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Информация о наличии программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, разработанных Ничковым Н.В.

Информация о наличии программ элективных курсов, нетрадиционных курсов, разработанных  Ничковым Н.В....

Программа элективного курса "Такая разная информация"

Курс ориентирован  на прдпрофильную подготовку учащихся, строится на основе информатики.  Главная цель курса - дать ученикам практические навыки работы с информацией, кото­рые способств...

Рабочая программа элективному курсу Информация и информационные технологии 10 кл.

Рабочая программа элективному курсу по технологии «Информация и информационные технологии» для 10 класса создана на основе авторской программы «элективного курса по технологии «Информация и информацио...

Рабочая программа элективного курса "С любой информацией на ты" 9 класс

Рабочая программа Элективного курса "С любой информацией на ты" 9 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Источники географической информации»

        Программа элективного курса предназначена для обучающихся 10 классов и составлена в соответствии с Базисным учебным планом МБОУ «СОШ №32 г. о. Мытищи». А...