ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» (XI КЛАСС)
рабочая программа по литературе

Жулькевская Ольга Александровна

Программа элективного курса

«Инновационные формы визуализации

информации на уроках литературы

в современной школе»

(XI класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv.docx298.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя школа № 11»    

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ

ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

(XI КЛАСС)

                                        Составила: учитель МОУ «СОШ № 11» г. Саранска

                                                            Жулькевская Ольга Александровна

Саранск 2023

Обоснование необходимости введения данного курса в школе. Тенденции развития образовательного пространства современной школы открывают новые возможности для совершенствования преподавания различных предметов, включая литературу. Они, прежде всего, сопряжены с дальнейшей интенсивной информатизацией учебного процесса, применением информационно-коммуникационных технологий на репрезентативном, организационном, инструментальном, технологическом уровнях обучения. Информационно-коммуникационные технологии помогают грамотно и продуктивно структурировать учебные сведения, актуализировать их в образной форме, трансформировать, внедрять широкий спектр приемов творческой работы с ними, что облегчает понимание содержания художественного текста, системы его образов, интерпретацию и интериоризацию прочитанного, расширяет и синтезирует направления аналитического поиска школьников. Данные методы работы с литературным произведением в электронной образовательной среде на основе информационно-коммуникационных технологий получили название визуализации – трансформации текстовой и учебной информации в наглядные образы в результате ее интерактивного свертывания и репрезентации в другом, мультимедийном виде.

Несмотря на высокую востребованность отдельных форм визуализации на уроках литературы, где словесные образы нуждаются в богатом эмоционально-чувственном «подкреплении» благодаря мультимедиа, системного освещения данного вопроса в методическом аспекте до сих предпринято не было. Как правило, ученые-методисты сосредоточивают свое внимание на хорошо апробированных и зарекомендовавших себя в учебном процессе формах визуализации, не демонстрируя все их богатство и разнообразие, не обозначая реальные перспективы качественной перестройки работы на уроках литературы в школе. Широкие возможности для решения указанной проблемы открывает элективный курс, который позволяет:

а) дать ее глубокое, комплексное исследование;

б) показать многообразие форм визуализации информации и способов их применения на уроках в школе;

в) сравнить их возможности в учебном процессе, преимущества и трудности использования на уроках-практикумах;

г) органично совместить теоретическую и практическую деятельность учеников;

д) выбрать педагогу наиболее подходящие к собственной (частной) методике организации литературной работы учащихся.

Таким образом, необходимость внедрения элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» в старших классах, учащиеся которых обладают достаточной подготовкой к работе с информационно-коммуникационными технологиями, объясняется остро ощущающимся противоречием между большими возможностями данных инструментов взаимодействия ученика с художественной реальностью и отсутствием их детального теоретико-методического освещения, широкого использования на уроках по предмету. Элективный курс «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» для учащихся XI классов представляет собой оптимальную форму учебной работы теоретико-практического характера, отличающуюся глубиной освоения теоретического материала, богатством способов организации практической деятельности, достаточно новых для современного учителя и учеников.

Методическая идея элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» заключается в признании эффективности освоения учащимися комплекса форм визуализации литературной и литературоведческой информации с применением информационно-коммуникационных технологий обучения. Визуализация литературной и литературоведческой информации обоснована с психолого-педагогической и методической точек зрения, с одной стороны, спецификой художественных образов, которые неизменно получают чувственное выражение в сознании читателя и нуждаются в достраивании. С другой стороны, возможностями ее лучшего усвоения, прочного запоминания в процессе структурирования, творческой интерпретации и интериоризации с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» связана с отсутствием такого рода методических систем и комплексных методических рекомендаций в отечественной науке и практике учителей-словесников. Имеющиеся на сегодняшний день модели курсов по выбору могут включать отдельные приемы визуализации информации в электронной образовательной среде, либо, при их общем описании, не специализируются на литературном обучении школьников.

Материал обучения. Обучение в рамках данного элективного курса строится на материале методических рекомендаций современных отечественных ученых. В качестве произведений, выступающих субстратом для освоения учащимися инновационных форм визуализации литературной и литературоведческой информации, предложены программные тексты из раздела «Литература Серебряного века» (XI класс). Актуализируются новые (дополнительные) аспекты их аналитического и творческого изучения, приемы интериоризации полученных сведений в процессе использования различных инновационных способов их визуализации, которые пополнят инструментарий современных учеников, впоследствии успешно и продуктивно применяющийся при рассмотрении других тематических разделов и художественных произведений.

Место и роль курса в профильном обучении. Элективный курс «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» дополняет учебный материал по дисциплине «Литература», призван актуализировать, систематизировать и углубить знания учащихся о новых инструментах работы с художественными текстами, литературоведческими и другими материалами на основе информационно-коммуникационных технологий обучения, которые затем могут быть адаптированы к основному предметному курсу.

Цель элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» заключается в знакомстве старшеклассников с современными способами визуальной трансформации разнообразных учебных сведений, в формировании и совершенствовании умений и навыков их эффективного применения в школьном литературном образовании.

Задачи элективного курса:

  1. познакомить с современными формами визуализации информации в электронной образовательной среде и способами их применения при изучении литературных произведений на уроках в XI классе;
  2. продемонстрировать необходимость их системного использования с целью повышения качества школьного филологического образования, улучшения его результатов;
  3. содействовать его дальнейшей информатизации и модернизации;
  4. способствовать совершенствованию литературоведческих, теоретико-литературных, читательских, интерпретационных, коммуникативных компетенций учащихся;
  5. развивать у них умения и навыки восприятия, анализа, творческой интерпретации первичного текста, свободного владения инструментами интериоризации полученных знаний;
  6. обогатить представления о литературном процессе в России начала ХХ столетия;
  7. формировать творческие, поисковые и аналитические способности старшеклассников.

Предполагаемые результаты:

  • расширение представлений учащихся об интерактивных формах визуализации информации и способах их применения на уроках литературы;
  • развитие литературоведческих, теоретико-литературных, читательских, интерпретационных, коммуникативных компетенций старшеклассников.

Материальное обеспечение курса. Специальных учебно-методических пособий и сопутствующих материалов внедрение данного элективного курса не требует, поскольку учебная деятельность ориентирована на работу с электронными версиями текстовой и схематичной наглядности, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Теоретической основой электива выступают сведения о формах визуализации информации, представленные в специальной (рекомендованной) литературе.

Сроки реализации программы. Программа элективного курса рассчитана на 24 часа, ориентирована на XI классы.

Методическая концепция курса. Элективный курс «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» разработан в рамках концепции развивающего обучения на основе системно-деятельностного, коммуникативно-деятельностного, компетентностного, интегративного, культуроведческого подходов к преподаванию литературы, имеет подчеркнуто инновационную основу, предусматривает применение технологий интерактивного, проблемного обучения, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационных технологий, соответствует ведущим методологическим установкам современного школьного филологического образования.

Методы и формы обучения: 

‒ интерактивная лекция, эвристическая беседа, беседа на основе читательского восприятия текста, интерактивная игра;

‒ выразительное чтение, словесное рисование;

‒ фронтальный опрос, дискуссия, круглый стол;

‒ аналитическая, поисковая, творческая (продуктивная) работа по тексту;

‒ индивидуальная, парная и групповая деятельность по созданию мультимедийных продуктов заданной формы и определенного содержания;

‒ создание итогового электронного кейса с материалами всех занятий в рамках элективного курса.

Инструментарий для оценивания результатов: результаты учебно-практической деятельности учащихся оцениваются от 1 до 3 баллов по следующим критериям: а) информационная полнота; б) адекватность образовательным целям задания и параметрам его выполнения; в) логичность и концептуальная целостность; г) креативность; д) языковое совершенство.

Структура курса

Введение.

Основная часть. Формы визуализации учебной информации и способы их реализации при изучении литературы Серебряного века. 

Заключение.

Зачет.

Введение выполняет установочную функцию. Осуществляется теоретическая подготовка учащихся к знакомству с отдельными формами визуализации информации и подчеркивается необходимость обращения к ним на уроках литературы с учетом специфики художественной реальности и общих тенденций развития современного школьного образования. Проводятся параллели с особенностями мышления современного человека, которое именуют «клиповым»: структурированная, разделенная на небольшие блоки зрительная информация усваивается и запоминается легче текстовой, что обусловлено актуальной коммуникативной средой, характеризующейся мультимедийностью и интерактивностью. Текст значительно уступает зрительной информации, что обязательно нужно учитывать в обучении, грамотно реализовывать имеющиеся технические возможности современной образовательной среды.

Основная часть элективного курса предполагает овладение комплексом форм визуализации информации и методикой их продуктивного использования при рассмотрении литературных произведений в процессе:

– знакомства с теоретическими сведениями;

– освоения инструментов их реализации при изучении художественных текстов или всего творчества автора;

– презентации и обсуждения полученных результатов.

Заключение подводит итоги курса.

Зачет проводится в форме эвристической беседы.

Содержание программы. XI класс (24 часа).

  1. Введение (2 часа).

Установочное занятие на тему «Визуализация информации как ее неотъемлемая черта и важный инструмент современной социальной жизни». Информационно-коммуникационные технологии, масс-медиа и клиповое мышление. Компьютеризация обучения. Интерактивная игра «Конвейер гипотез».

  1. Основная часть. Эффективные формы визуализации информации и способы их применения в литературном образовании                    (18 часов).

Тема 1. Таймлайн (2 часа).

Таймлайн – это лента времени, отражающая любую смену вех – в истории страны или развитии отдельного события, становлении литературного течения, движения, школы или в творчестве автора. Виды таймлайнов. Таймлайн может иметь разную форму: представлять собой интерактивную карту в виде строки с отметками или ряд хронологически взаимосвязанных иллюстраций.

Практическая работа. Фронтальное или групповое составление таймлайна на тему «Литература Серебряного века».

Тема 2. Майндмэппинг (2 часа).

Майндмэппинг – это работа с интерактивными ментальными картами, имеющими древовидную схему и построенными на родовидовых отношениях между различными понятиями.

Практическая работа. Групповое составление ментальных карт по разным течениям модернизма в литературе (символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм).

Тема 3. Скрайбинг по творчеству В. Я. Брюсова (2 часа).

Скрайбинг – создание визуальных конспектов урока в виде информационных рамок, фиксирующих основные даты, периоды в развитии литературного течения или творчества автора, этапы его биографии, сюжетные линии текстов, системы образов произведений, содержащих характеристику определенного героя, сравнительный анализ действующих лиц. Визуальные конспекты могут включать в себя иллюстративный и ассоциативный материал, но их основу составляют схемы, кластеры.

Практическая работа. Составление визуальных конспектов по творчеству В. Я. Брюсова и его отдельным произведениям.

Тема 4. Скетчноутинг и создание метафорических карт по творчеству А. Белого (2 часа).

Скетчноутинг – технология создания быстрых визуальных заметок (эскизов) с целью запоминания какого-либо содержания путем случайной фиксации первых представлений, впечатлений от новой информации, своего отношения к ней, ассоциаций, эмоций, цитат и т. д. Интерактивные эскизы (скетчи) располагаются линейным способом, могут редактироваться в режиме реального времени, перемещаться, представлять собой рисунки или наброски учащегося. Метафорические карты – интерактивные мультимедийные слайды, объединяющие в себе разнородную ассоциативную информацию в виде фото, видеоматериалов, схем, рисунков, набросков и т. д. из Сети Интернет.

Практическая работа. Индивидуальная работа по составлению визуальных заметок в процессе знакомства с творчеством символиста Андрея Белого, его стихотворениями и книгой «Глоссолалия». Групповое создание метафорических карт, отражающих теорию звуков автора.

Тема 5. Эйдос-конспекты по творчеству Н. С. Гумилева (2 часа).

Эйдос-конспекты – это интерактивные конспекты, включающие в себя детали-образы, которые связаны с периодами творчества автора, лирическими героями или другими персонажами стихотворений, темами произведений в целом. Детали-образы объединяют в себе некоторые наименования (например, имя или прозвище персонажа), цитаты, образы-ассоциации, указания на роль в художественном целом, иллюстрации.

Практическая работа. Создание эйдос-конспектов по программным произведениям Н. С. Гумилева или его творчеству в целом.

Тема 6. Сторителлинг по творчеству А. А. Ахматовой (2 часа).

Сторителлинг – составление историй по тексту или нескольким художественным произведениям, объединенным тематически, составляющим литературный цикл, например, от лица автора, лирической героини, которые актуализируются в реальной (путем рассказывания, обсуждения) или в цифровой образовательной среде (сторис).

Практическая работа. Создание сторис по любовной лирике                                      А. А. Ахматовой после знакомства с рядом произведений автора.

Тема 7. Проведение креативных фотосессий по творчеству                                 В. В. Маяковского и создание импрессионистических литературных портретов автора (2 часа).

Теоретическая работа с понятием «импрессионизм» как искусством воплощения мимолетных впечатлений. Каждый учащийся готовится к выразительному чтению стихотворения, подбирает реквизит, грим, отрабатывает жестикуляцию, мимику. Литературные портреты создаются в электронной среде, рисуются или дополняются уже готовые, представленные на различных Интернет-ресурсах.

Практическая работа. Создание креативных фотографий в образе                         В. В. Маяковского, а также импрессионистических портретов автора.

Тема 8. Создание кластеров и рекламных роликов по творчеству                      С. А. Есенина-имажиниста (2 часа).

Теоретическая работа с термином «имажинизм». Подготовка кластеров, отражающих логическую структуру и объединяющих разные характеристики данного понятия. Выразительное чтение есенинских текстов и прослушивание их исполнения известными актерами. Рекламные ролики, в том числе в виде буктрейлеров, рассчитанные на современного читателя и раскрывающие актуальность произведений автора в сегодняшних реалиях.

Практическая работа. Создание интерактивных кластеров на тему «Имажинизм». Подготовка рекламных роликов по творчеству Есенина-имажиниста.

Тема 9. Создание интерактивного коллажа мнений по творчеству                 Б. Л. Пастернака (2 часа).

Б. Л. Пастернак как ведущий представитель литературы Серебряного века, художественный метод которого синтезировал в себе черты различных литературных течений. Круглый стол по проблеме специфики творчества автора.

Практическая работа. Индивидуальная работа по созданию коллажей мнений относительно художественного метода автора (в форме мультимедийных презентаций).

  1. Заключение (2 часа).

Объединение всех форм визуализации информации в общий кейс – мультимедийную презентацию.

Групповое или индивидуальное составление облаков тегов (облаков  слов) – перечней гиперссылок в виде ключевых слов и ассоциатов, выделенных разным шрифтом или цветом, «сворачивающих» в цифровой образовательной среде учебный и литературный материал на тему «Литература Серебряного века». Теги могут отражать главные теоретико-литературные понятия, связанные с данной эпохой, фамилии ведущих ее представителей, центральные произведения и т. д.

  1. Зачет (2 часа). Итоговая беседа по теме «Литература Серебряного века».

Тематическое планирование элективного курса

«Инновационные формы визуализации информации

на уроках литературы в современной школе» для XI классов

Тема занятия

Количество часов по теме

Формы, методы, приемы, используемые на занятии

I.

Введение.

2 ч

1.

Установочное занятие.

2 ч

Практикум. Эвристическая беседа, дискуссия, интерактивная игра «Конвейер гипотез» по формам визуализации информации в современном мире.

II.

Основная часть. Формы визуализации учебной информации и способы их реализации при изучении литературы Серебряного века.

18 ч

2

Тема 1. Таймлайн.

2 ч

Практикум. Эвристическая беседа, теоретическая работа с понятием, практическая работа по составлению мультимедийных (интерактивных) таймлайнов «Литература Серебряного века». Проверка полученных результатов.

3

Тема 2. Майндмэппинг.

2 ч

Практикум. Эвристическая беседа, групповое составление ментальных карт по разным течениям модернизма в литературе (символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм).

4

Тема 3. Скрайбинг по творчеству В. Я. Брюсова.

2 ч

Практикум. Интерактивная лекция, эвристическая беседа, поисковая работа по текстам, скрайбинг, защита и обсуждение результатов в рамках итоговой дискуссии.

5

Тема 4. Скетчноутинг и создание метафорических карт по творчеству А. Белого.

2 ч

Практикум. Эвристическая беседа, поисково-исследовательская работа по текстам                       А. Белого и Интернет-ресурсам, фронтальная аналитическая работа по книге «Глоссолалия». Индивидуальное составление визуальных заметок в процессе знакомства с творчеством автора, его стихотворениями и книгой «Глоссолалия». Групповое создание метафорических карт, отражающих теорию звуков А. Белого.

6

Тема 5. Эйдос-конспекты по творчеству Н. С. Гумилева.

2 ч

Практикум.

Беседа на основе читательского восприятия, словесное рисование, эвристическая беседа. Групповое или индивидуальное составление эйдос-конспектов по творчеству                           Н. С. Гумилева и его отдельным произведениям.

7

Тема 6. Сторителлинг по творчеству А. А. Ахматовой.

2 ч

Практикум.

Эвристическая беседа, беседа на основе читательского восприятия, выразительное чтение, создание сторис по любовной лирике                                      А. А. Ахматовой, их презентация и обсуждение в рамках итоговой дискуссии.

8

Тема 7. Креативные фотосессии по творчеству                                                         В. В. Маяковского и создание импрессионистических литературных портретов автора.

2 ч

Практикум. Интерактивная лекция, эвристическая беседа, выразительное чтение, проведение креативной фотосессии, создание электронных импрессионистических литературных портретов                                          В. В. Маяковского. Фронтальная проверка полученных результатов.  

9

Тема 8. Создание кластеров и рекламных роликов по творчеству С. А. Есенина-имажиниста.

2 ч

Практикум. Интерактивная лекция, беседа, поисково-исследовательская и аналитическая работа с литературоведческими источниками по термину «имажинизм». Индивидуальное создание электронных кластеров. Групповая работа по подготовке рекламных роликов по творчеству автора в контексте имажинизма.

10

Тема 9. Создание интерактивного коллажа мнений по творчеству                                  Б. Л. Пастернака.

2 ч

Практикум. Эвристическая беседа, выразительное чтение, круглый стол, индивидуальная работа по созданию коллажей мнений ученых и критиков относительно художественного метода автора.

 III.

Заключение

2 ч

Объединение всех форм визуализации информации в общий кейс – мультимедийную презентацию.

Групповое или индивидуальное составление облаков тегов (облаков слов) на тему «Литература Серебряного века». Фронтальная проверка результатов.

IV.

Зачет

2 ч

Эвристическая беседа

Виды творческих работ и результатов учебно-практической деятельности

Таймлайны.

Ментальные карты.

Метафорические карты.

Визуальные заметки.

Визуальные конспекты.

Эйдос-конспекты.

Сторис.

Креативные фотографии.

Импрессионистические литературные портреты.

Интерактивные кластеры.

Рекламные ролики.

Интерактивные коллажи мнений.

Облака тегов.

Итоговая мультимедийная презентация.

Список рекомендуемой литературы

  1. Валеева, Е. В. Визуализация художественного текста. Инновационные методики в преподавании литературы / Е. В. Валеева. –                    Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 55–59.
  2. Валеева, Е. В. Образовательный сторителлинг на уроке литературы и русского языка / Е. В. Валеева. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2020. – № 4. – С. 94–98.
  3. Васильева, Е. Н. Использование приемов визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы для решения педагогических задач / Е. Н. Васильева. – Текст : электронный // Бесплатный конструктор сайтов для учителей «Мультиурок». – URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-priiomov-vizualizatsii-uchiebnogho-.html (дата обращения: 03.02.2017).
  4. Веретенникова, Е. П. Использование облака тегов на уроках литературы как приема визуализации текста / Е. П. Веретенникова. – Текст : электронный // Научно-образовательный центр педагогических проектов. – URL: https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/%D0%B2 (дата обращения: 14.10.2022).
  5. Гаврилова, Т. Г. Применение метода «скетч» в работе с информацией на уроке русского языка и литературы / Т. Г. Гаврилова. –                 Текст : электронный // Ведущий образовательный портал России                 «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/primenenie-metoda-sketch-v-rabote-s-informaciej-na-uroke-russkogo-yazyka-i-literatury-6534327.html (дата обращения: 06.03.2023).
  6. Головацкая, Н. Ф. Эйдос-конспекты при изучении поэмы                               Н. В. Гоголя «Мертвые души» / Н. Ф. Головацкая. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/630371 (дата обращения: 27.11.2021).
  7. Головченко, И. Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма : Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Головченко Игорь Федорович ; Российский университет дружбы народов. – Москва, 2017. – 29 с. – Текст : непосредственный.
  8. Гусева, Л. С. Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на уроках литературы как средство повышения интереса к   чтению / Л. С. Гусева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. –                 2017. – №1. – С. 9–11.
  9. Климкина, Л. Н. Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы / Л. Н. Климкина. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/677118 (дата обращения: 10.08.2021).
  10. Красушкина, А. В. Метафорические карты как технология визуализации учебной информации на уроках литературы /                                                      А. В. Красушкина. – Текст : непосредственный // Технологии визуального искусства : опыт теоретического осмысления и практической реализации проектов : материалы Открытой научно-практической конференции,                              г. Луганск, 21 февраля 2023 года. – Луганск : ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени                             М. Матусовского», 2023. – С. 23–25.
  11. Лисовенко, С. С. Мастер-класс «Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы» / С. С. Лисовенко. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/12/20/master-klass-sovremennye-sredstva-vizualizatsii-v-protsesse (дата обращения: 20.12.2021).
  12. Мокшина, Ю. Л. Инфографика как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы / Ю. Л. Мокшина. – Текст : электронный // EduNeo ‒ актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. – URL: https://www.eduneo.ru/infografika-kak-instrument-vizualizacii-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury/ (дата обращения: 16.12.2022).
  13. Небогина, Э. Ф. Скрайбинг на уроках русского языка и               литературы / Э. Ф. Небогина. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/02/16/skraybing-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 16.02.2021).
  14. Подругина, И. А. Визуализация на уроках литературы как средство развития творческих способностей школьника / И. А. Подругина,                                          А. А. Максимова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2021. – № 6. – С. 74–82.
  15. Программы общеобразовательных учреждений : литература :                 5–11 классы (базовый уровень) ; 10–11 классы (профильный уровень) / под редакцией В. Я. Коровиной. – Москва : Просвещение, 2010. – 256 с. – ISBN 978-5-09-021712-5. – Текст : непосредственный.
  16. Савина, У. В. Создание скрайб-презентаций на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной деятельности учащихся / У. В. Савина. – Текст : электронный // Педагогическое сообщество УРОК.РФ. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sozdanie_skrajbprezentatcij_na_urokah_russkogo_yazi_194124.html (дата обращения: 16.02.2021).
  17. Таова, Р. И. Визуализация на уроках русского языка и литературы / Р. И. Таова. – Текст : электронный // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». – URL:                   https://www.1urok.ru/categories/14/articles/36885. – Дата публикации: 14.10.2023.
  18. Устинова, Л. Ю. Скрайбинг на уроках литературы : создание визуального конспекта / Л. Ю. Устинова. – Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. – 2018. – № 5. – С. 206–220.
  19. Фефилова, Г. Е. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Гумилев Николай Степанович / Г. Е. Фефилова. – Текст : электронный // Библиотека для школьников. – URL: http://www.hallenna.narod.ru/uroki-11kl-gumilev.html (дата обращения: 01.04.2022).
  20. Хохлова, С. Н. Скрайбинг на уроках русского языка и литературы : создание визуального конспекта / С. Н. Хохлова. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/697901 (дата обращения: 09.03.2022).
  21. Челнокова, Е. А. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина,                                Н. М. Григорян. – Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 7–12.
  22. Шарун, Е. В. Техники визуализации на уроках русского языка и литературы средствами информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы) / Е. В. Шарун. – Текст : электронный // Педагогическое сообщество УРОК.РФ. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehniki_vizualizatcii_na_urokah_russkogo_yazika_i_li_112522.html (дата обращения: 11.11.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.

Как часто учителю для работы в школе требуются грамотно составленные материалы по самым различным вопросам. Большая путанница в названиях и определениях типов и видов уроков привело меня к необходимос...

Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.

Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:·       ...

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.

Типы и формирования уроков в современной школе...

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.

Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...

Рабочая программа элективного курса по математике "Экономика на уроках математики" для 10 - 11 классов

Элективный курс «Экономика на уроках математики» предназначен для учащихся  10 - 11 классов, интересующихся математикой и экономикой, решивших связать свою будущую профессию с экономи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Разговорные формы современного английского языка»

Программа «Разговорные формы современного английского языка»  составлена с учетом требований нормативно-правовых документов  и соответствует возрастным особенностям обучающихся 9...