ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ» (XI КЛАСС)
рабочая программа по литературе
Программа элективного курса
«Инновационные формы визуализации
информации на уроках литературы
в современной школе»
(XI класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 298.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 11»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ
ИНФОРМАЦИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»
(XI КЛАСС)
Составила: учитель МОУ «СОШ № 11» г. Саранска
Жулькевская Ольга Александровна
Саранск 2023
Обоснование необходимости введения данного курса в школе. Тенденции развития образовательного пространства современной школы открывают новые возможности для совершенствования преподавания различных предметов, включая литературу. Они, прежде всего, сопряжены с дальнейшей интенсивной информатизацией учебного процесса, применением информационно-коммуникационных технологий на репрезентативном, организационном, инструментальном, технологическом уровнях обучения. Информационно-коммуникационные технологии помогают грамотно и продуктивно структурировать учебные сведения, актуализировать их в образной форме, трансформировать, внедрять широкий спектр приемов творческой работы с ними, что облегчает понимание содержания художественного текста, системы его образов, интерпретацию и интериоризацию прочитанного, расширяет и синтезирует направления аналитического поиска школьников. Данные методы работы с литературным произведением в электронной образовательной среде на основе информационно-коммуникационных технологий получили название визуализации – трансформации текстовой и учебной информации в наглядные образы в результате ее интерактивного свертывания и репрезентации в другом, мультимедийном виде.
Несмотря на высокую востребованность отдельных форм визуализации на уроках литературы, где словесные образы нуждаются в богатом эмоционально-чувственном «подкреплении» благодаря мультимедиа, системного освещения данного вопроса в методическом аспекте до сих предпринято не было. Как правило, ученые-методисты сосредоточивают свое внимание на хорошо апробированных и зарекомендовавших себя в учебном процессе формах визуализации, не демонстрируя все их богатство и разнообразие, не обозначая реальные перспективы качественной перестройки работы на уроках литературы в школе. Широкие возможности для решения указанной проблемы открывает элективный курс, который позволяет:
а) дать ее глубокое, комплексное исследование;
б) показать многообразие форм визуализации информации и способов их применения на уроках в школе;
в) сравнить их возможности в учебном процессе, преимущества и трудности использования на уроках-практикумах;
г) органично совместить теоретическую и практическую деятельность учеников;
д) выбрать педагогу наиболее подходящие к собственной (частной) методике организации литературной работы учащихся.
Таким образом, необходимость внедрения элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» в старших классах, учащиеся которых обладают достаточной подготовкой к работе с информационно-коммуникационными технологиями, объясняется остро ощущающимся противоречием между большими возможностями данных инструментов взаимодействия ученика с художественной реальностью и отсутствием их детального теоретико-методического освещения, широкого использования на уроках по предмету. Элективный курс «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» для учащихся XI классов представляет собой оптимальную форму учебной работы теоретико-практического характера, отличающуюся глубиной освоения теоретического материала, богатством способов организации практической деятельности, достаточно новых для современного учителя и учеников.
Методическая идея элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» заключается в признании эффективности освоения учащимися комплекса форм визуализации литературной и литературоведческой информации с применением информационно-коммуникационных технологий обучения. Визуализация литературной и литературоведческой информации обоснована с психолого-педагогической и методической точек зрения, с одной стороны, спецификой художественных образов, которые неизменно получают чувственное выражение в сознании читателя и нуждаются в достраивании. С другой стороны, возможностями ее лучшего усвоения, прочного запоминания в процессе структурирования, творческой интерпретации и интериоризации с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» связана с отсутствием такого рода методических систем и комплексных методических рекомендаций в отечественной науке и практике учителей-словесников. Имеющиеся на сегодняшний день модели курсов по выбору могут включать отдельные приемы визуализации информации в электронной образовательной среде, либо, при их общем описании, не специализируются на литературном обучении школьников.
Материал обучения. Обучение в рамках данного элективного курса строится на материале методических рекомендаций современных отечественных ученых. В качестве произведений, выступающих субстратом для освоения учащимися инновационных форм визуализации литературной и литературоведческой информации, предложены программные тексты из раздела «Литература Серебряного века» (XI класс). Актуализируются новые (дополнительные) аспекты их аналитического и творческого изучения, приемы интериоризации полученных сведений в процессе использования различных инновационных способов их визуализации, которые пополнят инструментарий современных учеников, впоследствии успешно и продуктивно применяющийся при рассмотрении других тематических разделов и художественных произведений.
Место и роль курса в профильном обучении. Элективный курс «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» дополняет учебный материал по дисциплине «Литература», призван актуализировать, систематизировать и углубить знания учащихся о новых инструментах работы с художественными текстами, литературоведческими и другими материалами на основе информационно-коммуникационных технологий обучения, которые затем могут быть адаптированы к основному предметному курсу.
Цель элективного курса «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» заключается в знакомстве старшеклассников с современными способами визуальной трансформации разнообразных учебных сведений, в формировании и совершенствовании умений и навыков их эффективного применения в школьном литературном образовании.
Задачи элективного курса:
- познакомить с современными формами визуализации информации в электронной образовательной среде и способами их применения при изучении литературных произведений на уроках в XI классе;
- продемонстрировать необходимость их системного использования с целью повышения качества школьного филологического образования, улучшения его результатов;
- содействовать его дальнейшей информатизации и модернизации;
- способствовать совершенствованию литературоведческих, теоретико-литературных, читательских, интерпретационных, коммуникативных компетенций учащихся;
- развивать у них умения и навыки восприятия, анализа, творческой интерпретации первичного текста, свободного владения инструментами интериоризации полученных знаний;
- обогатить представления о литературном процессе в России начала ХХ столетия;
- формировать творческие, поисковые и аналитические способности старшеклассников.
Предполагаемые результаты:
- расширение представлений учащихся об интерактивных формах визуализации информации и способах их применения на уроках литературы;
- развитие литературоведческих, теоретико-литературных, читательских, интерпретационных, коммуникативных компетенций старшеклассников.
Материальное обеспечение курса. Специальных учебно-методических пособий и сопутствующих материалов внедрение данного элективного курса не требует, поскольку учебная деятельность ориентирована на работу с электронными версиями текстовой и схематичной наглядности, применение информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. Теоретической основой электива выступают сведения о формах визуализации информации, представленные в специальной (рекомендованной) литературе.
Сроки реализации программы. Программа элективного курса рассчитана на 24 часа, ориентирована на XI классы.
Методическая концепция курса. Элективный курс «Инновационные формы визуализации информации на уроках литературы в современной школе» разработан в рамках концепции развивающего обучения на основе системно-деятельностного, коммуникативно-деятельностного, компетентностного, интегративного, культуроведческого подходов к преподаванию литературы, имеет подчеркнуто инновационную основу, предусматривает применение технологий интерактивного, проблемного обучения, технологии развития критического мышления, информационно-коммуникационных технологий, соответствует ведущим методологическим установкам современного школьного филологического образования.
Методы и формы обучения:
‒ интерактивная лекция, эвристическая беседа, беседа на основе читательского восприятия текста, интерактивная игра;
‒ выразительное чтение, словесное рисование;
‒ фронтальный опрос, дискуссия, круглый стол;
‒ аналитическая, поисковая, творческая (продуктивная) работа по тексту;
‒ индивидуальная, парная и групповая деятельность по созданию мультимедийных продуктов заданной формы и определенного содержания;
‒ создание итогового электронного кейса с материалами всех занятий в рамках элективного курса.
Инструментарий для оценивания результатов: результаты учебно-практической деятельности учащихся оцениваются от 1 до 3 баллов по следующим критериям: а) информационная полнота; б) адекватность образовательным целям задания и параметрам его выполнения; в) логичность и концептуальная целостность; г) креативность; д) языковое совершенство.
Структура курса
Введение.
Основная часть. Формы визуализации учебной информации и способы их реализации при изучении литературы Серебряного века.
Заключение.
Зачет.
Введение выполняет установочную функцию. Осуществляется теоретическая подготовка учащихся к знакомству с отдельными формами визуализации информации и подчеркивается необходимость обращения к ним на уроках литературы с учетом специфики художественной реальности и общих тенденций развития современного школьного образования. Проводятся параллели с особенностями мышления современного человека, которое именуют «клиповым»: структурированная, разделенная на небольшие блоки зрительная информация усваивается и запоминается легче текстовой, что обусловлено актуальной коммуникативной средой, характеризующейся мультимедийностью и интерактивностью. Текст значительно уступает зрительной информации, что обязательно нужно учитывать в обучении, грамотно реализовывать имеющиеся технические возможности современной образовательной среды.
Основная часть элективного курса предполагает овладение комплексом форм визуализации информации и методикой их продуктивного использования при рассмотрении литературных произведений в процессе:
– знакомства с теоретическими сведениями;
– освоения инструментов их реализации при изучении художественных текстов или всего творчества автора;
– презентации и обсуждения полученных результатов.
Заключение подводит итоги курса.
Зачет проводится в форме эвристической беседы.
Содержание программы. XI класс (24 часа).
- Введение (2 часа).
Установочное занятие на тему «Визуализация информации как ее неотъемлемая черта и важный инструмент современной социальной жизни». Информационно-коммуникационные технологии, масс-медиа и клиповое мышление. Компьютеризация обучения. Интерактивная игра «Конвейер гипотез».
- Основная часть. Эффективные формы визуализации информации и способы их применения в литературном образовании (18 часов).
Тема 1. Таймлайн (2 часа).
Таймлайн – это лента времени, отражающая любую смену вех – в истории страны или развитии отдельного события, становлении литературного течения, движения, школы или в творчестве автора. Виды таймлайнов. Таймлайн может иметь разную форму: представлять собой интерактивную карту в виде строки с отметками или ряд хронологически взаимосвязанных иллюстраций.
Практическая работа. Фронтальное или групповое составление таймлайна на тему «Литература Серебряного века».
Тема 2. Майндмэппинг (2 часа).
Майндмэппинг – это работа с интерактивными ментальными картами, имеющими древовидную схему и построенными на родовидовых отношениях между различными понятиями.
Практическая работа. Групповое составление ментальных карт по разным течениям модернизма в литературе (символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм).
Тема 3. Скрайбинг по творчеству В. Я. Брюсова (2 часа).
Скрайбинг – создание визуальных конспектов урока в виде информационных рамок, фиксирующих основные даты, периоды в развитии литературного течения или творчества автора, этапы его биографии, сюжетные линии текстов, системы образов произведений, содержащих характеристику определенного героя, сравнительный анализ действующих лиц. Визуальные конспекты могут включать в себя иллюстративный и ассоциативный материал, но их основу составляют схемы, кластеры.
Практическая работа. Составление визуальных конспектов по творчеству В. Я. Брюсова и его отдельным произведениям.
Тема 4. Скетчноутинг и создание метафорических карт по творчеству А. Белого (2 часа).
Скетчноутинг – технология создания быстрых визуальных заметок (эскизов) с целью запоминания какого-либо содержания путем случайной фиксации первых представлений, впечатлений от новой информации, своего отношения к ней, ассоциаций, эмоций, цитат и т. д. Интерактивные эскизы (скетчи) располагаются линейным способом, могут редактироваться в режиме реального времени, перемещаться, представлять собой рисунки или наброски учащегося. Метафорические карты – интерактивные мультимедийные слайды, объединяющие в себе разнородную ассоциативную информацию в виде фото, видеоматериалов, схем, рисунков, набросков и т. д. из Сети Интернет.
Практическая работа. Индивидуальная работа по составлению визуальных заметок в процессе знакомства с творчеством символиста Андрея Белого, его стихотворениями и книгой «Глоссолалия». Групповое создание метафорических карт, отражающих теорию звуков автора.
Тема 5. Эйдос-конспекты по творчеству Н. С. Гумилева (2 часа).
Эйдос-конспекты – это интерактивные конспекты, включающие в себя детали-образы, которые связаны с периодами творчества автора, лирическими героями или другими персонажами стихотворений, темами произведений в целом. Детали-образы объединяют в себе некоторые наименования (например, имя или прозвище персонажа), цитаты, образы-ассоциации, указания на роль в художественном целом, иллюстрации.
Практическая работа. Создание эйдос-конспектов по программным произведениям Н. С. Гумилева или его творчеству в целом.
Тема 6. Сторителлинг по творчеству А. А. Ахматовой (2 часа).
Сторителлинг – составление историй по тексту или нескольким художественным произведениям, объединенным тематически, составляющим литературный цикл, например, от лица автора, лирической героини, которые актуализируются в реальной (путем рассказывания, обсуждения) или в цифровой образовательной среде (сторис).
Практическая работа. Создание сторис по любовной лирике А. А. Ахматовой после знакомства с рядом произведений автора.
Тема 7. Проведение креативных фотосессий по творчеству В. В. Маяковского и создание импрессионистических литературных портретов автора (2 часа).
Теоретическая работа с понятием «импрессионизм» как искусством воплощения мимолетных впечатлений. Каждый учащийся готовится к выразительному чтению стихотворения, подбирает реквизит, грим, отрабатывает жестикуляцию, мимику. Литературные портреты создаются в электронной среде, рисуются или дополняются уже готовые, представленные на различных Интернет-ресурсах.
Практическая работа. Создание креативных фотографий в образе В. В. Маяковского, а также импрессионистических портретов автора.
Тема 8. Создание кластеров и рекламных роликов по творчеству С. А. Есенина-имажиниста (2 часа).
Теоретическая работа с термином «имажинизм». Подготовка кластеров, отражающих логическую структуру и объединяющих разные характеристики данного понятия. Выразительное чтение есенинских текстов и прослушивание их исполнения известными актерами. Рекламные ролики, в том числе в виде буктрейлеров, рассчитанные на современного читателя и раскрывающие актуальность произведений автора в сегодняшних реалиях.
Практическая работа. Создание интерактивных кластеров на тему «Имажинизм». Подготовка рекламных роликов по творчеству Есенина-имажиниста.
Тема 9. Создание интерактивного коллажа мнений по творчеству Б. Л. Пастернака (2 часа).
Б. Л. Пастернак как ведущий представитель литературы Серебряного века, художественный метод которого синтезировал в себе черты различных литературных течений. Круглый стол по проблеме специфики творчества автора.
Практическая работа. Индивидуальная работа по созданию коллажей мнений относительно художественного метода автора (в форме мультимедийных презентаций).
- Заключение (2 часа).
Объединение всех форм визуализации информации в общий кейс – мультимедийную презентацию.
Групповое или индивидуальное составление облаков тегов (облаков слов) – перечней гиперссылок в виде ключевых слов и ассоциатов, выделенных разным шрифтом или цветом, «сворачивающих» в цифровой образовательной среде учебный и литературный материал на тему «Литература Серебряного века». Теги могут отражать главные теоретико-литературные понятия, связанные с данной эпохой, фамилии ведущих ее представителей, центральные произведения и т. д.
- Зачет (2 часа). Итоговая беседа по теме «Литература Серебряного века».
Тематическое планирование элективного курса
«Инновационные формы визуализации информации
на уроках литературы в современной школе» для XI классов
№ | Тема занятия | Количество часов по теме | Формы, методы, приемы, используемые на занятии |
I. | Введение. | 2 ч | |
1. | Установочное занятие. | 2 ч | Практикум. Эвристическая беседа, дискуссия, интерактивная игра «Конвейер гипотез» по формам визуализации информации в современном мире. |
II. | Основная часть. Формы визуализации учебной информации и способы их реализации при изучении литературы Серебряного века. | 18 ч | |
2 | Тема 1. Таймлайн. | 2 ч | Практикум. Эвристическая беседа, теоретическая работа с понятием, практическая работа по составлению мультимедийных (интерактивных) таймлайнов «Литература Серебряного века». Проверка полученных результатов. |
3 | Тема 2. Майндмэппинг. | 2 ч | Практикум. Эвристическая беседа, групповое составление ментальных карт по разным течениям модернизма в литературе (символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм). |
4 | Тема 3. Скрайбинг по творчеству В. Я. Брюсова. | 2 ч | Практикум. Интерактивная лекция, эвристическая беседа, поисковая работа по текстам, скрайбинг, защита и обсуждение результатов в рамках итоговой дискуссии. |
5 | Тема 4. Скетчноутинг и создание метафорических карт по творчеству А. Белого. | 2 ч | Практикум. Эвристическая беседа, поисково-исследовательская работа по текстам А. Белого и Интернет-ресурсам, фронтальная аналитическая работа по книге «Глоссолалия». Индивидуальное составление визуальных заметок в процессе знакомства с творчеством автора, его стихотворениями и книгой «Глоссолалия». Групповое создание метафорических карт, отражающих теорию звуков А. Белого. |
6 | Тема 5. Эйдос-конспекты по творчеству Н. С. Гумилева. | 2 ч | Практикум. Беседа на основе читательского восприятия, словесное рисование, эвристическая беседа. Групповое или индивидуальное составление эйдос-конспектов по творчеству Н. С. Гумилева и его отдельным произведениям. |
7 | Тема 6. Сторителлинг по творчеству А. А. Ахматовой. | 2 ч | Практикум. Эвристическая беседа, беседа на основе читательского восприятия, выразительное чтение, создание сторис по любовной лирике А. А. Ахматовой, их презентация и обсуждение в рамках итоговой дискуссии. |
8 | Тема 7. Креативные фотосессии по творчеству В. В. Маяковского и создание импрессионистических литературных портретов автора. | 2 ч | Практикум. Интерактивная лекция, эвристическая беседа, выразительное чтение, проведение креативной фотосессии, создание электронных импрессионистических литературных портретов В. В. Маяковского. Фронтальная проверка полученных результатов. |
9 | Тема 8. Создание кластеров и рекламных роликов по творчеству С. А. Есенина-имажиниста. | 2 ч | Практикум. Интерактивная лекция, беседа, поисково-исследовательская и аналитическая работа с литературоведческими источниками по термину «имажинизм». Индивидуальное создание электронных кластеров. Групповая работа по подготовке рекламных роликов по творчеству автора в контексте имажинизма. |
10 | Тема 9. Создание интерактивного коллажа мнений по творчеству Б. Л. Пастернака. | 2 ч | Практикум. Эвристическая беседа, выразительное чтение, круглый стол, индивидуальная работа по созданию коллажей мнений ученых и критиков относительно художественного метода автора. |
III. | Заключение | 2 ч | Объединение всех форм визуализации информации в общий кейс – мультимедийную презентацию. Групповое или индивидуальное составление облаков тегов (облаков слов) на тему «Литература Серебряного века». Фронтальная проверка результатов. |
IV. | Зачет | 2 ч | Эвристическая беседа |
Виды творческих работ и результатов учебно-практической деятельности
Таймлайны.
Ментальные карты.
Метафорические карты.
Визуальные заметки.
Визуальные конспекты.
Эйдос-конспекты.
Сторис.
Креативные фотографии.
Импрессионистические литературные портреты.
Интерактивные кластеры.
Рекламные ролики.
Интерактивные коллажи мнений.
Облака тегов.
Итоговая мультимедийная презентация.
Список рекомендуемой литературы
- Валеева, Е. В. Визуализация художественного текста. Инновационные методики в преподавании литературы / Е. В. Валеева. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2020. – № 1. – С. 55–59.
- Валеева, Е. В. Образовательный сторителлинг на уроке литературы и русского языка / Е. В. Валеева. – Текст : непосредственный // Школьные технологии. – 2020. – № 4. – С. 94–98.
- Васильева, Е. Н. Использование приемов визуализации учебного материала на уроках русского языка и литературы для решения педагогических задач / Е. Н. Васильева. – Текст : электронный // Бесплатный конструктор сайтов для учителей «Мультиурок». – URL: https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-priiomov-vizualizatsii-uchiebnogho-.html (дата обращения: 03.02.2017).
- Веретенникова, Е. П. Использование облака тегов на уроках литературы как приема визуализации текста / Е. П. Веретенникова. – Текст : электронный // Научно-образовательный центр педагогических проектов. – URL: https://xn--80aakcbevmvw9p.xn--p1ai/%D0%B2 (дата обращения: 14.10.2022).
- Гаврилова, Т. Г. Применение метода «скетч» в работе с информацией на уроке русского языка и литературы / Т. Г. Гаврилова. – Текст : электронный // Ведущий образовательный портал России «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/primenenie-metoda-sketch-v-rabote-s-informaciej-na-uroke-russkogo-yazyka-i-literatury-6534327.html (дата обращения: 06.03.2023).
- Головацкая, Н. Ф. Эйдос-конспекты при изучении поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» / Н. Ф. Головацкая. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/630371 (дата обращения: 27.11.2021).
- Головченко, И. Ф. Семантический комплекс «путешествия» в дискурсе акмеизма : Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Головченко Игорь Федорович ; Российский университет дружбы народов. – Москва, 2017. – 29 с. – Текст : непосредственный.
- Гусева, Л. С. Взаимодействие читательской и зрительской деятельности на уроках литературы как средство повышения интереса к чтению / Л. С. Гусева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – №1. – С. 9–11.
- Климкина, Л. Н. Инструменты визуализации на уроках русского языка и литературы / Л. Н. Климкина. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/677118 (дата обращения: 10.08.2021).
- Красушкина, А. В. Метафорические карты как технология визуализации учебной информации на уроках литературы / А. В. Красушкина. – Текст : непосредственный // Технологии визуального искусства : опыт теоретического осмысления и практической реализации проектов : материалы Открытой научно-практической конференции, г. Луганск, 21 февраля 2023 года. – Луганск : ГОУК ЛНР «ЛГАКИ имени М. Матусовского», 2023. – С. 23–25.
- Лисовенко, С. С. Мастер-класс «Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы» / С. С. Лисовенко. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2021/12/20/master-klass-sovremennye-sredstva-vizualizatsii-v-protsesse (дата обращения: 20.12.2021).
- Мокшина, Ю. Л. Инфографика как инструмент визуализации на уроках русского языка и литературы / Ю. Л. Мокшина. – Текст : электронный // EduNeo ‒ актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт. – URL: https://www.eduneo.ru/infografika-kak-instrument-vizualizacii-na-urokax-russkogo-yazyka-i-literatury/ (дата обращения: 16.12.2022).
- Небогина, Э. Ф. Скрайбинг на уроках русского языка и литературы / Э. Ф. Небогина. – Текст : электронный // Образовательная социальная сеть. – URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2021/02/16/skraybing-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury (дата обращения: 16.02.2021).
- Подругина, И. А. Визуализация на уроках литературы как средство развития творческих способностей школьника / И. А. Подругина, А. А. Максимова. – Текст : непосредственный // Литература в школе. – 2021. – № 6. – С. 74–82.
- Программы общеобразовательных учреждений : литература : 5–11 классы (базовый уровень) ; 10–11 классы (профильный уровень) / под редакцией В. Я. Коровиной. – Москва : Просвещение, 2010. – 256 с. – ISBN 978-5-09-021712-5. – Текст : непосредственный.
- Савина, У. В. Создание скрайб-презентаций на уроках русского языка и литературы как средство развития познавательной деятельности учащихся / У. В. Савина. – Текст : электронный // Педагогическое сообщество УРОК.РФ. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/sozdanie_skrajbprezentatcij_na_urokah_russkogo_yazi_194124.html (дата обращения: 16.02.2021).
- Таова, Р. И. Визуализация на уроках русского языка и литературы / Р. И. Таова. – Текст : электронный // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок». – URL: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/36885. – Дата публикации: 14.10.2023.
- Устинова, Л. Ю. Скрайбинг на уроках литературы : создание визуального конспекта / Л. Ю. Устинова. – Текст : непосредственный // Ценности и смыслы. – 2018. – № 5. – С. 206–220.
- Фефилова, Г. Е. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Гумилев Николай Степанович / Г. Е. Фефилова. – Текст : электронный // Библиотека для школьников. – URL: http://www.hallenna.narod.ru/uroki-11kl-gumilev.html (дата обращения: 01.04.2022).
- Хохлова, С. Н. Скрайбинг на уроках русского языка и литературы : создание визуального конспекта / С. Н. Хохлова. – Текст : электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – URL: https://urok.1sept.ru/articles/697901 (дата обращения: 09.03.2022).
- Челнокова, Е. А. Сторителлинг как технология эффективных коммуникаций / Е. А. Челнокова, С. Н. Казначеева, К. В. Калинкина, Н. М. Григорян. – Текст : непосредственный // Перспективы науки и образования. – 2017. – № 5. – С. 7–12.
- Шарун, Е. В. Техники визуализации на уроках русского языка и литературы средствами информационно-коммуникационных технологий (из опыта работы) / Е. В. Шарун. – Текст : электронный // Педагогическое сообщество УРОК.РФ. – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/tehniki_vizualizatcii_na_urokah_russkogo_yazika_i_li_112522.html (дата обращения: 11.11.2022).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.
Как часто учителю для работы в школе требуются грамотно составленные материалы по самым различным вопросам. Большая путанница в названиях и определениях типов и видов уроков привело меня к необходимос...
Авторский элективный курс «Экологическое воспитание учащихся на уроках литературы» для 5-11 классов.
Это образовательная программа, рассчитанная на реализацию в 5-11 классах. Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе:· ...
Методическая копилка: формы и типы уроков в современной школе.
Типы и формирования уроков в современной школе...

Нестандартные формы работы на уроках литературы в коррекционной школе VIII вида в условиях внедрения инновационных методов.
Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из основных задач учебного процесса в коррекционной школе. Важнейшим приемом активизации урока литературы является проведение нет...
Современный взгляд на дидактику общеобразовательной школы в условиях введения новых ФГОС. Урок в современной школе. Технологическая карта современного урока
Материал предназначе для учителей, работающих в условиях введения новых ФГОС....

Рабочая программа элективного курса по математике "Экономика на уроках математики" для 10 - 11 классов
Элективный курс «Экономика на уроках математики» предназначен для учащихся 10 - 11 классов, интересующихся математикой и экономикой, решивших связать свою будущую профессию с экономи...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Разговорные формы современного английского языка»
Программа «Разговорные формы современного английского языка» составлена с учетом требований нормативно-правовых документов и соответствует возрастным особенностям обучающихся 9...


